«ПОУЧЕНИЕ...» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА. Поучительный характер древнерусской литературы
«ПОУЧЕНИЕ...» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА. Поучительный характер древнерусской литературы
Во время данного урока происходит выявление учащимися художественной идеи "Поучения..." Владимира Мономаха, которая заключается в призыве к милосердию и состраданию. Продолжается вестись работа над формированием навыка исследовательской работы с текстом, умении выделять главное в прослушанном сообщении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ПОУЧЕНИЕ...» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА. Поучительный характер древнерусской литературы »
«ПОУЧЕНИЕ...» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА. Поучительный характер древнерусской литературы
Цели
Воссоздание атмосферы эпохи царствования Владимира Мономаха, выявление художественной идеи «Поучения...», заключающейся в призывы к милосердию и состраданию; качеств личности автора, художественных особенностей произведения.
Формирование навыка исследовательской работы с текстом, умение выделять главное в прослушанном сообщении, коммуникативных умений учащихся.
Воспитание нравственно-эстетических представлений в ходе выявлении художественной идеи произведения и лексического значения слов милосердие, покаяние, справедливость, самоуничижение.
ХОД УРОКА
I Предкоммуникативный этап
Объявление темы, формулирование целей (желательно самими учениками),формы проверки домашнего задания, формы контроля и оценивания.
Сообщение «историка».
• «Историк» задает вопрос классу:
Что является важнейшей заслугой Владимира Мономаха?
Назовите имена художников, обращавшихся в творчестве к личности И. Мономаха. (Б.А. Чориков,(А.Д. Кившенко, В.М. Васнецов.) Какие изображения, на ваш взгляд, наиболее достоверно передают колорит эпохи?
Л. Сообщение «литературоведа».
■ «Литературовед» задает вопрос классу: Какое значение имела фраза сидя на санех для уточнения даты написания «Поучения...»?
II Коммуникативный этап
Анализ «Поучения...».
Поучение Владимира Мономаха состоит из трех частей. Найдите в тексте части, соответствующие вступлению, центральной дидактической части, заключению.
Вступление от слов «Я, худой, дедом своим Ярославом...» до слов «...да и,| санех сидя, безлепицу молвил».
Центральная часть от слов «Всего же более убогих не забывайте...» до
«Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится».
Заключение от слов «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к Церкви...» до слов «Спанье в полдень назначено Богом; по
этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди».
• Каково значение слова худой во вступлении?
Во вступлении, обращенном к детям, с характерным для древнерусско-
писателя самоуничижением содержится просьба не посмеяться над его писанием, а принять в сердце свое и быть снисходительными.
-«Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев».
-«В дому своем не ленитесь».
-«Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело», -«Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
- «Страх Божий имейте превыше всего».
Какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего?
Покаяние, милосердие, справедливость, упование на Бога.
Лексическая работа Объясните значение слов покаяние, милосердие, справедливость.
6. Исследовательская работа с текстом.
Группа 1
Найдите предложения со словом сердце. В каком значении употребляется это слово?
«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но ком (3 детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».
«Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра»
«Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей».
«Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что Ты нам дал, не наше, но Твое, поручил нам это на несколько дней».
«Пусть примет ее в сердце свое».
«Страх имейте Божий в сердце своем».
«Проверив сердце свое».
«Гордости не имейте в сердце и в уме».
«Сердце — вместилище Божией благодати».
Группа 2
Найдите предложения со словом страх. В каком значении употребляется это слово?
«А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего».
«Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем».
Страх Божий — начало мудрости, основа совести, понимание нравственной ответственности.
Слово учителя
Что Мономах считает основным пороком? Найдите в тексте ответ на
вопрос.
Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к Церкви: пусть не застанет вас солнце в постели».
Что является завершающим аккордом «Поучения...»?
Завершающим аккордом «Поучения...» служит вновь произнесенный с большим воодушевлением призыв воздать хвалу Богу поутру при восходе шлица, при решении государственных дел, или выезжая на охоту или отправляясь в походы, или ложась спать.
Какие качества личности автора нашили отражение в «Поучении...»?
Мономах — первый известный нам мирской писатель Древней Руси. Ни человек широкообразованный, хорошо знающий литературу своего времени, мудрый политик, заботящийся о единстве Руси, рачительный хозяин, отважный воин, добрый отец, истинный христианин.
III Посткоммуникативный этап
7. Итоги урока.
Слово учителя
Идеи, проповедуемые Владимиром Мономахом, были очень популярны в Древней Руси. А сам образ Владимира Мономаха, князя-воина и князя-мыслителя, постоянно присутствовал в древнерусской литературе.
8.Домашнее задание
Написать сочинение-поучение, стилизованное под «Поучение Мономаха»
Индивидуальное задание: подготовить сообщение о скульптурном портрете М.В.Ломоносова (автор Ф.И.Шубин)
Анализ произведения идет вслед за автором. Рассматриваются части произведения и их смысловое значение. Прослеживается стилистическая особенность данного жанра, ведется лексическая работа.
Универсальные учебные действия:
-выразительное чтение
-цитатный план
-исследовательская работа с текстом и иллюстрациями
Межпредметные связи:
- изобразительное искусство
-музыка
-история
Планируемые результаты:
-умение характеризовать отдельные эпизоды истории с помощью произведений древнерусской литературы
-характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений
-пользоваться иллюстративным рядом
-составлять цитатный план
-умение проводить исследование текста
-передавать личное восприятие прочитанного.
Материал для учителя
Словарная работа по тексту «Поучения»:
Я, худой… – о чём здесь идёт речь – об особенностях телосложения
(«стройный») или о нравственной самооценке? Можно ли это определить вне контекста «Поучения»?
Слушал эту грамотку… – излишняя ли буква «к» в последнем слове? Отличается ли оно от слова «грамота» по смыслу?
Милостыню подавайте нескудную… – отличается ли определение «нескудную» от синонимичных ему «щедрую», «богатую»? Каково происхождение старинного слова?
Безлепицу молвил… – что нужно заменить - приставку или суффикс, - чтобы получилась современная форма первого слова?
Послы от братьев моих… – равнозначно ли современному слово «послы» в этом контексте? Какое значение первично?
Волость – какое понятие прижилось в языке вместо первого?
Крестоцелование преступить… – о чём здесь идёт речь? Какой православный обряд лежит в основе этой метафоры?
Кроткие – состоит ли в родстве с «короткими»? Как это узнать?
Замысляет грешный против праведного… – как перевести это выражение на современный язык?
Убогого – в чём смысл этого понятия? Почему оно состоит в родстве со словом «Бог»? Связано ли генетически со словом «богатый»?
Заклать правых сердцем …– состоят ли в родстве глаголы «заклать» и «заколоть»?
Когда восстали люди… – можно ли отождествить это выражение из «Поучения» с таким, например, выражением: «Декабристы восстали против самодержавия»? Определите первичный смысл этого понятия по составу слова.
От мужа крови… – можно ли определить смысл этого выражения по контексту? Кого так называли – убийцу или «кровника» (родственную кровь)?
Не свирепствовать ни словом, не хулить в беседе…- от каких слов образованы глаголы и какова их семантика?
Быть благочистию свершителем – из каких двух слов образовано слово «благочестие»?
От Бога на воздаяние пусть надеется… - что означало понятие «воздаяние»? Определите смысл слова по составу.
Вдовицу – чем отличается от «вдовы»? Какой смысл придаёт суффикс –ц-?
Царствия небесного не лишиться…- о чём здесь идёт речь? Отличается ли понятие «царствие» от слова «царство»?
Затворничеством – какому из слов - творчество, творение, затворы – родственно это понятие?
Господи, твоим промыслом! – каков контекстуальный смысл последнего слова? С чем связан – с мыслью или добычей («охотничий промысел»)?
Блудницу – кого так называли? В чём значение корня?
Сторожей сами наряживайте…- что здесь имеется в виду – одеяние сторожей или нечто, к одежде относящееся?
Все добрые мужи совершенные… – в каком значении выступает слово «мужи» и в чём смысл его характеристики?