kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приём контраста в литературе (на примере рассказа Толстого «После бала»), музыке и живописи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с приёмом контраста и способами его создания в различных видах искусства. Систематизация и обобщение представления об идейном содержании рассказа "После бала". Воспитывает любознательность, эстутическое чувство и любовь к различным видам искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приём контраста в литературе (на примере рассказа Толстого «После бала»), музыке и живописи.»

Тема: Приём контраста в литературе (на примере рассказа Толстого «После бала»), музыке и живописи.

Цель урока: Знакомить с приёмом контраста и способами его создания в различных видах искусства. Систематизировать и обобщить представление об идейном содержании рассказа «После бала». Воспитывать любознательность, эстетическое чувство и любовь к различным видам искусства.

Ход:

I.Запись темы и задание классу: сформулируйте цель сегодняшнего урока (понять, что такое контраст, что общего в использовании этого приёма, чем отличается контраст и какова его роль в различных видах искусства).


II. Д.з. По выбору учащегося: 1.Письменный ответ на вопрос: Какова роль контраста в различных видах искусства? Или 2.Нарисовать обложку к рассказу «После бала», в которой отразится контраст.


III. Вопросы: 1. Что такое контраст?

(Это противопоставление, в словаре Ожегова контраст – резкая противоположность).

2. Какие две сцены резко противопоставлены в рассказе? (сцена бала и сцена наказания солдата)

3. Составьте таблицу, процитировав главные детали в описании:

I ряд –общей атмосферы и обстановки эпизодов.

II ряд – людей, участников событий.

III ряд- душевное состояние Ивана Васильевича.


Результат работы:

Сцена бала Сцена наказания

Обстановка

Бал чудесный, зала прекрасная, «Я увидел что-то большое и

буфет великолепный чёрное», туман, пустынный

переулок, большая улица

Люди

Хозяева добродушные старички, до- Чёрные люди, солдаты в чёрных

бродушная жена с белыми плечами, мундирах, вместо спины наказы-

Варенька вся в белом, с «ласковыми, ваемого – что-то мокрое, пёстрое,

милыми глазами», полковник с ра- красное.

достной, ласковой улыбкой

Душевное состояние Ивана Васильевича

«Я был счастлив, блажен, добр», «На сердце была почти физичес-

«Я не знал зла и был способен на кая, доходившая до тошноты тос-

одно добро» «Я обнимал весь мир ка», «Мне казалось, что меня выр-

своей любовью» вет тем ужасом, который вошёл в

меня»


В то же время выполняется индивидуальное задание на доске.

Описание музыки.

  1. Выпишите цитаты, характеризующие звуки в сцене наказания.

  2. Объясните, какие звуки противопоставляются? Какова роль противительного союза НО в этом?

  3. Сделайте вывод: как выражается контраст в описании музыки?

  4. Вопросы: - Как соотносятся эти сцены? Что противопоставляется?

(они резко противопоставлены). (Могут быть противопоставлены обстановка, герои и душевное состояние человека)

- С помощью каких средств выражается потивопоставление?

(С помощью антонимов, большое значение имеют цветовые эпитеты с потивоположным значением)

Учитель: Некоторые слова только в данном контексте приобретают противоположное значение (добродушные старички –чёрные люди). Их называют контекстуальными антонимами.

IV. Противопоставляет Толстой и музыку в этих сценах


Проверка индивидуального задания. На доске цитата: «В душе у меня всё время пело и слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка». (Ученик объясняет, что противопоставляются мелодия мазурки и звуки, сопровождающие экзекуцию. Контраст выражается и с помощью разного характера музыки и с помощью противительного союза НО )

Как противопоставляются эти музыкальные сопровождения? Как это связано с характером музыки? – об этом с вами будет говорить учитель музыки Челнокова Марина Константиновна.

Звучит фрагмент «Мазурки» П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро» и барабанная дробь.

(Барабанную дробь исполняет ученик класса).

- В чём заключается контраст и есть ли он?

Учащиеся: Контраст есть. Характер мазурки определяют средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, лад, ритм, динамика. Определяют средства музыкальной выразительности двух музыкальных номеров.


V. Итак, мы увидели, как создаётся контраст, и теперь мы должны понять, какова роль контраста, который в литературоведении называют антитезой, в произведении.

1. Читаем статью в учебнике, стр. 345 (последний абзац) Выделяем ключевые фразы( рассказ строится, развивает единую художественную идею, вскрывает противоречия жизни)

2. Обобщаем прочитанный материал в виде записи «Роль контраста в рассказе»

- Это способ построения

- Это способ выражения художественной идеи и авторской позиции.

- Это приём, позволяющий раскрыть жизненные противоречия во всей остроте.


3. Какова авторская позиция в рассказе? (проверяем домашнюю работу)

(Толстой, решая проблему роли общественных отношений в жизни человека и показывая, как в человеке сочетается доброе и злое, утверждает необходимость личной ответственности человека за всё, что происходит в мире. Человек не может остаться равнодушным к злу, из-за которого страдают люди)

Учитель: Приём контраста способствует более яркому изображению борьбы добра и зла, он отражает и социальные, и нравственные, и психологические противоречия. Такова роль контраста в литературе.

  1. О роли контраста в музыке рассказывает учитель музыки Челнокова М.К.

Добро и зло, любовь и ненависть, сила и слабость – эти главные темы искусства, в т.ч. и музыки. Контрасты встречаются как в разных произведениях, так и в одном произведении.

Слушание всей «Мазурки» Чайковского. Разбор 3-х частей (I, III контрастны II части благодаря опять-таки музыкальным средствам выразительности.)


  1. Контраст как приём используется и в живописи. Ученики слушают сообщение одноклассницы, выпускницы художественной школы, и записывают основные положения доклада, рассматривая репродукции.

Виды контраста в живописи:ш

тоновой (светлее - темнее)

цветовой (теплее – холоднее)

яркостный (ярко – приглушённо)

Используются следующие репродукции:

Саврасов «Грачи прилетели»

Э. Виже –Лебрен «Автопортрет»

Караваджо «Кавалер Мальтийского ордена»


  1. Вопрос: Каково общее значение контраста, свойственное для разных видов искусства?

(Контраст помогает раскрыть жизненные противоречия в окружающем мире, в социальной жизни людей или в душевном состоянии человека).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Короткова Вера Максимовна

Дата: 31.03.2018

Номер свидетельства: 464409


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства