Цель: Завершить характеристику главных героев рассказа.
Подготовка к классному сочинению по рассказу «Кавказский пленник».
Воспитывать чувство доброты, учить заботиться о других людях.
Ход урока
Оргмомент.
Целеполагание.
Задача нашего урока – завершить характеристику главных героев рассказа и ответить на вопрос: Почему рассказ о двух русских офицерах, попавших в плен к татарам, автор назвал "Кавказский пленник"?
3. Проверка д/з
Мы говорили на предыдущем уроке, что Толстой дает имена своим героям не случайно.
- О чем говорят нам фамилии Жилина и Костылина?
Жилин так назван потому, что он сумел выжить, "прижиться", "вжиться" в чужую и чуждую для него жизнь; Костылин – словно на костылях, подпорках.
4. Работа с текстом.
- Найдите в тексте подтверждение нашим предположениям.
5. Составление карты-схемы.
Эпизод «Попали в плен»
«В плену» (деятельность Жилина, уважение к нему татар, привязанность Дины)
«Отношение к матери»
«Побег»
6. Записи в тетрадях
Жилин
добрый (думает о матери, жалеет ее);
надеется на себя, обдумывает побег;
деятельный человек;
сумел прижиться в ауле (он – Жилин!);
работящий, не может сидеть без дела, "мастер";
всем помогает, даже своим врагам – татарам;
ему интересны другие люди, он любит детей;
великодушный (простил Костылина, что тот бросил его в бою).
Костылин
слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери;
способен на предательство (бросил Жилина);
раскис, упал духом;
не принимает других людей.
Дина
добрая, стремится помогать людям;
способна на самопожертвование.
7. Выводы:
Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.
Вспомним, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать.
Жилин, наоборот, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль прежде всего хочет донести до читателей автор.
Костылин – находится в двойном плену, о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.
- Почему Жилин сумел освободиться из плена?
Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, как он сумел расположить к себе даже своих врагов; что он решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; каким был сильным, "жилистым" (работа над словами "жить", "жила").
8. Теперь ответим на основной вопрос урока:
Почему рассказ о двух русских офицерах, попавших в плен к татарам, автор назвал "Кавказский пленник"?
9. Чему же учит этот рассказ?
Домашнее задание. Подготовиться к классному сочинению по темам:
1.Жилин и Дина.
2.Жилин и Костылин. Мое отношение к героям.
3.Чему учит рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?