kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема "футлярности" в рассказе А.П. Чехова "О любви"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся рассказали о писателе А.П. Чехове и проанализировали рассказ "О любви". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема "футлярности" в рассказе А.П. Чехова "О любви"»



Класс: 8

Тема: Проблема «футлярности» в рассказе А.П. Чехова «О любви»

Цели урока: формировать литературоведческие понятия (лаконизм, подтекст, психологизм, художественная деталь, юмор); развивать умение анализа рассказа « О любви »; воспитывать интерес к личности и творчеству А. П. Чехова, любовь к чтению, положительное отношение к предмету.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: лекция, аналитическая беседа, введение портрета и иллюстрации, организация конспектирования, демонстрация слайдов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран


Ход урока


  1. Организационный момент.

  1. Приветствие и объявление темы и цели урока.

Сегодня наш разговор о Чехове. От Чехова идут все пути к новой литературе, к новой жизни, которая рождается на смену прошлого.

Чехов…Знакомый и незнакомый…Какие его произведения вы читали? В чём особенность его таланта?

Истоки мировоззрения нужно искать в детстве.

  1. Проверка домашнего задания.

Сообщение о писателе с презентацией

Чехов-доктор, Чехов-писатель, Чехов-человек во всем и всегда был гуманистом, он писал: «Я ненавижу ложь и насилие во всех видах… Моё святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь, абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две ни выражались».

Родина Чехова- Таганрог.

Родители писателя – Павел Егорович Чехов и Евгения Яковлевна Морозова положили начало многочисленной, талантливой семье. 17 января (29 января) 1860 года в доме Чеховых в Таганроге родился третий сын, Антон, — будущий писатель.

И сегодня можно посетить скромный домик, где проживала семья Чехова.

Всего в семье Павла Егоровича Чехова было шесть детей: Александр, Николай, Антон, Иван, Мария, Михаил. Семья была большой, дружной, трудолюбивой. А.П. Чехов всегда относился к родителям с уважением, позднее он напишет: «Отец и мать – единственные для меня люди…, для которых я никогда ничего не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук. Но детство не было безоблачным. Когда Антон Павлович говорил: «В детстве у меня не было детства», то он подразумевал под этим многое. Прежде всего, самый образ жизни детей Павла Егоровича был не очень детским: это был почти каторжный трудовой режим.

Лавочка Павла Егоровича торговала с 5 утра до 11 вечера, заботу о ней Павел Егорович нередко целиком возлагал на сыновей, день его детей распределялся между лавочкой, гимназией, опять лавочкой, бесконечными спевками и репетициями и такими же бесконечными церковными и домашними молениями. Кроме того, дети учились ремеслу, в частности Антоша портняжил. Он должен был с малых лет приучаться и к счетному делу, а главное — к искусству торговли, что Чехову очень не нравилось.

Павел Егорович воспитывал своих детей деспотически. И, однако, было бы неправильно рисовать жизнь семьи только темными красками. Отец хотел сделать своих детей образованными людьми. Он хотел, чтобы дети были счастливее его. Он отдал их всех в гимназию, нанял для них учителя музыки, рано начал учить их языкам; старшие сыновья уже в отроческие годы свободно говорили по-французски.

Еще в Таганроге, в гимназии, Чехов пробовал писать в гимназических журналах. Писать – это было его внутренней потребностью. Будучи студентом медицинского факультета Московского университета, на первом курсе Чехов начинает сотрудничать в различных московских и петербургских журналах.

Молодой Чехов сочинял короткие юмористические рассказы и публиковал их под многочисленными псевдонимами. В 1883 году вышли в свет первые сборники рассказов Чехова «Сказки Мельпомены» и «Пестрые рассказы». В своих рассказах Чехов средствами юмора старался показать пошлость окружающей жизни, показать людям, как плохо, неинтересно они живут, чтобы излечить их от этого. Чехов не случайно стал врачом, он хотел лечить людей и физически, и морально. Хотел выпрямлять души людей, а не только врачевать их болезни.

Чехов оставил после себя не только рассказы, пьесы…На его средства построены три школы в Мелихове, больница, школа в Крыму, где Чехов жил в последние годы вследствие болезни. Его жизнь – следование формуле, которую он сам же и вывел: «Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво».

II. Основная часть урока

  1. Сообщение об истории рассказа

Рассказ « О любви » был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти три рассказа составили цикл, который получил название «Маленькие трилогия» или «Трилогия о «футлярной жизни».

Рассказы объединены общей проблемой: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни. В героине рассказа себя узнала Л.А.Авилова.

Вначале рассказа герой задаёт вопрос: «Как зарождается любовь?

Как отвечают на него «русские порядочные люди»?

(Честно это или не честно? )

2. Работа с текстом.

1. Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?

(Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)

  1. О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?

(Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)

  1. Как развивались отношения между героями?

(Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)

  1. Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?

(Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, , которые, с его точки зрения. Оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)

  1. Какова судьба их взаимного чувства?

(Звучит «Осеняя песня Чайковского. На фоне музыки читается сцена расставания героев)

В невозможности открыть чувства проходят годы. И лишь прощаясь навсегда, они признаются друг другу в любви и понимают, «как ненужно, мелко и обманчиво было все то, что им мешало любить». Они сделали свой выбор. Главное, делая его, сохранить в себе человека.

  1. Так что же имел в виду Чехов, говоря: «Берегите в себе ЧЕЛОВЕКА»?

Человек –это

  • Быть счастливым

  • Высокие стремления

  • Работа ума и сердца

  • Движение к поставленной цели

  • Жизнь в гармонии с самим собой

3. Исследовательское задание

Один из приёмов характеристики действующего лица – его речь. Она помогает понять и его чувства, его социальное положение, уровень культуры...

Охарактеризуйте речь Алёхина с точки зрения лексики. (Общая характеристика: содержательна, точна, правильна, богата, выразительна.

Вывод: речь культурного, умного, образованного человека. Так ли это?

(Зачитываются примеры, доказывается использование различных пластов:

разговорно-бытовая: холостяки, батраки, без гроша, убыток, няня, почём говядина…

просторечные слова: спаньё в санях, мужики, бабы…

просторечно-вульгарные: мурло...

просторечные грамматические формы: тосковать по чёрном (у), сюртуке (у)...

церковно-славянская лексика: питать пристрастие, «тайна сия велика есть»…

книжная лексика: трактовать, поэтизировать, индивидуализировать...

просторечные фразеологические обороты: говорил бог знает что, выпил в один присест, как белка в колесе...

Вывод учителя: вложив в уста героя просторечные слова и выражения, Чехов приземляет героя, не идеализирует.

Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Человек, считает Чехов, не должен жить "в футляре", а "футляр" может принимать любую форму: в данном случае это "футляр" условностей, внешних приличий, ненужных рассуждений и т.д.

Как вы считаете, можно ли разрушить «футляр»? Что для этого нужно сделать?

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
(Ю. Левитанский)

IV. Заключительная часть урока

  1. Итог урока.
    Я надеюсь, что после сегодняшнего урока каждый из вас сделает выводы для себя. Жизнь бесценна, дается она всего лишь раз и нельзя загонять её в угол, в бессмысленный футляр сомнений. И помните, красота и любовь спасут мир! И в этом Антон Павлович Чехов, конечно же, с нами бы согласился. Спасибо вам всем, ребята, за работу.

  2. Домашнее задание. 
    Написать сочинение-рассуждение 
    "Кто такие "футлярные люди" или «люди, проглядевшие свою жизнь»?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблема "футлярности" в рассказе А.П. Чехова "О любви"

Автор: Харлановская Вероника Леонидовна

Дата: 20.02.2019

Номер свидетельства: 500761


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства