Поурочная разработка урока на тему "С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ малой Родины в творчестве поэта"
Поурочная разработка урока на тему "С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ малой Родины в творчестве поэта"
Урок литературы по творчеству С.А.Есенина построен на мотивационной основе-при постоянном поиске ответа на вопрос. Урок литературы должен в первую очередь стать уроком речевого творчества.
Урок литературы в 5 классе посвящён теме «С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ малой Родины в творчестве С.А.Есенина".
Выбор данной темы не является случайным. Считаю, что в наше время проблема нравственного, духовного развития детей, любовь к родной природе. отчему дому особенно актуальна.
Произведения поэта лиричные. проникающие в душу.Лирические стихотворения поэта ведут к пробуждению в детских душах любви к родине, к тяге не быть равнодушным и желанию задавать себе вопросы и обязательно находить ответы.
Основной задачей и научной необходимостью сегодня является формирование коммуникативной компетенции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поурочная разработка урока на тему "С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ малой Родины в творчестве поэта" »
Урок по литературе в 5 классе по теме
"С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ малой Родины в творчестве поэта.
Цель урока:
- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина;
- познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»; - почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества;
-отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
- развивать образное и эстетическое мышление;
-воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира;
-уметь определять постоянные цветовые эпитеты в творчестве поэта( цветопись).
Ход урока
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. У нас с вами сегодня урок литературы. Давайте познакомимся. Меня зовут Фарида Фаритовна. А вас как? Давайте хором представьтесь. Как вас зовут? Вот и познакомились.
Вступление (на фоне музыки)
Отговорила роща золотая Березовым веселым языком…
(проецируется репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”)
слайд 1
И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о чем.
слайд 2
(проецируется репродукция картины А. Рылова “В голубом просторе”)
Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножки рад поцеловать.
слайд 3
(проецируется репродукция картины А. Куинджи “Березовая роща”)
Несказанное, синее нежное… Тих мой край после бурь, после гроз И душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз.
слад 4
(проецируется репродукция картины Ф. Васильева “Мокрый луг”)
Вопрос: что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин “Золотая осень”, “В голубом просторе”, “Березовая роща”, “Мокрый луг”? (ответы учащихся- тема Родины, родного дома, природы)
Вывод учителя: тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы. Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого всё проникнуто «чувством Родины», родного дома. Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве» (Запись в тетради темы урока и эпиграфа)
2.Объявляется тема: «С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ малой Родины в творчестве поэта.»
3. Биография поэта.
Слово учителя.
_Ребята, а вы когда-нибудь слышали об этом поэте? Может фильм смотрели? Несколько лет назад вышел фильм, который называется "Есенин". В главной роли снимается С.Безруков. А актера С.Безрукова знаете?
( ответы детей)
Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.
Презентация
слайд 5
Перед вами портрет С.А. Есенина. “В поэте меня привлекали его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельная”, - так писала поэтесса Мартьянова.
слайд 6
Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.
слайд 7
.
Родители – потомственные рязанские хлеборобы. Мать Татьяна Федоровна была неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть и их пела. Отец Александр Никитич был умным, грамотным человеком.
С 2 до 9 лет воспитывался в семье деда Титова. Бабка рассказывала сказки, а дед знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них.Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой.
слайд 8
Ещё в школе начал писать стихи, его поэтический дар заметил учитель словесности Евгений Хитров и посоветовал заняться литературой, сблизиться с известными поэтами.
Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний.
слайд 9
1916 год. Выходит первый сборник его стихов “Радуница”. О Есенине заговорили как о творце “дивных красок”, художнике слова с большим будущим.
Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты родной природы.
3.Вывод:
“Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения.
Проблемный вопрос
- А что называем мы своей «малой родиной»? ( ответы учащихся)
- Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?
6. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом»
Часто в своих стихах Есенин часто обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома, приокских лугов, «той сельщины, где жил мальчишкой». При этом в стихотворных посланиях он настолько сливается с природой родных мест, что сам он узнаётся в старом клёне, который «стережёт голубую Русь».
- Давайте прочитаем одно из стихотворений, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом». Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год (аудиозапись)
-Сколько лет было Есенину?(23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.
Чтение стихотворения
Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож.
Вопросы для беседы: - Каким настроением окрашено стихотворение? - Что мы представляем, когда читаем эти строки? - Какой образ в конце стихотворения? (Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай) - Проследим своеобразие стихотворения.
Но сначала вспомним . Какие родЫ литературы вы знаете? ( ответы детей –эпос, лирика, драма)
-А к какому роду относятся произведения С.А.Есенина? ( лирика)
-Какие изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений ,вы знаете?
(слайд 10) Эпитет [греч. ephiteton – приложение] – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета.
-Какой эпитет использует поэт, говоря о Руси? Какой образ возникает благодаря этому эпитету? Прочитайте эти строки.
Учитель: Представьте себе, что перед вами лист бумаги, краски и кисти. Скажите, какие краски вы бы использовали, чтобы нарисовать иллюстрации к стихотворению? ( голубой , розовый, зеленый)
Учитель: Итак, мы с вами решили, что иллюстрации к этому стихотворению должны быть по-весеннему светлыми, солнечными. В литературе есть специальный прием, который называется «цветопись» и служит для создания в стихотворении особого настроения.
Запись в тетради: Цветопись – это использование поэтом слов с цветовым значением. Найдите в тексте слова с цветовым значением
4.Ответ на проблемный вопрос.
-А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?
-Какие? Почему?
5. Рефлексия
-Ребята, понравился ли вам урок ?Что нового вы узнали на уроке?
- Какие факты из жизни С.Есенина вам запомнились?
-Какая тема является главной в творчестве поэта?
- Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает
С. Есенина?
6.Закрепление
Родная природа, родина, дом для поэта- источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.
Задание сверх программы.Работа в карточках
( подчеркнуть все эпитеты в стихотворении "Черемуха", выписать цветовые эпитеты -цветопись)
6. Домашнее задание.
Выучить стихотворение на выбор.
Оценки за урок.
-Ребята, спасибо за урок!
Приложение 1.
ЧЕРЕМУХА
Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет.