На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся. Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.
Одним из таких занятий является урок по литературе в 8 классе на тему: «Нам сердце исцелит … и …» по «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма.
В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия
прогнозирование темы урока
целеполагание урока
волевая саморегуляция при самостоятельной работе
осознание качества и уровня усвоения учебного материала
Методы обучения и используемые приемы послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы соответствовали характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Задания, которые предлагались детям, давались в игровой форме, они быстро сменяли друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с пословицей, цитатой) заставили учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.
На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.
Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:
фронтальная
групповая (для развития сотрудничества среди учащихся)
самостоятельная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Повесть о Петре и Февронии" Ермлоя-Еразма »
КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Конспект урока по русской литературе 8 «Е» класс
Тема:
«Нам сердце исцелит … и …»
(«Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма)
Ссылка:
Календарно-тематическое планирование по русской литературе 8 класс,1 четверть
Общие цели:
Определить и разрешить основную проблему с помощью нахождения личностных смыслов в образе семьи познакомить с «Повестью о Петре и Февронии Муромских», помочь ввести в мир древнерусской повести, понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;
Проанализировать, каким образом в «Повести о Петре и Февронии Муромских» отражается христианское понимание брака, на каких духовных ценностях основана традиционная русская семья и как они реализуются в тексте повести;
Раскрыть авторское отношение к героям;
Совершенствовать навыки анализа образа героев.
Воспитывать ответственное отношение к семье, такие нравственные качества, как преданность, ответственность, любомудрие;
Показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне
Результат обучения:
Учащиеся по окончании урока умеют:
выделять положительные качества главных героев;
находить ключевые эпизоды;
понимать, что хотел сказать автор читателю;
определять основную идею в этой повести;
рефлексировать свою деятельность на уроке.
Основные идеи:
На уроке запланирована работа не только над художественным словом, но и обращение к нравственным проблемам. Предлагая разные творческие задания по теме (прослушивание музыкальной композиции, «Ледокол», ассоциативная карта, «Восстанови прочитанный текст и т.д.), продолжить развивать устную и письменную речь через диалог, коммуникативные навыки через общение в группе, формировать умения аргументировать собственные высказывания.
Приобщение детей к литературе должно происходить на основе обучения внимательному отношению к слову. Основной приём – это медленное, вдумчивое чтение текста, постановка проблемных вопросов, которые открывают тайну художественной детали, её глубокий смысл. Используя, на уроках методику всех семи модулей, я выявила, что для меня и моих учащихся самым интересным является модуль «Обучение критическому мышлению» в частности приемы критического мышления, целью которых является развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Все приемы на уроках используются в стадии вызова, осмысления и рефлексии. Развитие критического мышления прослеживается через диалог, монолог, индивидуальные задания, оценивания.
Ресурсы:
1. Повесть о Петре и Февронии
2. Презентация к уроку
3. Музыкальное сопровождение (песня «Петр и Феврония»)
4. Презентация коллажей к повести от каждой группы
Используемые модули и стратегии:
1. Новые подходы в преподавании обучении
2. Обучение критическому мышлению
3. Оценивание для обучения и оценивание обучению
4. Использование ИКТ
5. Обучение талантливых одаренных
6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников
7. Управление и лидерство в обучении
Технологическая карта урока
I. Стадия вызова
II. Стадия осмысления
III. Стадия рефлексии
1. Прием «Мозговой штурм» (полемические цитаты)
2. Прием «Ассоциативная карта»
3. Коллаж (групповое домашнее задание)
1. Прием «Восстанови прочитанный текст»
2. Прием «Ассоциативная карта»
3. Прием «Аргументированный выбор фактов»
4. Метод «Моделирование»
5. «Собери пословицу»
Прием «Диалог стикеров»
Прием «Синквейн»
«Для меня сегодняшний урок…»
Задания:
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Презентация уч-ся
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10,11
Слайд 12
Эмоциональный настрой на урок.
Встали, в группах взялись за руки. Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: - Добрый день! II. Стадия вызова.
Музыкальная пауза (прослушивание песни о Петре и Февронии)
? Какова тема нашего урока?
Прием «Мозговой штурм» (полемичные цитаты)
Задание
?По опорным словам определите цели урока:
- раскрыть … (образы героев)
- воспитывать … (нравственные качества)
Защита коллажа от каждой группы (выступление спикера)
Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил:
Нравственность едина во все века и для всех людей.
Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.
Прием «Мозговой штурм» (работа со стикерами)
? Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность?
III. Стадия осмысления (реализация).
Прием «Восстанови прочитанный текст» (работа в группах)
«Они жили долго и счастливо и умерли в один день»
В ___ веке жил в ____________ князь по имени ________ и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле ____________ живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану _____________, то не подобает мне (девице) лечить его». Князь обещал ___________ ______ после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от _________________ или от _______________. Тогда князь и ______________ покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в распре за власть. Благоверные князь ____________ и княгиня ______________возвратились, и в любви и согласии дожили до __________________________.
Проверка(В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне (девице) лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в распре за власть. Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и в любви и согласии дожили до глубокой старости)
«Все счастливые семьи похожи друг на друга…» Л. Н.Толстой
Прием «Ассоциативная карта» (самостоятельно)
Что такое семья - понятно всем. Напишите, что означает для вас слово семья- … (запись в тетради)
Прием «Ассоциативная карта» (самостоятельно, затем в группах)
Выберите из предложенных ценностей 3 наиболее важные для семейного счастья, объясните свой выбор:
достаток, Евангелие, дети, терпение, удовольствия, карьера.
(Евангелие (христианская семья, в основе венчание, обещание любви и верности супругов, благословение на брак со стороны церкви – противопоставление так называемому гражданском браку))
Метод «Моделирование» (работа в группах)
Запишите в рабочем листе характеристику Февронии и Петра.Какими положительными прекрасными качествами обладают Петр и Феврония.
Задание «Собери пословицу» (работа в группах)
Соедините линией начало и конец пословицы о семье. Каково на дому, что цветок без запаха. Ворота стоят на двух столбах, не страшна и туча. Жизнь прекрасна, а дом на двух головах. Семья без детей - таково и самому. В семье разлад, когда дома мир. Семья в куче - так и дому не рад.
Прием «Диалог стикеров» (самостоятельно)
? Что же, по вашему мнению, помогает исцелить сердце человека? (записи на ромашках) Давайте соберем ваши ромашка в единую ромашковую полянку.
Прием «Ледокол»
? Как вы думаете, имеет ли этот обычный полевой цветок какое – то отношение к нашему уроку? (* 8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают в днем влюбленных в православии. Это день семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Немало людей совершают паломничество в Муром: и те, кто только решили вступить в брак, и те, кто только пришел поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья)
? Что помогло Февронии исцелить сердце Петра? (Любовь и верность)
Последующее задание:
Слайд 16
1. Сочинение – рассуждение «Что привлекает читателей в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского жития?»
2. Обсудите с родителями рецепт семейного счастья.
Начиная анализ открытого урока, прежде всего, нужно спросить себя: удалось справиться с основной проблемой урока, заключающейся в необходимости сочетать фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения, воспитания и развития? Главное в том, что это сочетание оказалось продуктивным.
Для привлечения учащихся к занятию познавательной деятельности и поддержке интереса, напомнила правила работы в группе, к которым время от времени возвращалась в течение всего урока. Состав групп был подобран случайным методом. В каждой группе были определены роли – командир, хранитель времени и спикер. Для прозрачного обучения мною разработан маршрутный (рабочий) лист для групп.
Урок построен с использованием приемов развития критического мышления учащихся и состоял из трех основных стадий: вызова, осмысление и рефлексии.
На первой стадии, целью которой являлась активизация имеющихся знаний, пробуждения интереса к теме каждая группа сама сформулировала тему нашего урока и сумела преподнести ее всему классу. Самостоятельно сформулировав цели, они четко и ясно увидели, что должны освоить в течение урока, и к какому возможному результату прийти. А еще с целью активизации учащихся, мотивации для дальнейшей работы использую прием «Ассоциативная карта». На стикерах ребята писали ассоциацию, озвучивали ее и выходили к доске наклеивали на солнышко, в результате работы получилось солнышко с лучиками. Так, под нравственностью учащиеся понимают: хорошее воспитание, быть верным, доверие, любовь, упорность, искренность, добро, честность и т.д. Выполнение данного вида работы воспитывает любовь к своим близким.
С целью сохранения интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение к работе, а также с целью развития детей логического мышления и внимания во время чтения произведения с текстом использую прием «Восстанови прочитанный текст». По результатам данной работы дети уже стали думать иначе и отметили, что в данной повести говорится о таких нравственных качествах человека, как верность, любовь и преданность. Все группы работали активно, подтверждали иллюстрации строчками из текста, каждая группа справилась с данным заданием. Подобные задания помогают развивать коммуникативные способности учащихся. По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, у учащихся формируются практические навыки.
Обмен мыслями был достигнут через кумулятивную беседу. На этой фазе использовался методический прием «Толстые и тонкие вопросы», а прием назывался «Диалог стикеров». Было задан толстый вопрос. Учащимся были предложены ромашки, на которых они должны были написать свое мнение о том, что помогает исцелить сердце человека. Ответы получились следующие:
Третья стадия – размышление, направлена на суммирование и систематизацию полученной информации, выработку собственного отношения и изучаемому материалу использовала прием «Синквейн». Вот примеры некоторых работы:
1. Семья
2. Хорошая, дружная
3. Поможет, поддержит, вдохновляет
4. Семья без детей, словно цветок без запаха
5. Родные люди (Захар И.)
1. Любовь
2. Красивая, искренняя
3. Живет, цветет, творит
4. Любовь – это самое прекрасное чувство
5. Чувство (Айгерим Т.)
1. Семья
2. Хорошая, большая
3. Помогает, советует, любит
4. Семья – лучшее богатство на свете
5. Счастье (Ботагоз К.)
В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь и использовала прием «Для меня сегодняшний урок…» Учащиеся подчеркивали фразы, характеризуя свою работу на уроке.
Каждый учащийся в конце урока выставил суммативную оценку за урок каждому члену своей группы, классу и себе. Таким образом, дана оценка работы каждого ученика.
На этом занятии мне удалось реализовать семь модулей Программы.
Учащиеся свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. Создалась атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества и общения. Поставленные цели к уроку достигнуты.
Приложение 1
РАБОЧИЙ ЛИСТ (ВАША СХЕМА-ОПОРА) Фамилия,имя_______________________________________________________ Нравственность едина во все века и для всех людей.
Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.
Д.С. Лихачев
1. «Они жили долго и счастливо и умерли в один день»
В ___ веке жил в ____________ князь по имени ________ и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле ____________ живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану _____________, то не подобает мне (девице) лечить его». Князь обещал ___________ ______ после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от _________________ или от _______________. Тогда князь и ______________ покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в распре за власть. Благоверные князь ______________ и княгиня ______________возвратились, и в любви и согласии дожили до __________________________.
2. «Все счастливые семьи похожи друг на друга…» Л. Н.Толстой
Семья - это _______________________________________________________
Выберите из предложенных ценностей 3 наиболее важные для семейного счастья, объясните свой выбор:
достаток, Евангелие, дети, терпение, удовольствия, карьера.
3. Какими положительными прекрасными качествами обладают Петр и Феврония
4. Задание «Собери пословицу».Соедини линией начало и конец пословицы о семье. Каково на дому, что цветок без запаха. Ворота стоят на двух столбах, не страшна и туча. Жизнь прекрасна, а дом на двух головах. Семья без детей - таково и самому. В семье разлад, когда дома мир. Семья в куче - так и дому не рад.
5. ______________________________________________________________ 7. «Для меня сегодняшний урок…» Подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям.
Урок
Я на уроке
Итог
1. интересно
1. работал
1. понял материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал больше, чем знал
3.безразлично
3.помогал другим
3.не понял
8. Подведение итогов: Оценка учащимся в группе, которые активно работали на уроке: _______________________________________________________________________