Просмотр содержимого документа
«Поступки и их последствия ( по произведениям Л.Н.Толстого «Детство» и В. Распутина «Уроки французского») »
Учитель русского языка и литературы Бухарбаева Дамелы Рамашовна. Город Житикара, Костанайская обл., КГУ « Средняя школа №3».
Тема: Поступки и их последствия ( по произведениям Л.Н.Толстого «Детство» и В. Распутина «Уроки французского»)
Цель: создать условия для сравнительно- сопоставительного анализа и правового комментирования фрагментов из художественных текстов;
Формировать общие этико-правовые знания и выявить нравственные позиции учащихся;
Развивать критическое мышление учащихся, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Эпиграф: «Прекраснейшая, счастливейшая пора жизни – детство сопряжена с тысячью мучений, с тысячью тревог и страхов…» Джакомо Леопарди
Ход крока:
1. Орг момент.
Зачитывается эпиграф.
Вопрос к классу: Ребята, прочитайте эпиграф и определите тему нашего урока. ( Тема детства). А в каких произведениях мы рассматривали эту тему? («Детство» Л.Толстого, «Уроки французского» В.Распутина) А какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке?
2. Слово учителя
-Возвращаясь к высказыванию итальянского писателя, что мы можем сказать о его взглядах на детство?
3. Работа в группах
Ответы учащихся и задания.
- Они противоречивы. С одной стороны, детство – это пора счастливейшая, прекраснейшая (первая группа рассуждает, доказывая эту сторону высказывания по тексту и используя свой жизненный опыт). С другой стороны, детство – это пора тревог, страхов, мучений ( рассуждение второй группы) .
Слово учителя
- Итак, в детстве бывают тёмные и светлые стороны. Это мы можем проследить и по произведениям наших писателей
Задание: выписать ключевые слова
1 группа
-Как описывает Л.Толстой детство героя, от имени которого ведётся повествование?
2 группа
-Как описывает В.Распутин детство своего героя?
Зачитывание кластеров.
Вопрос к классу: Что вы можете дополнить от себя, не кривя душой? А из воспоминаний взрослых, у которых вы брали интервью? ( Каждая группа зачитывает своё интервью)
Слово учителя:
-Взрослые люди вспоминают детство с любовью, нежностью. Они считают, что во времена их детства и люди были добрее, и деревья выше, и трава зеленее.
Зачитывается воспоминание В.Астафьева.
-Такие добрые впечатления о детстве и у наших авторов, но в их произведениях есть фрагменты, где детство героев связаны со страхом, тревогами.
О каких фрагментах идёт речь?
1 группа
«Уроки французского» .
2 группа
«Детство»
Зачитывание фрагментов.
Вопросы к группам:
1. Имеют ли право подростки жестоко обращаться с другими?
2. Перечислите законы о правах ребёнка ( Работа по Конвенции о правах ребёнка)
Заполнение дневника тройной записи.
Нарушение прав ребён-
КА. Конвенция о правах ребёнка.
Причины нарушения
Прав. «Детство»
Причины нарушения
Прав «Уроки французского»
Рефлексия. Сочинение –эссе ( под музыку):
1. Сегодня на уроке я понял..
2.Что во мне изменилось поле урока?
Зачитывание эссе.
Итог. Слово учителя:
- «Все мы до тех пор люди, пока хотим стать лучше»,-говори грузинский писатель Чабуа Амирэджиби. Так не теряйте этого желания, всегда оставайтесь людьми!