Этот урок следует за представленным на сайте ранее "Я встретил Вас." (Любовная лирика Ф.И.Тютчева). Это попытка проследить, как изменяется мировоззрение Тютчева, исследовать диалектику чувств в отношениях с любимой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Последняя любовь» Ф.И.Тютчева (Стихотворения «Денисьевского цикла»)»
«Последняя любовь» Ф.И.Тютчева
(Стихотворения «Денисьевского цикла»)
Цели: проследить, как постепенно изменялось мировоззрение поэта, исследовать диалектику чувств в отношениях с любимой, понять духовный рост поэта, пришедшего от идеи полноты счастья в любви к идее вины и искупления;
развивать связную монологическую речь учащихся, ассоциативное мышление, умение слушать классическую музыку и соотносить её с лирикой, навыки исследовательской работы и выразительного чтения;
обогащать духовный мир учащихся, побудить быть внимательнее к своим переживаниям, бережнее к чувствам других.
Оборудование: презентация, музыкальные фрагменты, иллюстрации учащихся
Методы: слово учителя, выразительное чтение наизусть, эвристическая беседа, работа с иллюстрацией, с музыкальным фрагментом, решение познавательной задачи.
Тип урока: комбинированный
Эпиграф:
Любовь, любовь – гласит преданье.
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…
Ф.И.Тютчев «Предопределение»
1. Организационный момент.
2. Работа с эпиграфом.
3. Постановка проблемы.
- Что неожиданного, необычного в этих строчках Тютчева о любви?
Светлое, доброе чувство – любовь у поэта почему-то «поединок роковой». Почему?
Попытаемся заглянуть в мир чувств поэта и увидеть за событиями драматической, сложной жизни рождение поэзии, рождение строк о любви.
Тютчевская философия любви как рокового, убийственного чувства сложилась, когда он уже был немолод. Поэту было 47 лет, когда в его сердце вновь пришла Весна. Последняя любовь. Какой она была в его жизни?
ЕленаАлександровна Денисьева – последняя, как он сам считал, его любовь, подарившая ему величайшее сердечное и творческое вдохновение, изменившая мироощущение. Исповедь об истории этого чувства Тютчев оставил в своих стихах, написанных с 1850 по 1864 годы. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева, ценность его в том, что в нём прослеживаются все этапы развивающегося чувства двоих: от первой встречи – к расставанию, между которыми часы истинного счастья, борьбы за счастье и горе.
Индивидуальное сообщение.
Денисьева принадлежала к старому, но обедневшему дворянскому роду. Она находилась на попечении тётки, инспектрисы Смольного института, в котором воспитывались дочери Тютчева от первого брака, Дарья и Екатерина. Тётка Денисьевой проявляла большую снисходительность к племяннице, очень рано начала её вывозить в свет. Рассказывая об Елене Александровне, муж её сестры А.И.Георгиевский писал: «Природа одарила её большим умом и остроумием, большой впечатлительностью и живостью, глубиной чувства и энергией характера, и когда она попала в блестящее общество, она и сама преобразилась в блестящую молодую особу, которая при своей природной весёлости и очень счастливой наружности всегда собирала около себя множество блестящих поклонников».
Увлечение Тютчева Денисьевой «вызвало с её стороны такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергетическую любовь, что она охватила всё его существо, и он остался навсегда её пленником, до самой её кончины».
Любовь эта была всепоглощающей, взаимной, но горькой, несчастливой. В глазах петербургского общества она приобрела характер светского скандала. При этом жестокие обвинения пали почти исключительно на Денисьеву. Перед ней навсегда закрылись двери тех домов, где прежде она была желанной гостьей. Отец от неё отрёкся. Да, именно так начиналась их любовь – с краха и жертвы.
Первое стихотворениецикла «О, как убийственно мы любим…»
- Не удивляет ли вас это название? Любовь – убийство, «встреча роковая»? Как вы понимаете его?
Это значит любить сильно, до изнеможения
- А теперь давайте посмотрим, что же под этими словами понимает Тютчев.
Выразительное чтение стихотворения.
- Как изменилась внешность героини, её жизнь и внутренний мир после встречи с лирическим героем?
До встречи: «розы ланит», «улыбка», «блеск очей», «смех младенчески живой».
Спустя год: «горючая влага слёз», «жизнь отреченья», «злая боль ожесточенья».
- Тютчев использует риторические вопросы. Какую функцию они выполняют?
Поэт пытается понять своё чувство, понять самого себя, свою душу
- Какие эпитеты можно подобрать к такой любви? (страстная, роковая, разрушительная, напряжённая)
- Почему поэт называет встречу с любимой роковой? Любовь «убийственной»?
Душа героя измучена от страданий, его сердце в вечной тоске, он чувствует себя виноватым перед ней: он отец семейства, связанный долгом по отношению к жене. Любовь у поэта не только радость, но и борьба. Чувства сильны и беззаветны, сердца преданы друг другу, однако «союз души с душой» губителен.
Решение проблемной задачи.
Не вызывает сомнений, что в денисьевском цикле Тютчев изобразил «поединок роковой». Но между какими силами идёт этот поединок?
Б.О.Корман, например, считает, что у Тютчева героям «противостоит грозная, роковая сила». По мнению Б.Я.Бухштаба, рок у поэта воплощён в образе толпы и в образе героя. А Н.Н.Скатов, обращая наше внимание на то, что поэт изображает борьбу неравных («палача и жертвы, сильного и слабого, виновного и невиновного»), отмечает, что главное в этом поединке «не вломившаяся извне сила – толпа, а сила, нанесшая удар в спину, - это неспособность героя к полному, цельному чувству».
- Как вы считаете, кто же прав, между какими силами идёт «поединок роковой»?
Героине противопоставлен лирический герой. Убивает не тот, кто ненавидит или смеётся, а тот, кто любит: «О, как убийственно мы любим», «Мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей», «Судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была». Если сердца обречены на любовь, значит, они обречены и на поединок друг с другом, это неизбежно. Эта мысль со страшной ясностью сформулирована в стихотворении.
Но и общество, конечно, играет немалую роль в поединке, выступая против героини: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе её цвело».
Мы не видим героя рядом с возлюбленной. Она одна со своими тайнами предстала пред толпой. А герой не может ни защитить её, ни разделить её страданий. Т.о., прав скорее всего Скатов.
Несмотря на непризнание общества, Елена Александровна считала себя законной супругой Тютчева. «Мне нечего скрывать и нет надобности ни от кого прятаться: я более всего ему жена, чем бывшие его жёны, и никто в мире никогда его так не любил и не ценил, как я его люблю и ценю…»
Тютчев не перестаёт изумляться силе её любви и преданности. Он снова и снова пишет об этом.
Чтение стихотворения «Не раз ты слышала признанье…».
- Каким предстаёт поэт в этом стихотворении? Проследите по развитию сюжета, как раскрывается психологический портрет рыцаря любви.
«Не стою я любви твоей», «как я беден перед ней», «стою, молчу, благоговею».
Преклонение, благоговение, смирение – вот суть идеального отношения к женщине.
«Поймав» психологический рисунок своей возлюбленной, поэт смотрит на неё как бы изнутри её существа. Чтение «Не говори: меня он, как и прежде любит…»
Наконец, приближается тот «роковой» исход событий, который Тютчев предугадывал и раньше, ещё не зная, что может случиться с ними. Приходит гибель любимой женщины, пережитая дважды – сначала наяву. Елена Александровна долго болевшая чахоткой, умерла в возрасте 38 лет. Через 2 месяца после её смерти Тютчев пишет: «Не живётся, мой друг… Гноится рана, не заживает. Будь это малодушие, будь это бессилие, мне всё равно. Только при ней и для неё я был личностью, только в её любви, в её беспредельной ко мне любви я осознавал себя. Теперь я что-то бессмысленное…»
А потом в стихах «Весь день она лежала в забытьи» ( чтение на фоне музыки «Ноктюрн» Шопена, дождь), ставших последней «главой» денисьевского цикла – лирической повести о любви поэта к Елене Александровне.
Слово учителя.
Смерть нарисована с пугающей реалистичностью. В стихотворении так много мелких, чётко прорисованных деталей, что явственно возникает перед глазами и комната, где лежит умирающая, и тени, бегущие по её лицу, и летний дождь, шумящий за окном. Угасает женщина, безгранично любящая жизнь, но жизнь равнодушна и бесстрастна, она продолжает кипеть, ничего не изменится с уходом человека из мира. Поэт – у постели умирающей, «убитый, но живой». Он, так боготворивший её, свою последнюю любовь, так страдавший много лет от людского непонимания, так гордившийся и удивлявшийся своей любимой, теперь ничего не может сделать, не в силах её вернуть. Он ещё не до конца осознаёт боль утраты, ему предстоит всё это пережить.
Потеря любимой женщины подорвала не только жизненные, но и творческие силы Тютчева. Он продолжал писать, но во всех его последующих стихотворениях чувствуются надломленность, страдание, опустошённость, окаменелость души. Теперь он не живёт, он «как бы живой». Его ещё поддерживают воспоминания, но и они тускнеют, угасают.
Тютчев рассказал вечную историю любви, страдания и смерти. Она полна утверждения жизни, упоения своим чувством и в то же время – горестного сознания обречённости, беспомощности человека, душевного протеста. Он никогда не считал себя поэтом, не стремился к славе, но так поведать о любви мог только истинный поэт.
В своей известной «Надписи на книжке стихов Тютчева» 1883г. Афанасий Фет сказал:
Здесь духа мощного господство,
Здесь утончённый жизни цвет.
Это замечательно верное определение. В высших творениях Тютчева сочетаются мощь и утончённость, казалось бы, совершенно несоединимые качества. Поэзия Тютчева принадлежит к числу лучших созданий русского поэтического гения.