kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повесть И.С.Тургенева «Вешние воды»: любовь земная и любовь небесная.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в системе уроков по изучению творчества И.С.Тургенева. Урок должен представлять последовательное сравнение двух основных женских образов. Основная часть  урока строится в форме беседы по повести, где учащиеся высказывают свое мнение о прочитанном. Начало урока звучит лирически, это позволит настроить класс на "разговор по душам". В конце урока предлагается творческая работа, где учащиеся смогут показать знание текста и представить наглядно сравнение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повесть И.С.Тургенева «Вешние воды»: любовь земная и любовь небесная. »

Урок русской литературы в 9 классе

Автор Брант Евгения Сергеевна, учитель русского языка и литературы, КГУ «Березовская средняя школа», район им.Г.Мусрепова, СКО, Казахстан.

Тема: Повесть И.С.Тургенева «Вешние воды»: любовь земная и любовь небесная.


Цель: выявление в повести содержания двух разных категорий: любви земной и любви небесной.

Задачи: формировать нравственную культуру, чувство долга и ответственности;

познакомиться с творчеством И.С.Тургенева как писателя-лирика, увидеть, какое значение в его жизни имело такое чувство, как любовь; научиться анализировать и сопоставлять образы, выявить типичные черты в характере русского дворянина 19 века;

развивать навыки ориентирования в художественном тексте;

формировать коммуникативную и речевую компетенции.


Оборудование: Портреты И.С.Тургенева, П.Виардо, муз.проигрыватель, лирическая музыка, таблица «Джемма» и «Марья Полозова», карточки для заполнения таблицы.


Ход урока.

I.Вводно-мотивационный этап.

Дорогие ребята, начать наш урок любви хочется вот с чего: напишите каждый для себя на листочках, что в вашем понимании означает слово «любовь».

Обменяйтесь с соседом по парте вашим мнением. А что написал ваш товарищ?

Вот так представляем любовь мы, люди 21 века. Интересно, а что она значила для великого писателя И.С.Тургенева, который жил почти два века назад?


II. Актуализация прежних знаний.

Художественное чтение. (Заранее учащимся было дано задание: подготовить выразительное чтение писем и стихов Тургенева).

А) «Любовь – есть одна из тех страстей, которая подламывает наше Я, заставляет как бы забывать о себе и своих интересах…» Фанатики идеи, часто нелепой и безрассудной, тоже не жалеют своей. Такова и любовь».


Б) Позднее в известном стихотворении в прозе «Воробей» Тургенев скажет: «Любовь…сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».


В) «Санкт-Петербург. Четверг, 26 октября,1850 год. Полине Виардо.

Дорогая моя, хорошая госпожа Виардо,teuerste, liebste, beste Frau, как Вы поживаете? Дебютировали ли Вы уже? Часто ли Вы думаете обо мне? Нет дня, когда лорогое мне воспоминание о Вас не приходило бы на ум сотни раз; нет ночи, когда бы я не Вас во сне. Теперь, в разлуке, я чувствую больше, чем когда-либо силу уз, скрепляющих меня с Вами и с Вашей семьей; я счастлив тем, что пользуюсь Вашей симпатией, и грустен оттого, что так далеко от Вас!

Прошу небо послать мне терпения и не слишком отдалять того тысячу раз благословляемого момента, когда я Вас снова увижу.

Суббота, 28 октября.

В будущий вторник исполнится семь лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И вот мы остались друзьями, и, мне кажется, хорошими друзьями. И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути – было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность вам не имеет границ и умрет только вместе со мною. Да благословит васего об этом Бог тысячу раз! Молю на коленях и сложив руки. Вы – все, что есть самого лучшего, благородного и симпатичного на этом свете.

Ваш И.Т.»

(Во время всего выступления звучит тихая мелодичная музыка).

III. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Тургенева с полным правом можно назвать певцом любви. Любовь для него – подвиг. И он воспеваете как силу, способную противостоять всему и даже смерти, и даже эгоизму, в котором он всегда видел главного врага человечества.

И вот именно для того, чтобы провести человека через самое большое жизненное испытание - через испытание любовью и, таким образом, показать, на что может быть способен русский человек, Тургенев и создавал такие произведения, как «Вешние воды».

2. Беседа по вопросам.

-Ребята, я думаю, что при чтении повести, вы обратили внимание на то, что Тургенев сопоставляет три национальные темы: немецкую, итальянскую и русскую. Немного подробнее остановимся на каждой из них.

- Как каждая их этих тем проявляется в повести?

Возможный ответ: Санин возвращается из Италии в Россию и находится все еще под впечатлением увиденного в этой стране, которую знает лучше, чем Германию. К Франкфурту, где Санин оказался проездом и где не собирался долго оставаться, герой отнесся без всякого любопытства – «погулял по берегу Майна, поскучал, как следует добропорядочному путешественнику». Когда он попал в кондитерскую Розелли, он словно опять обрел «чудесный край», откуда он возвращался.

- Как изображена семья Розелли?

Возможный ответ: Все члены семьи изображены с большой симпатией: домовитая хозяйка, восторженный Эмилио, Джемма «драгоценный камень» - воплощение красоты, воспетой искусством итальянского Возрождения и даже слуга Панталеоне и пес Тарталья.

- Какова была реакция фрау Леноре на внезапно вспыхнувшую любовь между Саниным и Джеммой?

Возможный ответ: Увлечение девушки заезжим русским, несмотря на симпатии, вызывает у всей семьи замешательство, а у матери активный протест.

- Согласны ли вы, что, рисуя семейный быт Розелли, Тургенев показывает обывательщину?

Возможный ответ: Конечно, француженка Леноре от давнего пребывания в Германии почти совсем онемечилась: «Привычным здесь было существование мелких бюргеров, карикатурой на которых стал несостоявшийся жених Джеммы Карл Клюбер, живущих по жестокому графику».

- Даже русский офицер Денгоф у Тургенева сохранил нечто человеческое и наверное, поэтому его жизненный путь пересекается с путем Санина.

Человеческое - неловкость, нелепость сцены дуэли, слабое подчинение чувствам: он – такая же жертва Марьи Николаевны, как и главный герой повести.

- Для того чтобы лучше разобраться в поступках Санина, давайте поглубже вникнем в его внутренний мир.

В образе Дмитрия Санина, как и у многих героев его повестей, есть сходство с автором.

- Как вы думаете, какое качество или качества делают Санина похожим на Тургенева?

Возможный ответ: Наверное, это слабоволие. Если взять жизнь самого Тургенева, насколько он безволен в своих чувствах к Полине Виардо, замужней женщине.

- Дефицит воли, слабость и мягкость присущи и Санину, и эти качествапроявляются на протяжении всей повести.

Давайте найдем прямые цитаты из текста:

«Разговор между им и Марьей Николаевной происходил почти вполголоса, почти шепотом – и это еще более его раздражало и волновало его…Когда же все это кончится? Слабые люди никогда сами не кончают - все ждут конца».

«…оставшись на ногах и бодрствуя, он, наверное, стал бы думать о Джемме, а ему было почему-то… стыдно думать о ней. Слабые люди, говоря с самими собой, охотно употребляют энергетические выражения».

- Как следствие отсутствия собственной воли, собственных решений – пережитые унижения и стыд, неодолимое презрение к самому себе и одиночество.


Но ведь не зря в название темы урока вынесено такое противопоставление: любовь земная и любовь небесная. На жизненном пути главного героя встречаются две женщины, каждая по-своему притягивающая к себе Санина. Мы должны определить, какая же из них повлияла на судьбу героя и что это была за любовь.

IV.Формирование умений и навыков.

1 Работа с таблицей.

На доске таблица на ватмане


ДЖЕММА РОЗЕЛЛИ

МАРЬЯ ПОЛОЗОВА

Возраст



Внешние черты



Сравнение (с кем-то, с чем-то)



Характеристика имени



Воспитание



Образование



Занятия



Отношение к жизни



Как закончила жизнь



Таблицу заполняют двое учащихся карточками.

2. Работа в группах

Вопросы на карточках для обсуждения в группах:

  1. группа. Подумайте, чем привлекла Джемма Санина.

  2. группа. Подумайте, чем привлекла Санина Марья Полозова.

3. Выступления учащихся.

Возможные ответы:

1.Джемма привлекла Санина чисто внешними чертами, кудрявые темные волосы, правильные черты лица, нос с горбинкой, длинные пальцы, словно выточенные. Познакомившись с ней поближе, он видит, что в ней прекрасна не только внешность, она просто замечательная девушка.

Также немаловажен тот факт, что Джемма – частичка Италии, по которой очень скучает герой. Он воспринимает ее как нечто особенное, он никогда не встречал ничего подобного.

2. Джемма – штиль, спокойствие, а Полозова – буря, натиск. Полозова – это сила, бунтарство, стремление к личной свободе, бесстрашие; она развязна, даже несколько вульгарна. Санин тянется к ней , потому что именно этих качеств ему не хватает.


4. Обратимся к таблице. Какие выводы можно сделать? Можно ли сразу дать однозначную оценку героиням?

Возможные ответы: Однозначно оценить образы нельзя. Каждый по-своему привлекателен: Джемма – нежностью, Полозова – силой. Но все-таки первая- это больше романтика, а вторая – быт; первая – любовь небесная, вторая – любовь земная.


- А как лично вы относитесь к героиням?


5. Письменная работа в тетрадях.

Напишите мини-сочинение «Какая любовь, на ваш взгляд, ближе Тургеневу: любовь земная или любовь небесная?»

V. Задание домашней работы.

Напишите письмо И.Тургеневу, расскажите, что в повести понравилось больше всего. Соблюдайте все нормы эпистолярного жанра.

VI. Рефлексивно-оценочный этап.


Ребята, сформулируйте выводы самостоятельно.

Всякая любовь в изображении Тургенева – «счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь». Он считал, что есть в русском обществе, что-то испорченное, мешающее нормальному развитию жизни. Санин остается несчастным всю жизнь, так как не смог сохранить высокое чувство.

Выставление оценок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Повесть И.С.Тургенева «Вешние воды»: любовь земная и любовь небесная.

Автор: Брант Евгения Сергеевна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104517


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства