Преданность и предательство в повести Железникова В.К. "Чучело"
Преданность и предательство в повести Железникова В.К. "Чучело"
Используемый на уроке метод проблемного обучения поможет раскрыть нравственные проблемы, поднятые автором в повести, сделав акцент на таких понятиях, как коллектив, толпа, изгой; проследить, как рождается конфликт в детском коллективе, что приводит к противостоянию толпы против одного человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преданность и предательство в повести Железникова В.К. "Чучело"»
Преданность и предательство в повести В. К. Железникова «Чучело».
Цели урока:
-используяметод проблемного обученияраскрыть нравственные проблемы, поднятые писателем в повести, сделав акцент на таких понятиях, как коллектив, толпа, изгой. Через композицию, систему персонажей проследить, как рождается конфликт в детском коллективе, что приводит к противостоянию против одного человека;
- учить дискуссионному исследованию, умению:
выдвигать проблему;
обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения;
развивать умение характеризовать героя, сопоставлять его поведение, давать оценочные характеристики;
- приобщить обучающихся к сложным духовным и нравственным поискам, продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности: сострадания, милосердия, доброты, умения отстаивать свою позицию убеждением, а не силой, умения находить выходы из любой конфликтной ситуации.
Эпиграф урока:
Она ощупью выбирала путь в жизни,
но как безошибочно.
Сердце горит, голова пылает,
требует мести,
поступки достойнейшие.
В.Железников
Можно презреть, наказать, помочь,
но мучить нехорошо, стыдно, нельзя.
Это ожесточает человека.
Надо быть милосердным. В.Железников
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение отрывка, групповая работа.
Оборудование урока: текст повести В. К. Железникова «Чучело», толковые словари, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. ( Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих ).
2. Слово учителя.
Учитель: Ребята, мы с вами продолжаем работу в разделе «Я и другие». Вами прочитана повесть В. К. Железникова «Чучело», многие посмотрели фильм режиссера Р. Быкова, снятый по этому произведению. И сегодня мы будем говорить, а может быть, и спорить о героях этого произведения, об их поступках, о последствиях этих поступков, постараемся обозначить проблему, поднятую автором, попытаемся найти решение этой проблемы, ответим на вопрос, что собой представляют две категории: преданность и предательство. Кого в повести можно назвать преданным, а кого предателем?
И не случайно эпиграфом урока взяты строки из повести. К эпиграфу мы с вами еще вернемся чуть позже.
3. Реализация домашнего задания.
1. Для начала нашей беседы я приглашаю вас создать «галерею» подростков повести «Чучело».
- Скажите, как вы понимаете значение слова «галерея»?
Галерея- 1.Верхний ярус театра(устар.)
2. В некоторых названиях художественный музей.
3.(переносное). Длинный ряд, вереница. Галерея литературных типов.
- А портрет Димы Сомова? Куда можно повесить его портрет: вместе со всеми или отдельно? Почему?
( Портрет Димы Сомова надо повесить отдельно от всех, потому что вроде бы и с подростками, но в то же время и не с ними- он заступается за Ленку, над которой все смеются. Сомов- связующее звено между Леной и классом, между классом и классным руководителем).
- А Лену Бессольцеву включить нужно в эту галерею?
(Нет, портрет Лены надо повесить отдельно от всего класса, так как она не такая, как все)
- Хорошо, мы с вами создали «Галерею» подростков. В центре внимания автора- взаимоотношения его героини, Лены Бессольцевой, и ее класса, в который она попала.
Работа в группах.
2. Что представляют собой ребята этого класса? Каковы их понятия о предательстве и преданности?
1 группа.«Железная Кнопка»: умная (догадалась первая, что их предали), чувствует свою вину, наслаждается властью над людьми, наглая, бравирует своей дерзостью, заявляет, что она против всех и не пойдет в кино, грубит учительнице, призывает с успехом объявить Лене бойкот. Для нее главное- быть в центре внимания и показать, что она никого не боится.
Шмакова- труслива, не умеет сопротивляться, сбежать с урока ей страшно: попадет от учительницы, остаться- тоже страшно: прослывешь предателем. Хитрит, прячется то за шкафом, то за партой. Ждет, когда Димка все расскажет, но молчаливо принимает жертву Лены.
Попов- не имеет своего мнения, с надеждой смотрит на Шмакову, что она скажет, предан ей, труслив.
Рыжий- не имеет собственного мнения.
Лохматый- его девиз: «Сила- это главное!» Первый произносит мысль о предательстве.
Вывод (запись в тетради): Одноклассники Лены людьми, в полном смысле этого слова, еще не стали. Они легко подчиняются чужому мнению, решению
2 группа. Дима Сомов- дорожит собственным авторитетом среди одноклассников, один раз он его заработал и не хочет терять своего влияния на них. По природе- слабый человек, поэтому идет по другому пути: пытается угодить, подстроиться под мнение большинства. Понимает, что они подведут учительницу, пытается остановить ребят, но отступает перед общей силой. Все рассказывает Маргарите Ивановне, когда она упрекает его в трусости. Он не желает выглядеть трусом ни в ее глазах, ни в глазах одноклассников. Молчаливо принимает жертву Лены.
3 группа. Лена Бессольцева- вначале хотела завоевать симпатию класса, подражая общему тону класса: она смеется, глядя на смеющегося Димку, хромает еще больше, чтобы посмешить всех, идет со всеми в кино. Но в момент опасности не трусит, не прячется: видя, что ее друг боится сказать правду, не желая его унижения, Лена берет вину на себя. Раньше она была для одноклассников «чучелом», теперь стала предательницей, «заслужившей» страшную кару.
4. Беседа по тексту.
- О событиях, произошедших в классе, мы узнаем из рассказа Лены. В центре внимания автора- взаимоотношения героини, Лены, и класса. Что же все-таки произошло в классе?
- Каковы понятия ребят о предательстве и преданности?
( Они имеют превратные представления о предательстве и преданности. По их мнению, все обязаны поступать одинаково, даже если коллектив ведет себя неправильно, противоречить никто не имеет права: это предательство.
Преданность для них заключается в понятии «быть как все»).
- Права ли была Миронова, заявив учительнице: «Мы же люди, а не служебные собаки»?
(Они не ощущают собственной вины: выслушав, что классному руководителю объявлен из-за них выговор, они по сигналу радостно бросаются к своим чемоданам).
- Чем опасны в коллективе такие люди, как Железная Кнопка?
(Люди, подобные ей, не знают ни жалости, ни сострадания, не ведают, что такое милосердие и никогда ни в чем не сомневаются. Они уверены в своем праве распоряжаться чужими судьбами, уверены в своей правоте).
- Мы с вами столкнулись со словом милосердие. Как Лена толкует слово милосердие?
(Это человек, у которого милое сердце. Доброе, значит).
Милосердие- готовность помочь кому- нибудь, простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия. (словарь)
- Оцените поведение Димки по отношению к Маргарите Ивановне, одноклассникам, Лене?
( Будучи слабым человеком, он предает и Маргариту Ивановну, рассказав все, одноклассников, не признаваясь в своем доносе, Ленку, молчаливо принимая ее жертву и отворачиваясь в минуту опасности).
- На стр. 81 учебника изображен фрагмент фрески итальянского мастера Джотто «Поцелуй Иуды» (1305 г.). К Христу подходит один из его учеников, Иуда, чтобы его поцеловать. По этому знаку римские воины узнают Христа и возьмут его под стражу. Таким образом, Иуда предал Христа.
- Что означает ставшее крылатым выражение «поцелуй Иуды»?
( Поцелуй предателя).
- Почему фрагмент этой знаменитой фрески может служить иллюстрацией к повести Железникова В.К. «Чучело»?
- Что значат для вас лично понятия предательство и преданность?
( Предательство- вероломство, поступок, поведение предателя.
Предатель- человек, который предал, изменник.
Преданность- исполненность любви и верности к кому- либо).
- По отношению к кому можно отнести слова преданность и предательство?
( Предательство- Дима Сомов, преданность- Лена).
- Чем отличается Лена от своих одноклассников?
( Не только бесстрашием в критическую минуту, чем приводит в изумление Шмакову и Попова, не только тем, что может пожалеть человека и помочь ему, но и тем, что подвергает анализу беспощадному свое поведение и всю сложившуюся ситуацию. В нравственном отношении она старше своих одноклассников.
- Почему дедушка преобразился как- то весь, когда узнал о поступке Лены?
( Он понял, что Лена «обладала теми чудными качествами характера, которые непременно требовали от нее участия в судьбах других людей и боли за них»).
- В начале 6 главы автор пишет о ребятах как о довольно дружном коллективе. И вот они совершают страшную, ужасную ошибку: объявляют Лене бойкот, травят ее. Закономерно это или случайно?
( Да, вполне закономерно. И уход с урока тоже закономерен ).
- Могла ли Маргарита Ивановна предотвратить подобный ход событий?
- Как вы расцениваете отмену поездки ребят в Москву Маргаритой Ивановной?
( Она наказала класс, отменив поездку, но не воспитала иного отношения ребят к людям, к себе, к жизни. Поэтому наказание не исправило класс, а только обозлило. Эффектный поступок Маргариты Ивановны (разбила копилку) произвел эффект на тонкую душу Лены, но внимание других сосредоточилось лишь на одном: «Кто донес?»).
- О собственной вине ученики задумались?
(Нет).
- Что поражает Николая Николаевича в Лене? Что нового он узнает в ней?
- Почему он уверен, что внучка сможет достойно прожить жизнь?
- Какого результата достигает автор, делая рассказчиком Лену?
5. Рефлексия.
- Какие нравственные проблемы поднимает автор в повести? Ответьте на вопрос, используя такие понятия, как «толпа», «коллектив», «изгой».
- Как рождается конфликт в детском коллективе, что приводит к противостоянию?
- Можно ли понять, в каком коллективе может произойти конфликт, а в каком нет?
- Может ли произойти конфликт в вашем классном коллективе?
- О чем нельзя забывать во время любого конфликта?
- Ваши впечатления о прочитанной повести.
Чтение учителем стихотворения Э.Асадова «Совесть».
6. Отметки за урок с комментированием. Домашнее задание.