kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэто XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэто XIX века Е.А.Баратынского,  Я.П. Полонского,  А.К. Толстого».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Литература 6 класс, Автор О.В. Шелемех»

«Пейзажная лирика русских поэто XIX века  Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого».

«Пейзажная лирика русских поэто XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского,

А.К. Толстого».

В ней есть душа, в ней есть свобода,  В ней есть любовь, в ней есть язык.  Ф.И.Тютчев .

В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев .

  • Наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе .
Пейзаж – (фр.) картины природы. Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».
  • Пейзаж – (фр.) картины природы. Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».
Пейзажная лирика русских поэтов  XIX века  Е.А.Баратынского,  Я.П. Полонского, А.К. Толстого .

Пейзажная лирика русских поэтов

XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого .

Цели:  -пробудить интерес к русской поэзии;  -понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого;  -прививать любовь к родной природе.

Цели:

-пробудить интерес к русской поэзии;

-понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого;

-прививать любовь к родной природе.

1.Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка. 2. Какой литературный приём помогает сделать картину живой? 2. Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!» Метафоры: « на крыльях ветерка», « на торжествующем хребте». 3. Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны? 3. Лазурь «ослепительна», небосвод «ясен», в вышине «яркой». 4. Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой. 4. Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения? 5. Экспрессивный ( выразительный) настрой. Оно звучит как « заздравный гимн весне». 5. Каким настроением проникнуто стихотворение?

1.Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка.

2. Какой литературный приём помогает сделать картину живой?

2. Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!»

Метафоры: « на крыльях ветерка», « на торжествующем хребте».

3. Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны?

3. Лазурь «ослепительна», небосвод «ясен», в вышине «яркой».

4. Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой.

4. Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения?

5. Экспрессивный ( выразительный) настрой. Оно звучит как « заздравный гимн весне».

5. Каким настроением проникнуто стихотворение?

Баратынский чувствует себя частью природы, он слился с ней, растворился в ней. В этом стихотворении поэт использует слова, которые придают стихотворению особый настрой, торжество: «лазурию живой», «очи», «взревев», «торжествующем хребте», «древа обнажены», «заздравный гимн». Вывод. Стихотворение Евгения Баратынского необычно тем, что передаёт состояние души поэта, пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое
  • Баратынский чувствует себя частью природы, он слился с ней, растворился в ней.
  • В этом стихотворении поэт использует слова, которые придают стихотворению особый настрой, торжество: «лазурию живой», «очи», «взревев», «торжествующем хребте», «древа обнажены», «заздравный гимн».
  • Вывод. Стихотворение Евгения Баратынского необычно тем, что передаёт состояние души поэта, пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое
Анто́нио Лучио Вива́льди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) — итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта —автор около 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года»
  • Анто́нио Лучио Вива́льди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) — итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта —автор около 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года»
«Ранняя весна. Оттепель»  Саврасов Алексей Кондратьевич

«Ранняя весна. Оттепель»

Саврасов Алексей Кондратьевич

ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ  1819-1898  Я. П. Полонский прожил долгую жизнь. Отдал писательской деятельности 60 лет, но настоящего признания не получил. Слава пришла к нему позже. Он разрабатывал в своём творчестве жанр романса, песни, элегии. Поэтому его творчество привлекло внимание композиторов – Чайковского, Даргомыжского, Танеева, Рахманинова. Многие его стихи стали песнями .
  • ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ 1819-1898
  • Я. П. Полонский прожил долгую жизнь. Отдал писательской деятельности 60 лет, но настоящего признания не получил. Слава пришла к нему позже. Он разрабатывал в своём творчестве жанр романса, песни, элегии. Поэтому его творчество привлекло внимание композиторов – Чайковского, Даргомыжского, Танеева, Рахманинова. Многие его стихи стали песнями .
« По горам две хмурых тучи…»
  • « По горам две хмурых тучи…»

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели…

Какую картину рисует поэт?
  • Какую картину рисует поэт?

1. Летний горный пейзаж,… действия происходят ночью, тучи ..

2. Назовите основные образы

2. Тучи, скала

3. Олицетворения – эхо засмеялось, тучи ссорятся, скала вздохнула; эпитеты – яркая молния, скала горючая, хмурые тучи, дебри влажные, знойный вечер. Эти средства помогают нам понять красоту природы.

3. Какие художественно – выразительные средства использует автор?

4. Найдите глаголы движения

4. (блуждали, сошлись, сползали, не уступили, огласили, улеглись) глаголы говорят о том, что пейзаж динамичен, действие постепенно нарастает и успокаивается

5. С помощью каких звуком мы слышим раскаты грома?

5. Ра, ры, ру, рю, ро, ря, ре, ри

Аллитерация - изобразительное средство, когда сочетаются согласные звуки  1. Что вы можете сказать об отношениях туч между собой, почему они поспорили? 2. Как отозвалась скала на эту ссору? 3. Можно ли перенести описание явлений природы на человеческие отношения? 3. Да, отношение родителей и детей 4. Всё в природе гармонично, даже ссора заканчивается примирением  4. Какова главная мысль произведения?

Аллитерация - изобразительное средство, когда сочетаются согласные звуки

1. Что вы можете сказать об отношениях туч между собой, почему они поспорили?

2. Как отозвалась скала на эту ссору?

3. Можно ли перенести описание явлений природы на человеческие отношения?

3. Да, отношение родителей и детей

4. Всё в природе гармонично, даже ссора заканчивается примирением

4. Какова главная мысль произведения?

Русский художник Николай Рерих

Русский художник

Николай Рерих "Зов неба. Молния"

М.Ю.Лермонтов. «Кавказ»

А. К. Толстой родился в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство его прошло на Украине. В имении дяди А. Перовского. Литературным дебютом бала повесть « Упырь». В 1850-х гг. Толстой печатался в «Современнике», входил в круг передовых писателей. Он известен как прозаик ( роман «Князь Серебряный»), и как драматург. Лирика поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады. Романса. На его стихи писали музыку Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов.

А. К. Толстой родился в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство его прошло на Украине. В имении дяди А. Перовского. Литературным дебютом бала повесть « Упырь». В 1850-х гг. Толстой печатался в «Современнике», входил в круг передовых писателей. Он известен как прозаик ( роман «Князь Серебряный»), и как драматург.

Лирика поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады. Романса. На его стихи писали музыку Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов.

Где гнутся над омутом лозы,  Где летнее солнце печет,  Летают и пляшут стрекозы,  Веселый ведут хоровод.

Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. "Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно - Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!"

 

Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении? Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пение стрекоз? Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты?
  • Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении?
  • Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы?
  • Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пение стрекоз?
  • Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты?

Поэт рисует красоту летнего дня с солнечными бликами, хороводом бирюзовых стрекоз, пением о красоте сказочного мира, куда они зовут ребёнка.

Большую часть стихотворения занимает песня стрекоз. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг. Предлагают посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними.

Силы природы вовлекают человека в свой чарующий мир, чтобы погубить его.

– Какова была цель занятия? Достигли ли мы её?  – Какие виды искусства использовались нами в течение занятия? Для чего?  - С какими стихотворениями, музыкальными произведениями, художниками мы знакомились на уроке?
  • Какова была цель занятия? Достигли ли мы её?
  • Какие виды искусства использовались нами в течение занятия? Для чего?
  • - С какими стихотворениями, музыкальными произведениями, художниками мы знакомились на уроке?
Стихи, живопись, музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Недаром Ф.И. Тютчев сказал:
  • Стихи, живопись, музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Недаром Ф.И. Тютчев сказал:

Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

 

Искусство - великое чудо. Но откроется оно, как чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному .

Рефлексия. На уроке

Рефлексия.

На уроке

  • Я узнал (а)
  • Я научился
  • Мне понравилось
  • Я затруднялся
  • Моё настроение
Домашнее задание.  Проанализировать стихотворение А. К. Толстого  « Где гнутся под омутом лозы», сделать иллюстрацию к нему. Выучите любое стихотворение наизусть.
  • Домашнее задание.
  • Проанализировать стихотворение А. К. Толстого

« Где гнутся под омутом лозы»,

  • сделать иллюстрацию к нему.
  • Выучите любое стихотворение наизусть.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Шелемех Ольга Викторовна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389553


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства