kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поурочная разработка урока на тему "С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ малой Родины в творчестве поэта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по творчеству С.А.Есенина построен на мотивационной основе-при постоянном поиске  ответа на вопрос. Урок литературы должен в первую очередь стать уроком речевого творчества. 

 Урок литературы в 5 классе посвящён теме «С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ малой Родины в творчестве С.А.Есенина".

     Выбор данной темы не является случайным. Считаю, что в наше время проблема нравственного, духовного развития детей, любовь к родной природе. отчему дому  особенно актуальна.

     Произведения поэта лиричные. проникающие в душу.Лирические стихотворения  поэта ведут к пробуждению в детских душах любви к родине, к тяге не быть равнодушным и  желанию задавать себе вопросы и обязательно находить ответы.

     Основной задачей и научной необходимостью сегодня является формирование коммуникативной компетенции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поурочная разработка урока на тему "С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ малой Родины в творчестве поэта" »

Урок по литературе в 5 классе по теме

"С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ малой Родины в творчестве поэта.


Цель урока:


- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина;

- познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»;
- почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества;

-отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;

- развивать образное и эстетическое мышление;

-воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира;

-уметь определять постоянные цветовые эпитеты в творчестве поэта( цветопись).

Ход урока

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. У нас с вами сегодня урок литературы. Давайте познакомимся. Меня зовут Фарида Фаритовна. А вас как? Давайте хором представьтесь. Как вас зовут? Вот и познакомились.

Вступление (на фоне музыки)

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…

(проецируется репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”)

слайд 1

И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.

слайд 2

(проецируется репродукция картины А. Рылова “В голубом просторе”)

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.

слайд 3

(проецируется репродукция картины А. Куинджи “Березовая роща”)

Несказанное, синее нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

слад 4

(проецируется репродукция картины Ф. Васильева “Мокрый луг”)

Вопрос: что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин “Золотая осень”, “В голубом просторе”, “Березовая роща”, “Мокрый луг”? (ответы учащихся- тема Родины, родного дома, природы)

Вывод учителя: тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы. Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого всё проникнуто «чувством Родины», родного дома.
Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве» (Запись в тетради темы урока и эпиграфа)

2.Объявляется тема: «С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ малой Родины в творчестве поэта.»

3. Биография поэта.

Слово учителя.

_Ребята, а вы когда-нибудь слышали об этом поэте? Может фильм смотрели? Несколько лет назад вышел фильм, который называется "Есенин". В главной роли снимается С.Безруков. А актера С.Безрукова знаете?

( ответы детей)

Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.

Презентация

слайд 5

Перед вами портрет С.А. Есенина. “В поэте меня привлекали его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельная”, - так писала поэтесса Мартьянова.

слайд 6

Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.

слайд 7

.

Родители – потомственные рязанские хлеборобы. Мать Татьяна Федоровна была неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть и их пела. Отец Александр Никитич был умным, грамотным человеком.

С 2 до 9 лет воспитывался в семье деда Титова. Бабка рассказывала сказки, а дед знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них.Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой.

слайд 8

Ещё в школе начал писать стихи, его поэтический дар заметил учитель словесности Евгений Хитров и посоветовал заняться литературой, сблизиться с известными поэтами.

Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний.

слайд 9

1916 год. Выходит первый сборник его стихов “Радуница”. О Есенине заговорили как о творце “дивных красок”, художнике слова с большим будущим.

Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты родной природы.



3.Вывод:

“Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения.

Проблемный вопрос

- А что называем мы своей «малой родиной»? ( ответы учащихся)

- Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?

5.Физкульминутка "Рябинка".

На холме стоит рябинка.

Держит прямо, ровно спинку.

(Потягивание-руки вверх)

Ей не просто жить на свете

ветер крутит ,вертит ветер.
(вращение туловищем вправо- влево).

Но рябинка только гнется.

Не печалится- смеется.

(наклоны в сторону)

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую.

(дети машут руками, изображая ветер)

6. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом»

Часто в своих стихах Есенин часто обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома, приокских лугов, «той сельщины, где жил мальчишкой». При этом в стихотворных посланиях он настолько сливается с природой родных мест, что сам он узнаётся в старом клёне, который «стережёт голубую Русь».

- Давайте прочитаем одно из стихотворений, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом». Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год (аудиозапись)

-Сколько лет было Есенину?(23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.

Чтение стихотворения

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

Вопросы для беседы:
- Каким настроением окрашено стихотворение?
- Что мы представляем, когда читаем эти строки?
- Какой образ в конце стихотворения?
(Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай)
- Проследим своеобразие стихотворения.

Но сначала вспомним . Какие родЫ литературы вы знаете? ( ответы детей –эпос, лирика, драма)

-А к какому роду относятся произведения С.А.Есенина? ( лирика)

-Какие изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений ,вы знаете?

(слайд 10) Эпитет  [греч. ephiteton – приложение] – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета.

-Какой эпитет использует поэт, говоря о Руси? Какой образ возникает благодаря этому эпитету? Прочитайте эти строки.

Что мы представляем, когда читаем эти строки?

Учитель: Скажите, какое настроение эпитеты придают стихотворению?

(Ученик: Эпитеты придают стихотворению весеннее, светлое, радостное настроение Устное словесное рисование:

Учитель: Представьте себе, что перед вами лист бумаги, краски и кисти. Скажите, какие краски вы бы использовали, чтобы нарисовать иллюстрации к стихотворению? ( голубой , розовый, зеленый)

Учитель: Итак, мы с вами решили, что иллюстрации к этому стихотворению должны быть по-весеннему светлыми, солнечными. В литературе есть специальный прием, который называется «цветопись» и служит для создания в стихотворении особого настроения.

Запись в тетради: Цветопись – это использование поэтом слов с цветовым значением. Найдите в тексте слова с цветовым значением



4.Ответ на проблемный вопрос.

-А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?

-Какие? Почему?

5. Рефлексия

-Ребята, понравился ли вам урок ?Что нового вы узнали на уроке?

- Какие факты из жизни С.Есенина вам запомнились?

-Какая тема является главной в творчестве поэта?

- Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает

С. Есенина?

6.Закрепление

Родная природа, родина, дом для поэта- источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.

Задание сверх программы.Работа в карточках

( подчеркнуть все эпитеты в стихотворении "Черемуха", выписать цветовые эпитеты -цветопись)

6. Домашнее задание.

Выучить стихотворение на выбор.

Оценки за урок.

-Ребята, спасибо за урок!



Приложение 1.

ЧЕРЕМУХА

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузнецова Фарида Фаритовна

Дата: 02.10.2014

Номер свидетельства: 116043


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства