Поэзия Чикова А.Ф.. Сборник детских стихов "Синица"
Поэзия Чикова А.Ф.. Сборник детских стихов "Синица"
Урок соответствует содержанию программы, календарно-тематическому планированию, а также поставленным целям и задачам.
Это пятый урок в разделе « Из русской литературы ХХ века». Третий урок по теме самообразовательной работы «Литературное краеведение на уроках литературы в 7 классе».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поэзия Чикова А.Ф.. Сборник детских стихов "Синица" »
Открытый урок по литературе в 7А классе.
Литературное краеведение. Тема: « Мир детства Анатолия Чикова.
Сборник стихов «Синица». Детские стихотворения».
Цели, задачи:
1. Познакомить учащихся с поэтом-земляком А. Ф. Чиковым и его творчеством.
2. Обучать детей выразительному чтению и декламированию.
3. Развивать умение анализировать стихотворный текст, определять художественные средства языка.
4. Расширять словарный запас учащихся.
5.Развивать навыки монологической речи.
Предварительная подготовка:
Работа учителя по подготовке урока в библиотеке имени А. С. Горловского г. Сергиева Посада; учащиеся готовили выразительное чтение стихов А. Чикова и учили их наизусть; оформление тематической книжной выставки совместно с библиотекарем ХШИ; подбор музыкальных произведений для сопровождения.
3.Речевая разминка. Работа с художественными средствами языка.
4.Работа в тетрадях.
5. Физкультминутка.
6. Рассказ учителя о биографии А. Ф. Чикова.
7. Чтение стихотворений А. Ф. Чикова учителем и учащимися ( наизусть и по тексту ) : биографических, о детстве, о сказках, о природе.
8. Итог урока. Рефлексия.
9. Домашнее задание. Оценки за урок.
Оформление доски: тема урока, портреты А. Чикова, высказывания о нём и его поэзии.
« Если говорить о главной черте Толи Чикова – это льющийся из него свет. Лучистый человек».
(В. Н. Шульга, работник библиотеки администрации г.Загорска);
« В Чикове много от русской сказки.» ( К. Ваншенкин).
« Одна из симпатичнейших черт поэзии А. Чикова – его любовь к жизни» (А. С. Горловский) – эпиграф к уроку.
Высказывания А. Ф. Чикова: « Я живописец Загорска и хочу в нём остаться»; « Я в этот город, словно тополь, врос»; « Я людям был и брат, и друг…».
Запись стихотворения А. Чикова «Весна» для речевой разминки.
Ход урока
1. Всем доброе утро! Вы, конечно, не забыли приготовить тетради, дневники, ручки и готовы удивляться прекрасному миру русской литературы. Урок сегодня не совсем обычный: я бы назвала его уроком-концертом, на котором прозвучат стихотворения нашего земляка, замечательного поэта Анатолия Филипповича Чикова, в моём, а главное, в вашем исполнении.
2. Анатолий Филиппович Чиков большую часть своей жизни прожил в нашем районе. Сначала в Хотькове на улице 2 Митинская; затем в Загорске на улице Валовая, дом 7, кв. 8; потом в микрорайоне Углич. Здесь он серьёзно увлёкся поэзией, впервые стал печатать свои стихи в загорской газете « Вперёд», здесь же написана его первая книга «Синица», стихотворения из которой прозвучат сегодня на уроке. Например, «Зеркало», стр. 58(читает учитель).
3. А сейчас я предлагаю вам речевую разминку. Вспомните, пожалуйста, три основных условия поэтического чтения: Выразительность, Громкость, Дикция. Это стихотворение Анатолия Чикова «Весна» (записано на обратной стороне доски):
Пришла весна, и шустрый сын соседки швырнул в чулан сверкающий конёк.
Теплом пахнуло – и на каждой ветке зелёный загорелся огонёк.
И люди не вздыхают огорчённо, что зимней сказке наступил конец.
И всё резвее солнечный зайчонок грызёт сосульки синий леденец.
- Прочитайте «птичьим базаром».
- Весело.
- Тихо. Здорово получилось!
Ребята, вы, конечно, заметили, что поэт применял художественные средства языка. Назовите их (метафора – «зелёный загорелся огонёк» (листочки); эпитет – «зимняя сказка» (зима); олицетворение – «зайчонок грызёт…»). Молодцы!
4.Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему урока и эпиграф – слова известного литературного критика Александра Горловского (на доске).
5. А теперь предлагаю вам немного размяться (физкультминутку проводят учащиеся).
Далее урок проходит на фоне тихой классической музыки.
6. Анатолий Филиппович Чиков родился в городе Мытищи МО 14 июня 1928 года. Рано остался без родителей, его со старшим братом Борисом отправили в детский дом, где их и застала Великая Отечественная война. Страшные детские воспоминания: «воздушная тревога и днём, и ночью»; солдаты, рискуя жизнью, переправляют детишек в тыл; «сверху стреляют вражеские лётчики». Стихотворение «Характер», с.24, сборник «Сердце камня» (читает учитель):
Рано умерли мои родители. В детский дом меня отправила родня,
Беспокоясь, чтоб ребята не обидели малорослого и скрытного меня.
Окружили меня девочки и мальчики, звонко называя новичком.
Но стоял нахохленным я грачиком, повернувшись к сверстникам бочком.
Но самое жуткое и главное воспоминание детства – это постоянное чувство голода. Сам Анатолий Филиппович писал об этом так (стр. 2 «Биографических записей» читает учитель). А вот как это звучит поэтически в стихотворении «Было в детстве о чём мне тревожиться…»(сборник «Синица», с. 36; читает учащийся).
Однако на всю жизнь поэт запомнил, что чужое – под запретом (стихотворение «Невидимка» из сборника «Берестяная грамота», с. 51 читает учащийся).
И, конечно же, как все взрослые, Анатолий Чиков навсегда запомнил лучшие моменты своего детства. Стихотворения из сборника «Синица»: «Дары Деда Мороза» (с.20), «Пони» (с.4), «Старый капитан» (с.49), «Девчонка» (с.21); стихотворение «Венок» из сборника «Сердце камня» (с. 13); стихотворение «Пашка» из сборника «Берестяная грамота» (с. 64) читают учащиеся.
7. Анатолий Чиков закончил Литературный институт имени А.М.Горького (а первое своё стихотворение он написал в десять лет: «Жила-была мышка, у мышки были книжки…»). С детства очень любил читать. Часто цитировал стихи Н.Рубцова, Н.Заболоцкого; любил А.С.Пушкина, С.А.Есенина, сказки Х.-К.Андерсена. Сказочный мотив – один из основных в его творчестве. Жизнь для него – всегда чудо, сказка, открытие, поэтому в его стихах сказочные персонажи уживаются с реальной действительностью. Сказочный мотив помог поэту не сломаться душой, принять и осмыслить реалии жизни такими, как они есть.
«Помню, пахло синим дымом и вздыхало в кадке тесто о своём необъяснимом – тесту не хватало места…» - так мог написать только человек, для которого мир не делится на одушевлённый и неодушевлённый – всё живо: что растёт, движется, существует для других.
А сколько стихотворений Анатолий Чиков написал о родной природе, как он её любил! Давайте послушаем эти стихи из сборника «Синица»: «Как природа дорога мне!» (с.44), «У ручья» (с.10), «Корень» (с.12), «Синица» (с.43), «Берёза» (с.22), «На земле обыкновенной» (с.24), «Мой кот» (с.38). И ещё два стихотворения, которые меня потрясли: «Журавль» (с.12), «Садовник» (с.23) - читает учитель.
8. Ребята! Сегодня мы познакомились с творчеством нашего земляка – известного поэта Анатолия Филипповича Чикова, члена Союза писателей СССР, лауреата премии Преподобного Сергия Радонежского. С его стихотворениями (а он писал и прозу) издано десять книг. Возможно, вам захочется прочитать их.
- Ваше мнение о стихотворениях Анатолия Чикова.
- Какое-то стихотворение запомнилось больше других?
9. Домашнее задание (дифференцированное): выразительное чтение понравившегося стихотворения; нарисовать иллюстрацию по своим впечатлениям от стихов А.Ф.Чикова.
Оценки за урок.
Всем спасибо за активность и вдумчивость!
Чиков Анатолий Филиппович (1928-1996)
Поэт. Жил в Сергиевом Посаде. Окончил заочное отделение Литературного института имени А.М.Горького. Член Союза писателей СССР. Стихи публиковались в журналах "Работница", "Крестьянка", "Техника-молодёжи", "Литературная Россия", альманахе "Поэзия", сборнике "Сергиев Посад" (1995), антологии "Поэты Сергиева Посада. ХХ век" (1999). Автор семи поэтических книг. Первый лауреат премии имени преподобного Сергия Радонежского. Если верить публикациям, был человеком не от мира сего. Скончался 20 сентября 1996 года. С 1998 года на ежегодном районном поэтическом конкурсе "Посадская лира" главный приз - "Памяти А.Ф. Чикова" вручается за лучшее стихотворение о родном крае. Похоронен А.Ф. Чиков на Благовещенском кладбище (деревня Благовещенье, Сергиев Посад, Московской обл.).
Самоанализ открытого урока
Тема: «Литературное краеведение. Мир детства Анатолия Чикова. Сборник стихотворений «Синица». Детские стихотворения».
Общие сведения.Класс 7А. По списку 9 человек: 3 девочки, 6 мальчиков. Присутствовало 9 учащихся. Успеваемость: отличников нет, хорошистов 4.
Содержание урока.Урок соответствует содержанию программы, календарно-тематическому планированию, а также поставленным целям и задачам.
Это пятый урок в разделе « Из русской литературы ХХ века». Третий урок по теме самообразовательной работы «Литературное краеведение на уроках литературы в 7 классе».
На уроке формировались и закреплялись общеучебные умения и навыки: правильно оформлять и вести тетрадь, читать выразительно наизусть и с листа стихотворный текст, высказывать суждения, участвовать в учебном диалоге, слушать друг друга, владеть литературоведческими терминами; речевые и коммуникативные навыки. Межпредметные связи – русский язык, история.
Тип и структура урока.Урок изучения нового материала. Все этапы урока последовательно и логически связаны между собой, соответствуют его целям, задачам и содержанию. Распределение времени на основные этапы урока обеспечивало его организационную, логическую и психологическую целостность. Структура урока соответствует его типу и форме. В ходе урока использовались репродуктивные, репродуктивно-продуктивные, продуктивные методы для изучения нового материала учащимися: речевая разминка, словарная работа, анализ стихотворения, работа с литературоведческими терминами. Использовался метод творческого чтения, который проявлялся через приёмы: художественное чтение учителя, слово учителя, беседа. На уроке применялись технологии дифференцированного обучения, индивидуально-личностный подход; технологии развития творческих способностей учащихся; технологии эмоционально-смыслового подхода; здоровьесберегающие технологии.
Виды деятельности учащихся:заучивание наизусть дома, выразительное чтение в классе, слушание художественного чтения.
Общие результаты урока. План урока выполнен. Реализация образовательной, коррекционно-развивающей и воспитательной цели урока в полном объёме. Соблюдены все дидактические принципы: доступности, систематичности, последовательности и принцип воспитывающего обучения. Поэтому кроме дидактических задач в ходе урока большое внимание я уделяла и его воспитательной направленности. В итоге можно сказать, что урок достиг своей дидактической и воспитательной цели.
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное специальное
( коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Хотьковская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат V вида Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы - интерната
______________ С.М. Ильин
Открытый урок
Литературное краеведение. Мир детства Анатолия Чикова.