kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приёмы формирования читательской компетенции на примере урока – обобщения по разделу «Я и мои друзья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные:

  • учащиеся должны хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать содержание, авторов произведений, выполнять задания по содержанию текстов;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • уметь выделять существенную информацию в текстах, делать первые попытки в самостоятельном формулировании вопросов по содержанию текста, используя приём «Ромашка Блума»;

Регулятивные УУД:

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности;

Коммуникативные:

  • в коммуникации уметь строить понятные для партнёров высказывания;

Личностные:

  • иметь мотивацию к развитию читательских компетенций, к творческому труду, бережному отношению к людям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования читательской компетенции на примере урока – обобщения по разделу «Я и мои друзья»»

Открытый урок

по литературному чтению во 2 классе

на тему:

«Приёмы формирования читательской компетенции

на примере урока – обобщения

по разделу «Я и мои друзья»»






Образовательное учреждение:

МАОУ «Чердынская СОШ им. А. И. Спирина»

Учитель начальных классов:

Микова Ирина Викторовна

Технологическая карта урока

Предмет:


Литературное чтение

Класс:


2

Учитель:


Карцева И. Н.

Программа:


Школа России

Тема урока:


«Приёмы формирования читательской компетенции на примере урока – обобщения по разделу «Я и мои друзья»»


Тип урока:


обобщение и закрепление полученных знаний по разделу

Используемые технологии:

игровая, работа в парах, в группах, здоровьесберегающая.


Цель урока:

обобщить и систематизировать знания по разделу «Я и мои друзья»


Задачи урока:

Образовательная:

обобщить, систематизировать и закрепить изученный материал по разделу «Я и мои друзья»;

Развивающая:

совершенствовать навык чтения и анализа текста;

Воспитательная:

воспитывать бережное и внимательное отношение к людям.


Планируемые результаты:

Предметные:

  • учащиеся должны хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать содержание, авторов произведений, выполнять задания по содержанию текстов;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • уметь выделять существенную информацию в текстах, делать первые попытки в самостоятельном формулировании вопросов по содержанию текста, используя приём «Ромашка Блума»;

Регулятивные УУД:

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности;

Коммуникативные:

  • в коммуникации уметь строить понятные для партнёров высказывания;

Личностные:

  • иметь мотивацию к развитию читательских компетенций, к творческому труду, бережному отношению к людям.





Ход урока:


п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Оргмомент

(физминутка)

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнёмся тем, кто справа.

Улыбнёмся тем, кто слева.

Улыбнёмся тем, кто сзади.

Все мы – дружная семья!

Хором проговаривают слова, сопровождая их действиями.

2.

Формулирование темы и целей урока.

Сегодня мы завершаем изучение раздела «Я и мои друзья». Цель этого урока - проверить свои знания: хорошо ли вы знаете писателей и произведения из этого раздела, умеете ли вы выполнять задания, связанные с произведениями и авторами этого раздела. А поможет нам в этом план урока. Итак, чем же мы сегодня будем заниматься?
















1. Выразительно читать.

2. Выполнять задания.

3. Работать самостоятельно.

4. Работать в парах.

5. Работать в группах.

3.

Речевая разминка

А чтобы вам легче и лучше читалось, проведём речевую разминку.

Ы А О У Э И

Читаем хором буквы на доске слева направо.

Ещё раз - справа налево.

Читаем слева направо, не прерывая дыхания.

Теперь – справа налево, не прерывая дыхание.

Добавляем эмоции:

испугали … (Ы – Ы - Ы),

испугались … (А – А - А),

удивились … (О – О - О),

огорчились … (У – У - У),

задумались … (Э – Э - Э),

улыбнулись … (И – И - И).





Хором выполняют речевую разминку.

4.

Фронтальный опрос

Проверим, что мы знаем о писателях. Вы должны назвать ФИО писателя, о котором я прочитаю краткие сведения.

  1. Какой писатель и поэт посвятил много стихотворений школьной поре, а сам научился читать в 4 года?


  1. Какой писатель свои первые стихи и сказки начал сочинять ещё в школе, а потом не только сочинял сам, но и переводил с английского произведения других авторов?


  1. Кто из детских писателей закончил музыкально-педагогическое училище, но стал писать книги для детей и сочинять стихи?


  1. Кто из детских писателей много лет посвятил воспитанию и обучению беспризорных детей, а в свободное от работы время сочинял сказки, писал пьесы и ставил их вместе с детьми?


  1. Кто из писателей написал книгу о двух сёстрах, а мы знакомились с одним из рассказов о них?

Что вы ещё о нём запомнили?









  1. Произведения какого писателя любят дети за чувство юмора, за умение по-доброму посмеяться над своим героем?









Валентин Дмитриевич Берестов








Виктор Владимирович Лунин





Эмма Эфраимовна Мошковская








Валентина Александровна Осеева




Николай Афанасьевич Булгаков

Он стал священником.

Его брат Михаил Афанасьевич Булгаков написал произведение «Мастер и Маргарита», которое мы будем изучать в старших классах.







Юрия Ивановича Ермолаева

5.

Работа в группах

1) Соотнесение портретов писателей с их ФИО.

Проверим, хорошо ли мы знаем портреты писателей из этого раздела. Вам нужно будет соединить табличку с ФИО каждого писателя с его портретом. Работа в группах. Капитаны соединяют, но сначала советуются с группой.




Посмотрим, что получилось. Я показываю портрет, вы (с поднятием руки) называете ФИО писателя, изображенного на портрете. Создадим кластер по разделу «Я и мои друзья»: в центре название раздела, а от него стрелки ведут к писателям, создавшим произведения о дружбе.


















































Подведём итог выполнения этого задания … .








Класс быстро (по отлаженной схеме) делится на группы и приступает к работе.

Группы поочерёдно выполняют задание:

Валентин Дмитриевич Берестов


Эмма Эфраимовна Мошковская


Виктор Владимирович Лунин


Николай Афанасьевич Булгаков


Юрий Иванович Ермолаев


Валентина Александровна Осеева

6.

Инд. работа

А сейчас поработайте самостоятельно. Узнайте автора и произведение по характеристике его героев, прочитанной мной:


1) Её герои, мама и сын, задаются вопросом: «Почему?"


2) Его герой задавался другим вопросом: «А как же я?»


3) Её герой обиделся на всех и незаслуженно обидел и щенка, и кота.


4) Его героини учат нас сопереживать, сочувствовать чужой боли, помогать.


5) Его герои ссорились, мирились и спорили порой.

6) Его героини: одна путешествовала по Африке, а другая помогала маме и ела пирожные.


7) Его герой глядел с высоты на обиду и терял обиду из виду.


8) Её герой с помощью одного слова, не простого слова, добился исполнения своих желаний.


9)Её герой пока не осуществил свои мечты, но после совета мамы, возможно, у него получится.


Итог выполнения этого задания … .







Рассказ В.А. Осеевой «Почему?».


Стих. В. В. Лунина «Я и Вовка».


Стих. Э. Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду».



Рассказ Н. А. Булгакова «Анна, не грусти!».



Стих. В. Д. Берестова «За игрой».

Рассказ Ю. И. Ермолаева «Два пирожных».




Стих. В. Д. Берестова «Гляжу с высоты на обиду».

Рассказ В. А. Осеевой «Волшебное слово».




Рассказ В. А. Осеевой «Хорошее».

7.

Работа в группах

2) Соотнесение авторов с названиями произведений

Соедините стрелками авторов с их произведениями. Вновь работа в группах. Стрелки проводит капитан, посоветовавшись со всеми.


Посмотрим, что получилось в этот раз. Я показываю портрет автора, а вы называете его произведение. Продолжаем создание кластера.































































Подведём итог … .




Выполняют задания в группах.


Валентин Дмитриевич Берестов

«За игрой»

«Гляжу с высоты на обиду»


Эмма Эфраимовна Мошковская

«Я ушёл в свою обиду»


Виктор Владимирович Лунин

«Я и Вовка»


Николай Афанасьевич Булгаков

«Анна, не грусти!»


Юрий Иванович Ермолаев

«Два пирожных»



Валентина Александровна Осеева

«Волшебное слово»

«Хорошее»

«Почему»

8.

Инд. работа

(Игра «Я возьму с собой в дорогу …»)

Работаем самостоятельно. Играем в игру «Я возьму с собой в дорогу …». У вас на партах у каждого заготовлены по два качества: одно – настоящего друга, другое – то, что друзья никогда не должны делать. Прочитайте их шёпотом. … Начинаем игру. Я с друзьями отправляюсь в путешествие и с собой в дорогу хочу взять только хорошие качества. Какие же я возьму? Поднимайте руку, кто хочет ответить, и затем скажите: «Возьмите с собой моё качество. У меня - …». Читаете своё качество, и, если я его соглашусь взять, прикрепляете на маленькую доску.
































Итог выполнения задания … .
















(Каждый должен предложить по одному качеству).

-- Возьмите с собой моё качество - …:

помогать

принимать помощь друга

играть

делиться

уважать

радоваться успехам друга

выручать

быть внимательным

поддерживать

сопереживать

говорить правду

доверять

радовать


(На партах остаются):

ругать

драться

жадничать

сплетничать

завидовать

обижать

обзывать

обманывать

подлизываться

ябедничать

командовать

обижаться

9.

Чтение по ролям рассказа В. А. Осеевой «Хорошее»

Дома вы должны были подготовить выразительное чтение двух рассказов В. А. Осеевой: «Хорошее» и «Почему?». Прочитаем по ролям рассказ «Хорошее»

Читают по ролям.

10.

Работа с «Ромашкой Блума»

Вчера многие плохо подготовились к работе по этому произведению с помощью ромашки Блума: кто пропустил урок из-за мороза, кто перепутал произведения, кто не сумел справиться с заданием. Поэтому попробуем придумать вопросы по содержанию этого произведения ещё раз. Продолжаем учиться пользоваться ромашкой Блума.

  1. Простые вопросы.

Кто … ?


Что …?


Куда …?


Где … ?


Куда …?


Когда …?


Как … ?




















  1. Уточняющие вопросы.

Если я правильно понял, то в рассказе говорится …?



Я могу ошибаться, но, по-моему, … ?



  1. Объясняющие вопросы.

Объясните … ?







  1. Творческие вопросы.

Придумайте … ?








  1. Оценочные вопросы.

Оцените (рассудите), правильно ли … ?


  1. Практические вопросы.

Как бы вы поступили … ?

















Итог этой работы … .













Кто герои рассказа?


Что захотелось сделать Юре, когда он проснулся и увидел, что день солнечный и хороший?


Что хорошего хотел сделать мальчик?


Что попросила у Юры сестрёнка?


Как отреагировал мальчик?


Что няня попросила У Юры?

Что она услышала в ответ?


Что молча попросил Трезор?


Что ответил Юра на просьбу собаки?


Как надо было поступить Юре по совету мамы?





Если я правильно понял, то сначала Юра показал себя плохим человеком?


Я могу ошибаться, но, по-моему, мальчик просто ленив?


Объясните, какой же всё-таки Юра, плохой или хороший?


Объясните, почему мама не наказала Юру, а погладила его по голове?



Придумайте, что было бы, если бы мама не стала слушать Юру и наказала его?


Придумайте, что было бы дальше, после маминого совета Юре?



Рассудите, когда Юра поступал правильно, а когда нет?



Как бы вы поступили на месте сестрёнки, когда Юра отказался с ней погулять?


Как бы вы поступили на месте няни, когда Юра отказался ей помогать?


Как бы вы поступили на месте мамы, когда Юра подошёл к ней?


Как бы вы поступили на месте Юры?


11.

Физминутка

Проведём физминутку на внимание. Я буду давать словесные команды, которые надо выполнять. И, одновременно, буду показывать другие действия. Их выполнять не надо. Кто ошибётся, садится. Посмотрим, сколько ребят окажутся очень внимательными.

Стараются выполнить словесные команды.

12.

Работа в парах

Поработаем в парах. Сядьте парами… . Слушайте задание: четыре пословицы о дружбе я разделила на две половинки и перепутала, надо вновь собрать пословицы. Начали.


Проверим, что получилось … .







Подведём итог этого задания …








Старый друг лучше новых двух.

Друг познаётся в беде.

Дружбу помни, а зло забывай.

Человек без друзей, что дерево без корней.

13.

Итог урока. Рефлексия.

Подведём итог всего урока. Проверим, выполнили ли мы то, что запланировали:

1. Выразительно читали?

2. Выполняли разные задания по произведениям?

3. Работали самостоятельно?

4. Работали в парах?

5. Работали в группах?


Мы - молодцы?


Оцените кружками свои знания по этому разделу:

поднимите зелёный кружок, если считаете, что хорошо знаете произведения из этого раздела и их авторов;

поднимите жёлтый кружок, если считаете, что пусть не все, но большую часть произведений и авторов из этого раздела знаете хорошо;

поднимите красный кружок, если знания произведений и авторов по этому разделу читаете плохими.

Кто не доволен своими результатами, в дальнейшем просто должен больше стараться. И результаты обязательно станут выше.


А теперь моё оценивание вашей работы на уроке … .


14.

Д/з

Стр 109 выучить любую весеннюю загадку.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Микова Ирина Викторовна

Дата: 10.11.2022

Номер свидетельства: 617091


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства