Поэт и человек бесстрашной искренности. (Биография А. А. Блока)
Поэт и человек бесстрашной искренности. (Биография А. А. Блока)
На уроке литературы ребята познакомятся с жизненным и творческим путём поэта А. А. Блока; выяснят отличительные особенности поэзии Блока; прочитают и проанализируют некоторые стихотворения циклов «Стихи о Прекрасной Даме» и «Страшный мир»; продолжат развивать умение выразительно читать стихотворения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: портрет поэта, выставка книг, кроссворд, тексты стихотворений, высказывания.
Высказывания:
!) Блок – первый поэт земли русской. (А. Белый)
2) Никогда: ни раньше, ни потом я не видел, чтобы от какого-нибудь человека так явственно, ощутимо и зримо исходил магнетизм… поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков. (К. Чуковский)
Учитель: Максимова Л. А.
Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Чтение учителем стихотворения М. И. Цветаевой «Имя твоё – птица в руке…»
- Кто автор стихотворения?
– Кому оно посвящено?
Сообщение темы и целей (в тетрадях запись темы).
Лекция учителя с элементами беседы.
– Ребята, с творчеством этого поэта мы знакомились в 9 классе. Вспомните и назовите некоторые стихотворения Блока.
- Прочитайте высказывания о Блоке, его творчестве.
- Итак, что же это был за человек, чьё творчество так высоко оценили А. Белый, В. Маяковский, К. Чуковский. Во время моего рассказа сделайте краткий конспект в тетрадях.
Александр Александрович Блок – поэт, драматург, родился 28 ноября 1880 года в Петербурге. Отец – философ, профессор Варшавского университета. Мать Анна Андреевна Бекетова – писательница. Родители Блока разошлись сразу после рождения будущего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей. Его дед известный русский ботаник А. Н. Бекетов некоторое время был ректором Петербургского университета, бабка и все её дочери занимались литературной деятельностью, переводили, сочиняли.
Как поэт Блок формировался под влиянием традиций русской классической литературы. В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В. А. Жуковского. «Первым вдохновителем моим был Жуковский. С раннего детства я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные ещё с чьим-либо именем,» - писал позже поэт в «Автобиографии». Тонкому и глубокому восприятию поэзии Жуковского способствовало то обстоятельство, что все летние месяцы Блок проводил в подмосковном имении деда – Шахматово.
Поэзией романтизма Блок был подготовлен к принятию основополагающих принципов искусства символизма. «Острые мистические и романтические переживания» обратили Блока в 1901 году к творчеству В. Соловьёва, который был признан «духовным отцом» младшего поколения русских символистов.
- Назовите ещё представителей младосимволизма. (А. Белый, В. Иванов)
Идейный стержень его учения – мечта о царстве теократии (посмотрите значение этого слова), которое возникает из современного мира, погрязшего во зле и пороке, но спасённого в дальнейшем Мировой Душой, Вечной Женой, которая предстаёт своеобразным синтезом гармонии и красоты, добра, духовным началом всего живого, новой богоматерью. Эта соловьёвская тема стала центральной в ранних стихотворениях Блока, составивших первую книгу его стихов «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 г.). Хотя в основе стихотворений лежит живое подлинное чувство любви к невесте, позже – жене поэта – Любови Дмитриевне Менделеевой (дочери знаменитого химика), лирическая тема приобретает звучание темы любви священной. «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо./ Всё в облике одном предчувствую Тебя./ Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо,/ И молча жду, - тоскуя и любя»
Поэтический дебют Блока пришёлся на годы кануна первой русской революции 1905-1907 гг. И Блок, как и другие писатели, отозвался на революцию. Уже в стихах цикла «Стихи о Прекрасной Даме» появляются мотивы сомнения, неверия, что свидетельствует о пробуждении в Блоке гражданских настроений.
Если «Стихи о Прекрасной Даме» пришлись по вкусу символистам – единомышленникам Блока, то вторая книга стихов «Нечаянная радость» сделала его имя популярным в широких читательских кругах, в неё вошли стихи 1904-1906 гг и среди них такие шедевры, как «Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре», «Осенняя воля». Книга свидетельствовала о возросшем мастерстве Блока, звуковая магия его стиха завораживала слушателя.
1906-1907 гг – переломные для Блока. Это годы переоценки ценностей. Перед лицом современности, полной драматических и даже трагических столкновений, мистицизм уже не мог удовлетворить Блока. Развенчанию прежних иллюзий, порождённых общением с В. Соловьёвым, посвящена лирическая драма «Балаганчик».
- Что такое драма? (Это художественное произведение, предназначенное для постановки на сцене).
Понимание трагичности своего времени и нежелание создавать лирику – сказку-обман, дающую забвение гибнущему человеку и отвращающую его от жизни, привело Блока к осуждению своей лирики и даже решению бросить писать стихи. Он жаждал обновления эстетических принципов творчества, безусловной верности долгу поэта и гражданина, верности будущему, а не прошлому.
Конечно, стихов Блок писать не перестал и лириком, тончайшим, остался навсегда. Даже в мрачные годы у него бывали эмоциональные подъёмы в творчестве. Один из них связан с поездкой летом 1909 г. в Италию, страну, издавна им любимую и почитаемую как колыбель культуры: результатом этой поездки стал цикл «Итальянские стихи». Позже, весной 1914 г. создавался другой лирический шедевр – цикл «Кармен».
Тема родины стала для Блока выражением веры его героя, надежды и спасения в единстве с её судьбой. Не случайно поэт любил повторять, что всё его творчество - о России.
Рост гражданских настроений поэта, «и страсть, и ненависть к Отчизне», готовность к «неслыханным переменам, невиданным мятежам» определили позицию Блока в событиях Октября, запечатлённых им в поэме «Двенадцать».
В послереволюционные годы Блок, призвавший деятелей искусства в статье «Интеллигенция и революция» к сотрудничеству с новой властью, сам активно включился в работу по культурному строительству молодой Советской республики. Он работал в правительственной комиссии по изданию классической литературы, в Репертуарной секции Петроградского театрального отдела Наркомпроса, в учреждённом М. Горьким издательстве «Всемирная литература», избирается председателем управления Большого драматического театра, председателем Петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов, участвует во многих других советах, комиссиях и редакциях, одновременно с этим ведёт большую публицистическую работу и подготовку к изданию собственных сочинений.
Весной 1921 г. появились признаки тяжёлой болезни сердца, от которой 7 августа Блок умер.
Выборочное чтение стихотворений из сборника «Стихи о Прекрасной Даме» (выступления учащихся).
– Перед нами первая книга лирики Блока. Центр её составляют «Стихи о Прекрасной Даме». Не вызывает ли каких-либо ассоциаций само заглавие цикла? (Прекрасная дама – образ, навеянный воспоминаниями о средних веках, рыцарстве).
- А теперь ребята прочитают наизусть некоторые стихи из этого цикла. А вы попробуйте определить, в чём отличительные особенности поэзии
А. Блока.
А) «Ветер принёс издалёка…»
Б) «Встану я в утро туманное…»
В) «Мы встречались с тобой на закате…»
Г) «Вхожу я в тёмные храмы…»
Отличительные особенности поэзии Блока (запись в тетрадях).
– Уже в ранних произведениях проявились важнейшие качества стиха Блока: музыкально-песенный строй, тяготение к звуковой и цветовой выразительности, метафоричность языка, сложная структура образа. В стихах юного поэта уже можно было различить такие качества, как напряжённость лирического чувства, страстность и исповедальность.
Ещё одним отличительным свойством поэзии Блока является использование образа-символа. (Сообщение учащегося)
Чтение и анализ стихотворения «Сытые».
Комментарий учителя. Отклик на массовые забастовки, происходившие на заводах и предприятиях Петербурга в октябре 1905 г.; в частности, тогда забастовали рабочие и служащие столичной электростанции.
- Какие чувства вызывает это произведение?
- Что вы можете сказать об образе жизни «сытых» людей? (Они существуют, скучают, не живут, показана их полная бесполезность.)
- Призывает ли Блок немедленно уничтожить мир этих людей? (Нет, ему жаль их сытость разрушать, но их детям нужно жить по-новому, по-другому.)
- В каком значении употребляется слово «пергаментные» в словосочетании «пергаментные речи»? (Здесь в значении сухие, «бесстрастные», «бесплодные».)
Чтение и анализ стихотворения «Фабрика».
Комментарий учителя. Здесь, вероятно, изображена гардинно-тюлевая фабрика, расположенная на набережной Большой Невки, неподалёку от квартиры Блока.
- Как поэт показывает трагизм происходящего? (Весь трагизм в том, что одни люди превратились в рабов, прекрасно осознавая это, а другие радуются удачному обману.)
- В стихотворении два плана: реальный и фантастический. Что вы отнесёте к фантастическому?
- Найдите в тексте олицетворяющие «эпитеты» (Задумчивые болты)
- Проследите символику цвета. (Чёрный – зло, мрак, ночь; жолтый – мертвенный, но в то же время олицетворяющий богатство, власть.)
- Что объединяет эти два стихотворения? (Оба направлены против социальной несправедливости.)
«Одно только делает человека человеком: знание о социальном неравенстве» - запишет Блок в 1918 г, но это убеждение сформировалось у него много раньше (1904).
Чтение стихотворений из сборника «Страшный мир» (1909-1916гг) 1. В ресторане.
2. Авиатор.
3. Ночь, улица, фонарь, аптека.
- Почему сборник называется «Страшный мир»? (В том мире, который описывает Блок, мире, где около каждого дома аптека, страшно жить.)
Задание на дом.
1. Подобрать высказывания критиков о творчестве Блока. (Индивидуальное задание).
2. Выучить наизусть одно из стихотворений Блока, прозвучавших на уроке.
Подведение итогов, выставление оценок.
– А теперь проверим, насколько внимательно вы работали на уроке. Для этого разгадайте кроссворд, в выделенных клеточках которого появится название стихотворения Блока.
2. Фамилия матери Александра Блока.
9. Имя отца поэта.
5. Подмосковное имение деда.
8. Девичья фамилия жены Блока.
6. Поэт-романтик, оказавший большое влияние на раннее творчество Блока.
3. Литературное направление, представителем которого является А. Блок.
7. Учёный-философ, чьё учение повлияло на создание цикла «Стихи о Прекрасной Даме»
1. Лирическая драма Блока, посвящённая развенчанию прежних иллюзий, порождённых общением с Вл. Соловьёвым.
4. Поэма, в которой выражена позиция Блока к Октябрьской революции.
10. Месяц смерти Александра Блока.
б
а
л
а
г
а
Н
ч
и
к
б
Е
к
е
т
о
в
а
с
и
м
в
о
л
и
З
м
д
в
е
Н
а
д
ц
а
т
ь
ш
А
х
м
а
т
о
в
о
ж
у
К
о
в
с
к
и
й
с
О
л
о
в
ь
ё
в
М
е
н
д
е
л
е
е
в
а
а
л
е
К
с
а
н
д
р
А
в
г
у
с
т
Заключительное слово учителя.
– Весь опыт мирового искусства говорит о том, что если художник верен действительной, а не придуманной жизни и сам живёт по совести и правде, он не может, не в состоянии закрыть глаза на то тёмное и злое, что есть в жизни, но он должен, обязан верить, что в конечном счёте победит светлое и доброе.
Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории, и глубокая печать этого неблагополучного времени лежит на его творчестве.
Отчаянье, порою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Однако для верного исторического понимания личности, характера и судьбы поэта значение решающее имеет другое – его вера в будущее, в «неслыханные перемены» и в «новый век», и надежда на справедливый приговор потомства.