Научатся: работать над поэтическим произведением в формате мастерской.
Индукция – самоконструкция – социоконструкция – социализация – разрыв – творческое конструирование знания – афиширование – рефлексия.
1 этап мастерской |
№ п/п | Этапы мастерской | Цель занятия | Содержание этапа | Формы работы | Комплексное обеспечение | Научные идеи |
1. | Индукция | Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника; проблемная ситуация, которая настраивает личность на саморазвитие | Индуктор 1 Ответы на вопросы, связанные с поэзией и прозой-слушают отрывки из прозы К.Г.Паустовского и стихотворения С.Есенина «Береза», звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года», рассматривают репродукции художников-пейзажистов (И. Шишкин, И.Левитан и др.) Мир поэзии – каков он? Оба отрывка чудесно передают красоту природы, так в чем же отличие? (отмечают ритмичность, особое звучание рифмованных строчек, мелодичность) | Фронтальные | Компьютерная презентация | Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход |
| 2 этап мастерской |
2. | Самоконструкция | Индивидуальное создание решения | Работа над созданием собственного творческого продукта-сочинение стихотворения по заданным рифмам А все ли могут писать стихи? Как рождается поэзия? Перед вами чистый лист, на нем слова-подсказки из стихотворения поэта (рифмы из 1 строфы одного стихотворения о природе-«Первый снег» В. Я. Брюсова), листок приглашает к творчеству. Попробуйте сочинить стихотворный отрывок | Фронтальные | Компьютерная презентация | Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход |
3-4. | Социоконструкция-социализация | 1.Выбор пути, поиска решения 2.предоставление возможности самореализации каждому участнику мастерской | Продолжение авторского отрывка -1 строфа (стихотворение В.Я. Брюсова «Первый снег») Как вы считаете, что подсказали вам –демонстрируются слайды с портретом художника, картины зимней природы. | Групповые, Фронтальные, индивидуальные | Компьютерная презентация, раздаточный материал | исследовательский подход |
5. | Разрыв | «Озарение», «понимание» себя, других, приёма, методов. Внутренний конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа. | Предлагаю вам заглянуть в творческую лабораторию поэта, какие тайны хранит волшебство поэтического произведения? Анализ поэтического текста с точки зрения профессионального читателя –теория литературы (рифма, ритм, двусложные размеры) –тайны поэтической лаборатории (читают отрывки стихотворений, анализируют, делятся своими наблюдениями, находят соответствующие заданным ответам отрывки стихотворений- работа в группе) | Индивидуальные, групповые | Тексты стихотворений поэтов 19-20 веков | Деятельностный подход, исследовательский подход |
6. | Творческое конструирование знания | Поиск приводит к иному пониманию, к разрыву со старым обоснованием | Продолжение работы над рифмами стихотворения В. Брюсова «Первый снег» - сочиняют стихотворение на оставшиеся рифмы. | Групповые, индивидуальные | Компьютерная презентация, раздаточный материал | Деятельностный подход |
7. | Афиширование | Представление результатов деятельности | Выступление участников. Представление стихотворений, выразительное чтение авторского стихотворения. | Групповые, индивидуальные | Компьютерная презентация, раздаточный материал | Деятельностный подход |
8. 9. | Рефлексия Подведение итогов, задание для самоподготовки | Самоанализ, самокоррекция | В чем тайна поэтического творчества? Чему бы вы хотели научиться? Что вам сегодня удалось больше всего? Что удивило? Сампо: сочинить стихотворение по заданным рифмам. | Фронтальные | Компьютерная презентация. | Рефлексивный подход |