kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературы в 11 классе по пьесе М.Горького "На дне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация включает в себя историю создания, жанровые и художественные особености пьесы М.Горького "На дне".  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 11 классе по пьесе М.Горького "На дне"»

М.Горький.  Пьеса «На дне».  «Во что веришь – то и есть»  (роль Луки в пьесе) Урок литературы в 11 классе Автор презентации: Попова Е.В. , учитель русского языка и литературы АОНО «Частный Лицей «ЭКУС», Г.о.Подольк, Московской обл.

М.Горький. Пьеса «На дне». «Во что веришь – то и есть» (роль Луки в пьесе)

Урок литературы в 11 классе

Автор презентации:

Попова Е.В. , учитель русского языка и литературы АОНО «Частный Лицей «ЭКУС»,

Г.о.Подольк, Московской обл.

История создания Работа над пьесой длилась с 1900 по 1902 гг. По словам Горького, пьеса появилась в результате двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к которым он относил «…не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, оскорбленных и униженных неудачами в жизни». Спустя четыре с половиной месяца после ее создания, состоялось первое представление пьесы, опубликована она была лишь через полтора месяца. Пьеса имела огромный успех, уже к сентябрю 1903 года она была выпущена тиражом в 75 000 экземпляров.

История создания

Работа над пьесой длилась с 1900 по 1902 гг.

По словам Горького, пьеса появилась в результате двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к которым он относил «…не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, оскорбленных и униженных неудачами в жизни».

Спустя четыре с половиной месяца после ее создания, состоялось первое представление пьесы, опубликована она была лишь через полтора месяца. Пьеса имела огромный успех, уже к сентябрю 1903 года она была выпущена тиражом в 75 000 экземпляров.

Смысл названия Горький долго не мог подобрать точного названия пьесы. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Бог солнца», «На дне жизни» и только потом «На дне». В самом названии уже заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к новой жизни. «На дне» – это не только «пещера», в которой оказались горьковские герои, это и сама атмосфера равнодушия и нравственного уродства, царящая в ночлежке.  В результате экономического кризиса в 90-х годах XIX в. Массы рабочих и крестьян оказались в страшной нищете, без крова над головой. Тогда и стали появляться в России первые ночлежки.

Смысл названия

Горький долго не мог подобрать точного названия пьесы. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Бог солнца», «На дне жизни» и только потом «На дне».

В самом названии уже заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к новой жизни. «На дне» – это не только «пещера», в которой оказались горьковские герои, это и сама атмосфера равнодушия и нравственного уродства, царящая в ночлежке.

В результате экономического кризиса в 90-х годах XIX в. Массы рабочих и крестьян оказались в страшной нищете, без крова над головой. Тогда и стали появляться в России первые ночлежки.

«Ночлежка – дом для ночлега лиц, не имеющих жилья. Содержалась частным лицом с коммерческой целью, либо благотворительным обществом или учреждением. Жителей ночлежки составляли поденщики, приезжие рабочие, не нашедшие себе места бродяги и др. Ночлежка работала с 6ч. вечера до 7ч. утра. За 5 коп. клиент, кроме места на нарах, получал вечером хлеб и похлебку, утром хлеб и чай. В ночлежке царила страшная теснота и антисанитария вследствие стремления владельцев получить максимальный доход. Нередко ночлежка была притоном уголовников». ( Беловинский Л.В. Российский историко-бытовой словарь. – М., 1999.)

«Ночлежка – дом для ночлега лиц, не имеющих жилья. Содержалась частным лицом с коммерческой целью, либо благотворительным обществом или учреждением. Жителей ночлежки составляли поденщики, приезжие рабочие, не нашедшие себе места бродяги и др. Ночлежка работала с 6ч. вечера до 7ч. утра. За 5 коп. клиент, кроме места на нарах, получал вечером хлеб и похлебку, утром хлеб и чай. В ночлежке царила страшная теснота и антисанитария вследствие стремления владельцев получить максимальный доход. Нередко ночлежка была притоном уголовников». ( Беловинский Л.В. Российский историко-бытовой словарь. – М., 1999.)

Жанровые особенности Проблема жанра пьесы М.Горького мало исследована. Одни критики связывали пьесу с жанровой разновидностью философской драмы, другие считали, что «На дне» – настоящая драма, «только не совсем обычная, близкая по жанру трагедии». Позже горьковское произведение называлось «новой драмой». В литературоведении последних лет жанр пьесы «На дне» определяется как новый тип социально-философской драмы, в которой основная нагрузка ложится на монологи и диалоги персонажей и на драматический конфликт.

Жанровые особенности

Проблема жанра пьесы М.Горького мало исследована. Одни критики связывали пьесу с жанровой разновидностью философской драмы, другие считали, что «На дне» – настоящая драма, «только не совсем обычная, близкая по жанру трагедии».

Позже горьковское произведение называлось «новой драмой». В литературоведении последних лет жанр пьесы «На дне» определяется как новый тип социально-философской драмы, в которой основная нагрузка ложится на монологи и диалоги персонажей и на драматический конфликт.

Художественные особенности

Художественные особенности

  • постановка острых философских проблем;
  • отказ от яркой движущейся сюжетной линии;
  • «рифмующиеся» эпизоды;
  • отсутствие деления на главных и второстепенных персонажей;
  • динамичность диалогов, речевая характеристика героев пьесы.
Система образов

Система образов

  • Клещ когда-то работал слесарем, теперь живет мечтами о честном труде. Всю злость и безысходность вымещает на своей жене Анне, загоняя ее в гроб.
  • Сатин вспоминает, как он служил на телеграфе.
  • Бубнов был скорняком, а после разрыва с женой потерял все.
  • Актер тоскует о своем театральном прошлом, когда он выступал под именем Сверчкова-Заволжского, о тех аплодисментах, которые звучали в его адрес.
  • Барон в прошлом имел достойную благополучную жизнь, но промотал все свое состояние.
  • Настя , живущая в мире своих фантазий о страстной любви некого Рауля, надеется, что такая любовь изменит ее жизнь.
  • Васька Пепел – вор, который всей душой тянется к правильной жизни, надеясь обрести ее в любви к Наташе.
Лука  ? Всегда добр, снисходителен к слабостям и грехам других. Он не навязывает своих взглядов окружающим. Он несет успокоение: Его доброта, снисходитель-ность, желание помочь оборачиваются роковыми последствиями для обита-телей ночлежки: Актеру говорит, что от пьянства можно излечиться; Анне – что за ее мучения в этой жизни после смерти ее ожидает рай; Ваське Пеплу он советует уйти из ночлежки и уехать в Сибирь, взяв с собой Наташу. убит в драке Костылев; попадает в тюрьму Василиса и ее любовник Васька Пепел; пропадает без вести изуродованная Василисой ее сестра Наташа; умирает жена Клеща Анна; кончает жизнь самоубийством Актер.

Лука

?

Всегда добр, снисходителен к слабостям и грехам других. Он не навязывает своих взглядов окружающим. Он несет успокоение:

Его доброта, снисходитель-ность, желание помочь оборачиваются роковыми последствиями для обита-телей ночлежки:

  • Актеру говорит, что от пьянства можно излечиться;
  • Анне – что за ее мучения в этой жизни после смерти ее ожидает рай;
  • Ваське Пеплу он советует уйти из ночлежки и уехать в Сибирь, взяв с собой Наташу.
  • убит в драке Костылев;
  • попадает в тюрьму Василиса и ее любовник Васька Пепел;
  • пропадает без вести изуродованная Василисой ее сестра Наташа;
  • умирает жена Клеща Анна;
  • кончает жизнь самоубийством Актер.

Что лучше –  истина  или  сострадание  ?

Что лучше – истина или сострадание ?

Сатин Лука

Сатин

Лука

  •   « Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не  унижать его жалостью…»
  • «Что такое правда? Человек – вот правда!»
  • «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»
  • «Во что веришь, то и есть…»
  • «Человек – все может… Лишь бы захотел…»
  • «…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
  • «Человека приласкать – никогда не вредно…»
  • «Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку, не всегда правдой душу вылечишь.
  • «Любить – живых надо…живых…»
Господа! Если к правде святой  Мир дорогу найти не умеет,-  Честь безумцу, который навеет  Человечеству сон золотой!  Актер, «На дне» (П.Беранже «Безумцы»)

Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет,- Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!

Актер, «На дне»

(П.Беранже «Безумцы»)

Использоввнная литература:    Аристова М.А. Справочник по русской литературе для школьников,- М.:»Экзамен», 2008г.

Использоввнная литература:

Аристова М.А. Справочник по русской литературе

для школьников,- М.:»Экзамен», 2008г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Презентация к уроку литературы в 11 классе по пьесе М.Горького "На дне"

Автор: Попова Елена Васильевна

Дата: 24.09.2019

Номер свидетельства: 520839


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства