2. Подготовка к изучению новой темы. Цель: подготовить детей к восприятию новых произведений. | Ребята, давайте вспомним какие сказки написал Пушкина.А.С. : Сказку о…(попе и о работнике его Балде); Сказку о… (царе Салтане…); Сказку о… (рыбаке и рыбке); Сказку о… (мертвой царевне…); Сказку о… (золотом петушке) – Назовите жанры фольклора, с которыми человек знакомится с рождения. Что такое жанр? Что такое фольклор? Назовите жанры фольклора, с которыми человек знакомится с рождения. – Какой жанр вам нравится больше? Почему? Обратите внимание на доске записаны буквы в разброс. Отгадайте что здесь написано. ТАЛОЯЗО БРЫАК (запись на доске). Этот сказочный волшебный герой – представитель животного мира, поймать которого хотя бы раз в жизни мечтает не только ребенок, но и взрослый. Кто это? Во многих странах мира (Германии, Франции, Англии, Китае и др.) есть сказки про жадную старуху. Индийская сказка называется «Золотая рыба». А вот в «Сказке о рыбаке и его жене» братьев Гримм старик поймал не золотую рыбку, а камбалу-рыбу. Одна из русских народных сказок называется «Золотая рыбка». По сюжету она очень близка к пушкинской; считается, что именно она легла в основу его «Сказки о рыбаке и рыбке». Ребята, я приглашаю вас в гости к индийской сказке «Золотая рыба» | Отвечают, какие сказки написал Пушкин А.С. Слушают и отвечают на вопросы. Жанр - это набор условий в том или ином явлении искусства. Фольклор— «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество. Колыбельная, потешка, считалка, загадка, скороговорка, сказка. Отвечают. Объясняют. Смотрят на доску и слушают учителя. Золотая рыбка Слушают. | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем; |
3.Знакомство с текстом. Цель: начать знакомство с произведением «Индийская сказка. Золотая рыбка.» | Найдите условное обозначение, которое поможет определить, с чего мы начнем работу. Узнайте значение слов «восвояси» и «лачуга» в толковом словаре. | Слушают. Восвояси - Обратно (туда, откуда пришел, приехал и т.п.) Лачуга — жилище человека или строение для животных | Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; Познавательные: поиск в и выделение необходимой информации - правила об обращении; анализ, подведение под понятие; извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, учебника; |
4.Обсуждение прочитанного. | Читаем сказку. Вам понравилась эта сказочная история? Чем? Какими деталями отличается сказка А. Пушкина от индийской? Как характеризует старика первый эпизод, где он встречается с рыбкой? Что можете сказать о его поведении во время первой беседы со старухой? Вспомните эпизоды из сказки А. Пушкина о том, как изменялось «настроение» моря, золотой рыбки. Совпадает ли количество желаний, загаданных старухой, в обеих сказках? Сколько желаний обычно исполняется в сказках? – Почему, на ваш взгляд, рыбка исполнила более трех желаний? | Слушают. Высказывают свои мнения. А. Пушкина старик закидывал в море невод три раза, в индийской народной – два и т. д. Добрый, простодушный, не привык извлекать корысть из чужого несчастья. Искренне, просто, без сожаления все рассказывает, ничего не утаивает, но слабый и покорный, привык подчиняться. Вспоминают, рассказывают. – Нет. – Три Высказывают свои мнения | Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; Познавательные: поиск в и выделение необходимой информации - правила об обращении; анализ, Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы; аргументируют собственное мнение; планирование и осуществление учебного сотрудничества при работе; |
6.Анализ текста И индийская сказка «Золотая рыбка» | Задание 1. Сравните, как живут старик и старуха в обеих сказках (жилище, работа старика). Задание 2. Одинаковые ли в этих сказках исполнители желаний? Задание 3. Где в сказках встречаются старики с исполнителями желаний? Задание 4. Назовите действия старух в сказках, используя таблицу (см. Ресурсный материал), сравните сказки. Сделайте выводы по эти сказкам. Сказки очень похожи. Несмотря на небольшие различия, их смысл одинаковый: нельзя жадничать; надо беречь, ценить то, что у тебя есть; чтобы что-то получить, нужно трудиться, работать; быть добрым по отношению к другим людям; – герои в сказках отличаются друг от друга характерами, но в целом образы схожи (старухи – жадные, злые, ворчливые, вызывают чувство осуждения, неприязни; старики – слабовольные, трусливые, их жалко; исполнители желаний – добрые, справедливые, вызывают симпатию); – все изученные произведения являются сказками, так как в них есть сказочные признаки (зачин, волшебные существа, волшебные превращения, образные выражения, финал, нравственный урок); – А. С. Пушкин создал сказку на сюжет о жадности в стихотворной форме, индийская сказка – в прозе. | Выполняют задания. Делают выводы Сказки очень похожи. Несмотря на небольшие различия, их смысл одинаковый: нельзя жадничать; надо беречь, ценить то, что у тебя есть; чтобы что-то получить, нужно трудиться, работать; быть добрым по отношению к другим людям; – герои в сказках отличаются друг от друга характерами, но в целом образы схожи (старухи – жадные, злые, ворчливые, вызывают чувство осуждения, неприязни; старики – слабовольные, трусливые, их жалко; исполнители желаний – добрые, справедливые, вызывают симпатию); – все изученные произведения являются сказками, так как в них есть сказочные признаки (зачин, волшебные существа, волшебные превращения, образные выражения, финал, нравственный урок); – А. С. Пушкин создал сказку на сюжет о жадности в стихотворной форме, индийская сказка – в прозе | Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; Познавательные: поиск в и выделение необходимой информации - правила об обращении; анализ, Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы; аргументируют собственное мнение; планирование и осуществление учебного сотрудничества при работе; |
7.Подведение итогов урока. Цель: обобщить и систематизировать прочитанное | Над какой сказкой мы с вами сегодня работали на уроке? Какой народ написал эту сказку? В конце индийской сказки есть такие слова: – Эх, жена, жена... Говорил ведь я тебе: много хочешь – мало получишь! Говорил я тебе: старуха, не жадничай, потеряешь и то, что имеешь. Ты моих слов тогда не слушала, а вышло-то по-моему! Так чего же теперь плакать? – Какой вывод можно сделать? Какими словами А. С. Пушкин заканчивает свою сказку? Оцените свою работу на уроке: На уроке я узнал … У меня получилось … Надо поработать … | Над сказкой «Золотая рыбка» Эту сказку написал индийский народ. Слушают. Делают выводы. …На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто | Р: учатся совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |