Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». Главы «Переправа», «Два солдата».
Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». Главы «Переправа», «Два солдата».
Урок литературы в 7 классе "Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». Главы «Переправа», «Два солдата»".
Цель:
· выявить особенности конкректо-исторического подхода к изображению войны, качеств характера главного героя поэмы, антивоенной направленности произведения;
· развивать навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями;
· формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления особенностей конкректо-исторического подхода к изображению войны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». Главы «Переправа», «Два солдата». »
7 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 57.
Тема. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». Главы «Переправа», «Два солдата».
Цель:
выявить особенности конкректо-исторического подхода к изображению войны, качеств характера главного героя поэмы, антивоенной направленности произведения;
развивать навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями;
формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления особенностей конкректо-исторического подхода к изображению войны.
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, мультипликационный фильм.
ХОД УРОКА.
І. Проверка домашнего задания.
Обращение к статьям «О поэме «Василий Тёркин»» и «Как был написан «Василий Тёркин»».
• Какие эпизоды глав поэмы произвели на вас особое впечатление? Почему?
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Слово учителя.
Книга Твардовского при всей кажущейся простоте, — произведение высокой смысловой емкости. Как всякое значительное явление искусства, оно правдиво отражает действительность и заставляет читателя вновь и вновь возвращаться к его герою, размышлять о войне.
Помимо главного героя, Теркина, книга «населена» множеством эпизодических лиц: офицеры, солдаты, генерал, деревенские дед и баба, русская старуха, волею судеб заброшенная в глубь Германии... Почти все они безымянны (исключение составляют только Иван Теркин да еще – в вариантах поэмы — некий боец Сидоренко и новобранец Иван Савчук), но именно эта безымянность и образует единый образ советского народа.
Верой в победу, бодростью и оптимизмом наполнены даже те главы, которые были созданы и опубликованы в самый разгар войны, в тягчайшие 1942 и 1943гг.
Твардовский не приукрашивает события военного лихолетья, не изображает подвиги своего героя как забавные и исключительно победные похождения. Война показана им как невероятно трудное и смертельно опасное дело. Поражает наблюдательность автора, зоркость его художнического взгляда и мастерство передачи деталей. Изображение достоверно и документально, так как написано самим очевидцем, участником событий, буквально «с натуры», в боевой, походной обстановке.
3. Выразительное чтение учащимся фрагмента главы «Переправа» от начала до слов «Ни приметы, ни следа».
- Как в этих строчках отражается трагическое содержание главы «Переправа»? Как вы понимаете строчки: «Кому память, кому слава, кому темная вода»?
- Прочитайте выразительно фрагмент главы «Переправа», рассказывающий о войне как о смертельно опасном деле.
- Что дает силы этому «стриженому» народу выдерживать тяжелые военные испытания? Найдите в тексте главы «Переправа» эпизоды, содержащие ответ на вопрос.
- Найдите в тексте главы средства выразительности, передающие атмосферу переправы.
- Тема постоянной опасности и смерти на фронте возникает в поэме неоднократно. В каких строчках поэмы ощущается голос автора, глубоко переживающего боль утраты, страдающего оттого, что смерть на войне стала обыкновенным явлением?
Еще по инерции выписывается погибшим продовольственный паек, письма, написанные ими при жизни, еще идут к ним домой с жутким, механическим безразличием к их судьбе — «не быстрей» и «не тише», а в их глазницах уже не тает снег. Смерть на войне показана как будничное событие.
- В каких строчках поэмы передана незащищенность человека, страх перед этой смертельной опасностью?
4. Слово учителя.
В поэме Твардовского отсутствует благодушно-бодрое настроение. В изображении самой войны и человека на войне нет ничего показного, внешне эффектного, декоративно-плакатного. Все до последней строчки - правда!
В центре поэмы — образ Теркина, композиционно объединяющий отдельные главы произведения в единое целое. Имя заглавного героя — Василий - фольклорного происхождения; оно напоминает о новгородском былинном богатыре отважном Ваське Буслаеве.
Фамилия героя не случайно созвучна слову «тереть»: Теркин — бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: «в строй с июня, в бой с июля».
Теркин же — рядовой пехотинец из смоленских крестьян, он воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Его судьба, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни.
В образе Василия Теркина воплощены лучшие черты народа: мужество, смелость, любовь к труду, скромность, простота, чувство юмора. Жизнерадостность и природный юмор помогают Теркину справиться со страхом побеждают саму смерть.
5. Выразительное чтение главы «Переправа» от слов «И у заберегов корку // Ледяную обломав...» до конца главы.
• Каким показан Теркин в этом эпизоде?
Теркин — настоящий герой, не теряющий самообладания и чувства юмора даже в самых трудных ситуациях.
6. Слово учителя.
В этом органическом совмещении величавого и смешного — одна из особенностей стиля Твардовского. Переходы в поэме от шутки к патетике, от какой-либо бытовой сценки к описанию подвига непринужденны, свободны.
• Почему сразу после эпизода, проникнутого юмором, поэт заканчивает главу взволнованными, патетическими строками: «Переправа, переправа! // Пушки бьют в кромешной мгле. // Бой идет святой и правый, // Смертный бой не ради славы, // Ради жизни на земле»?
Поэт подчеркивает, что война — тяжелая, трудная работа и что люди, подобные Теркину, совершают подвиги не ради наград, а во имя любви к родине.
7. Слово учителя.
Эта строфа — ключ к пониманию поэмы. В ней нет ничего от традиционного воспевания красоты воинского подвига. Слова Твардовского сдержанны и скупы. Но в этом и есть сила и покоряющая читателя жизненная правда.
Великая Отечественная война в изображении поэта не абстрактная батальная картина, в которой на глубинном уровне заложена трагическая закономерность ведения кровопролитных сражений в разные эпохи развития цивилизации. У Твардовского конкретно-исторический подход к войне; его фронтовое творчество — это исследование на тему, что война – это, с одной стороны, смертельные горести и всевозможные лишения, с другой — и героическая сплоченность народа, готовность дать достойный отпор врагу. Антитеза смертной материи и бессмертного духа - вот ведущий творческий прием писателя.
• Каким изображен Василий Теркин в главе «Два солдата»?
• Какой эпизод свидетельствует о неиссякаемом чувстве юмора Василия Теркина?
8. Выразительное чтение учащимся главы от слов «Удивляется, а парень...» до слов «Разбивает два яйца».
9. Слово учителя.
В образе старого солдата Твардовский воспроизвел черты любимого деда Гордея Васильевича. Существовало семейное предание о том, что, когда его сдавали в рекруты, мать сняла с себя фартук и разорвала его на портянки сыну, потому что больше ничего не могла дать ему; она была бедной вдовой и работала скотницей у помещика.
В поэме старый солдат на основе своего огромного опыта военной жизни хвалит сапоги с «суконными портянками», отдавая им явное предпочтение перед валенками.
И уже с явной претензией на достоверность в поэме воспроизводятся его слова о том, как часто приходилось ему бывать под огнем противника и поэтому он привык к завыванию вражеских снарядов.
Пo-видимому, этот эпизод взят из тех рассказов, которые автор слышал от своего деда — Гордея Васильевича.
Теркин — это русский солдат-труженик с присущим ему чувством строжайшей дисциплины и одновременно глубокой демократичности.
• В каком эпизоде проявляются эти качества характера героя?
10. Выразительное чтение главы от слов «И скажи мне откровенно» до конца главы.
11. Слово учителя.
Василий Теркин показан в самых разных ситуациях: то он беседует с молодыми бойцами, то рассуждает об орденах и медалях, то играет на гармони, подаренной ему друзьями-танкистами. Его характер — широкий, открытый, прямой, доброжелательный к людям. Но в то же время Теркин - человек большой практической сметки, дельный работник, требовательный к себе и другим.
Отсутствие «уныния» в самую тяжелую для родины годину — это исторический оптимизм образа, созданного Твардовским. С безграничной верой в будущую победу, как бы тяжело ни было ему и его сотоварищам по оружию в данную минуту, идет Теркин на бой с врагом.
12. Обращение к иллюстрациям в учебнике.
13. Сообщение об иллюстраторе «Василия Теркина» художнике Оресте Иерейском.
14. Обращение к учебнику. Письма фронтовиков А.Т. Твардовскому.
15. Сообщение о читательских откликах на поэму.
16. Просмотр мультипликационного фильма.
III. Подведение итогов урока.
Слово учителя.
«Василий Теркин» — известнейшая поэма А. Твардовского. Относительно нашей страны, — пишет А.И. Кондратович, — «я вполне допускаю, что, может, найдется кто-то, не слышавший такой фамилии — Твардовский. Но чтобы не знали, кто такой Василий Теркин — герой самой знаменитой из поэм Твардовского, — в это мне невозможно поверить».
Причина небывалой популярности поэмы в том, что Твардовскому удалось на трагическом фоне войны создать жизнерадостное, оптимистическое произведение. Это произведение о войне, в сущности, направлено против войны, исполнено мечтой о мире и мирной жизни.
IV. Домашнее задание.
1.Выучить наизусть стихотворение «На дне моей жизни…» или фрагмент из поэмы «Василий Тёркин» (по выбору).
2.Индивидуальные задания:
-подготовить сообщения о Н.П.Майорове, Б.А.Богаткове, Мусе Джалиле, В.Н.Лободе и выразительное чтение их стихотворений.