kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Природа комического в рассказе О.Генри "Вождь краснокожих".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Колмыкова  Марина  Владимировна, учитель русского  языка и литературы. Преподаю 21 год в МБОУ СОШ  № 81 г.о. Самары.

Я представляю 2 урок (заключительный) изучения рассказа О.Генри « Вождь краснокожих» в 5 классе.   Ранее  дети познакомились с   некоторыми фактами биографии  О.Генри,  рассказ  « Вождь краснокожих» прочитан  дома.    Учебник под редакцией  А.Г. Кутузова  2007 года издания не предполагает наличия текста  произведения  в учебной хрестоматии, поэтому  ребята приносят на урок свои книги.  

Данный урок был успешно проведен во время аккредитации нашей школы в феврале 2014 года. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Природа комического в рассказе О.Генри "Вождь краснокожих". »



Колмыкова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы. Преподаю 21 год в МБОУ СОШ № 81 г.о. Самары.


Я представляю 2 урок (заключительный) изучения рассказа О.Генри « Вождь краснокожих» в 5 классе. Ранее дети познакомились с некоторыми фактами биографии О.Генри, рассказ « Вождь краснокожих» прочитан дома. Учебник под редакцией А.Г. Кутузова 2007 года издания не предполагает наличия текста произведения в учебной хрестоматии, поэтому ребята приносят на урок свои книги.

Данный урок был успешно проведен во время аккредитации нашей школы в феврале 2014 года.

































СЦЕНАРИЙ УРОКА « Природа комического в рассказе О.Генри « Вождь краснокожих»

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ


       Сценарий 2 урока изучения рассказа О.Генри « Вождь краснокожих» в 5 классе. Технологическая карта содержит  результаты обучения (предметные, метапредметные, личностные);  виды деятельности учителя и обучающихся; технологии (РКМЧП, личностно-ориентированные, ИКТ); методы (исследовательский, эвристический, аналитический); формы (групповая, парная); решаемые учебные проблемы; средства ИКТ; образовательные Интернет-ресурсы; рефлексию по результатам работы.



ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литература 5класс

Тема



Природа комического в рассказе О.Генри « Вождь краснокожих» (2 урок).

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Умение выявлять отличительные признаки юмористического рассказа.

  • Понимать, как создается комическое в литературном произведении.


  • Умение пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка;


  • Формирование навыка исследовательской работы с текстом;

  • Умение работать парно и в группе, находить общее решение;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.


  • Уметь отбирать материал, анализировать, делать выводы.


Решаемые учебные проблемы

  • Выявить особенности юмористических рассказов.

  • Проследить, как формируется комическое в литературном произведении.

  • Ответить на вопрос: « О чем заставляет задуматься рассказ О.Генри ?»

  • Развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи обучающихся, обогащение их словарного запаса.



Средства ИКТ и их методическое назначение

Презентация, фрагмент фильма «Деловые люди».

  • Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучающихся.

  • Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

  • Включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ.

Аппаратное и программное обеспечение


  • Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: под редакцией А.Г.Кутузова – М., 2007.

  • Х/ф. «Деловые люди», 1962г., режиссёр Леонид Гайдай.

  • Краткий словарь литературоведческих терминов. Книга для учащихся . Редакторы – составители: Л.И.Тимофеев, С.В. Тураев – М., «Просвещение», 2000.

Образователь

ные Интернет-ресурсы

  1. http://www.bing.com/images/

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий

для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного материала

Формулировка целей и задач урока.

Подготовка к восприятию художественного произведения.

Работа с теоретическим понятием и Кратким словарем литературоведческих терминов.

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные УУД: формирование умения видеть, формулировать проблему (задачу); умения ставить вопросы и находить ответы; умения структурировать текст.


Длительность этапа

4 минуты

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата




Работа со словарём

Лексическая работа: понятие комического (от греч. – komikos – смешной, веселый) - смешное в жизни и искусстве.

Комическое – художественный прием, когда писатель или поэт использует несоответствия между внешними проявлениями чего-то и внутренней сущностью.

Из всех видов искусства литература располагает наиболее богатыми возможностями для воплощения комического и воспитания человека средствами смеха. Именно в литературе наблюдаются все оттенки и разновидности комического : юмор, ирония, сарказм, сатира.

Псевдоним ( от греч . pseudo – вымысел, onoma – имя ) – вымышленное, ложное имя или условный знак, под которым автор публикует свое произведение.

Организационный момент. Готовность к уроку.

Актуализация опорных знаний.

Перед нами карта.

- Куда отправимся сейчас? Кто догадался? Да, из России в США.


Конечно, мы будем там не одни, а вместе с героями этого удивительного писателя..

- Почему около портрета две подписи? Настоящее имя и псевдоним.

- Напомните, что такое псевдоним? Это подпись, которой автор заменяет настоящее имя.

- Может быть, кто-то догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Да, мы продолжим разговор о рассказе О.Генри и выясним, какие художественные приемы использовал автор для создания комического , т.е. выясним природу комического .


Итак, тема урока « Природа комического в рассказе О.Генри « Вождь краснокожих» ».

Методы обучения

Эвристический метод; критическое мышление (фаза вызова)

Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности

На экран проецируются тема урока.


- Как вы понимаете слово «юмор»?

- Смех всегда одинаковый? Или он имеет разные оттенки? ( ирония, гротеск, сарказм, сатира).

Юмор – это веселый, незлой смех.

В литературе часто используется понятие «комическое».

-Что это значит? Это такой художественный прием, когда писатель или поэт используют несоответствия.

-Где могут быть несоответствия? В портрете, в речи, в характере, в ситуации, в заглавии, в речи.
-Когда вы впервые прочитали название этого рассказа, как вы подумали, о чем он?

Об индейцах.

-А в действительности, о чем идет речь?

Казалось бы, страшное дело – похищение ребенка. А мы смеемся.

- Так в чем же дело? Какие юмористические приемы использует автор? Несоответствия..

Форма организации деятельности обучающихся

Парная. Обсуждение в парах, формулирование ответа, приведение аргументов

Основные формы, виды деятельности учителя

Мотивация обучающихся на

  • пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.


Организовать работу по

  • подготовке к сообщению задач урока;

  • подготовке к организации различных видов деятельности на основе принципов партнёрства и сотрудничества;

  • подготовке к освоению обучающимися нового материала.


ЭТАП 2. Организация и самоорганизация обучающихся

в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Формирование конкретного образовательного материала

Проследить , как формируется понятие смешного в художественном тексте как средстве выражения авторской позиции.

Представление результатов работы в группах по итогам исследования.

Формирование универсальных учебных действий

Коммуникативные УУД : формирование умения работать в группе, устанавливать рабочие отношения и способствовать совместной деятельности; умения слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; умения вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умения устанавливать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД: формирование умения делать выводы, обобщения и умозаключения.

Регулятивные УУД : формирование умения контролировать своё эмоциональное состояние и поведение.

Длительность этапа

16 минут

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата















































Исследовательская работа с текстом в группах и представление результатов.



ГРУППА № 1. Характеристика героев. Какие несоответствия увидели в поведении жуликов.


Жулики уверены, что отец заплатит большой выкуп за ребенка. Но он спокоен и не ищет связей с похитителями.

Билл, сильный мужчина, отчаянной храбрости, «визжал, как женщина, боящаяся гусеницы или привидения». Он не боится ничего и чуть не плачет, общаясь с Джонни.

Вывод: в поведении героев много неожиданностей.




ГРУППА № 2. Выбрать цитаты из текста, иллюстрирующие смешное в данной ситуации рассказа, в сюжете.


Сами похитители вовсе не страшные.

Их становится даже жаль. А вот Джонни бросал камнями в котенка, чуть не снял с Билла скальп, превратил несчастного мужчину в «коня», заставил есть песок, сунул за шиворот горячую картошку и раздавил ее ногой. И вместо наживы бандиты вынуждены сами заплатить деньги отцу мальчика.




ГРУППА № 3. Наблюдала за языковыми особенностями рассказа, с помощью которых создается комический эффект.

Билл выкатился, мальчишка ухмылялся, крался. Используются такие глаголы, как «хватаю», «лягаю» , «тащу», «плюхается». Необычны и сравнения, используемые писателем: «городишко плоский, как блин», дрался как « бурый медведь среднего веса», визг Билла – это «вой не хуже пароходной сирены» и др.

Вывод.

Смешное создается путем соединения несовместимого , неожиданного в сюжете, поведении героев и языковых средствах.



Приемы, которые использует О.Генри:


-гипербола;

-несоответствия;

-юмористические сравнения;

-неожиданные повороты сюжета;

- непредсказуемый финал.



Методы обучения

Аналитическая беседа с элементами устного словесного рисования., критическое мышление.

Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности

Просмотр фрагмента фильма Гайдая «Деловые люди».

Форма организации деятельности обучающихся

Групповая, индивидуальная.

Основные формы, виды деятельности учителя

Организация работы по

  • подготовке правил работы в группе;

  • сбору информации в результате групповой работы;

ЭТАП 3 . Практикум.

Формирование конкретного образовательного материала

Организация чтения фрагментов текста для поиска ответа на вопросы и анализа художественного произведения.


Формирование универсальных учебных действий

Коммуникативные УУД: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

Длительность этапа

8 минут

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата




Аналитическая беседа

-А что вы можете сказать о характере вождя?

_ Давайте прочитаем его « застольную» речь.

- Мне тут здорово нравится. Я никогда еще не жил в лесу; зато у меня был один раз ручной опоссум, а в прошлый день рождения мне исполнилось девять лет. Терпеть не могу ходить в школу. Крысы сожрали шестнадцать штук яиц из-под рябой курицы тетки Джимми Талбота. А настоящие индейцы тут в лесу есть? Я хочу еще подливки. Ветер отчего дует? Оттого, что деревья качаются? У нас было пять штук щенят. Хенк, отчего у тебя нос такой красный? У моего отца денег видимо-невидимо. А звезды горячие? В субботу я два раза отлупил Эда Уокера. Не люблю девчонок! Жабу не очень-то поймаешь, разве только на веревочку. Быки ревут или нет? Почему апельсины круглые? А кровати у вас в пещере есть? Амос Меррей - шестипалый. Попугай умеет говорить, а обезьяна и рыба нет. Дюжина - это сколько будет?


Безусловно, он любознателен, активен, смел. У него богатая фантазия и воображение.

Но Джонни в то же время ленив, не любит учиться в школе, жесток по отношению к людям и животным. Ребята доказывают свои мысли текстом.


-Ребята, вы бы хотели иметь такого друга?

- Почему мальчик вырос таким? Очевидно, родители слишком много потакали своему чаду, удовлетворяли все его прихоти..



Форма организации деятельности учащихся.

Рефлексивное мышление (оценка действий товарища: верно-неверно, что ты добавишь…).



ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Формирование конкретного образовательного материала

Обобщение информации.

Выводы.

Наблюдения.

Формирование универсальных учебных действий

Регулятивные УУД: формировать умение анализировать свою работу, обмениваться знаниями с другими людьми для принятия совместного решения; умения использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевого высказывания своих чувств, мыслей и пр.

Личностные УУД: потребность в самовыражении и самореализации, принятие решений, самовоспитания с позиции представления о жизни ,самоанализ.


Длительность этапа

8 минут

Основной вид деятельности,

направленный на формирование образовательного результата


Самостоятельное создание вывода

.


-Так о чем заставляет задуматься рассказ О.Генри?


Воспитание детей – это огромный труд и необходимость. Возможно, из Джонни и вырастит порядочный человек, но сколько сил потребуется приложить взрослым!

А теперь проверим, насколько вы внимательно читали рассказ.

Я предлагаю разгадать кроссворд по группам.

Средства ИТК, направленные на реализацию данного вида деятельности.


На экран выводится кроссворд.

Методы обучения

Критическое мышление (фаза рефлексии)

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, затем парная для помощи слабому обучающемуся.

Способы контроля

Самоконтроль

Основные формы, виды деятельности учителя

Консультация по

  • систематизации, обобщению материала.

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа

4 минуты

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам




Рефлексия


Возвращение к теме уроков. Критерии оценки работы в группе: качество отобранного материала; степень участия в работе группы; качество представления информации (логичность, убедительность, эмоциональность, выразительность и пр.). Качество речевого высказывания (точность, образность, правильность и пр.)


Домашнее задание.

Составить рассказ о самом смешном случае из своей жизни, помня о способах создания комического


Используемые технологии

РКМЧП, личностно – ориентированная, ИКТ.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Природа комического в рассказе О.Генри "Вождь краснокожих".

Автор: Колмыкова Марина Владимировна

Дата: 23.05.2015

Номер свидетельства: 214671


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства