Просмотр содержимого документа
««Проблема добра в современной литературе и особенности ее раскрытия в творчестве Бориса Екимова (на примере рассказа «За теплым хлебом»)».»
Тема урока: «Проблема добра в современной литературе и особенности ее раскрытия в творчестве Бориса Екимова (на примере рассказа «За теплым хлебом»)».
Эпиграф к уроку: «Рассказы Бориса Екимова не отличаются острым сюжетом, нет в них занимательности. Но зато они богаты человеком» (Е. Скарлыгина).
Вид урока: урок объяснения нового материала.
Форма урока: комбинированная.
Целиизадачи урока:
1) образовательные: а) познакомить учащихся с творчеством Б. Екимова и его рассказом «За теплым хлебом»; б) очертить концептуальное поле произведения (по результатам проведения этимологического анализа его ключевых слов); в) выявить нравственную проблематику и особенности ее раскрытия в тексте; г) проследить за трансформацией жанрового канона рождественского рассказа (в процессе сравнительно-сопоставительного анализа с «Мальчиком у Христа на елке» Ф. М. Достоевского и «Девочки со спичками» Г.-Х. Андерсена); д) совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности школьников;
2) развивающие:а)развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.); б) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысления устного текста), говорения; в) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.); г) совершенствовать умения целостно воспринимать текст в контексте национальной культуры; д) вырабатывать навыки аргументированного выражения своей точки зрения; е) расширять культурный кругозор учащихся и формировать эстетический вкус.
3) воспитательные:а)продемонстрировать учащимся образец чуткости, отзывчивости, милосердия по отношению к близким людям; б) осуществлять духовно-нравственное воспитание школьников; в) воспитывать интерес к предмету.
Универсальные учебные действия, формируемые и совершенствуемые на уроке: 1) личностные УУД: умения и навыки групповой работы; 2) познавательные УУД: анализ, обобщение и систематизация знаний; 3) коммуникативные УУД: навыки аргументации и эффективного коммуникативного взаимодействия в группе, коллективе.
Образовательные технологии: урок разработан с использованием технологий проблемного, интерактивного и развивающего обучения, отличается усиленной коммуникативной и исследовательской составляющей, соответствует основным принципам личностно-ориентированного и практико-ориентированного обучения.
Формы, методы и приемы работы на уроке: эвристическая беседа, проблемные вопросы, дискуссия (обсуждение), коллективная и групповая работа учащихся поисково-исследовательского характера, этимологический и кластерный виды анализа.
Опережающее задание: самостоятельно прочитать рассказы Б. Екимова «За теплым хлебом», Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», сказку Г.-Х. Андерсена «Девочка со спичками».
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, тексты произведений, сборники пословиц и поговорок русского языка.
План урока:
1. Организационный момент + вступительное слово учителя – 3 мин.
2. Эвристическая беседа по концептуальному полю произведения с элементами словарной работы, поисковой деятельности и кластерного анализа – 10 мин.
3. Постановка учебной проблемы – 2 мин.
4. Аналитическая работа по рассказу Б. Екимова «За теплым хлебом» – 10 мин.
5. Исследовательская работа по тексту художественного произведения и учебному кластеру «Национально-культурные смыслы слов «добро» и «хлеб» в русской языковой картине мира» – 10 мин.
6. Решение учебной проблемы и формулирование идеи произведения – 5 мин.
7. Подведение итогов урока и формулирование основных выводов – 5 мин.
Содержание урока:
1. (СЛАЙД 1). Организационный момент + вступительное слово учителя. Добрый день, ребята! Скажите, какое качество в человеке главное? Не торопитесь с ответом, подумайте, благодаря чему, какой черте характера мы остается людьми, сохраняем в себе человечность? (Это качество – доброта, потому что оно нас заставляет поступать не так, как требуют того законы природы, где всегда побеждает сильнейший, а вопреки им, помогая тем, кто в этой помощи нуждается).
– Сегодняшний урок литературы посвятим очень важному вопросу – особенностям раскрытия проблемы добра в современной литературе и разберем с этой точки зрения рассказ Бориса Екимова «За теплым хлебом» (СЛАЙДЫ 2, 3). Понравился он вам? Как вы думаете, почему в современной литературе добро исследуется в виде проблемы? (СЛАЙД 4).Значит ли это, что сегодня мы сталкиваемся с дефицитом добра? С чем это может быть связано, и что же делать? Ответы на эти и другие вопросы мы находим в тексте известного писателя, к внимательному изучению которого приступим прямо сейчас!
2. Эвристическая беседа по концептуальному полю произведения с элементами словарной работы, поисковой деятельности и кластерного анализа.
– Прочитанный нами рассказ Б. Екимова повествует о добре, о его важности в жизни, о невероятной ценности теплоты в человеческих отношениях, однако в названии произведения фигурирует слово «хлеб». Как вы думаете, чем это обусловлено? Встречались ли вам и раньше подобные художественные произведения?(Да, например, рассказ К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». В этих текстах хлеб выступает символом доброты и сердечной теплоты к людям: недаром авторы снабжают его устойчивым определением «теплый»).
– Давайте посмотрим на этимологию слова «добро». О чем говорит история его происхождения в нашем языке? (Работа со школьным этимологическим словарем, из материалов которого учащиеся выясняют, что данное слово исконно русское, произошло от корня доба – «пора»).
– Обратите внимание на то, что в христианской культуре добрыми называют тех людей, те вещи или те поступки, которые угодны Богу и пригодны для долговечной жизни. Прилагательные «удобный», «сдобный», «подобный», «преподобный» восходят к единому первообразу годности, то есть уместности и своевременности (СЛАЙД 5). Русское слово «доба» восходит к первообразу меры всех вещей, установленной свыше при их сотворении. Доброй называют ту вещь, которая приходится как раз, в пору – и в пространстве («удобная обувь»), и во времени («сдобное (вовремя поспевшее) тесто»). Таким образом, исторически прилагательные «добрый» и «сдобный» – родственные. (СЛАЙД 6). А что означает приставка с- в слове «сдобный»? («Хорошо», «благо». Следовательно, сдобный – это тот, кто «хорошо, вовремя подошел» (о тесте)).
– Итак, построим цепочку исторически родственных слов:
ДОБРЫЙ (СВОЕВРЕМЕННЫЙ, УМЕСТНЫЙ, ПОДХОДЯЩИЙ) – СДОБНЫЙ (ХОРОШО ПОДОШЕДШИЙ, ВЕСЬМА ГОДНЫЙ).
– Удивительно, но, казалось бы, совершенно далекие по своим значениям слова обнаруживают общую смысловую основу. Возможно, именно поэтому в русской картине мира все то, что приготовлено заботливой хозяйкой из теста, ассоциируется с чем-то хорошим, добрым, сохранившим тепло ее рук. Особенно важное место отводится хлебу, что нашло отражение в русском народном творчестве. Из сборника русских пословиц и поговорок выпишите те, в которых говорится о хлебе. (СЛАЙД 7).Какие важные национально-культурные смыслы с ним связаны?(Работа осуществляется в группах учащихся. По итогам ее фронтальной проверки ученики составляют кластер, фиксирующий ценностные представления наших предков о хлебе) (СЛАЙД 8).
«Пища»: Калач приестся, а хлеб – никогда; Худ обед, коли хлеба нет.
«Основа жизни»:Хлеб да живот – и без денег живет; Хлеб – всему голова; Без денег проживу, а без хлеба не проживу.
«Здоровье, силы»:Хлеб да вода – здоровая еда; Хлеб сердце человеку укрепит; Хлеб в человеке – воин.
«Душевное равновесие»:Хлеба ни куска, так и в горле тоска;Хлеба ни куска – и в горнице тоска; Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска.
«Благополучие»: Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
«Единение» (хлеб как центр объединения людей, символ их душевной близости, теплоты между ними): Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.
Попробуем объединить в общей схеме представления наших предков о хлебе, а также результаты этимологического анализа слов «добрый» и «сдобный»(Рис. 1). (СЛАЙД 9).
