Колмыкова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы. Преподаю 21 год в МБОУ СОШ № 81 г.о. Самары.
Я представляю 2 урок (заключительный) изучения рассказа О.Генри « Вождь краснокожих» в 5 классе. Ранее дети познакомились с некоторыми фактами биографии О.Генри, рассказ « Вождь краснокожих» прочитан дома. Учебник под редакцией А.Г. Кутузова 2007 года издания не предполагает наличия текста произведения в учебной хрестоматии, поэтому ребята приносят на урок свои книги.
Данный урок был успешно проведен во время аккредитации нашей школы в феврале 2014 года.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | Литература 5класс |
Тема | Природа комического в рассказе О.Генри « Вождь краснокожих» (2 урок). |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Умение выявлять отличительные признаки юмористического рассказа. Понимать, как создается комическое в литературном произведении. | Формирование навыка исследовательской работы с текстом; Умение работать парно и в группе, находить общее решение; Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. | |
Решаемые учебные проблемы | Выявить особенности юмористических рассказов. Проследить, как формируется комическое в литературном произведении. Ответить на вопрос: « О чем заставляет задуматься рассказ О.Генри ?» Развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи обучающихся, обогащение их словарного запаса. |
Средства ИКТ и их методическое назначение | Презентация, фрагмент фильма «Деловые люди». Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучающихся. Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала. Включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ. |
Аппаратное и программное обеспечение | Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: под редакцией А.Г.Кутузова – М., 2007. Х/ф. «Деловые люди», 1962г., режиссёр Леонид Гайдай. Краткий словарь литературоведческих терминов. Книга для учащихся . Редакторы – составители: Л.И.Тимофеев, С.В. Тураев – М., «Просвещение», 2000. |
Образователь ные Интернет-ресурсы | http://www.bing.com/images/ http://ru.wikipedia.org/wiki/ |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Формирование конкретного образовательного материала | Формулировка целей и задач урока. Подготовка к восприятию художественного произведения. Работа с теоретическим понятием и Кратким словарем литературоведческих терминов. |
Формирование универсальных учебных действий | Познавательные УУД: формирование умения видеть, формулировать проблему (задачу); умения ставить вопросы и находить ответы; умения структурировать текст. |
Длительность этапа | 4 минуты |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Работа со словарём Лексическая работа: понятие комического (от греч. – komikos – смешной, веселый) - смешное в жизни и искусстве. Комическое – художественный прием, когда писатель или поэт использует несоответствия между внешними проявлениями чего-то и внутренней сущностью. Из всех видов искусства литература располагает наиболее богатыми возможностями для воплощения комического и воспитания человека средствами смеха. Именно в литературе наблюдаются все оттенки и разновидности комического : юмор, ирония, сарказм, сатира. Псевдоним ( от греч . pseudo – вымысел, onoma – имя ) – вымышленное, ложное имя или условный знак, под которым автор публикует свое произведение. Организационный момент. Готовность к уроку. Актуализация опорных знаний. Перед нами карта. - Куда отправимся сейчас? Кто догадался? Да, из России в США. Конечно, мы будем там не одни, а вместе с героями этого удивительного писателя.. - Почему около портрета две подписи? Настоящее имя и псевдоним. - Напомните, что такое псевдоним? Это подпись, которой автор заменяет настоящее имя. - Может быть, кто-то догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Да, мы продолжим разговор о рассказе О.Генри и выясним, какие художественные приемы использовал автор для создания комического , т.е. выясним природу комического . Итак, тема урока « Природа комического в рассказе О.Генри « Вождь краснокожих» ». |
Методы обучения | Эвристический метод; критическое мышление (фаза вызова) |
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности | На экран проецируются тема урока. |
| - Как вы понимаете слово «юмор»? - Смех всегда одинаковый? Или он имеет разные оттенки? ( ирония, гротеск, сарказм, сатира). Юмор – это веселый, незлой смех. В литературе часто используется понятие «комическое». -Что это значит? Это такой художественный прием, когда писатель или поэт используют несоответствия. -Где могут быть несоответствия? В портрете, в речи, в характере, в ситуации, в заглавии, в речи. -Когда вы впервые прочитали название этого рассказа, как вы подумали, о чем он? Об индейцах. -А в действительности, о чем идет речь? Казалось бы, страшное дело – похищение ребенка. А мы смеемся. - Так в чем же дело? Какие юмористические приемы использует автор? Несоответствия.. |
Форма организации деятельности обучающихся | Парная. Обсуждение в парах, формулирование ответа, приведение аргументов |
Основные формы, виды деятельности учителя | Мотивация обучающихся на Организовать работу по подготовке к сообщению задач урока; подготовке к организации различных видов деятельности на основе принципов партнёрства и сотрудничества; подготовке к освоению обучающимися нового материала. |
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи |
Формирование конкретного образовательного материала | Проследить , как формируется понятие смешного в художественном тексте как средстве выражения авторской позиции. Представление результатов работы в группах по итогам исследования. |
Формирование универсальных учебных действий | Коммуникативные УУД : формирование умения работать в группе, устанавливать рабочие отношения и способствовать совместной деятельности; умения слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; умения вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умения устанавливать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою позицию. Познавательные УУД: формирование умения делать выводы, обобщения и умозаключения. Регулятивные УУД : формирование умения контролировать своё эмоциональное состояние и поведение. |
Длительность этапа | 16 минут |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Исследовательская работа с текстом в группах и представление результатов. ГРУППА № 1. Характеристика героев. Какие несоответствия увидели в поведении жуликов. Жулики уверены, что отец заплатит большой выкуп за ребенка. Но он спокоен и не ищет связей с похитителями. Билл, сильный мужчина, отчаянной храбрости, «визжал, как женщина, боящаяся гусеницы или привидения». Он не боится ничего и чуть не плачет, общаясь с Джонни. Вывод: в поведении героев много неожиданностей. ГРУППА № 2. Выбрать цитаты из текста, иллюстрирующие смешное в данной ситуации рассказа, в сюжете. Сами похитители вовсе не страшные. Их становится даже жаль. А вот Джонни бросал камнями в котенка, чуть не снял с Билла скальп, превратил несчастного мужчину в «коня», заставил есть песок, сунул за шиворот горячую картошку и раздавил ее ногой. И вместо наживы бандиты вынуждены сами заплатить деньги отцу мальчика. ГРУППА № 3. Наблюдала за языковыми особенностями рассказа, с помощью которых создается комический эффект. Билл выкатился, мальчишка ухмылялся, крался. Используются такие глаголы, как «хватаю», «лягаю» , «тащу», «плюхается». Необычны и сравнения, используемые писателем: «городишко плоский, как блин», дрался как « бурый медведь среднего веса», визг Билла – это «вой не хуже пароходной сирены» и др. Вывод. Смешное создается путем соединения несовместимого , неожиданного в сюжете, поведении героев и языковых средствах. Приемы, которые использует О.Генри: -гипербола; -несоответствия; -юмористические сравнения; -неожиданные повороты сюжета; - непредсказуемый финал. |
Методы обучения | Аналитическая беседа с элементами устного словесного рисования., критическое мышление. |
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности | Просмотр фрагмента фильма Гайдая «Деловые люди». |
Форма организации деятельности обучающихся | Групповая, индивидуальная. |
Основные формы, виды деятельности учителя | Организация работы по |
ЭТАП 3 . Практикум. |
Формирование конкретного образовательного материала | Организация чтения фрагментов текста для поиска ответа на вопросы и анализа художественного произведения. |
Формирование универсальных учебных действий | Коммуникативные УУД: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, аргументированно отвечать на поставленные вопросы. |
Длительность этапа | 8 минут |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Аналитическая беседа -А что вы можете сказать о характере вождя? _ Давайте прочитаем его « застольную» речь. - Мне тут здорово нравится. Я никогда еще не жил в лесу; зато у меня был один раз ручной опоссум, а в прошлый день рождения мне исполнилось девять лет. Терпеть не могу ходить в школу. Крысы сожрали шестнадцать штук яиц из-под рябой курицы тетки Джимми Талбота. А настоящие индейцы тут в лесу есть? Я хочу еще подливки. Ветер отчего дует? Оттого, что деревья качаются? У нас было пять штук щенят. Хенк, отчего у тебя нос такой красный? У моего отца денег видимо-невидимо. А звезды горячие? В субботу я два раза отлупил Эда Уокера. Не люблю девчонок! Жабу не очень-то поймаешь, разве только на веревочку. Быки ревут или нет? Почему апельсины круглые? А кровати у вас в пещере есть? Амос Меррей - шестипалый. Попугай умеет говорить, а обезьяна и рыба нет. Дюжина - это сколько будет? Безусловно, он любознателен, активен, смел. У него богатая фантазия и воображение. Но Джонни в то же время ленив, не любит учиться в школе, жесток по отношению к людям и животным. Ребята доказывают свои мысли текстом. -Ребята, вы бы хотели иметь такого друга? - Почему мальчик вырос таким? Очевидно, родители слишком много потакали своему чаду, удовлетворяли все его прихоти.. |
Форма организации деятельности учащихся. | Рефлексивное мышление (оценка действий товарища: верно-неверно, что ты добавишь…). |
| |
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
Формирование конкретного образовательного материала | Обобщение информации. Выводы. Наблюдения. |
Формирование универсальных учебных действий | Регулятивные УУД: формировать умение анализировать свою работу, обмениваться знаниями с другими людьми для принятия совместного решения; умения использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевого высказывания своих чувств, мыслей и пр. Личностные УУД: потребность в самовыражении и самореализации, принятие решений, самовоспитания с позиции представления о жизни ,самоанализ. |
Длительность этапа | 8 минут |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Самостоятельное создание вывода . -Так о чем заставляет задуматься рассказ О.Генри? Воспитание детей – это огромный труд и необходимость. Возможно, из Джонни и вырастит порядочный человек, но сколько сил потребуется приложить взрослым! А теперь проверим, насколько вы внимательно читали рассказ. Я предлагаю разгадать кроссворд по группам. |
Средства ИТК, направленные на реализацию данного вида деятельности. | На экран выводится кроссворд. |
Методы обучения | Критическое мышление (фаза рефлексии) |
Форма организации деятельности обучающихся | Индивидуальная, затем парная для помощи слабому обучающемуся. |
Способы контроля | Самоконтроль |
Основные формы, виды деятельности учителя | Консультация по |
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Длительность этапа | 4 минуты |
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам | Рефлексия Возвращение к теме уроков. Критерии оценки работы в группе: качество отобранного материала; степень участия в работе группы; качество представления информации (логичность, убедительность, эмоциональность, выразительность и пр.). Качество речевого высказывания (точность, образность, правильность и пр.) Домашнее задание. Составить рассказ о самом смешном случае из своей жизни, помня о способах создания комического |
Используемые технологии | РКМЧП, личностно – ориентированная, ИКТ. |