Тема урока: Прием олицетворения в сказке Дж. Родари «Приключения Чиполлино».
- обнаруживать приём оживления; в сказке каждый овощ, фрукт автор наделил особой внешностью, характером;
Этапы урока | Время, мин | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.0 | 1 мин | Организационное начало урока Цель: проверить готовность к уроку Знакомство с первой станцией. "Подготовительная". Постановка проблемы
| Словесный | Фронтальный | Какое у вас настроение? Покажите смайлик. Встаньте все прямо, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с таким настроением мы начнем сегодняшний урок. - Сегодня у нас урок - путешествие. На уроке мы будем читать, узнавать новое, обмениваться впечатлениями. Я желаю вам быть внимательными, дружными. А путешествие пусть будет интересным. В путешествие пойдём, в страну сказок попадём. Слушай, думай, наблюдай, сказку в душу пропускай. Музыка для релаксации. Представьте красивое летнее утро. Ярко светит солнце. Слышны голоса птиц. Чувствуется легкий приятный аромат цветов. И вот луч солнца коснулся ваших глаз. На лице улыбка и солнечный свет. - Здесь даны указатели. (Загадки про овощи) - Ребята, отгадайте загадки! 1.Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для неё готовим кадки И крупной соли полмешка. : 2. Он никогда и никого Не обижал на свете. Что же плачут от него И взрослые и дети? Д: Лук. У: 3. Растут на грядке. Зелёные ветки, А на них - Красные детки.
| Подготовка к работе. Дети показывают улыбающийся смайлик. Учащиеся слушают музыку, представляют образы о которых говорит учитель | Коммуникативные УУ планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Слушать и понимать речь других. Личностные УУ Слушать и понимать речь других Познавательные логические анализ объектов с целью выявления признаков |
1.1 | 1 мин | Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность развитие умения анализировать, обобщать, наблюдать; классифицировать воспитывать интеллигентность умение выслушать товарищей; работать сообща. | | Фронтальный | 3. Растут на грядке зелёные ветки, А на них - красные детки.
4. Летом - в огороде свежие, зелёные, А зимою в бочке, крепкие, солёные
5. Вверху зелено, внизу красно. В землю вросло. 6. Вкус у ягоды хорош, ты пойди её, сорви-ка, алый бархатный кафтан И зовут её – 7. Хоть чернил он не видал, Фиолетовым вдруг стал, Любят овощ Ваня, Жан... Так ведь это...
| Лук Помидоры. Огурцы Свекла Клубника Баклажан Банан Учащиеся делят на группы: овощи и фрукты, перечисляя каждую Дети указывают на благоприятные изменения в погоде, на обилие солнечных дней, на цветение растений, на пение птиц, что весной в душе у многих людей появляется неизбывная радость. | Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Классифицировать предметы по определённым признакам: овощи, фрукты Межпредметные связи: окружающий мир |
2.0 | 5 мин | Подготовка к теме урока Цель:
| Фронтальная форма | | 8. Овальный бок, жёлтый бок. Я заморский житель. Всех вас очень я люблю, Меня скорей съедите. - На какие группы можно разделить - О каком овоще можно сказать -Кислый? -Сладкий? _-Душистая? -Ароматные - А о каком овоще говорим, что он плачет? -Кто из вас знает, в каких сказках лук является персонажем? | Банан - На овощи и фрукты Лимон Помидор Клубника Банан. Ананас Лук - Чиполлино – луковичка, герой сказки | Самоопределение Познавательные УУД Самоосмысление |
3.0 | 10 мин |
Сообщение темы урока Станция "Авторская". Джанни Родари (1920-1980) | беседа | Фронтальная работа | - Продолжить дальше путешествие мы сможем, если среди этих фамилий найдёте ту, которая имеет к нему отношение Джанни Родари - итальянский детский писатель. Сын пекаря, работал учителем начальных классов, затем журналистом в газете. Как детский писатель прославился в нашей стране раньше, чем у себя на родине, благодаря переводам С.Я Маршака. В своих книгах Родари старался познакомить детей с множеством важных вещей в окружающем мире. Джанни Родари родился, рос и учился в Италии. Потом он стал учить маленьких непоседливых детей. Когда они особенно шалили, молодой учитель не наказывал их , а присев на край стола, начинал тихо-тихо рассказывать ученикам любимую сказку его детства «Приключения Пиноккио»
| . Потому, что мы жители лесостепной полосы и эта птичка нашего края. Ответы детей. Слушают произведение | Делать отбор источников информации методом исключения Познавательные УУД: Открытие нового знания детьми. |
3.1 | | Физминутка(музыка) Цель: снятие физического и умственного напряжения. Станция Чтецкая | | фронтальная работа |
- Чем близки сказки Алексея Николаевича Толстого про Буратино и Джанни Родари про Чиполлино? Чиполлино-по-итальянский значит "маленький лук" ,La cipolla - Какую сказку мы будем читать? – Кто автор этой сказки? – Кто будет являться главным героем? - Почему, вы так решили? - Сказка очень длинная, поэтому мы сегодня прочтём только отрывок из неё, а кому будет интересно, сможете взять её из библиотеке. | -Герои этих сказок живут в фантастической стране, но отношения между ними, как в настоящей жизни | Самоосмысление Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. .Коммуникативные УУД |
| | VI. Работа по учебнику.
| | | Беседа по содержанию. У: С кем мы познакомились в этом отрывке? У: Что сказано о его семье? Прочитайте. У: Где жила семья Чиполлино? Почему на окраине, а не в центре города? У: Какое событие нарушило жизнь обитателей окраины? У: Что беспокоило придворных и какой они нашли выход? У: Кто был принцем города? У: Кем были придворные солдаты? У: Что должны были сделать лимончики? У : Как выглядела свита? У: Чем отличались лимонные человечки друг от друга? Прочитаем. У: Как вы думаете, нравятся ли автору нарядные Лимон и Лимончики? У. Как автору удаётся показать их глупость и напыщенность? У Кому вы отдаёте свою симпатию? У: Джани Родари согласен с вами? Почему вы так решили? Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Какие рисунки можно нарисовать словами к этому стихотворению? Только он поёт паря в воздухе, когда остальные птицы поют сидя на деревьях. У.Хотите, покажу Вам, какую картину вижу я? (Слайд) Перечитайте стихотворение шепотом и попробуйте, как настоящие волшебники, оживить его - придать ему наглядность, образность своим голосом .Что вам в этом поможет? А ещё понимание тех чувств, с которыми оно написано Что послужило толчком для создания этого произведения у автора? Какие строчки показались наиболее образными? (Как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами?) Рдеть-отливать красным цветом, краснеть. Назовите родственные слова к словам: Лазурь, долина -низина. Как вы понимаете смысл выражений: «Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны!» Д. «Пою», здесь имеет значение – « воспеваю, славлю весну». Жаворонок радуется приходу весны, он парит так высоко в небе, Что видит «весь Божий мир». У.А как вы думаете, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения? | | Познавательные УУД Находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. Личностные УУД - эмоционально проживают текст, выражают свои эмоции; - понимают эмоции других людей, Находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
| | Станция "Художественная". Цель активизация мыслительной и творческой деятельности; Станция "Литературная". цель: учить вычленять основные элементы сюжета произведения | Объяснительно-иллюстративный | | Нарисуй словами, как ты себе представляешь лимонных и луковых человечков.. Итак, ребята, вы получили опыт устного словесного рисования, описывая словами свой рисунок, а теперь предстоит самое интересное – подготовить выразительное чтение. Работать будем в группах. План: - Как читать за лимонов? - Как за лук равилам написания литературного произведения. Первый абзац произведения о чём он? Как это называется по правилам литературного произведения? У: С какого момента начались действия в сказке? Д: Начало действия – завязка. Завязка. У: Завязка нередко начинается со слов "однажды". У: Найдите, как у вас в сказке? У: Давайте проследим, что же произошло с луковым человечком от завязки до самого напряжённого момента. Это: Д: Кульминация У: А чем закончились события в данном отрывке из сказки? Д: Развязкой, то есть завершением всех действий в сказке. У: Но у нас дан отрывок. Чем могли бы закончиться события, придумайте сами.
| Лимоны - вредные, несправедливые Луковые - добрые, униженные.
Распределяются на группы, прочитывают отрывок сначала каждый самостоятельно, коллективно расставляют паузы, выбирают темп чтения, интонацию, настроение, с которым будут читать данный отрывок прослушивают друг друга, дают советы, по мере готовности подают сигнал | Познавательные УУД Регулятивные УУД Учится работать по предложенному учителем плану Коммуникативные УУД Регулятивные Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других, сотрудничество в поиске и выборе правильного решения |
4.0 | 7 мин | Станция "Творческая". цель: Заключительная. Итог урока Цель: провести общий анализ урока и оценить деятельность учащихся | | работа в малых группах | - Чем могли бы закончиться события, придумайте сами.
Давайте посмотрим как у автора. (Мультфильм) Приложение №3. Наше путешествие подошло к концу. - Понравилась ли вам сказка?
Как удалось Д. Родари заинтересовать маленьких читателей рассказом о фруктах и овощах? (Он их очеловечил, одушевил, наделил героев характерами) Вы дружно работали, щедро делились своими знаниями, в работе были внимательны и трудолюбивы. Как вы думаете, задачи урока мы выполнили? У: Я думаю, каждый из вас задумался над вопросом: ради чего я живу? -Что для меня важнее всего? И в душе у вас что-то изменилось. Но главное, мне хочется, чтобы вы усвоили одно важное правило: - любовью движется и держится жизнь. Спасибо всем!
Молодцы! Вы оказывается умеете рисовать не только красками, но и словами, вам удалось оживить свой рисунок при помощи удачно найденных выражений. | Группы учащихся выступают перед одноклассниками, а остальные выслушивают, а потом высказывают свое мнение Он их очеловечил, одушевил, наделил героев характерами | На данном этапе проходит технология здоровьесбережения Работа в паре создает антистрессовую ситуацию, что формирует здоровую психику ребенка. Имеют навыки работы в группе Самоанализ Рефлексия |