kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение кейс – технологии на уроках внеклассного чтения в 5 классе на примере изучения рассказа В.Астафьева "Белогрудка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке предложен план-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе с применением метода кейс - технологии по теме: рассказ В. Астафьева "Белогрудка". Материал дает возможность педагогам расширить опыт освоения и применения данного метода как ресурса повышения качества образования. Папка содержит приложения и презентацию к уроку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бланкк советов»

Прикасаться к природе нужно только душой…


Ведь человек - он человек, 
И должен быть гуманным…




Как жить в согласии с природой

Советы сверстникам



_______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________






СТАНЬ ДОБРЕЕ К ПРИРОДЕ, И ОНА ОТВЕТИТ ТЕБЕ ТЕМ ЖЕ!



Просмотр содержимого документа
«Кейс - папки»

Кейс №1

(группа 1)

« ЕСЛИ Б Я МОГЛА КРИЧАТЬ…»


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Как вы понимаете смысл фразы: «Прикасаться к природе нужно только душой»? Напишите советы сверстникам о том, как нужно общаться с природой.


Ответьте на данный вопрос, проанализировав эпизод из рассказа В.Астафьева «Белогрудка»: потеря детенышей.


«…Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю-сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом.

Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду хитро упрятанному в густом еловом лапнике.

Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы. Пропали котята, исчезли.

Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры.

К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли.

До рассвета она металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала — не запищат ли котятки.

Но во дворе гремела цепью и хрипло лаяла собака. Хозяин несколько раз выходил из дому, сердито кричал на неё. Белогрудка комочком сжималась на черёмухе…. Белогрудка осиротела

Теперь каждую ночь она подкрадывалась к дому, следила, следила, и всё гремел и бесновался пёс во дворе…»


Составить полный ответ вам помогут следующие вопросы:


  1. Что испытала Белогрудка, когда вернулась с удачной охоты и увидела, что гнездо пустое. Найдите подтверждение в тексте.

  2. С помощью какого слова из текста можно сравнить Белогрудку с человеком, который потерял самое дорогое – семью?

  3. В каком предложении автор передал весь ужас положения Белогрудки? Зачитайте.





Проблемный вопрос: Как вы понимаете смысл фразы: « Прикасаться к природе нужно только душой»? Напишите советы сверстникам о том, как нужно общаться с природой.







УДАЧНОЙ РАБОТЫ!





Кейс №2

(группа2)

« МИР ЧЕЛОВЕКА! ПОЧЕМУ ТЫ ТАК ЖЕСТОК…»


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Как вы понимаете смысл фразы: «Прикасаться к природе нужно только душой»? Напишите советы сверстникам о том, как нужно общаться с природой.


Ответьте на данный вопрос, проанализировав эпизод из рассказа В.Астафьева «Белогрудка»: детеныши в руках мальчишек.


«…Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:

— Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.

Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

— Э, подох один...

Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы…. Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу….Белогрудку подкараулили, сшибли дробью... Но Белогрудка не погибла. Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому…Белогрудка ещё не знала, что мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь их нашла и прикончила лиса…Белогрудка осиротела…. Попалась она в погребе...Белогрудку заключили в ящике..Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:

— Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она… не появится…Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу…»


Составить полный ответ вам помогут следующие вопросы:


  1. Каким в рассказе показан мир человека?

  2. Думали ли мальчишки о последствиях и чувствах маленького зверька? Намеренно ли они причинили боль кунице? Найдите в тексте описание жестокости мальчишек.

  3. Только ли мальчишки виноваты в трагедии? Как бы могла измениться ситуация, если б родители проследили за тем, чтобы дети вернули кунят в гнездо?


Основной вопрос: Как вы понимаете смысл фразы: « Прикасаться к природе нужно только душой»? Напишите советы сверстникам о том, как нужно общаться с природой.






УДАЧНОЙ РАБОТЫ!





Кейс №3

(группа 3)

« МОЖНО ЛИ ОПРАВДАТЬ МОЮ МЕСТЬ…»

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Как вы понимаете смысл фразы: «Прикасаться к природе нужно только душой»? Напишите советы сверстникам о том, как нужно общаться с природой.



Ответьте на данный вопрос, проанализировав эпизод из рассказа В.Астафьева «Белогрудка»: месть за смерть котят.


«…В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.

Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе. Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы ахали, старухи крестились, мужики ругались:

— Это ж сатана! Накликали напасть!

Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но Белогрудка не погибла. Лишь две дробины попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки.

Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули….Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.

Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.

— Так вот ты где, сатана! — всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.

Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу.

Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.

Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:

— Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она …не появится.

Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего…»


Составить полный ответ вам помогут следующие вопросы:


  1. Как вы думаете, какое чувство к людям стала испытывать Белогрудка, когда увидела, как куненка съела собака?

  2. Почему такой скрытый и мирный зверек стал вести себя так жестоко? Найдите описание мести в тексте.

  3. Можем ли мы понять жестокость куницы и оправдать ее?







Основной вопрос: Как вы понимаете смысл фразы: « Прикасаться к природе нужно только душой»? Напишите советы сверстникам о том, как нужно общаться с природой.




УДАЧНОЙ РАБОТЫ!


Кейс №4

« ЖИЛ-БЫЛ СМЕШНОЙ ПУШНОЙ ЗВЕРЕК, НО МИР ЕГО НЕ УБЕРЕГ…»


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Как вы понимаете смысл фразы: «Прикасаться к природе нужно только душой»? Напишите советы сверстникам о том, как нужно общаться с природой.



Ответьте на данный вопрос, проанализировав эпизод из рассказа В.Астафьева «Белогрудка»: финал рассказа.


«…На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.

Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых клыка.

До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.

Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!…»


Составить полный ответ вам помогут следующие вопросы:


  1. Белогрудка погибла, но так ли пессимистичен, печален финал рассказа?

  2. Послужила ли история с куницей уроком для жителей деревни? Докажите текстом.

  3. К чему призывает писатель, заканчивая рассказ?



Основной вопрос: Как вы понимаете смысл фразы: « Прикасаться к природе нужно только душой»? Напишите советы о том, как нужно общаться с природой.











УДАЧНОЙ РАБОТЫ!









Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»



Муниципальное образовательное учреждение

Муниципальная средняя общеобразовательная школа №2

г. о. Тейково Ивановской области













Методическая разработка




Применение кейс – технологии на уроках внеклассного чтения в 5 классе

(Пример применения кейс – метода: план-конспект урока внеклассного чтения по теме: В.Астафьев «Белогрудка»)





Работу выполнила:

учитель русского языка и литературы

МСОШ №2 г.о. Тейково Ивановской области

Голова Елена Константиновна









Тейково

2017

План – конспект урока внеклассного чтения в 5 классе с применением кейс - технологии


СОПРОВОДИТЕЛЬНАЯ СПРАВКА



Тема: «Прикасаться к природе нужно только душой» по рассказу В.Астафьева «Белогрудка»

Класс: 5

Время: 45 мин.

Источник: художественный текст (рассказ В.Астафьева «Белогрудка»)

Проблемный вопрос: В чем смысл данного высказывания? Как человек может относиться к природе, чем природа может ответить ему? Проблема взаимоотношения природы и человека.

Пути решения: через анализ художественного текста.

Продукт урока: советы сверстникам, разработанные учащимися: «Как жить в согласии с природой».

Цели урока: совершенствовать умение высказывать своё мнение о прочитанном, аргументировав ответ; совершенствовать умение выявлять проблему произведения; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи урока:

1. Учить давать аргументированные ответы на вопросы.

2. Учить анализировать и оценивать поступки героев рассказа.

3. Учить использовать текст художественного произведения с целью доказательства высказанных мыслей.

4. Развивать связную речь и творческие способности учеников.

5. Формировать навыки работы в группах.

6. Воспитывать в детях доброе отношение к природе, животным.

Метапредметные связи: русский язык, музыка, зоология, экология.

Методическое оснащение урока: ИКТ, презентация, кейс - папки (текст художественного произведения, кейс - вопросы для каждой группы, бланк «советов» для заполнения).


Структура урока

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовительно-организационный





















Основной
















Целеполагание
























Работа по теме урока




































Работа с кейсами




















Подведение итогов








Рефлексия










Вступительное слово учителя. Приветствие учителя.

Введение в тему урока:



-Ребята! Я предлагаю Вам на две минуты закрыть глаза, расслабиться и немного послушать музыку.



- Куда нас перенесли эти звуки?

-Какое чувство и настроение вызвали у вас эти звуки?

-Такое разноголосое пение слышит человек, находясь в лесу, в котором есть своя жизнь, скрытая от наших глаз. Природа, животный мир прекрасны и полны тайн. Но человек часто вторгается в мир природы, не думая о последствиях.





-Обратимся к теме урока, вдумчиво и внимательно прочитаем каждое слово. (Слайд 1)





-В чем смысл данного высказывания?

-Как вы понимаете эти слова?

-На этот проблемный вопрос нам и нужно будет ответить в течение урока. Как человек может относиться к природе, и чем природа может ответить ему? В конце урока вам необходимо будет составить рекомендации по общению с природой для своих сверстников и взрослых.



-Какое из перечисленных собственных имен существительных для вас наиболее знакомо: Трезор, Белогрудка, Каштанка, Белый Пудель? (Слайд 2)


-Действительно, дома вы знакомились с рассказом Виктора Астафьева «Белогрудка».


-Сформулируем цели урока:

- познакомиться с творчеством В.Астафьева,

-ответить на поставленный вопрос, опираясь на рассказ «Белогрудка»,

-понять смысл высказывания через знакомство с рассказом «Белогрудка».



-Что мы должны для этого сделать? Каковы задачи урока?

-проанализировать рассказ В.А. «Белогрудка»,

-понять, что хотел автор донести своим рассказом до читателя,

-понять, как взаимодействуют природа и человек.




- Посмотрите на портрет писателя (Слайд 3). Виктор Астафьев - это писатель, человек очень честный, говорящий правду. Писал книги не только для взрослых, но и для детей. И самым большим злом В.Астафьев считал отношение современного человека к природе.



-Поделитесь своими чувствами, которые у вас возникли при прочтении произведения «Белогрудка».

-Где происходят действия рассказа?

-Кто герои?

-Кого автор называет Белогрудкой?


- Посмотрите на слайд - вот героиня нашего рассказа! Это куница-зверек, размером с кошку, с ценным серо-коричневым мехом, с белым пятном на груди. Зоологи таких куниц называют каменистыми куницами - белодушками. (Слайд 4).


-Почему она поселилась в «густолесье»?

-Причиняла ли она вред людям в начале рассказа?

-Она долгое время была одинока, но что ж случилось?

-Какой матерью была Белогрудка?

-Что же однажды произошло с детенышами Белогрудки? Что перевернуло ее жизнь? Каким автор называет этот день в жизни куницы?



-Ребята! Прежде чем мы начнем работать в группах, немного отдохнем.



- Каждая группа получила кейс. У каждой группы свой отрывок из рассказа «Белогрудка», проанализировав который, вы сможете ответить на главный проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Затем мы заслушаем спикеров каждой группы. Ответив на проблемный вопрос, Вы должны составить советы или рекомендации своим сверстникам: «Как жить в согласии с природой». Бланк данных советов также вы найдете в кейсах.



- Итак, ваша задача - ответить на вопрос, поставленный в начале урока, составить советы или рекомендации сверстникам . Удачной работы!





- Посмотрим, к какому мнению вы пришли, и что у Вас получилось.






Заключительное слово учителя:

-Каждая группа, проанализировав рассказ с разных точек зрения, ответила на поставленный нами в начале урока вопрос: Как вы понимаете смысл высказывания: «Прикасаться к природе нужно только душой»?

- Мы решили проблему: важно понимать, что мы в природе гости, к ней нужно относиться вежливо, как к людям. Мы должны помнить, что природу надо беречь. Не нужно поступать необдуманно, разоряя гнезда, забирая домой животных и их детенышей. К природе можно прикоснуться только сердцем или душой. На зло природа может ответить по-своему, как мы увидели это на примере рассказа А. «Белогрудка».

- Вы смогли дать прекрасные советы всем, как жить в гармонии с природой.



- Понравилась ли вам ваша работа на уроке?

-Какие трудности у Вас возникали?

-Что было сделать легко и просто?


-Если на уроке Вам было интересно - приклейте на доску красный цветок; если было скучно и трудно -синий.



- Посмотрите, ребята, каких цветов у нас больше! Значит, урок был интересным!



-Берегите нашу природу! Как сказал В.Астафьев: «Ребята, вы ведь тоже станете взрослыми и все, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережете и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете». (Слайд 5)






Спасибо за работу!


Дети рассаживаются по группам.

Приветствие учащихся.




Звучит музыка «Звуки леса»




Ответы детей












Дети читают тему урока.






Ответы учащихся.










Ответы учащихся.







Учащиеся формулируют цели урока







Учащиеся формулируют задачи урока








Учащиеся обращают внимание на портрет писателя






Ответы учащихся.













Ответы учащихся.









Физкультминутка





Класс поделен на группы, каждая группа для работы получает кейс – папку. (Приложение)

Работа в группах 15-20 минут.

Каждая группа выбирает спикера.




Работа в группах.

Учитель контролирует работу учащихся. Оказывает помощь при анализе текста.




Заслушивание спикеров групп.

Демонстрация и заслушивание составленных рекомендаций.























Ответы учащихся.





Учащиеся приклеивают стикеры в виде цветов на доску.















Просмотр содержимого документа
«Рассказ»

В.П. Астафьев «Белогрудка».

Деревня Вереино стоит на горе. Под горою два озера, и на берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая деревенька в три дома — Зуяты.

Между Зуятами и Вереино огромный крутой косогор, видный за много десятков вёрст тёмным горбатым островом. Весь этот косогор так зарос густолесьем, что люди почти никогда и не суются туда. Да и как сунешься? Стоит отойти несколько шагов от клеверного поля, которое на горе, — и сразу покатишься кубарем вниз, ухнешь в накрест лежащий валежник, затянутый мхом, бузиною и малинником.

Глухо на косогоре, сыро и сумеречно. Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих — птиц, барсуков, белок, горностаев. Держатся здесь рябчик и глухарь, очень хитрый и осторожный.

А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке. Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.

На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Она очень хорошо знала этот косогор. Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят.

Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, махая с дерева на дерево, потом решила, что люди уже ушли — они ведь часто мимо косогора проходят, — вернулась к гнезду.

За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, — и вымахнула из гнезда.

Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю-сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом.

Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду хитро упрятанному в густом еловом лапнике.

Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы. Пропали котята, исчезли.

Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры.

К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли.

До рассвета она металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала — не запищат ли котятки.

Но во дворе гремела цепью и хрипло лаяла собака. Хозяин несколько раз выходил из дому, сердито кричал на неё. Белогрудка комочком сжималась на черёмухе.

Теперь каждую ночь она подкрадывалась к дому, следила, следила, и всё гремел и бесновался пёс во дворе.

Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:

— Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.

Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

— Э, подох один...

Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.

В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.

Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе. Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы ахали, старухи крестились, мужики ругались:

— Это ж сатана! Накликали напасть!

Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но Белогрудка не погибла. Лишь две дробины попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки.

Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули.

Белогрудка ещё не знала, что мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь их нашла и прикончила лиса.

Белогрудка осиротела. Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.

Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.

— Так вот ты где, сатана! — всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.

Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу.

Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.

Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:

— Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится.

Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу.

На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.

Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых клыка.

До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.

Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Голова Елена Константиновна

Дата: 15.07.2017

Номер свидетельства: 424100


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства