kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Постигаем секреты сравнения. Золотая рыбка. Индейская сказка.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта литературного чтения в 3 классе

Просмотр содержимого документа
««Постигаем секреты сравнения. Золотая рыбка. Индейская сказка.»»

Технологическая карта литературного чтения

Ф.И.О. Стефанюк Юлия Сергеевна

УМК: Перспективная начальная школа

Класс: 3 а

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: «Постигаем секреты сравнения. Золотая рыбка. Индейская сказка.»

Задачи:

1. Образовательная: продолжить формирование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения.

2. Развивающая: развивать творческие способности, логическое мышление и воображение,

3. Воспитывающая: создавать условия для формирования внимательного отношения к слову писателя, способствовать формированию нравственных качеств личности ребенка.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Н. А.Чуракова., иллюстрация Толковый словарь.

Методы: метод творческого чтения, интерпретации текста, репродуктивный, исследовательский, эвристический.

Приемы: выразительное чтение текста произведений, ответы на вопросы, работа над лексическим значением слов, дополнительные сведения об авторе, анализ текста.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Контроль: устный







Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент.

Цель: мотивация к учебной деятельности.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок


Приветствуют учителя и друг друга.


Регулятивные:

настрой на урок.

сотрудничество с учителем; умение слушать и слышать.

2. Подготовка к изучению новой темы.

Цель: подготовить детей к восприятию новых произведений.

Ребята, давайте вспомним какие сказки написал Пушкина.А.С. :

Сказку о…(попе и о работнике его Балде);

Сказку о… (царе Салтане…);

Сказку о… (рыбаке и рыбке);

Сказку о… (мертвой царевне…);

Сказку о… (золотом петушке)

– Назовите жанры фольклора, с которыми человек знакомится с рождения.

Что такое жанр?




Что такое фольклор?




Назовите жанры фольклора, с которыми человек знакомится с рождения.


– Какой жанр вам нравится больше? Почему?

Обратите внимание на доске записаны буквы в разброс. Отгадайте что здесь написано. ТАЛОЯЗО БРЫАК (запись на доске).

Этот сказочный волшебный герой – представитель животного мира, поймать которого хотя бы раз в жизни мечтает не только ребенок, но и взрослый.

Кто это?

Во многих странах мира (Германии, Франции, Англии, Китае и др.) есть сказки про жадную старуху. Индийская сказка называется «Золотая рыба». А вот в «Сказке о рыбаке и его жене» братьев Гримм старик поймал не золотую рыбку, а камбалу-рыбу. Одна из русских народных сказок называется «Золотая рыбка». По сюжету она очень близка к пушкинской; считается, что именно она легла в основу его «Сказки о рыбаке и рыбке».


Ребята, я приглашаю вас в гости к индийской сказке «Золотая рыба»


Отвечают, какие сказки написал Пушкин А.С.







Слушают и отвечают на вопросы.



Жанр - это набор условий в том или ином явлении искусства.

Фольклор— «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.

Колыбельная, потешка, считалка, загадка, скороговорка, сказка.

Отвечают. Объясняют.

Смотрят на доску и слушают учителя.

















Золотая рыбка

Слушают.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем;

3.Знакомство с текстом.

Цель: начать знакомство с произведением «Индийская сказка. Золотая рыбка.»

Найдите условное обозначение, которое поможет определить, с чего мы начнем работу.

Узнайте значение слов «восвояси» и «лачуга» в толковом словаре.


Слушают.

Восвояси - Обратно (туда, откуда пришел, приехал и т.п.)

Лачуга — жилище человека или строение для животных

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности;

Познавательные: поиск в и выделение необходимой информации - правила об обращении; анализ, подведение под понятие; извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, учебника;

4.Обсуждение прочитанного.


Читаем сказку.

Вам понравилась эта сказочная история? Чем?

Какими деталями отличается сказка А. Пушкина

от индийской?


Как характеризует старика первый эпизод, где он встречается с рыбкой?

Что можете сказать о его поведении во время первой беседы со старухой?


Вспомните эпизоды из сказки А. Пушкина о том, как изменялось «настроение» моря, золотой рыбки.

Совпадает ли количество желаний, загаданных старухой, в обеих сказках?

Сколько желаний обычно исполняется в сказках?

– Почему, на ваш взгляд, рыбка исполнила более трех

желаний?


Слушают.

Высказывают свои мнения.


А. Пушкина старик закидывал в море невод три раза,

в индийской народной – два

и т. д.

Добрый, простодушный, не привык извлекать корысть из чужого несчастья.

Искренне, просто, без сожаления все рассказывает, ничего не утаивает, но слабый и покорный, привык подчиняться.

Вспоминают, рассказывают.





– Нет.


– Три


Высказывают свои мнения

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности;

Познавательные: поиск в и выделение необходимой информации - правила об обращении; анализ, Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы; аргументируют собственное мнение; планирование и осуществление учебного сотрудничества при работе;

5.Физкультминутка.

Цель: снять физическое напряжение.

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки!

Сразу станем мы бодрей!

Потянулись и вздохнули!

Отдохнули? Отдохнули!

Выполняют физкультминутку.


6.Анализ текста

И индийская сказка «Золотая рыбка»

Задание 1.

Сравните, как живут старик и старуха в обеих сказках (жилище, работа старика).

Задание 2. Одинаковые ли в этих сказках исполнители желаний?

Задание 3. Где в сказках встречаются старики с исполнителями желаний?


Задание 4. Назовите действия старух в сказках, используя таблицу (см. Ресурсный материал), сравните сказки.

Сделайте выводы по эти сказкам.


Сказки очень похожи. Несмотря на небольшие различия, их смысл одинаковый: нельзя жадничать; надо беречь,

ценить то, что у тебя есть; чтобы что-то получить, нужно трудиться, работать; быть добрым по отношению к другим людям;


– герои в сказках отличаются друг от друга характерами, но в целом образы схожи (старухи – жадные, злые, ворчливые, вызывают чувство осуждения, неприязни; старики – слабовольные, трусливые, их жалко; исполнители желаний – добрые, справедливые, вызывают симпатию);


– все изученные произведения являются сказками, так как в них есть сказочные признаки (зачин, волшебные существа, волшебные превращения, образные выражения, финал, нравственный урок);


– А. С. Пушкин создал сказку на сюжет о жадности в стихотворной форме, индийская сказка – в прозе.

Выполняют задания.















Делают выводы


Сказки очень похожи. Несмотря на небольшие различия, их смысл одинаковый: нельзя жадничать; надо беречь,

ценить то, что у тебя есть; чтобы что-то получить, нужно трудиться, работать; быть добрым по отношению к другим людям;


– герои в сказках отличаются друг от друга характерами, но в целом образы схожи (старухи – жадные, злые, ворчливые, вызывают чувство осуждения, неприязни; старики – слабовольные, трусливые, их жалко; исполнители желаний – добрые, справедливые, вызывают симпатию);


– все изученные произведения являются сказками, так как в них есть сказочные признаки (зачин, волшебные существа, волшебные превращения, образные выражения, финал, нравственный урок);


– А. С. Пушкин создал сказку на сюжет о жадности в стихотворной форме, индийская сказка – в прозе

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности;

Познавательные: поиск в и выделение необходимой информации - правила об обращении; анализ, Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы; аргументируют собственное мнение; планирование и осуществление учебного сотрудничества при работе;

7.Подведение итогов урока.

Цель: обобщить и систематизировать прочитанное

Над какой сказкой мы с вами сегодня работали на уроке?


Какой народ написал эту сказку?


В конце индийской сказки есть такие слова:


– Эх, жена, жена... Говорил ведь я тебе: много хочешь – мало получишь! Говорил я тебе: старуха, не жадничай, потеряешь и то, что имеешь. Ты моих слов тогда не слушала, а вышло-то по-моему! Так чего же теперь плакать?


– Какой вывод можно сделать?

Какими словами А. С. Пушкин заканчивает свою сказку?

Оцените свою работу на уроке:

На уроке я узнал …

У меня получилось …

Надо поработать …




Над сказкой «Золотая рыбка»


Эту сказку написал индийский народ.

Слушают.












Делают выводы.

…На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто





Р: учатся совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

8.Домашнее задание.

Цель: отработать чтение произведений выразительно.

Открываем дневники, записываем домашнее задание.

Стр.80 – 83. читать.

Записывают домашнее задание в дневники.




Методист:__________________

Учитель:___________________

Оценка:____________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
«Постигаем секреты сравнения. Золотая рыбка. Индейская сказка.»

Автор: Стефанюк Юлия Сергеевна

Дата: 16.12.2020

Номер свидетельства: 567264

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства