Прослушайте музыку композитора Дмитрия Шостаковича и скажите, какому историческому событию посвящено произведение. - Какому историческому событию посвящено произведение? О чем пойдет речь на уроке? В-О-Й-Н-А. Составление кластера – Запишите ассоциации, которые у вас возникают, когда вы слышите слово «война»? - Запишите, что вы видите, слышите, чувствуете. - Обсудите в парах и дополните свой кластер. - Составьте небольшой рассказ о войне (обмен мнениями) Смертьразруха, страх, горе, голод, слезы,
вижу ДЕТИ война
Тревога, беспокойство печаль, горечь, страдание чувствую
слышу
плач, крики, рев сирен, залпы, грохот, взрыв
Перед вами фотографии. - Что у них общего? - Как думаете, с какой целью эти фотографии помещены на доске? - Мы сегодня на уроке будем говорить не просто о войне, а о детях в это сложное для всех время. - Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Во время ВОВ победу наравне со взрослыми ковали и дети. | 1)Слушают музыку и делятся чувствами, которые испытали 2) предполагают тему урока. 3)Фиксируют свои ассоциации к слову «война» в виде кластера в сопровождении песни «Дороги» Обсуждают в парах и дополняют свой кластер. Обмениваются мнениями. Сравнивают репродукции картин, делятся своим мнением. Уточняют тему урока. | Л.: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. П.: выделять существенную информацию; выдвигать гипотезу и обосновывать её; осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Р.: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. К.: Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. |
Проблемная ситуация - Прочитайте фамилии писателей. Как думаете, с произведением какого писателя мы будем работать? Почему? В. Бианки И. Крылов А. Барто А. Твардовский Г. Андерсен Первичное восприятие стихотворения (фонохрестоматия) – Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (страх, гордость, интерес, опасность 3) Аналитическое чтение - Кто из героев привлек ваше внимание? (Мальчик) - Зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек? (Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу). - Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении? Докажите словами из текста. Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами. – Приветливый – встречает как гостей – Нежадный, щедрый – сливы сует – Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут… – Скромный – показал и убежал… - Как автор относится к своему герою? С какой выразительностью нужно читать? (С уважением, гордостью, он ему нравится…) - Что испытывал танкист во время боя? Докажите словами из текста. Трудность – прорывались, удовлетворение – врага вмяли в чернозем, усталость – вытер пот, благодарность к мальчику, чувство вины перед мальчиком – не спросил как его зовут. - Какие чувства испытывал мальчик? Как нужно читать? (Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения, боялся, что враг может сменить свое место расположения). 4) Составление таблицы «Синтез» (работа в парах). - На сколько частей разделим стихотворение. - О чем пойдет речь в 1-ой, 2-ой, 3-ей? - Сколько строф в первой части? 2-ой? 3-ей? - Что называют строфой? | | строфа | Озаглавить. | Выписать ключевые слова, фразы | 1гр. | 1 ч. | 1-3 | Из тех, что главарями у детей (воспоминание). | | 2гр. | 2 ч. | 4-8 | Бой за улицу (бой). | | 3гр. | 3 ч. | 9-10 | Спасибо, хлопец! (бой закончен). | |
5) Беседа (работа над языком) - Какие ключевые фразы выписали в 1 части? Почему? 2-ой? 3-ей? Самооценка (оцените работу с таблицей) - В стихотворении автор использует повтор. Назовите. (Был трудный бой) - Для чего? Чтобы показать, что бой действительно трудный и поступок мальчика заслуживает награды. Ценой собственной жизни он спасал землю от врагов. Танкист испытывает сожаление. Ребенок совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет. - Чтобы выразительней описать предметы, автор использует сравнение? Что такое сравнение? - Найдите прием сравнения. Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями. 6) Выразительное чтение 7) Рефлексия - Запишите, что вы увидели, услышали, почувствовали, когда читали «Рассказ танкиста» 8) Словарная работа - Немало стихотворений посвятил ВОВ К.М.Симонов. Прочитаем стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете» - Все ли вам понятно в первой строчке стихотворения. - Что такое лафет – станок артиллерийского орудия. - Предположите по первой строчке, о чем пойдет речь в стихотворении. 9) Первичное восприятие стихотворения (фонохрестоматия) - Давайте послушаем стихотворение К.Симонова. - О чем стихотворение? Каким настроением проникнуто? - Какие образы и картины возникли при прочтении. - Что значит «седой мальчишка на лафете спал» 10) Рефлексия - Запишите в кластер, что увидели, услышали, почувствовали, когда читали стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете». | 1)Аргументируют свое мнение 2)слушают фонограмму стихотворения «Рассказ танкиста»; делятся первыми впечатлениями 3)Отвечают на поставленные учителем вопросы; подтверждают свои ответы примерами из текста 4)Составляют таблицу «Синтез» 5)Отвечают на вопросы, используя данные таблицы.
7) дополняют кластер 8) предполагают сюжет стихотворения 9) слушают фонограмму стихотворения; делятся впечатлениями 10) дополняют кластер | 1) П.: доказывать, аргументировать сою точку зрения; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме 2) П.: Анализировать: • степень выразительности чтения; • содержание поэтического произведения Р.: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выявлять отклонения от эталона. К.: Понимать на слух текст стихотворения. 3) П.: выделять существенную информацию из поэтического текста; уметь осуществлять анализ поэтического произведения с выделением художественных приемов; Р.: принимать и сохранять учебную цель и задачу; обнаруживать отклонения от эталона; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; осуществлять самоконтроль; К.: уметь формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания; контролировать действия партнера. 4) П.: Осуществлять анализ объектов поэтического произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков. К.: договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания; контролировать действия партнера. Р.: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. 5)П.: Осуществлять анализ объектов поэтического произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков. К.: строить понятные для партнера высказывания; 7) Р.: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. 8) Р.: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. К.: учатся слушать друг друга 9) К.: Понимать на слух текст стихотворения. П.: Осуществлять анализ объектов поэтического произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков. 10)Р.: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
1) Возврат к упр. «Кластер». - Просмотрите записи, сделанные в течение урока. Скажите, как А.Т.Твардовский и К.Симонов показали участие детей в ВОв. Оба поэта рассказали нам о подростках, ваших сверстниках – участниках военных событий. Многие из них были награждены за отвагу и мужество, а многие, как герой Твардовского, совершали подвиг, не задумываясь о нем. Каждый поступок этих ребят достоин уважения и памяти. Домашнее задание
Возникло ли у кого желание выучить стихотворение? Мини-сочинение «Почему жизнь детей в годы Великой Отечественной войны можно назвать подвигом?» Самооценка - Кого из одноклассников ты хочешь похвалить, а может посоветовать. - Оцените свою работу: 1. с кластером 2. в беседе | Дают обобщающий ответ по кластеру «Дети и Война». Записывают Оценивают свою работу на уроке | Л.: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. П.: строить речевое высказывание в устной форме. Р.: осуществлять итоговый контроль; К.: учитывать различные мнения; формулировать собственное мнение; строить понятные для партнера высказывания. |