kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Позволь душе моей открыться…» (Пушкинский вечер у камина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект урока литературы

Учитель:  Пигальская Елена Петровна, Третьяченко Елена Евгеньевна

МОУ «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 1 Г.ДОНЕЦКА»    

Класс: 8,9

Тема: «Позволь душе моей открыться…» (Пушкинский вечер у камина)

Цели и задачи:

  1. познакомить учащихся  с неповторимым миром творчества А.С.Пушкина; расширить их кругозор;
  2. вызывать стремление приумножать знания о жизни поэта;
  3. развивать бережное отношение к авторскому искусству слова;
  4. развивать речь и умения применять на практике знания творчества А.С.Пушкина;
  5. развивать литературный вкус, актерские способности, образное мышление, эрудицию учащихся;
  6. развивать коммуникативную, социальную и информативную компетентности;
  7. воспитывать уважение к людям, умение ценить и беречь истинную красоту, любовь и дружбу, душевное богатство человека;
  8.  совершенствование творческой активности и художественного вкуса.

Тип урока: литературная гостиная

Оборудование: проектор, КТ, костюмы, декорации и реквизит, соответствующие театрализованному действию                        

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Позволь душе моей открыться…» (Пушкинский вечер у камина)»

План – конспект урока литературы

Учитель: Третьяченко Елена Евгеньевна, Пигальская Елена Петровна

МОУ «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 1 Г.ДОНЕЦКА»

Класс: 8,9

Тема: «Позволь душе моей открыться…» (Пушкинский вечер у камина)

Цели и задачи:


  1. познакомить учащихся с неповторимым миром творчества А.С.Пушкина; расширить их кругозор;

  2. вызывать стремление приумножать знания о жизни поэта;

  3. развивать бережное отношение к авторскому искусству слова;

  4. развивать речь и умения применять на практике знания творчества А.С.Пушкина;

  5. развивать литературный вкус, актерские способности, образное мышление, эрудицию учащихся;

  6. развивать коммуникативную, социальную и информативную компетентности;

  7. воспитывать уважение к людям, умение ценить и беречь истинную красоту, любовь и дружбу, душевное богатство человека;

  8. совершенствование творческой активности и художественного вкуса.

Тип урока: литературная гостиная

Оборудование: проектор, КТ, костюмы, декорации и реквизит, соответствующие театрализованному действию



ХОД УРОКА

Звучит мелодия. На сцену выходят ведущие.

1 ведущий: Этот день сегодня подарил нам волшебный, тихий, задушевный вечер,

Чтоб погрузиться в пушкинский сюжет, в прекрасный мир его чудесных песен.

2 ведущий: Мы Пушкину наш праздник посвятим, наполнив зал чудесными стихами,

О Пушкине сегодня говорим поэзии волшебными словами.

(На сцену выходят двое уч-ся в бальных костюмах.)

Мальчик: Мой Пушкин, я люблю твои стихи, их безупречные волшебные напевы!

Девочка: Мой Пушкин! Знаю сказки я твои так много лет, почти из колыбели.

(Звучит музыка Г. Свиридова к кинофильму по повести «Метель». Дети исполняют вальс.)

1 ведущий: Любимец муз, Поэт, повеса, гений, он всех величьем слова покорил, и прозой, и красой

Стихотворений дорогу к совершенству нам открыл.

(На сцену выходят герои повести «Барышня-крестьянка», Алексей и Лиза.)



2 ведущий: Он пел любовь, стихами пел и прозой, и песнь была «прекрасна и чиста».

Давайте вспомним эту повесть - блестящий образец блестящего пера.

Написанная в Болдинскую осень история двух любящих сердец

Покажет нам чудесную интригу – «чистейшей прелести чистейший образец».

На сцене появляются Лиза и Алексей.

Лиза: Что ж делать? Какая я легкомысленная! Чует сердце, что ни к чему хорошему это не приведет! Нет, больше никаких свиданий не будет! А вдруг он придет к кузнецу и все-все раскроется. Нет уж, пойду! Но это будет последнее свидание! (Убегает)

Алексей: Уже полчаса прошло, а ее все нет. Неужели она не придет? Как же мне быть? Так вот же она! (Бросается к ней). Акулина! Милая! Я уже заждался тебя!

Лиза: Здравствуйте, барин!

Алексей: Да, что с тобой? Беда ль какая стряслась?

Лиза: Никакой беды, барин! Только зря мы с тобой встречаемся! Нехорошо это, ох как нехорошо!

Алексей: Акулина, радость моя! Да что же здесь нехорошего?

Лиза: Дай мне слово, что ты никогда не будешь искать меня в деревне или расспрашивать обо мне.

Алексей: Клянусь святой пятницей!

Лиза (останавливает его): Мне не нужна клятва, довольно одного твоего обещания.

Алексей: Хорошо. Обещаю, что никогда без твоего ведома не стану тебя искать. Теперь, радость моя, ты довольна?!

Лиза: Довольна, барин. Благодарствую! А что это за книга у тебя?

Алексей: Книга знаменитого стихотворца нашего Александра Сергеевича Пушкина. Вот послушай:

Я вас любил: любовь еще быть может, в душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит; я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно, то робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам БОГ любимой быть другим.


Лиза: Как красиво! А я дура безграмотная.

Алексей: Да коли хочешь, я тотчас выучу тебя грамоте. Изволь, милая, начнем хоть сейчас. (Достает из кармана карандаш и записную книжку). Смотри: это «аз»…

На сцене появляется Настя: Ау! Акулина! Ау!

Лиза: Слышь, барин, кличут меня! Заждались небось! Прощайте!

Алексей: До завтра, радость моя! (Уходят)

(На сцену выходят ведущие.)

1 ведущий: Как же дальше дело разрешилось? Что придумал гениальный Пушкин?

2 ведущий: Барышня опять преобразилась: набелилась, стала куклой сущей.

1 ведущий: Не узнал ее поклонник пылкий. Подарил он сердце Акулине

И решил жениться на крестьянке, что его красой приворожила.

2 ведущий: Но войдя в дом Муромских однажды в барышне узнал он Акулину…

1 ведущий: Ясно дело завершилось свадьбой, все довольны, счастливы все были.

2 ведущий: А вы , ребята, узнали этих героев? Назовите произведение и имена героев, пришедших к нам .

(Ответ: Произведение – «Барышня – крестьянка». Герои : Лиза и Алексей, Настя.)

1 ведущий: К нам в гости пришел еще один герой произведения А.С. Пушкина. Отгадайте, кто он, кому он посвятил свое стихотворение, назовите произведение.

Гринев (выходит на сцену):

Мысль любовну истребляя, тщусь прекрасную забыть,

И , ах, Машу избегая, Мышлю вольность получить! Но глаза, что меня пленили,

Всеминутно предо мной; Они дух во мне смутили, сокрушили мой покой.


(Ответ: Автор – Петр Гринев. Стихи посвятил Маше Мироновой. Произведение «Капитанская дочка».)

(Входит Муза с зонтиком от дождя.)

Муза: Добрый день, ребята! Позвольте представиться! (делает книксен)

Я Муза великого русского поэта А.С.Пушкина. Это обо мне и о моих сестрах поэт писал:

Да здравствуют Музы! Да здравствует разум! Ты ,солнце святое, гори!

Не удивляйтесь моей экипировке (поднимает подол платья): вместо туфелек – сапоги.

Пришлось надеть. Все-таки 3 месяца в деревне (загибает пальцы): сентябрь, октябрь, ноябрь. Конечно же, мой гениальный автор прав: « Прекрасная пора, очей очарованье». Но дожди, дожди, дожди!

(Входит А.С.Пушкин со стопкой бумаги и гусиным пером. Садится за стол, пишет: «Воротился в Болдино…Осень чудная, и дождь, и снег, и по колено грязь».)

Муза: Т-с-с. Пушкин пишет письмо издателю Плетневу.

Пушкин: Ах, мой милый, Петр Александрович! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази степь да степь; соседей нет ни души; езда верхом сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не мешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов…(Задумывается, затем уходит, декламируя стихи):

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упоюсь,

над вымыслом слезами обольюсь,

и , может быть, на мой закат печальный

блеснет любовь улыбкою прощальной.


Муза: Да, уж всего довольно: и прозы, и стихов: 30 мелких и 400 писанных октавами; прозою 5 повестей и несколько драматических сцен или маленьких трагедий. И пока автор видит воздушные сны, с некоторыми героями я вас познакомлю. А вы, ребята, назовите имена героев и произведение, написанное Пушкиным в Болдино.

(На сцену выходят Моцарт и Сальери.)

Моцарт: Да! Бомарше ведь был тебе приятель; Для него «Тарара» сочинил, вещь славную. Там есть один мотив… Я все твержу его, когда я счастлив… Ла-ла-ла… Ах, правда ли, что Бомарше кого-то отравил?

Сальери: Не думаю: он слишком смешон для ремесла такого.

Моцарт: Он же гений. Как ты да я. А гений и злодейство – две вещи несовместные. Не правда ль?

Сальери: Ты думаешь? (Бросает яд в стакан Моцарта). Ну , пей же!

Моцарт: За твое здоровье, друг, за искренний союз, связующий двух сыновей гармонии. (Пьет).

Сальери: Постой, постой!... ты выпил!... без меня!

Моцарт: Довольно, сыт я.(Идет к фортепиано) Слушай же мой Реквием (играет). Ты плачешь?

Сальери: Эти слезы впервые лью: и больно, и приятно…Друг мой, эти слезы… Не замечай их.Продолжай, спеши еще наполнить звуками мне душу…

Моцарт: Когда бы все так чувствовали силу Гармонии! Но нет: тогда б не мог и мир существовать; никто б не стал заботиться о нуждах низкой жизни; все предались бы вольному искусству. Нас мало избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой, единого прекрасного жрецов. Не правда ль? Но я нынче не здоров, мне что-то тяжело; пойду засну. Прощай же!

Сальери: До свиданья! (Один). Ты заснешь надолго! Но ужель он прав, и я не гений? Гений и злодейство - две вещи несовместные.

Муза: Вы согласны: гений и злодейство – две вещи несовместные? Эти строки – послание А.С.Пушкина «веку грядущему», где и гениев, и злодеев предостаточно: есть над чем размышлять. Вы узнали этих героев?

Ответ: Моцарт и Сальери.

Муза: Однако, мне в путь пора, прощайте! Меня ждет мой вечный гений.

(Звучит «Зимний вечер», слова А.С.Пушкина, музыка Яковлева)

(На сцену выходит Арина Родионовна)

Няня: Думала, он еще почивает, голубь мой… Ан нет… И постель простыла. Ну и сорванец, чистый мальчишка: тайком от меня, чтоб часом не наворчала. Уж небось где-нибудь с девицей в лесу любезничает. Ах, Саша, Саша, влюбчив больно. Чует мое сердце: пострадает он из-за красоты девичьей. Так оно-то и подумай: молод, кровь играет, а сидеть в Михайловском надо – ни друзей, ни отца – то с матерью. Эх, царь-батюшка, за что ж ты так сыночка моего?! А вот и он. Вот озорник-то! Одно слово – молодость!

(Влетает Пушкин. Белая рубаха. Подбегает к няне, кружит ее.)

Пушкин: Ах, нянюшка, тебя не проведешь.

Няня: Пострел, право, куда тебе меня провести. Я еще вчера знала, что утром, небось, к девице помчишься.

Пушкин: Ну, не ворчи, моя голубка. Ты поверишь , одна, словно павушка. Танюша. Имя-то какое! Исконно русское. Как и девица – чарует.

Няня: Больно ты охоч до девичьей красоты. Так и до беды недалеко.

Пушкин: Няня, милая, голубушка, подружка моя и матушка! Не печалься. Если и есть что вечного и прекрасного на земле – так это женская краса. Она бывает смертоносной, бывает целительной, она - восторг; она – яд. И это прекрасно!

Няня: Ну, пойдем, дитятко, покормлю тебя, а то часом отощаешь. Вот как с лица спал. Только глаза остались. (Уходят)

Ведущий 1: Лучшая женщина в жизни Пушкина, няня, Арина Родионовна, безграмотная, но мудрая , отдавшая душу, тепло своего материнского сердца, крепостная женщина, была права: Пушкин благоговел перед женской красотой; он как никто умел восторгаться женщиной и как никто воспел ее. За всю свою короткую жизнь поэт посвятил стихи более ста тринадцати женщинам и девушкам.

(Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»)

Ведущий 2: Эти бессмертные стихи великого поэта изумительны по музыкальности строк и по глубине содержания, возвышенности и искренности. Это дивный гимн в честь облагораживающего воздействия женской красоты.

Ведущий 1: Ребята, кому посвятил это стихотворение Пушкин?

(Ответ: Анне Петровне Керн.)

Ведущий 2: 16-летняя девушка, Анна Петровна Полторацкая до замужества. Отец, полтавский помещик, вообразил, что его красавице-дочери для достойной оправы и красоты нужен только муж генерал.

Ведущий 1: И такой нашелся. Генерал Керн. Ему было 52, Анне – 16. Керн увез ее в Петербург. Он оказался человеком жестоким, ревнивым, скупым. Жизнь Анны превратилась в ад. Ей было 19, когда впервые ее увидел Пушкин. А она его не замечала, оглушенная своим неудачным замужеством. Пушкин, увидев ее, влюбился тотчас. Помните строки?

Ведущий 2: «Но вот толпа заколебалась, по зале шепот пробежал. К хозяйке дама приближалась, за нею важный генерал. Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязанья на успех». (Выходит Татьяна Ларина)

Ведущий 1: Вы узнали эту героиню? Назовите произведение, в котором мы встретились с ней.

(Ответ: Татьяна Ларина. Роман «Евгений Онегин».)

Ведущий 2: Да, это о Татьяне Лариной. Это и о ней, об Анне Керн. По всей вероятности, прообразом Татьяны стала Анна Петровна.

(Выходит Пушкин, берет за руку Татьяну Ларину)

Пушкин: Снова берусь за перо, чтобы сказать Вам, что я у ваших ног, что я по-прежнему люблю Вас…(Татьяна уходит). Но видение пронеслось мимо меня, я видел его и никогда больше не увижу. (Уходит).

(Звучит мелодия медленного вальса. Пара уч-ся исполняет вальс.)

(На сцену выходит Пушкин)

Пушкин: Никогда еще с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел ее – в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников. (Выходит Гончарова). Я шагнул навстречу своей судьбе. (Идет навстречу Гончаровой).

Ведущий 1: С тех пор как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже ее. Он понял, что это прелестное создание составит его счастье.

Пушкин: Я думал, сердце позабыло способность легкую страдать. Я говорил:

«Тому, что было, уж не бывать! Уж не бывать!»

Прошли восторги и печали, и легковерные мечты…

Но сердце вновь затрепетало пред мощной властью красоты…


Натали: Звезда моя! Свет предреченных дней!

Твой путь и мой. Судьба их сочетает.

Твой луч, светя, звучит в душе моей,

В тебе она заветное читает.

И жар ее, твой облик верный здесь.

Гори! Гори! Не выгорит он весь.


(Звучит романс «Гори, гори, моя звезда»).

Ведущий 2: Первое время жизнь Александра Сергеевича и Натали казалась безоблачной. Пушкин чувствовал себя счастливым, но вскоре жизнь осложнилась. Все сжималось кольцо светской вражды, все ужесточался контроль со стороны царя, продолжались нападки официальной критики. Бенкендорф требовал, чтобы поэт прекратил публичные чтения неблагонадежных стихов.

Ведущий 1:Все оборачивалось против Пушкина, все толкало его к гибели: ненависть светского общества, чрезмерное внимание Николая к красоте Натали, наглые ухаживания Дантеса, подлость и отвратительная клевета.

Ведущий 2: Пушкин стрелялся с Дантесом на дуэли. Рана поэта оказалась смертельной.

Ведущий 1: Что же такое дуэль? Ее цель – восстановление задетой чести самих дуэлянтов. Сегодня мы решили провести «дуэль» интеллектуалов, которые будут защищать честь класса. Каждый из них произведет по два выстрела и получит столько же ответных ударов.

Ведущий 2: Капитаны-дуэлянты, с секундантами, к барьеру.

Дуэль интеллектуалов.(На сцене учащиеся 8-9 классов: «дуэлянты» с «секундантами», отвечают по очереди)

  1. Назовите три произведения Пушкина, в которых имя главной героини – Мария (Мария Троекурова – «Дубровский», Мария Миронова – «Капитанская дочка», Марья Гавриловна – «Метель», Маша – «Выстрел»).

  2. Кому посвящены строки стихотворения «Я помню чудное мгновенье»? (Анне Петровне Керн).

  3. Назовите годы жизни А.С.Пушкина (1799-1837).

  4. Назовите повести, вошедшие в цикл «Повести Белкина»(«Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка»).

  5. Как звали родителей Петра Гринева? (Андрей Петрович Гринев и Авдотья Васильевна).

  6. Как отблагодарил Петр Гринев своего случайного спасителя? (Подарил заячий тулуп).

Ведущий 1: Ребята! Мы убедились, что вы любите А.С. Пушкина и знаете его произведения и литературных героев его великих творений. Но давайте вернемся к самым трагичным минутам жизни великого поэта и его жены.

Ведущий 2: Пушкин и Натали….Поэт и любовь…. Жизнь и смерть….

Ведущий 1: Смерть Пушкина. Величайшая трагедия. Наталья Николаевна осталась одна со своим горем. На руках четверо детей. Как поднять их практически без средств? А за спиной постоянный отвратительный шепот. Осуждение идет за ней по жизни, осуждение преследует ее и за смертным порогом.

Ведущий 2: Но вправе ли потомкам винить жену Пушкина – ту, которую он любил так искренно, так нежно? Ту, о которой сказал перед смертью: «Жена моя ангел»? Ту, за которую отдал великую жизнь.

(Звучит песня «Натали», музыка Е.Мартынова, слова А.Дементьева).

На сцену выходят все участники.

1-й: У каждого есть свой Пушкин, но он один для всех.

2-й: У каждого есть свой Пушкин, но он один навек.

3-й: Слова, что сказал он когда-то, сегодня мы слышим не раз.

4-й: Бесценны его поэмы, бесценны его стихи, и как стекло без Богемы, они светлы и звонки.

5-й : Всемирна слава поэта, бессмертна его душа,

6-й: И память о нем бессмертна, и жить она будет века.

7-й: И пусть для каждого великий Пушкин свой, мы говорим сегодня без сомнений:

8-й: Наш Пушкин, наш поэт и наш герой, ты наша гордость и наш «дивный гений».










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Позволь душе моей открыться…» (Пушкинский вечер у камина)

Автор: Пигальская Елена Петровна, Третьяченко Елена Евгеньевна

Дата: 03.11.2016

Номер свидетельства: 355004


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства