kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Поэма М.М.Пришвина «Фацелия».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок литературы в 11 классе. Проект урока разработан с целью уяснения основополагающих идейно - эстетических принципов Пришвина-художника, создание прекрасного образа родной природы в поэме. В разработке  имеется материал для анализа глав поэмы. Кроме того, на уроке используются разные формы обучения:  групповая работа, индивидуальная. Включена отработка выразительных средств, при помощи которых создается прекрасный образ родной природы.   Учитель заранее приобретает фацелиевый мед и в конце урока угощает им учеников.         

Просмотр содержимого документа
«Задания к уроку по Фацелии.11кл.»

Глава 1 «Пустыня».

1.Что было вначале (главка «Пустыня»)?

Что потом ощущается? Какая цветовая гамма начинает сиять с

первых строк главки (поэмы)? Почему? Какая перед нами картин-

ка? Зачем включён диалог-рассказ двух людей в повествование?

Зачитать диалог.



2.Обратим внимание на миниатюру «Синие пёрышки» (1-4абзацы).

Какое душевное состояние передано автором в 3 абзаце?

Как это достигается? Какую особенность заметили в 3 абзаце?



3.В чём особенность в 4 абзаце? Какая философская мысль заклю-

чается в миниатюре (на примере 4 абзаца)?



4.Миниатюра «Бездна».

Какой мотив появляется в ней?



5.Значение поэмы Пришвина «Фацелия».









Глава 2 «Росстань».



1.В чём особенность главы? Какой силе она посвящена? Есть ли

афоризмы? Примеры их.

Очеловечивает ли Пришвин природу?



2. Миниатюра «Капля и камень».

В чём особенность? К чему призывает автор?



3.Миниатюра «Старая липа».

Найти символ-образ в ней. Символ-образ чего?

Найти метафору, объяснить её смысл.



4. Значение поэмы Пришвина «Фацелия».















Глава 3 «Радость».

1.Обратить внимание на названия глав. Говорят ли о радости?

Примеры названий глав (6-7).

2. С какой главы начинается? Как можно назвать её?



3.Какой окружающий мир в миниатюрах этой главы (краски, звуки,

запахи)? Примеры из разных миниатюр.



4.Миниатюра «Вечер освящения почек».

В чём её особенность?



5.Выразительное чтение миниатюры «Любовь».

В чём её особенность?



6.Значение поэмы Пришвина «Фацелия».

Просмотр содержимого документа
«Урок в 11 кл. 2014г. Поэма Пришвина Фацелия.»

МАОУ «Кондратовская средняя школа»











Конспект урока литературы в 11 классе.

Поэма М.М.Пришвина «Фацелия».
























Выполнил:

учитель русского языка и литературы

Бакланова Н.Л.











Кондратово, 2016



Тема урока в 11 классе. Поэма М.М.Пришвина «Фацелия».

Цель урока: уяснение основополагающих идейно - эстетических принципов Приш-

вина-художника, создание прекрасного образа родной природы в поэме.

Ход урока.

Моя наука есть наука родственного внимания своеобра-

зию каждого существа. Эта наука привела меня к искус-

ству слова, а искусство слова – к родине. И я понял, что

природа есть родина.

М.М.Пришвин.

Слова учителя.

- И природа сегодня к нам пришла на урок. Определите, какой цветок вы видите.

(Это цветок фацелия.)

- Определите, пожалуйста, тему урока.

(Записать тему урока.)

- Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

- М.М.Пришвин относится к тем счастливым писателям, которых можно открывать для себя в любом возрасте: в детстве, в юности, в старости. И это открытие поистине будет чудом.

И сегодня мы продолжим знакомство с писателем и его творчеством.

- Каков же жизненный путь писателя?

(Сообщения учащихся о биографии писателя.)

- Познакомимся с историей создания поэмы «Фацелия».

(Поэма «Фацелия» является одной из частей «Лесная капель». В начале 1940 года писатель приступил к работе над самой светлой поэмой «Лесная капель», создававшейся по дневниковым записям. Осенью 1940 года сокращённый вариант «Фацелии» печатается полностью в журнале «Новый мир». Отдельным изданием книга вышла лишь в 1943 году, получив признание читателей и критики. Известно, что узники фашистских концлагерей переписывали миниатюры «Лесной капели» и передавали их друг другу.)


- «Фацелия» - лирико-философская поэма, песнь о «звезде утренней» и о «звезде вечерней» в жизни писателя.

Из каких глав состоит поэма?

(«Пустыня», «Росстань», «Радость».)

- Мы можем проследить нарастание общей радости, сложную гамму человеческих переживаний, от тоски и одиночества до творчества счастья. Человек раскрывает свои думы, чувства, мысли, соприкасаясь с природой.

Можете ли вы назвать ключевые мысли поэмы?

(Да, они выражены в названиях глав и в эпиграфах – афоризмах её трёх глав.)

- Зачитайте их. (Каждая группа учащихся читает афоризмы своих глав.)

(Глава «Пустыня».

«В пустыне мысли могут быть только свои, вот почему и боятся пустыни, что боятся остаться наедине с самим собой».

Глава «Росстань».

«Стоит столб, и от него идут три дороги: по одной, по другой, по третьей идти -везде беда разная, но погибель одна. К счастью, иду я не в ту сторону, где дороги расходятся, а оттуда назад, - для меня погибельные дороги у столба не расходятся, а сходятся. Я рад столбу и верной единой дорогой возвращаюсь к себе домой, вспоминая у росстани свои бедствия».

Глава «Радость».

«Горе, скопляясь в одной душе больше и больше, может в какой-то прекрасный день вспыхнуть, как сено, и всё сгореть огнём необычайной радости».)


Учитель обобщает.

- Перед нами –ступени судьбы самого писателя и любого, творчески настроенного человека, способного осуществить себя, свою жизнь.


-Далее, ребята, вы работаете по группам. На столе лежит раздаточный материал: листы с заданиями, индивидуальные листы, которые надо подписать и обязательно заполнить, карта руководителя группы, которого вы выбираете самостоятельно.

Группы работают 10 минут, затем выступают с презентациями своих работ.


(Работа в группах.)


- Первая группа работала по главе «Пустыня».

(Чтение наизусть миниатюр «Пустыня», «Бездна».)

Отзывы ребят других групп о работе группы.

- Вывод делает учитель.

Да, вначале была пустыня…одиночество. Но уже ощущается приближение радости. Цвета синий, золотой, цвет неба и солнца, начинают нам сиять с первых строк поэмы. Яркая, сочная картинка. Диалог включён в повествование, чтобы показать, что мысль ещё блуждает в пустыне, так как прорыв от одиночества к людям происходит не сразу. Связь человека с природой не только физическая, но и более духовная.)


- Как раскрывается связь человека с природой во второй главе «Росстань»?

(Чтение наизусть миниатюр «Старая липа», «Капля и камень».)


(Вторая группа выступает презентацией своей работы.)

Отзывы ребят других групп о работе группы.


- Вывод учителя.

Эта глава посвящена скрытой творческой силе. Поэтому здесь много афоризмов. Связь с природой становится всё теснее. Писатель ищет и находит в ней «прекрасные стороны души человека». Пришвин чуток и бережен в отношении к природе, не очеловечивает её.


- Как раскрывается связь человека с природой в главе «Радость»?

(Чтение наизусть миниатюр «Победа», «Вечер освящения почек», «Любовь».)

(Третья группа выступает с презентацией своей работы.)

Отзывы ребят других групп о работе группы.


- Вывод учителя.

Окружающий мир в миниатюрах представлен не только в своём великолепии, но озвучен и душист. Пришвин придаёт особое значение женщине и любви, он поёт гимн женщине и любви, только через любовь можно найти себя как личность. Пришвин показал, что любовь возможна в любом возрасте и необходима в любом возрасте.


- Каково значение поэмы Пришвина «Фацелия»?

(Указывает человеку путь из жизненного тупика, из состояния отчаяния.

Современный человек потребительски относится к природе. А если бы все люди относились к природе, как Пришвин, то жизнь была бы богаче и содержательнее. И природа бы сохранилась.)


- Похожи ли миниатюры Пришвина на «стихотворения в прозе»? (Да.)

- Почему? (Лиричные, мелодичные, небольшой объём.)

- Кто ещё писал «стихотворения в прозе»? (Тургенев, Бунин, Короленко, Солженицын, Астафьев, Солоухин.)


- Давайте ещё послушаем чтение наизусть миниатюр из поэмы Пришвина «Фацелия».

(Чтение миниатюр «Разлука», «Движение», «Большая вода».


- Напишите, пожалуйста, синквейн на тему «Природа».

- Рефлексия.

Что нового узнали? Понравился ли вам урок? Какое у вас сейчас настроение? Какие трудности появлялись в процессе работы?

-Записываем домашнее задание.

Создать миниатюру на тему «Родная природа», «Мой цветок».

- Ещё раз полюбуемся чудесными цветами жизни.

Предлагаю попробовать фацелиевый мёд.



Приложение.

(Задания трём группам учащихся .)


Глава 1 «Пустыня».

1.Что было вначале (главка «Пустыня»)?

Что потом ощущается? Какая цветовая гамма начинает сиять с

первых строк главки (поэмы)? Почему? Какая перед нами картинка?

Зачем включён диалог-рассказ двух людей в повествование?

Зачитать диалог.


2.Обратим внимание на миниатюру «Синие пёрышки» (1-4абзацы).

Какое душевное состояние передано автором в 3 абзаце?

Как это достигается? Какую особенность заметили в 3 абзаце?


3.В чём особенность в 4 абзаце? Какая философская мысль заключается

в миниатюре (на примере 4 абзаца)?


4.Миниатюра «Бездна».

Какой мотив появляется в ней?


5.Значение поэмы Пришвина «Фацелия».


Глава 2 «Росстань».

1.В чём особенность главы? Какой силе она посвящена? Есть ли

афоризмы? Примеры их.

Очеловечивает ли Пришвин природу? Примеры.


2. Миниатюра «Капля и камень».

В чём особенность? К чему призывает автор?


3.Миниатюра «Старая липа».

Найти символ-образ в ней. Символ-образ чего?

Найти метафору, объяснить её смысл.


4. Значение поэмы Пришвина «Фацелия».


Глава 3 «Радость».

1.Обратить внимание на названия глав. Говорят ли о радости?

Примеры названий глав (6-7).


2. С какой главы начинается? Как можно назвать её?


3.Какой окружающий мир в миниатюрах этой главы (краски, звуки,

запахи)? Примеры из разных миниатюр.


4.Миниатюра «Вечер освящения почек».

В чём её особенность?


5.Выразительное чтение миниатюры «Любовь».

В чём её особенность?


6.Значение поэмы Пришвина «Фацелия».

Просмотр содержимого презентации
«ПРИШВИН.Презентация.11кл.»

Поэма М.М.Пришвина « Фацелия » . Выполнил: учитель русского языка и литературы МАОУ «Кондратовская средняя школа» Бакланова Н.Л.

Поэма М.М.Пришвина « Фацелия » .

Выполнил:

учитель русского языка и литературы МАОУ «Кондратовская средняя школа»

Бакланова Н.Л.

Цель урока:   уяснение основополагающих идейно - эстетических принципов Пришвина-художника, создание прекрасного образа родной природы в поэме.

Цель урока: уяснение основополагающих идейно - эстетических принципов Пришвина-художника, создание прекрасного образа родной природы в поэме.

Моя наука есть наука родственного внимания своеобразию каждого существа. Эта наука привела меня к искусству слова, а искусство слова – к родине. И я понял, что  природа есть родина.  М.М.Пришвин.

Моя наука есть наука родственного внимания своеобразию каждого существа. Эта наука привела меня к искусству слова, а искусство слова к родине. И я понял, что природа есть родина.

М.М.Пришвин.

М.М. Пришвин

М.М. Пришвин


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Поэма М.М.Пришвина «Фацелия».

Автор: Бакланова Наталья Леонидовна

Дата: 09.10.2017

Номер свидетельства: 431526

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


Распродажа видеоуроков! Скидки от 40%
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства