Кейс №1
(группа 1)
« ЕСЛИ Б Я МОГЛА КРИЧАТЬ…»
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Как вы понимаете смысл фразы: «Прикасаться к природе нужно только душой»? Напишите советы сверстникам о том, как нужно общаться с природой.
Ответьте на данный вопрос, проанализировав эпизод из рассказа В.Астафьева «Белогрудка»: потеря детенышей.
«…Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю-сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом.
Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду хитро упрятанному в густом еловом лапнике.
Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы. Пропали котята, исчезли.
Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры.
К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли.
До рассвета она металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала — не запищат ли котятки.
Но во дворе гремела цепью и хрипло лаяла собака. Хозяин несколько раз выходил из дому, сердито кричал на неё. Белогрудка комочком сжималась на черёмухе…. Белогрудка осиротела…
Теперь каждую ночь она подкрадывалась к дому, следила, следила, и всё гремел и бесновался пёс во дворе…»
Составить полный ответ вам помогут следующие вопросы:
Что испытала Белогрудка, когда вернулась с удачной охоты и увидела, что гнездо пустое. Найдите подтверждение в тексте.
С помощью какого слова из текста можно сравнить Белогрудку с человеком, который потерял самое дорогое – семью?
В каком предложении автор передал весь ужас положения Белогрудки? Зачитайте.
Проблемный вопрос: Как вы понимаете смысл фразы: « Прикасаться к природе нужно только душой»? Напишите советы сверстникам о том, как нужно общаться с природой.
УДАЧНОЙ РАБОТЫ!
Кейс №2
(группа2)
« МИР ЧЕЛОВЕКА! ПОЧЕМУ ТЫ ТАК ЖЕСТОК…»
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Как вы понимаете смысл фразы: «Прикасаться к природе нужно только душой»? Напишите советы сверстникам о том, как нужно общаться с природой.
Ответьте на данный вопрос, проанализировав эпизод из рассказа В.Астафьева «Белогрудка»: детеныши в руках мальчишек.
«…Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:
— Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.
Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:
— Э, подох один...
Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы…. Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу….Белогрудку подкараулили, сшибли дробью... Но Белогрудка не погибла. Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому…Белогрудка ещё не знала, что мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь их нашла и прикончила лиса…Белогрудка осиротела…. Попалась она в погребе...Белогрудку заключили в ящике..Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:
— Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она… не появится…Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу…»
Составить полный ответ вам помогут следующие вопросы:
Каким в рассказе показан мир человека?
Думали ли мальчишки о последствиях и чувствах маленького зверька? Намеренно ли они причинили боль кунице? Найдите в тексте описание жестокости мальчишек.
Только ли мальчишки виноваты в трагедии? Как бы могла измениться ситуация, если б родители проследили за тем, чтобы дети вернули кунят в гнездо?
Основной вопрос: Как вы понимаете смысл фразы: « Прикасаться к природе нужно только душой»? Напишите советы сверстникам о том, как нужно общаться с природой.
УДАЧНОЙ РАБОТЫ!
Кейс №3
(группа 3)
« МОЖНО ЛИ ОПРАВДАТЬ МОЮ МЕСТЬ…»
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Как вы понимаете смысл фразы: «Прикасаться к природе нужно только душой»? Напишите советы сверстникам о том, как нужно общаться с природой.
Ответьте на данный вопрос, проанализировав эпизод из рассказа В.Астафьева «Белогрудка»: месть за смерть котят.
«…В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.
Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.
И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе. Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы ахали, старухи крестились, мужики ругались:
— Это ж сатана! Накликали напасть!
Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но Белогрудка не погибла. Лишь две дробины попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки.
Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули….Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.
Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.
— Так вот ты где, сатана! — всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.
Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу.
Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.
Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:
— Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она …не появится.
Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего…»
Составить полный ответ вам помогут следующие вопросы:
Как вы думаете, какое чувство к людям стала испытывать Белогрудка, когда увидела, как куненка съела собака?
Почему такой скрытый и мирный зверек стал вести себя так жестоко? Найдите описание мести в тексте.
Можем ли мы понять жестокость куницы и оправдать ее?
Основной вопрос: Как вы понимаете смысл фразы: « Прикасаться к природе нужно только душой»? Напишите советы сверстникам о том, как нужно общаться с природой.
УДАЧНОЙ РАБОТЫ!
Кейс №4
« ЖИЛ-БЫЛ СМЕШНОЙ ПУШНОЙ ЗВЕРЕК, НО МИР ЕГО НЕ УБЕРЕГ…»
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Как вы понимаете смысл фразы: «Прикасаться к природе нужно только душой»? Напишите советы сверстникам о том, как нужно общаться с природой.
Ответьте на данный вопрос, проанализировав эпизод из рассказа В.Астафьева «Белогрудка»: финал рассказа.
«…На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.
Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых клыка.
До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.
Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!…»
Составить полный ответ вам помогут следующие вопросы:
Белогрудка погибла, но так ли пессимистичен, печален финал рассказа?
Послужила ли история с куницей уроком для жителей деревни? Докажите текстом.
К чему призывает писатель, заканчивая рассказ?
Основной вопрос: Как вы понимаете смысл фразы: « Прикасаться к природе нужно только душой»? Напишите советы о том, как нужно общаться с природой.
УДАЧНОЙ РАБОТЫ!