Пища
ХЛЕБ
ДОБРО
Данный
Богом
Батюшка
Основа жизни
Здоровье
Равнове-сие
Едине-ние
Благопо-лучие
Рис. 1. Учебный кластер «Национально-культурные смыслы слов «добро» и «хлеб» в русской языковой картине мира»
– Как вы думаете, сохранились ли данные представления о хлебе в нашем миропонимании сегодня? Какие устойчивые выражения можно вспомнить в связи с этим?(Хлеб насущный, на хлебе и воде и т. д.).Как сопрягаются понятия «добро» и «хлеб» в современном мировосприятии? Проиллюстрируйте это на примерах из жизни. (Ответы учащихся) (СЛАЙД 10).
3. Постановка учебной проблемы:
– Какие национально-культурные смыслы образа хлеба нашли свое художественное воплощение в рассказе Б. Екимова «За теплым хлебом»? Присутствует ли что-либо новое, особенное в его трактовке? Почему именно слово «хлеб» вынесено в заглавие произведения? Согласны ли вы с подобной авторской концепцией раскрытия проблемы добра в литературе? (СЛАЙД 11).
4. Аналитическая работа по рассказу Б. Екимова «За теплым хлебом».
– В какое время происходит действие в рассказе? Какие выводы мы можем сделать о его жанре? (Действие в рассказе Б. Екимова «За теплым хлебом» происходит накануне Рождества, следовательно, здесь мы имеем дело с жанром рождественского (святочного) рассказа).
– Что характерно для этого жанра?(Действие приурочено к празднованию Рождества или к святкам (времени от Рождества до Крещения). Герой произведения попадает в сложную, даже трагическую для него ситуацию, но преодолевает ее благодаря Божиему Провидению: с помощью случайно повстречавшихся добрых людей или чуда. В своей концепции такой рассказ выступает художественным выражением христианской заповеди о добре: «Люби ближнего твоего, как самого себя») (СЛАЙД 12).
– Какие еще образцы жанра рождественского рассказа вам знакомы? («Мальчик у Христа на елке» Ф. М. Достоевского, «Девочка со спичками» Г.-Х. Андерсена) (СЛАЙД 13).
– Заметили ли вы существенные различия между ними и рассказом Б. Екимова «За теплым хлебом»? Как это отразилось в названиях произведений? (У Достоевского и Андерсена чудо спасения от холода приходит к детям извне, их согревает Господь, но, к сожалению, уже после их физической смерти. Жестокий мир не нашел в себе душевных сил, чтобы помочь несчастным детям, оставшимся без родителей. Наоборот, в рассказе Б. Екимова источником тепла становится человек – его доброе сердце, которое поистине начинает совершать чудеса, разрушая ледяную кору равнодушного мира. Интересно с этой точке зрения проанализировать названия текстов. В каждом из них сокрыто понятие «тепла»: елка, святящаяся множеством рождественских огней, спички в руках девочки, теплый хлеб. Однако елка отделена от мальчика холодным стеклом; спичек совсем немного у героини Андерсена, и читатель понимает, что совсем скоро они закончатся. В отличие от теплого хлеба, которого много: ведь источники человеческой доброты поистине неисчерпаемы, как неисчерпаема и глубина человеческого сердца!).
– Слышали ли вы выражения «ручеек добра», «цепочка добра», «цепочка добрых дел»? Как их можно растолковать, и применимы ли они к рассматриваемому нами произведению? (Это когда одно проявление доброты влечет за собой другое, третье… и мир постепенно начинает преображаться. В рассказе Б. Екимова «За теплым хлебом» цепочка добрых дел начинается с хорошего поступка продавца сельского магазина, которая угостила главного героя – старика Архипа – хлебом и чаем: «Продавщица ничего ему не ответила, поглядела внимательно и ушла в свою каморку и скоро вернулась с полной кружкой горячего чаю. Она и стул принесла, усадила деда Архипа возле подоконника. – Садись, дедушка. Пей, ешь, отогревайся. Горячая волна благодарности к незнакомому доброму человеку подступила к сердцу». Испытав сильнейшие эмоции, Архип вспомнил о другом человеке, который так же, как и он, остро нуждался в теплоте и внимании – о своей старухе, жене, которая неслучайно видела накануне странный сон. Мы понимаем, что отказ ей в краюшке хлеба в этом сне можно расценивать как отсутствие заботы о ней в реальной жизни. И вот Архип, пораженный добротой незнакомого человека, спешит тоже сделать добро своему близкому: «И вдруг о бабке, о жене, о родной своей старухе вспомнил Архип. Он вспомнил вдруг, как говорила она ему нынче утром о своем непонятном сне. Что племянник, что его ночевье, что уголь – все это ерунда. А вот старухе хлебушка принести свежего, как обрадуется. Жизнь с нею прожили, много ли радовал. Может, лишь в молодости. А потом... Какая жизнь потом, долгая... И может, в последний раз, да, еще перед праздником, свежего хлебца ей, словно из вчерашнего сна, разговеться»).
– Какое место занимает поступок продавщицы в структуре произведения?(Он условно делит рассказ на две части. В первой царствует абсолютный холод: отчуждение между людьми переносится автором на состояние природы. Костер, который развели в поле случайные попутчики, не способен согреть по-настоящему – его тепло совсем непродолжительно, недолговечно: «Костерок быстро догорел, и призрачное тепло его быстро развеялось в студеном поле. Белая степь лежала вокруг, белая дорога дымилась поземкой, чернели вдоль дороги, в снегу по пояс вязки и клены, и не было никаких машин. Лишь синий автобус как застрял на пути к Малой Дубовке, так и стоял там неприкаянно». Писатель подчеркивает разобщенность людей, метафорически представляя ее в виде суеты, царящей на проселочной дороге, в виде постоянно сменяющих друг друга лиц, решивших поехать в областной центр. Отказ, который получил Архип в «Гортопе», усилил ощущение одинокости и неприкаянности человека в современном мире. Поражает равнодушие молоденьких сотрудниц: ни возраст героя, ни его награды за участие в Великой Отечественной войне не способны пробудить в них хотя бы капли жалости и сострадания. Именно поэтому Борис Екимов постоянно акцентирует плохое самочувствие героя, в одиночку противостоящего миру: «Архипа, до нутра промерзшего за день, познабливало»; «Лицо то чугунело и стало отдавать сизостью»; «И как только подумал Архип о тепле, о покойном домашнем тепле, так сразу окоченел. Казалось, единым махом просек его до костей и насквозь студеный ветер. Архип сжался, пытаясь сохранить в теле хоть теплую крупицу»).
– Как меняется состояние персонажа во второй части рассказа?(Архип почувствовал себя лучше, январский мороз уже не казался ему таким страшным, а природа – суровой («И снега, и мороз – это не беда»). Читатель понимает, что в действительности ничего не поменялось – изменилось лишь восприятие героя, согретого человеческой добротой, воплощением которой стали теплый хлеб и стакан горячего чая: «А за пазухой грел ему сердце теплый хлеб») (СЛАЙД 14).
5. Исследовательская работа по тексту художественного произведения и учебному кластеру «Национально-культурные смыслы слов «добро» и «хлеб» в русской языковой картине мира». Форма выполнения – групповая. Задание для групп учащихся общее:
– Соотнесите наш учебный кластер с рассказом Б. Екимова «За теплым хлебом». Проиллюстрируйте примерами из текста те национально-культурные смыслы слова «хлеб», которые автор посчитал наиболее важными в своем произведении (СЛАЙД 15).
Например:
«Пища»:«И стыдясь, и; ничего не умея с собой сделать, Архип лишь успел шагнуть в сторону и, разломив четвертушку, начал есть ее. Так сладок был этот чистый пшеничный хлеб с упругой, хрусткой корочкой, с еще горячей ноздреватой мякушкой, так вкусен был и едов, что Архип не заметил, как съел четвертушку».
«Здоровье, силы»:«Последний кус проглотил и почувствовал, как теплый хлеб обогрел нутро и по жилам потек горячим током. А хотелось еще. И он снова подошел и взял четвертушку… После нее деда Архипа ударило в пот».
«Душевное равновесие»:«Хлебное тепло и дух теперь были с ним».
«Благополучие»: «За минуту наново все перерешив, Архип знал, что он будет делать… Он дойдет, доберется. И снега, и мороз – это не беда».
«Единение»:«Старухе хлебушка принести свежего, как обрадуется. Жизнь с нею прожили, много ли радовал. Может, лишь в молодости. А потом... Какая жизнь потом, долгая... И может, в последний раз, да, еще перед праздником, свежего хлебца ей, словно из вчерашнего сна, разговеться».
Проверка осуществляется методом фронтального опроса, после чего делается вывод о максимально полной реализации всех национально-культурных смыслов слова «хлеб» в произведении.
6. Решение учебной проблемы и формулирование идеи произведения.
– Вспомним, что мы говорили об общем историческом корне у слов «сдоба» (то есть хлеб) и «добрый» (добро), об их изначальной смысловой близости в русской картине мира. Попробуем слово «хлеб» в ваших исследовательских работах заменить на слово «добро»: ведь недаром хлеб выступает символическим воплощением данного понятия. Какова же роль добра в произведении? (Добро в художественном мировосприятии автора выступает, во-первых, средством возвращения физических сил и душевного равновесия человеку, залогом его благополучия (вспомним, как ободренный добрым поступком Архип «за минуту наново все перерешил»); во-вторых, способом его единения с другими (старик проявил заботу о своей жене, захотел сделать ей приятное, поступить ровно так же, как поступил с ним совершенно незнакомый человек, преподав урок нравственности и сострадания). Добро составляет основу нашей жизни в целом).
– Как можно сформулировать идею рассказа «За теплым хлебом» Б. Екимова? (Необходимость творить добро, которое проявляется даже в самых незначительных поступках) (СЛАЙД 16).
– В чем вы усмотрели особенности художественного воплощения проблемы добра в данном произведении? (Автор постарался ее раскрыть в рамках русской картины мира, используя традиционные жанры отечественной литературы (жанр рождественского рассказа) и характерные для нее образы (образ хлеба), реализуя сопряженные с ними ценностные смыслы (милосердие, сострадание, взаимовыручка, моральная поддержка, душевность в отношениях, уважение к старшим и т. д.)) (СЛАЙД 17).
– Как вы понимаете высказывание Е. Скарлыгиной о том, что «рассказы Бориса Екимова не отличаются острым сюжетом, нет в них занимательности. Но зато они богаты человеком»?(Ответы учащихся) (СЛАЙД 18).
7. Подведение итогов урока и формулирование основных выводов. Используя такой популярный у отечественных и зарубежных писателей жанр, как жанр рождественского рассказа, Борис Екимов, в отличие от своих литературных предшественников, несколько меняет его финал, показывая добро в действии, рисуя цепочку добрых дел, звенья которой скреплены способностью сочувствовать и сострадать другому. Символическое воплощение добра в образе хлеба также весьма традиционно для русской литературы и связано как с историческим значением слова, так и с теми национально-культурными смыслами, которые нашли отражение в устном народном творчестве (СЛАЙДЫ 19, 20).
Список использованных источников
Даль, В. И. Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и проч. / В. И. Даль. – М. : Академический проект, 2018. – 615 с. Достоевский, Ф. М. Мальчик у Христа на елке : рассказы / Ф. М. Достоевский. – М. : Худ. лит., 2016. – 286 с.
Екимов, Б. За теплым хлебом : рассказ / Б. Екимов // Подъем. – 2013. – № 5. – С. 45–62.
Наумова, Т. А. Хлеб в русской языковой картине мира [Электронный ресурс] / Т. А. Наумова // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 11. – URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58926.
Скарлыгина, Е. «Все на свете – живое» (о прозе Б. Екимова) / Е. Скарлыгина // Знамя. – 1987. – № 12. – С. 228–230.
Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Дрофа, 2012. – 288 с.