МАОУ «Кондратовская средняя школа»
Конспект урока литературы в 11 классе.
Поэма М.М.Пришвина «Фацелия».
| Выполнил: учитель русского языка и литературы Бакланова Н.Л. |
Кондратово, 2016
Тема урока в 11 классе. Поэма М.М.Пришвина «Фацелия».
Цель урока: уяснение основополагающих идейно - эстетических принципов Приш-
вина-художника, создание прекрасного образа родной природы в поэме.
Ход урока.
Моя наука есть наука родственного внимания своеобра-
зию каждого существа. Эта наука привела меня к искус-
ству слова, а искусство слова – к родине. И я понял, что
природа есть родина.
М.М.Пришвин.
Слова учителя.
- И природа сегодня к нам пришла на урок. Определите, какой цветок вы видите.
(Это цветок фацелия.)
- Определите, пожалуйста, тему урока.
(Записать тему урока.)
- Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.
- М.М.Пришвин относится к тем счастливым писателям, которых можно открывать для себя в любом возрасте: в детстве, в юности, в старости. И это открытие поистине будет чудом.
И сегодня мы продолжим знакомство с писателем и его творчеством.
- Каков же жизненный путь писателя?
(Сообщения учащихся о биографии писателя.)
- Познакомимся с историей создания поэмы «Фацелия».
(Поэма «Фацелия» является одной из частей «Лесная капель». В начале 1940 года писатель приступил к работе над самой светлой поэмой «Лесная капель», создававшейся по дневниковым записям. Осенью 1940 года сокращённый вариант «Фацелии» печатается полностью в журнале «Новый мир». Отдельным изданием книга вышла лишь в 1943 году, получив признание читателей и критики. Известно, что узники фашистских концлагерей переписывали миниатюры «Лесной капели» и передавали их друг другу.)
- «Фацелия» - лирико-философская поэма, песнь о «звезде утренней» и о «звезде вечерней» в жизни писателя.
Из каких глав состоит поэма?
(«Пустыня», «Росстань», «Радость».)
- Мы можем проследить нарастание общей радости, сложную гамму человеческих переживаний, от тоски и одиночества до творчества счастья. Человек раскрывает свои думы, чувства, мысли, соприкасаясь с природой.
Можете ли вы назвать ключевые мысли поэмы?
(Да, они выражены в названиях глав и в эпиграфах – афоризмах её трёх глав.)
- Зачитайте их. (Каждая группа учащихся читает афоризмы своих глав.)
(Глава «Пустыня».
«В пустыне мысли могут быть только свои, вот почему и боятся пустыни, что боятся остаться наедине с самим собой».
Глава «Росстань».
«Стоит столб, и от него идут три дороги: по одной, по другой, по третьей идти -везде беда разная, но погибель одна. К счастью, иду я не в ту сторону, где дороги расходятся, а оттуда назад, - для меня погибельные дороги у столба не расходятся, а сходятся. Я рад столбу и верной единой дорогой возвращаюсь к себе домой, вспоминая у росстани свои бедствия».
Глава «Радость».
«Горе, скопляясь в одной душе больше и больше, может в какой-то прекрасный день вспыхнуть, как сено, и всё сгореть огнём необычайной радости».)
Учитель обобщает.
- Перед нами –ступени судьбы самого писателя и любого, творчески настроенного человека, способного осуществить себя, свою жизнь.
-Далее, ребята, вы работаете по группам. На столе лежит раздаточный материал: листы с заданиями, индивидуальные листы, которые надо подписать и обязательно заполнить, карта руководителя группы, которого вы выбираете самостоятельно.
Группы работают 10 минут, затем выступают с презентациями своих работ.
(Работа в группах.)
- Первая группа работала по главе «Пустыня».
(Чтение наизусть миниатюр «Пустыня», «Бездна».)
Отзывы ребят других групп о работе группы.
- Вывод делает учитель.
Да, вначале была пустыня…одиночество. Но уже ощущается приближение радости. Цвета синий, золотой, цвет неба и солнца, начинают нам сиять с первых строк поэмы. Яркая, сочная картинка. Диалог включён в повествование, чтобы показать, что мысль ещё блуждает в пустыне, так как прорыв от одиночества к людям происходит не сразу. Связь человека с природой не только физическая, но и более духовная.)
- Как раскрывается связь человека с природой во второй главе «Росстань»?
(Чтение наизусть миниатюр «Старая липа», «Капля и камень».)
(Вторая группа выступает презентацией своей работы.)
Отзывы ребят других групп о работе группы.
- Вывод учителя.
Эта глава посвящена скрытой творческой силе. Поэтому здесь много афоризмов. Связь с природой становится всё теснее. Писатель ищет и находит в ней «прекрасные стороны души человека». Пришвин чуток и бережен в отношении к природе, не очеловечивает её.
- Как раскрывается связь человека с природой в главе «Радость»?
(Чтение наизусть миниатюр «Победа», «Вечер освящения почек», «Любовь».)
(Третья группа выступает с презентацией своей работы.)
Отзывы ребят других групп о работе группы.
- Вывод учителя.
Окружающий мир в миниатюрах представлен не только в своём великолепии, но озвучен и душист. Пришвин придаёт особое значение женщине и любви, он поёт гимн женщине и любви, только через любовь можно найти себя как личность. Пришвин показал, что любовь возможна в любом возрасте и необходима в любом возрасте.
- Каково значение поэмы Пришвина «Фацелия»?
(Указывает человеку путь из жизненного тупика, из состояния отчаяния.
Современный человек потребительски относится к природе. А если бы все люди относились к природе, как Пришвин, то жизнь была бы богаче и содержательнее. И природа бы сохранилась.)
- Похожи ли миниатюры Пришвина на «стихотворения в прозе»? (Да.)
- Почему? (Лиричные, мелодичные, небольшой объём.)
- Кто ещё писал «стихотворения в прозе»? (Тургенев, Бунин, Короленко, Солженицын, Астафьев, Солоухин.)
- Давайте ещё послушаем чтение наизусть миниатюр из поэмы Пришвина «Фацелия».
(Чтение миниатюр «Разлука», «Движение», «Большая вода».
- Напишите, пожалуйста, синквейн на тему «Природа».
- Рефлексия.
Что нового узнали? Понравился ли вам урок? Какое у вас сейчас настроение? Какие трудности появлялись в процессе работы?
-Записываем домашнее задание.
Создать миниатюру на тему «Родная природа», «Мой цветок».
- Ещё раз полюбуемся чудесными цветами жизни.
Предлагаю попробовать фацелиевый мёд.
Приложение.
(Задания трём группам учащихся .)
Глава 1 «Пустыня».
1.Что было вначале (главка «Пустыня»)?
Что потом ощущается? Какая цветовая гамма начинает сиять с
первых строк главки (поэмы)? Почему? Какая перед нами картинка?
Зачем включён диалог-рассказ двух людей в повествование?
Зачитать диалог.
2.Обратим внимание на миниатюру «Синие пёрышки» (1-4абзацы).
Какое душевное состояние передано автором в 3 абзаце?
Как это достигается? Какую особенность заметили в 3 абзаце?
3.В чём особенность в 4 абзаце? Какая философская мысль заключается
в миниатюре (на примере 4 абзаца)?
4.Миниатюра «Бездна».
Какой мотив появляется в ней?
5.Значение поэмы Пришвина «Фацелия».
Глава 2 «Росстань».
1.В чём особенность главы? Какой силе она посвящена? Есть ли
афоризмы? Примеры их.
Очеловечивает ли Пришвин природу? Примеры.
2. Миниатюра «Капля и камень».
В чём особенность? К чему призывает автор?
3.Миниатюра «Старая липа».
Найти символ-образ в ней. Символ-образ чего?
Найти метафору, объяснить её смысл.
4. Значение поэмы Пришвина «Фацелия».
Глава 3 «Радость».
1.Обратить внимание на названия глав. Говорят ли о радости?
Примеры названий глав (6-7).
2. С какой главы начинается? Как можно назвать её?
3.Какой окружающий мир в миниатюрах этой главы (краски, звуки,
запахи)? Примеры из разных миниатюр.
4.Миниатюра «Вечер освящения почек».
В чём её особенность?
5.Выразительное чтение миниатюры «Любовь».
В чём её особенность?
6.Значение поэмы Пришвина «Фацелия».