Приём контраста в литературе (на примере рассказа Толстого «После бала»), музыке и живописи.
Приём контраста в литературе (на примере рассказа Толстого «После бала»), музыке и живописи.
Знакомство с приёмом контраста и способами его создания в различных видах искусства. Систематизация и обобщение представления об идейном содержании рассказа "После бала". Воспитывает любознательность, эстутическое чувство и любовь к различным видам искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приём контраста в литературе (на примере рассказа Толстого «После бала»), музыке и живописи.»
Тема: Приём контраста в литературе (на примере рассказа Толстого «После бала»), музыке и живописи.
Цель урока: Знакомить с приёмом контраста и способами его создания в различных видах искусства. Систематизировать и обобщить представление об идейном содержании рассказа «После бала». Воспитывать любознательность, эстетическое чувство и любовь к различным видам искусства.
Ход:
I.Запись темы и задание классу: сформулируйте цель сегодняшнего урока (понять, что такое контраст, что общего в использовании этого приёма, чем отличается контраст и какова его роль в различных видах искусства).
II. Д.з. По выбору учащегося: 1.Письменный ответ на вопрос: Какова роль контраста в различных видах искусства? Или 2.Нарисовать обложку к рассказу «После бала», в которой отразится контраст.
III. Вопросы: 1. Что такое контраст?
(Это противопоставление, в словаре Ожегова контраст – резкая противоположность).
2. Какие две сцены резко противопоставлены в рассказе? (сцена бала и сцена наказания солдата)
3. Составьте таблицу, процитировав главные детали в описании:
I ряд –общей атмосферы и обстановки эпизодов.
II ряд – людей, участников событий.
III ряд- душевное состояние Ивана Васильевича.
Результат работы:
Сцена бала Сцена наказания
Обстановка
Бал чудесный, зала прекрасная, «Я увидел что-то большое и
буфет великолепный чёрное», туман, пустынный
переулок, большая улица
Люди
Хозяева добродушные старички, до- Чёрные люди, солдаты в чёрных
бродушная жена с белыми плечами, мундирах, вместо спины наказы-
Варенька вся в белом, с «ласковыми, ваемого – что-то мокрое, пёстрое,
милыми глазами», полковник с ра- красное.
достной, ласковой улыбкой
Душевное состояние Ивана Васильевича
«Я был счастлив, блажен, добр», «На сердце была почти физичес-
«Я не знал зла и был способен на кая, доходившая до тошноты тос-
одно добро» «Я обнимал весь мир ка», «Мне казалось, что меня выр-
своей любовью» вет тем ужасом, который вошёл в
меня»
В то же время выполняется индивидуальное задание на доске.
Описание музыки.
Выпишите цитаты, характеризующие звуки в сцене наказания.
Объясните, какие звуки противопоставляются? Какова роль противительного союза НО в этом?
Сделайте вывод: как выражается контраст в описании музыки?
Вопросы: - Как соотносятся эти сцены? Что противопоставляется?
(они резко противопоставлены). (Могут быть противопоставлены обстановка, герои и душевное состояние человека)
- С помощью каких средств выражается потивопоставление?
(С помощью антонимов, большое значение имеют цветовые эпитеты с потивоположным значением)
Учитель: Некоторые слова только в данном контексте приобретают противоположное значение (добродушные старички –чёрные люди). Их называют контекстуальными антонимами.
IV. Противопоставляет Толстой и музыку в этих сценах
Проверка индивидуального задания. На доске цитата: «В душе у меня всё время пело и слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка». (Ученик объясняет, что противопоставляются мелодия мазурки и звуки, сопровождающие экзекуцию. Контраст выражается и с помощью разного характера музыки и с помощью противительного союза НО )
Как противопоставляются эти музыкальные сопровождения? Как это связано с характером музыки? – об этом с вами будет говорить учитель музыки Челнокова Марина Константиновна.
Звучит фрагмент «Мазурки» П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро» и барабанная дробь.
(Барабанную дробь исполняет ученик класса).
- В чём заключается контраст и есть ли он?
Учащиеся: Контраст есть. Характер мазурки определяют средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, лад, ритм, динамика. Определяют средства музыкальной выразительности двух музыкальных номеров.
V. Итак, мы увидели, как создаётся контраст, и теперь мы должны понять, какова роль контраста, который в литературоведении называют антитезой, в произведении.
2. Обобщаем прочитанный материал в виде записи «Роль контраста в рассказе»
- Это способ построения
- Это способ выражения художественной идеи и авторской позиции.
- Это приём, позволяющий раскрыть жизненные противоречия во всей остроте.
3. Какова авторская позиция в рассказе? (проверяем домашнюю работу)
(Толстой, решая проблему роли общественных отношений в жизни человека и показывая, как в человеке сочетается доброе и злое, утверждает необходимость личной ответственности человека за всё, что происходит в мире. Человек не может остаться равнодушным к злу, из-за которого страдают люди)
Учитель: Приём контраста способствует более яркому изображению борьбы добра и зла, он отражает и социальные, и нравственные, и психологические противоречия. Такова роль контраста в литературе.
О роли контраста в музыке рассказывает учитель музыки Челнокова М.К.
Добро и зло, любовь и ненависть, сила и слабость – эти главные темы искусства, в т.ч. и музыки. Контрасты встречаются как в разных произведениях, так и в одном произведении.
Слушание всей «Мазурки» Чайковского. Разбор 3-х частей (I, III контрастны II части благодаря опять-таки музыкальным средствам выразительности.)
Контраст как приём используется и в живописи. Ученики слушают сообщение одноклассницы, выпускницы художественной школы, и записывают основные положения доклада, рассматривая репродукции.
Виды контраста в живописи:ш
тоновой (светлее - темнее)
цветовой (теплее – холоднее)
яркостный (ярко – приглушённо)
Используются следующие репродукции:
Саврасов «Грачи прилетели»
Э. Виже –Лебрен «Автопортрет»
Караваджо «Кавалер Мальтийского ордена»
Вопрос: Каково общее значение контраста, свойственное для разных видов искусства?
(Контраст помогает раскрыть жизненные противоречия в окружающем мире, в социальной жизни людей или в душевном состоянии человека).