kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэты о Великой Отечественной войне (А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста», К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в технологии развития критического мышления.

I этап. Эмоциональный настрой (включить в учебную деятельность)

II этап. Вызов (вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме; обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс)

III этап. Осмысление (получение новой информации по теме; работа с текстом, направленная на  самостоятельное и осмысленное получение новой информации; сохранение интереса к изучаемой теме).
IV этап. Рефлексия (обмен мнениями о новой информации; приобретение нового знания; побуждение к дальнейшему расширению информационного поля; соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поэты о Великой Отечественной войне (А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста», К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»). »

Тема: Поэты о Великой Отечественной войне (А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста», К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»).

Цели:

  • расширить знания детей о Великой Отечественной войне;

  • способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову;

  • совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному;

  • создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на произведении А. Твардовского “Рассказ танкиста”.







Планируемый результат

Предметные умения

УУД

способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.


Познавательные: осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной и письменной форме; свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения; смысловое чтение;  содействие  развитию мыслительных операций: выделение необходимой информации, анализ, обобщение.

Личностные: самоопределение, способность к самооценке своих действий; развитие  моральной готовности противостоять Злу, прививать у детей чувство патриотизма.

Регулятивные: целеполагание, планирование, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные: слушание собеседника, умение с достаточной полнотой выражать мысли

Метапредметные умения

Владеть смысловым чтением; определять цели учебной деятельности; оценивать достигнутые результаты; преобразовывать и структурировать информацию и полученные знания; извлекать информацию.

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

Работа в парах, индивидуальная, фронтальная

Технология

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Виды работы

Рецептивная: прослушивание стихотворения в исполнении акте­ра и его воспри­ятие; репродуктив­ная: осмысление содержания сти­хотворения, от­веты на вопросы; творческая: вы­разительное чте­ние, устное сло­весное рисова­ние; поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос, установле­ние ассоциатив­ных связей.

Ресурсы

Учебники, рабочие листы, фонохрестоматия, мультимедиапроектор, презентация.





Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Эмоциональный настрой

Цель: включить в учебную деятельность.


- Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Самоорганизация на учебную деятельность

Л: внимание, уважение к окружающим;

Р: саморегуляция

Вызов

Цель: Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме; обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс

Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, словесный

  1. Прослушайте музыку композитора Дмитрия Шостаковича и скажите, какому историческому событию посвящено произведение.

- Какому историческому событию посвящено произведение?


  1. О чем пойдет речь на уроке? В-О-Й-Н-А.

  2. Составление кластера

– Запишите ассоциации, которые у вас возникают, когда вы слышите слово «война»?

 - Запишите, что вы видите, слышите, чувствуете.

- Обсудите в парах и дополните свой кластер.

- Составьте небольшой рассказ о войне (обмен мнениями)

Смертьразруха, страх, горе, голод, слезы,



вижу

ДЕТИ

война





Тревога, беспокойство печаль,

горечь,

страдание

чувствую





слышу



плач, крики, рев сирен, залпы, грохот, взрыв






  1. Перед вами фотографии.

- Что у них общего?

- Как думаете, с какой целью эти фотографии помещены на доске?

- Мы сегодня на уроке будем говорить не просто о войне, а о детях в это сложное для всех время.

- Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Во время ВОВ победу наравне со взрослыми ковали и дети.

1)Слушают музыку и делятся чувствами, которые испытали


2) предполагают тему урока.

3)Фиксируют свои ассоциации к слову «война» в виде кластера в сопровождении песни «Дороги»


Обсуждают в парах и дополняют свой кластер.


Обмениваются мнениями.











Сравнивают репродукции картин, делятся своим мнением.

Уточняют тему урока.




Л.: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


П.: выделять существенную информацию; выдвигать гипотезу и обосновывать её; осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.


Р.: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.


К.: Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.


Осмысление

Цель: получение новой информации по теме; работа с текстом, направленная на самостоятельное и осмысленное получение новой информации; сохранение интереса к изучаемой теме.

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный


  1. Проблемная ситуация

- Прочитайте фамилии писателей. Как думаете, с произведением какого писателя мы будем работать? Почему?

  • В. Бианки

  • И. Крылов

  • А. Барто

  • А. Твардовский

  • Г. Андерсен

  1. Первичное восприятие стихотворения (фонохрестоматия)

– Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (страх, гордость, интерес, опасность

3) Аналитическое чтение

Кто из героев привлек ваше внимание? (Мальчик)

- Зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек? (Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу).

Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении? Докажите словами из текста.

Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами.

Приветливый – встречает как гостей

Нежадный, щедрый – сливы сует

Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут…

Скромный – показал и убежал…

-  Как автор относится к своему герою? С какой выразительностью нужно читать? (С уважением, гордостью, он ему нравится…)

- Что испытывал танкист во время боя? Докажите словами из текста.

Трудность – прорывались, удовлетворение – врага вмяли в чернозем, усталость – вытер пот, благодарность к мальчику, чувство вины перед мальчиком – не спросил как его зовут.

Какие чувства испытывал мальчик? Как нужно читать? (Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения, боялся, что враг может сменить свое место расположения).

4) Составление таблицы «Синтез» (работа в парах).

- На сколько частей разделим стихотворение.

- О чем пойдет речь в 1-ой, 2-ой, 3-ей?

- Сколько строф в первой части? 2-ой? 3-ей?

- Что называют строфой?



строфа

Озаглавить.


Выписать ключевые слова, фразы

1гр.

1 ч.

1-3

Из тех, что главарями у детей (воспоминание).


2гр.

2 ч.

4-8

Бой за улицу (бой).


3гр.

3 ч.

9-10

Спасибо, хлопец! (бой закончен).




5) Беседа (работа над языком)

- Какие  ключевые фразы выписали в 1 части? Почему? 2-ой? 3-ей?

Самооценка цените работу с таблицей)

- В стихотворении автор использует повтор. Назовите. (Был трудный бой)

- Для чего?

Чтобы показать, что бой действительно трудный и поступок мальчика заслуживает награды. Ценой собственной жизни он спасал землю от врагов. Танкист испытывает сожаление. Ребенок совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет.

- Чтобы выразительней описать предметы, автор использует сравнение? Что такое сравнение?

Найдите прием сравнения.

Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями.


6) Выразительное чтение


7) Рефлексия

- Запишите, что вы увидели, услышали, почувствовали, когда читали «Рассказ танкиста»

8) Словарная работа

- Немало стихотворений посвятил ВОВ К.М.Симонов.

Прочитаем стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете»

- Все ли вам понятно в первой строчке стихотворения.

- Что такое лафет – станок артиллерийского орудия.

- Предположите по первой строчке, о чем пойдет речь в стихотворении.


9) Первичное восприятие стихотворения (фонохрестоматия)

- Давайте послушаем стихотворение К.Симонова.

- О чем стихотворение? Каким настроением проникнуто?

- Какие образы и картины возникли при прочтении.

- Что значит «седой мальчишка на лафете спал»


10) Рефлексия

- Запишите в кластер, что увидели, услышали, почувствовали, когда читали стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете».



1)Аргументируют свое мнение









2)слушают фонограмму стихотворения «Рассказ танкиста»;

делятся первыми впечатлениями


3)Отвечают на поставленные учителем вопросы;

подтверждают свои ответы примерами из текста























4)Составляют таблицу «Синтез»












5)Отвечают на вопросы, используя данные таблицы.
















      1. Читают выразительно



7) дополняют кластер



8) предполагают сюжет стихотворения






9) слушают фонограмму стихотворения;

делятся впечатлениями




10) дополняют кластер




1)

П.: доказывать, аргументировать сою точку зрения; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме






2)

П.: Анализировать: • степень выразительности чтения;

• содержание поэтического произведения

Р.: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выявлять отклонения от эталона.

К.: Понимать на слух текст стихотворения.


3)

П.: выделять существенную информацию из поэтического текста; уметь осуществлять анализ поэтического произведения с выделением художественных приемов;


Р.: принимать и сохранять учебную цель и задачу; обнаруживать отклонения от эталона; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; осуществлять самоконтроль;


К.: уметь формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания; контролировать действия партнера.












4)

П.: Осуществлять анализ объектов поэтического произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков.

К.: договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания; контролировать действия партнера.

Р.: Принимать и сохранять учебную цель и задачу.





5)П.: Осуществлять анализ объектов поэтического произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков.

К.: строить понятные для партнера высказывания;















7)

Р.: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.


8) Р.: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

К.: учатся слушать друг друга




9) К.: Понимать на слух текст стихотворения.

П.: Осуществлять анализ объектов поэтического произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков.



10)Р.: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.


Рефлексия

Цель: обмен мнениями о новой информации; приобретение нового знания; побуждение к дальнейшему расширению информационного поля; соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Методы обучения: проблемный

  1. 1) Возврат к упр. «Кластер».

- Просмотрите записи, сделанные в течение урока. Скажите, как А.Т.Твардовский и К.Симонов показали участие детей в ВОв.


Оба поэта рассказали нам о подростках, ваших сверстниках – участниках военных событий. Многие из них были награждены за отвагу и мужество, а многие, как герой Твардовского, совершали подвиг, не задумываясь о нем. Каждый поступок этих ребят достоин уважения и памяти.


  1. Домашнее задание



    1. Возникло ли у кого желание выучить стихотворение?

    2. Мини-сочинение «Почему жизнь детей в годы Великой Отечественной войны можно назвать подвигом?»


  1. Самооценка

- Кого из одноклассников ты хочешь похвалить, а может посоветовать.

- Оцените свою работу:

1. с кластером

2. в беседе


Дают обобщающий ответ по кластеру «Дети и Война».








Записывают






Оценивают свою работу на уроке



Л.: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

П.: строить речевое высказывание в устной форме.

Р.: осуществлять итоговый контроль;

К.: учитывать различные мнения; формулировать собственное мнение; строить понятные для партнера высказывания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зуева Татьяна Владимировна

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120420


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства