kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема милосердия в произведении Е.Мурашовой Класс коррекции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен анализу произведения Екатерины Вадимовны Мурашовой "Класс коррекции". Произведение о детях, которые, по воле судьбы, остались наедине со своими проблемами и пытаются выжить в жестоком мире. Урок направлен на то, чтобы учащиеся учились видеть в окружающих не только внешнюю оболочку, но и часто незаметный богатый внутренний мир.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема милосердия в произведении»

VIII Республиканский фестиваль педагогических идей

учителей русского языка и литературы «Открытый урок»















План урока на тему:

«Проблема милосердия в произведении

Е. Мурашовой «Класс коррекции»

(номинация: «Мой лучший урок…»)







Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №1» г.Чебоксары

Щеглова Алина Германовна





Чебоксары

2013



«Проблема милосердия в произведении

Е. Мурашовой «Класс коррекции»


Цели урока:

познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя;

прояснить мотивы поведения героев произведения;

раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои повести Е.Мурашовой;

показать, какую роль в произведении играет милосердие и что означает это понятие;

формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки, продолжить работу по развитию культуры речи школьников.


Оборудование: проектор, экран, презентация

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее.Но бывает, что не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее.

Мы знаем много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие – традиционная черта россиян.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны, особенно в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили.

И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

Но вот беда – все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

Именно о милосердии идет речь в произведении Екатерины Мурашовой «Класс коррекции».

Повесть Е.Мурашовой входит в рекомендательный список литературы для библиотек под названием « Книги, помогающие жить». Героями этих книг являются люди с ограниченными возможностями, но обладающие сильным характером. Они преодолели тяжкий недуг или научились достойно жить с неизлечимой болезнью.

Может ли книга чем-то помочь в жизни? (Она может помочь преодолеть невзгоды, поверить в то, что все в жизни еще может сложиться хорошо.)

Екатерина Вадимовна Мурашова — известная петербургская писательница, мать двоих детей, практикующий психолог в детской поликлинике. Она пишет о детях, с которыми сталкивается по роду занятий, и в основном, это дети «с проблемами». Название повести по-взрослому конкретное и честное, название-предупреждение: разговор будет трудным, о больном и нерадостном. Разговор о детях, отторгаемых обществом, социально неблагополучных, — о детях-инвалидах, в том числе умственно отсталых.

2. Сообщение учащегося о творчестве Екатерины Мурашовой


3. Беседа с классом.

Как вы понимаете значение слова «коррекция»?

КОРРЕ́КЦИЯ (correctio) (книжн.).1. Исправление (спец.). Коррекция зрения).Толковый словарь Ушакова. Д.Н.


КОРРЕ́КЦИЯ - исправление недостатков, неправильностей, не требующее коренных изменений.Словарь практического психолога. 


КОРРЕ́КЦИЯ – (лат. correctus выправленный) исправление, совершенствование чего- либо. Словарь иностранных слов.


Коррекция социальная— совокупность мероприятий, направленная на изменение (исправление) социальных субъектов. 


Коррекция психологическая - деятельность по исправлению тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели. 


Что вы знаете о классах коррекции? Как относитесь к тем детям, которые в них учатся?

Как, вы думаете, по какому принципу отбираются в них ученики?( Первые два класса в каждой параллели – «А» и «Б» - гимназические. У них лучшие учителя, три иностранных языка, кроме того, им преподают всякие важные и нужные предметы, вроде риторики и истории искусства. «Ашки» покруче, чем «бэшки», там больше зубрилок и детей спонсоров. Классы «В» и «Г» - нормальные. Там учатся те, у кого все более-менее тип-топ и в голове, и в семьях. В «В» скорее более, в «Г» - менее. Мы – класс «Е». Можете себе представить.)

Дайте характеристику классу, который описывается в произведении.(В этом отстойном и безнадежном, по педагогическим меркам, классе собрались самые запущенные, а по сути, просто несчастные – каждый по-своему – дети. За свою короткую жизнь им довелось пережить слишком много. Это злые волчата, жертвы пороков взрослых. Они матерятся, пьют и никому не верят. Их детство прошло в аду. И ад этот существует рядом с нами, только многие предпочитают об этом не говорить. Ад этот на языке успешных людей называется «неблагополучные семьи». В повести речь идет о трудном классе, классе коррекции 7 «Е», куда собраны «второсортные» дети со всевозможными отклонениями и диагнозами, которые не имеют никаких перспектив и блестящих видов на будущее.)

Что вы знаете о жизни детей, которые учатся в 7Е классе?(Стеша (гл. 9, 25), Мишаня (глава 4, 26), Пашка (гл. 4,), Пантелей (гл. 7. 22, 23), Витька и Митька (гл. 10, 16, 17, 27), Таракан (гл. 17).

Расскажите о том, как к этим детям относятся взрослые.(Завуч возмущается: «…почему мы, гимназия, занимающая первые места в городе по девятнадцати показателям, должны заниматься еще и психически больными детьми?!». Классная руководительница 7 «Е» внушает молодому учителю географии, который встал на сторону ребят: «Школа - всего лишь слепок с общества в целом. Неужели вы не видите разделения «на классы» всего нашего мира? Бедные и богатые. Удачливые и неудачники. Умники и глупые…» В гл. 18 (с. 127-133) приводится сцена с поездкой в Эрмитаж, в которой еще раз подчеркивается несправедливое отношение к детям из класса коррекции)

От чьего имени ведется повествование?

Что мы знаем об Антоне? Как он попал в класс коррекции?

(Историю, которая произошла с 7 «Е», рассказывает Антон, один из учеников класса коррекции.Об Антоне учителя говорят, что «по природе он – безусловный лидер, и к тому же очень умен и образован для своих лет», но «неврологическинездоров», у него «бывают припадки неконтролируемых эмоций»)

Ребята, как вы понимаете слово «милосердие»?

Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.Толковый словарь русского языка)

Составление кластера к слову «милосердие»

Именно с этого слова начинается произведение. Им классный руководитель предваряет появление новенького? Как класс реагирует на произнесенное слово «милосердие»?

(«- Дети, сегодня я прошу вас вспомнить о таком понятии, как милосердие!

В ответ на эту просьбу половина нашего класса весело заржала. Другая

половина, та, у которой сохранились мозги, насторожилась.м было, отчего. Я думаю, что в тот день это самое слово, - "милосердие" - прозвучало в стенах нашего класса впервые за все семь лет, которые мы провели в школе. Почему?

Так уж получилось. Не говорят в нашем классе такими словами.

А сегодня - с какой бы радости?»

Странно, что фраза о милосердии оказывается адресована детям, которые сами в нем нуждаются. Хотя... все как в жизни: посочувствовать и понять может только подобный тебе.)

Что изменилось в классе с приходом Юры Малькова? Что отличает Юру от сверстников? (У Юры ДЦП, но не только немощью отличается он от своих сверстников. Тяжело больной физически, он слишком нормальный в этом классе коррекции. Юрик живет в полной семье, у него не очень молодые, но любящие и понимающие родители. Его знания простираются далеко за пределы школьной программы. А еще он может посмеяться, пошутить над собой – а это талант, которым в классе никто не обладает. Над другими – сколько угодно, а над собой - нет. )

Что нового мы узнаем о ребятах из эпизода о вечеринке у Юры Малькова?

Какой вывод делает Антон? («Мы - уроды, отбросы.Это всегда есть, всегда было»)

Для чего Юра решил устроить вечеринку?( Юра хочет показать ребятам, что они не «уроды» и не «отбросы». И с этой целью приглашает весь класс к себе в гости, хотя это не было принято в 7 «Е». Для большинства из класса приглашение Юры – это первый праздник в жизни. Придя в гости, они просто смотрели, как все может быть устроено. Обои на стенах, белье на кроватях, скатерть на столе, салфеточки, картины на стенах, папа, мама…

У этих детей не все благополучно в их детской жизни, их не пускают в приличные дома, они не слышат ласковых слов в свой адрес, к ним относятся как к второсортным.Задачки, которые реальная жизнь подкидывает «ешкам», тоже отнюдь не для седьмого класса. Например, одна из девочек посреди учебного года оказывается с шестимесячным ребенком на руках, потому что его мать куда-то пропала. А всего детей там то ли пятеро, то ли шестеро, просто остальные чуть постарше. И девочки седьмого «Е» устанавливают дежурство при малышке, чтобы их подруга могла учиться и спать хотя бы иногда.)

С какой целью автор вводит в произведение параллельный мир?(Параллельный мир – это приём, который автор использует для того, чтобы показать, насколько жесток реальный мир. В том мире, по словам Юры, сбываются желания. Юра там умеет ходить, то есть совершенно здоровый человек. Там всего два времени года: весна и лето. В центре города, куда попадают мальчики, православная церковь с золочёными куполами, католический собор и голубая мечеть с минаретом. Антон впервые здесь услышал, что он красивый мальчик. В реальном мире ему никто такое не говорил. Мы схематично показали параллельный и реальный миры. Любой ребенок придумывает себе сказочную страну. Ребенок вступает в мир, как чистый лист, и со временем понимает, что и любить его будут не все, и жалеть не все, и вообще, все какое-то черно-белое. И у каждого в итоге получается своя страна, планета, параллель. Это нормально. Ненормально, когда волшебная нереальность становится единственной радостью в жизни, потому что частенько бьют, оскорбляют, осмеивают, отталкивают. В придуманном мире преобладают яркие, сочные краски, а в реальном мире в основном серые тона. По-другому, это мир не добра, света и радости, а мир сплошных проблем.)

Почему дети не остаются в нем? (Они не уверены, что параллельный мир будет существовать всегда, а в этом мире все привычно, здесь родители, друзья…)

Неужели эти дети одиноки и никто не хочет им помочь?(Учитель географии пытается изменить отношение окружающих к этим детям. Он парирует завучу: “…Вы гораздо более социально опасны, чем все классы «Е» в целом…” И за этими словами стоит очень многое. В частности, то, что хотим мы этого или нет, но всем нам не откреститься безнаказанно от социальных проблем. Эти неудобные обществу дети уже мстят нам за своё неблагополучие (и за наше благополучие, кстати, тоже). Они держатся стайкой и стоят друг за друга горой. Они вместе.)

Как проявили себя ребята в истории со Стешей? (В трудный момент, когда трое парней из 11 «А» класса, детки спонсоров школы, похитили Стешу, весь 7 «Е» объединился. Объединился, чтобы совместно решить их общую беду, понимая, что помощи ждать им не откуда. И они сражались за девочку и в нашем, и в параллельном мире. Антон организовал сбор одноклассников и предложил план вызволения Стеши.

Эти неудобные обществу дети смогли постоять друг за друга и драться до крови. Хотя они и смеются над словом «милосердие», но своим поступком продемонстрировали его проявление.

Когда приходит беда, эти дети встают плечом к плечу и справляются сами, не ожидая помощи от окружающих взрослых. И как-то вдруг понимаешь, что в этих искалеченных телах живут удивительные души: чистые, верные, крепкие. А вот от образов «упакованных», сытых и здоровых «ашек» и «бэшек» явственно тянет гнильцой. Так что перед нами встает большой вопрос: кого корректировать нужно?)

Чем заканчивается произведение?(После смерти Юры ребята приходят к его родителям и сообщают о том, что их класс расформировали. На вопрос мамы об их дальнейшей судьбе дети отвечают: «Ничего, прорвёмся». « Я тоже верю – прорвётесь»,- согласился Юркин отец)


4. Заключительное слово учителя.В этих детей верит автор, поэтому оставляет своих героев в реальном мире, утверждая, что жизнь не может быть только розовой и безоблачной. За неё надо бороться. Лучше, когда вместе, дружно, как ребята из класса коррекции.

Основная мысль произведения выражена в словах Стеши: «Запах звёзд». По-другому, звезда-это символ надежды.

Мне бы хотелось, чтобы в ваших сердцах не нашлось места для равнодушия, пусть наполнятся ваши сердца добротой, состраданием, любовью, искренним желанием помогать людям.

Книга написана для детей, причем для детей скорее нормальных, чем аномальных. И для родителей, возможно, тоже. Для того, чтобы все прочитавшие поняли, что и у таких детей существует свои мир. Они другие, да, они непонятные для нас, но они вынуждены как-то жить в этом нормальном (для нас) мире. А для них он... чужой. И надо пытаться, нет, надо уметь понять и таких детей. Книга о вечных ценностях: добре, справедливости, милосердии, сопротивлении злу. Подростки скорее, чем взрослые, понимают сложность и неоднозначность некоторых жизненных ситуаций. Практически с детства эти ребята знают, что такое социальная иерархия и какое место они в ней занимают, как к ним относятся, видят фальшь, показуху. А небольшой эпизод - подростки, причем неблагополучные, передают малыша из своей семьи родителям только что умершего их друга -прекрасного мальчика-инвалида. И мать принимает его. Ибо все они понимают - у малыша появляется надежда, а у матери смысл жизни, и всё сложится багополучно - дети это тоже понимают...

5. Рефлексия.Составление синквейна к слову «милосердие» (на фоне песни «Прекрасный мир»)

6. Домашнее задание. Сочинение «Нужно ли милосердие в нашей жизни?»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблема милосердия в произведении Е.Мурашовой Класс коррекции

Автор: Щеглова Алина Германовна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 121975


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства