kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Поэтический мир С.Есенина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по литературе в 11 классе по творчеству С. Есенина.

Просмотр содержимого документа
«Поэтический мир С.Есенина»

Тема. Поэтический мир С.Есенина

Цель: Обобщить и систематизировать изученное по творчеству С. Есенина, раскрыть народно-песенную основу поэзии; углубить знания учащихся о творчестве поэта; развивать связную речь, память; воспитывать любовь к русской поэзии.

Ход урока

  1. Орг.момент.

  2. План урока

1) Личность С. Есенина.

2) Родина и природа в лирике поэта

3) Слово о женщине.

4) «Мы се в эти год любили…»

5) Викторина.

6) Заключение.



Раздел 1.

Учитель. Сергей Есенин жил и творил в І четверти ХХ века. Но поэт с годами и десятилетиями не отдаляется от нас, а приближается. Все полнее встает перед нами образ поэта и человека, личности яркой и неповторимой. «Его внешность, его стихи еще тогда, при жизни, казались мне явлением под стать Шаляпину», - вспоминает скульптор Коненков. Внешне он был по-моцартовски беспечен, поэтому складывалось впечатление, что он бездельничает.

На самом же деле он очень серьезно относился к своему труду. Поэт говорил: «Если я за целый день е напишу четырех строк хороших стихов, я не могу спать». А на вопрос: «Когда вы работаете?», он отвечал: «Всегда!». Есенин не переносил фальши, лицемерия, позы, «всегда оставался самим собой». Жил открытым текстом, готов был все отдать людям.

Чтение наизусть «Мы теперь уходим понемногу, в ту страну, где тишь и благодать…» подготовленным учеником.

Раздел 2.

Учитель. Все, о чем бы ни писал Есенин, близко и понятно. И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края отлилась в стихи, полные любви к родной земле.

О Русь – малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Сколько радости приносил поэт людям, открывая перед ними новые дали, новые горизонты прекрасного в жизни. Сколько людей согрело свои сердца у чудесного костра поэзии Есенина, сколько наслаждалось задушевными звуками его лиры.

Как И. Шишкин и И. Левитан в живописи, так Есенин в поэзии дает нам великолепные картины родной природы.

Чтение наизусть «Сыплет черемуха снегом…» подготовленным учеником.

Учитель. В стихах С.Есенина природа живет неповторимой жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном изменении. Подобно человеку, она поет и шепчет, грустит и радуется. Поэт часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха спит в белой накидке, вербы плачут, тополя шепчут, туча кружево в роще связала, заря окликает другую, о красном вечере задумалась дорога, кусты рябин туманней глубины, изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины.

Какой необыкновенный поэтический образ!

Природа у Есенина не только любимый герой, она неотделима от человека. Именно это слияние природы и человека в поэзии Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить, плакать и смеяться вместе с поэтом. Его стихи необыкновенно музыкальны, подтверждением этому являются романсы «Клен ты мой опавший…», «Отговорила роща золотая…».

Прослушивание отрывков романсов.

Раздел 3.

Ученик читает стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряной лебеды…».

Сколько нежности в этих строчках, посвященных женщине. О женщине Есенин давно собирался создать цикл стихов «О женщине еще скажу, это обещаю, обязательно скажу». Слово сое он сдержал. В 1925 году 10 стихотворений были изданы отдельной книгой, под названием «Персидские мотивы». Книга начиналась стихотворением «Шаганэ ты моя, Шаганэ…».

Чтение наизусть стихотворения подготовленным учеником.

Кто же была персиянка Шаганэ, к которой обращался поэт, и была ли она вообще?

Да, была, это учительница, молодая армянка Шаганэ Нерсесовна Тертерян (позднее Тальян), интересная, культурная, прекрасно владела русским языком. Есенин, будучи в Батуми, познакомился с нею в декабре 1924 г. Сначала Шаганэ была для Есенина обычным увлечением. Но она выбрала и отстояла как раз ту форму взаимоотношений, которая больше всего соответствовала взгляду Есенина на женщину: чистому, уважительному, целомудренному. И тогда поэт увидел в ней не только внешнюю, но и душевую красоту, которая могла бы остаться незамеченной, если бы дело шло обычным порядком, когда взаимоотношения между поэтом и его поклонницами переходили известную грань и конец их становился однообразно повторяющимся. Душевная красота Шаганэ соответствовала представлению Есенина о прекрасном, под ее впечатлением он и написал «Персидские мотивы», которым жить в веках. Без конца будут припадать люди к этому источнику нежности и красоты, будут восхищаться женщиной, подарившей поэту вдохновение.

Ученик читает стихотворение «В Хороссане есть такие двери…».

Раздел 4.

Учитель.

Снова выплыли годы из мрака

И шумят, как ромашковый луг,

Снова выплыла боль души,

С этой болью я будто моложе,

И хоть снова записки пиши…

Эти строки из «Анны Снегиной» - лучшего произведения поэта. В этой поэме слиты воедино лирическое и эпическое, личное и общественное. Нам поэма интересна не только тем, что в ней рассказывается о том, «как было» в 1917г., но и тем, что в ней создан типический образ самого Есенина, «крестьянина рязанской губернии», ставшего знаменитым поэтом. В юности он был люблен в юную Кашину, будущую помещицу соседнего имения. Пути их разошлись, встретились снова в 1917г., когда она была уже замужем. Воспоминание о любви шестнадцатилетних, только вступающих в жизнь, описаны в поэме, трогают читателя своей непосредственностью, нежностью и чистотой.

Ученики читает сцену из поэмы «Письмо от Анны Снегиной».

Раздел 5.

Викторина.

1. Помните ли вы ранее изученные стихи С.Есенина, можете ли продолжить?

1) «Белая береза под моим окном…»

2) «Поет зима-аукает…»

3) «Еду. Тихо. Слышны звоны…»

4) «Задрожали звезды золотые…»

5) «Нивы сжаты, рощи голы…»

2. О ком (кому) пишет поэт?

1) Я красивых таких не видел, только, знаешь, в душе затаю не в плохой, а в хорошей обиде – повторяешь ты юность мою (о сестре Шуре).

2) Ты запой мне ту песню, что прежде напевала мне старая мать (о сестре Шуре).

3) Мне жаль тебя, останешься одна, а я готов дойти хоть до дуэли (сестре).

4) Голубчик…я вновь к тебе пишу. У вас под окнами метели свищут (деду).

5) Не ходи так часто на дорогу в старомодном ветхом шушуне (матери).

3. Кому посвящены дарственные надписи и стихотворные послания на сборниках стихов?

1) Зеленая прическа, девическая грудь, о тонкая березка, что загляделась в пруд… (Кашиной).

2) На сборнике стихов «Москва кабацкая» 1924г. «Милой Августе Леонидовне со семи нежными чувствами, выраженными здесь» (актрисе Миклашевской).

3) Сборник стихов «Москва кабацкая» 1924г. «Дорогая моя…, вы приятны и милы мне» (Шаганэ).

4) Сборник стихов «Преображение» 1918г. «Дорогому Александру Александровичу с любовью и почитанием» (Блоку А.А.)

5) Сборник стихов «Березовый ситец» 1925г. «Самые лучшие минуты были у милой Анюты. Ее взоры, как синие дверцы, в них любовь моя, в их сердце» (писательнице Берзинь).

4. Назовите стихи, входящие цикл «Персидские мотивы».

1) Я спросил сегодня у менялы

2) Шаганэ ты моя, Шаганэ

3) Ты сказала, что Саади целовал лишь только в грудь…

4) Никогда я не был на Босфоре

5) В Хороссане есть такие двери

6) Золото холодное луны

7) Золотая родина Фирдуси…

9) Руки милой – пара лебедей и др.

5. К какому разделу и циклу стихов относится «Отговорила роща золотая…»?

(Цикл «Персидские мотивы», раздел «Рябиновый костер»)

6. Знаете ли вы художников, которые писали Есенина, его малую родину или иллюстрировали его произведения?

(Художник Житков, портрет Есенина;

худ. Бурзянцев «На родине Есенина»;

худ. Аксенова, рисунки к сборнику стихов для младших школьников;

худ. Яр-Кравченко, портрет поэта, рисунок «Черемуха»;

худ. Константинов, гравюры)

Раздел 6.

Учитель. В заключение я прочитаю вам строки из Есенина, обращенные к нам

Цветите, юные! И здоровейте телом

У вас иная жизнь, у вас другой напев…

Ученик. Мы благодарим вас, Сергей Александрович, за добрые пожелания. Да, напев у нас другой, о ваш напев нам близок и дорог.

Учитель. Мы благодарны поэту за замечательные стихи, проникнутые искренней любовью к родной земле, к человеку, живущему на ней. Слова, когда-то сказанные Гоголем о Пушкине, можно отнести и к Есенину: «Это национальный поэт, русский человек. В нем русская природа, русская душа, русский язык и русский характер». Он поэтический символ России І четверти ХХ века


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Поэтический мир С.Есенина

Автор: Цепковская Надежда Никитична

Дата: 18.01.2019

Номер свидетельства: 496066

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


Распродажа видеоуроков!
1498 руб.
2140 руб.
1190 руб.
1700 руб.
1505 руб.
2150 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства