kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В.Гоголя.двиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В.Гоголя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявить значение образов казаков и Тараса Бульбы для понимания ключевой идеи произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В.Гоголя.двиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В.Гоголя.»

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 31.

Тема. Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В.Гоголя.

Цель:

  • выявить значение образов казаков и Тараса Бульбы для понимания ключевой идеи произведения; выявить авторскую позицию;

  • формировать навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, анализа образов персонажей, отдельных эпизодов, наблюдения над строением фразы, её интонационными особенностями;

  • формировать нравственную позицию учащихся в ходе выявления ключевой идеи произведения.

Оборудование: мультимедийная презентация, фрагмент художественного фильма.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.

Конкурс планов рассказа о жизни Тараса Бульбы, дополнение и корректировка планов, составленных дома.


III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, его целей и задач.


2.Образ Остапа.

2.1.Беседа.

- О каких качествах характера Тараса шла речь на предыдущих уроках?

Это суровый муж, строгий отец. Он груб, резок, крут, упрям, его поступки иногда граничат с самодурством. Характер Тараса формировался в бранных походах, он любит свою родину, ценит людей мужественных, смелых и отважных. Он любит своих сыновей, гордится Остапом, глубоко переживает предательство Андрия.


2.2. Выразительное чтение учителем речи Тараса о товариществе или просмотр фрагмента художественного фильма.

- Прочитайте фрагменты предложений, в которых нашла отражение гражданская позиция Тараса.

«В чести у всех была земля наша».

«Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство!»

«Породниться родством по душе, а не по крови может один только человек».

«Таких, как в Русской земле, не было таких товарищей».

«Так любить, как русская душа… никто не может!» и др.

- Что для Тараса важнее всего?

Горячий патриот, Тарас Бульба выступает как выразитель национальных интересов русского народа. Он страстно любит родную землю; её освобождение от чужеземного гнёта – его заветная мечта, которая безраздельно владеет им. С глубоким презрением и ненавистью относится Тарас к тем, кто не заботится об интересах родной земли, к тем, кто изменяет ей.

- С какой целью Тарас произнёс эти торжественные слова перед казаками?

Тарас не ставит целью поднять боевой дух казаков: он и так уверен в том, что его товарищи готовы на подвиг во имя родины. Ему «просто самому хотелось высказать всё, что было на сердце».

Тарас как будто размышляет вслух, делится сокровенным с людьми, которых очень ценит. Он убеждён, что казаки, собравшиеся вокруг, поймут его, рассчитывает на силу товарищества, заключающуюся в единстве мыслей.

- Какова интонация речи Тараса, когда он обращается к товарищам?

- Как меняется интонация в момент обращения к тем, кто предаёт товарищество?

- Почему речь Тараса «дошла до самого сердца казаков»?

- В чём для Тараса заключается подлинное товарищество?

- Почему речь Тараса находит отклик в душе наших современников?

- Какие эпизоды свидетельствуют о полководческом искусстве Тараса?

- Каковы действия казаков после каждого обращения Тараса?

- Почему Тарас обращается к казакам трижды? В каких произведениях встречается такой приём?

Троекратный повтор в устной народной традиции носит характер магического заклинания. В обращении Тараса мы чувствуем намерение оградить товарищей от беды, вдохнуть в них новые силы.


2.3.Анализ эпизодов, в которых чувствуется уважение и доверие к Тарасу со стороны казаков.

- В каком эпизоде особенно чувствуется уважение и доверие к Тарасу со стороны казаков?

«Не успел сказать Голокопытенко, скачет Вовтузенко: «Беда, атаман, новая валит ещё сила!..» Не успел сказать Вовтузенко, Пысаренко бежит уже без коня: «Где ты, батьку? Ищут тебя козаки. Уж убит куренной атаман Невылычкий, Задорожный убит, Черевиченко убит. Но стоят козаки, не хотят умирать, не увидев тебя в очи: хотят, чтобы взглянул ты на них перед смертным часом».

Для казаков Тарас – символ мужества, героизма, товарищества.


2.4.Слово учителя.

Тарас мстит за смерть Остапа. Он не щадит своих врагов.


2.5. Выразительное чтение от слов «А что же Тарас?» до слов «Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом».

- Почему Тарас вернулся за своей трубкой?

- Действительно ли старость героя виной тому, что Тарас попал в плен?

- О чём думает Тарас перед смертью?


2.6.Выразительное чтение эпизода от слов «Тут же стояло нагое дерево….» до слов «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!»

Не о себе думает Тарас перед смертью. Тарас хочет, чтобы его товарищи ушли от преследования. Даже на костре он испытывает чувство радости от того, что казаки услышали его.


2.7. Обращение к иллюстрациям П.П.Соколова, Е.А.Кибрика и Д.А.Шмаринова, изображающим гибель Тараса.

- Кому из художников удалось более убедительно воссоздать последний подвиг Тараса?

Иллюстрации Е.А.Кибрика и Д.А.Шмаринова имеют некоторое сходство. На иллюстрации Е.А.Кибрика особенно заметно, что герой сохранил присутствие духа. Это в большей степени соответствует авторскому замыслу. П.П.Соколов уделяет немало внимания детали. Его иллюстрация подробна и помогает достоверно представить место событий.


3.Образы казаков.

3.1.Беседа.

- Назовите имена героев Сечи.

Охрим, Мыкыта, Голокопытенко, Демид Попович, Хлиб, Бородатый, Кукубенко, Палывода, Метелиця, Шило, Пысаренко, Вовтузенко, Степан и Охрим Гуска, Черевиченко, Дегтяренко, куренной атаман Вертыхвист, Мосий Шило, Балабей, атаман Невылычкий, Закрутыгуба, Бовдюг, Балабан, Задорожный.


3.2.Эпизоды, посвящённые делам и подвигам казаков.

1 вариант. Демид Попович.

Чтение эпизода от слов «Демид Попович, коренастый козак…» до слов «Уж коли кому закрутит слово, так только ну…»


2 вариант. Бородатый.

Чтение эпизода от слов «Бородатый: нагнулся, чтобы снять…» до слов «ударил его саблей по нагнувшейся шее»


3 вариант. Степан Гуска.

Чтение эпизода от слов «А уж там видит, хлопочет уманский куренной атаман…» до слов «И там же испустил дух свой».


4 вариант. Дегтяренко и Мосий Шило.

Чтение эпизода от слов «Двух же шляхтичей поднял на копьё Дегтяренко…» до слов «И зажмурил ослабевшие очи свои, и вынеслась козацкая душа из сурового тела»


5 вариант. Метелиця, Невылычкий, Пысаренко.

Чтение эпизода от слов «Оглянулись козаки, а там, сбоку, козак Метелиця угощает ляхов…» до слов «…схватились и бьются на самых возах»


6 вариант. Бовдюг, Балабан, Кукубенко.

Чтение эпизода от слов «А уж упал с воза Бовдюг…» до слов «И отлетела душа его»

Чтение эпизода от слов «Все бежали ляхи к знаменам…» до слов «И вылетела молодая душа…»


- О чём свидетельствуют прощальные слова казаков?

Простые слова прощания гоголевских героев говорят о том, что смысл жизни запорожцев заключён в подвиге во имя большой цели.


3.3. Выразительное чтение эпизода от слов «Все высыпали на вал…» до слов «…кто на королевскую казну».

- О чём рассказывают костюмы неприятелей?

Картина эта свидетельствует о том, что против казачества выступают польские магнаты, шляхта и их наемники.

- Как изображены казаки в этом эпизоде?


3.4.Выразительное чтение эпизода от слов «Козацкие ряды стояли тихо перед стенами…» до слов «…червонели черные черноверхие бараньи их шапки».

Для казаков главное – военная доблесть, а не тщеславие, проявляющееся в тяге к роскоши. Гоголь подчёркивает суровую простоту и мужество этих людей.


IV. Подведение итогов урока.

- Какова основная идея повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»?

Это идея любви к родине, готовности отдать всё за благо и счастье отчизны. Герои Н.В.Гоголя испытывают любовь к родине, чувство более сильное, чем отцовская любовь, страсть, страх смерти. Любовь к родине окрыляет человека, вдохновляет его на подвиг, делает прекрасным. Всё это отчётливо проявилось в образах Остапа, Андрия, Тараса, казаков, в отношении к ним автора.

Повесть Гоголя – это произведение о беспримерном мужестве народа, проявленном им в годы тяжёлых испытаний, о подвиге, совершённом народом во славу отчизны. Повесть – гимн красоте и бессмертию этого подвига.

- Какое значение имеет концовка повести?

Выразительное чтение от слов «Немалая река Днестр…» до слов «…подымавшихся птиц, и говорили про своего атамана».

- Какое настроение преобладает в этом эпизоде?

Высокая, светлая печаль, ощущение полноты и многообразия жизни. Природа проста и прекрасна: сверкающее зеркало Днестра, густые речные камыши, звонкие крики лебедей и гордо несущийся гоголь…

- О чём свидетельствуют заключительные слова «и говорили про своего атамана»?

В душе казаков жив образ атамана, жива любовь к родине, живо чувство товарищества.


V. Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (из речи Тараса о товариществе).





6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Стребулева Анжелика Алексеевна

Дата: 09.11.2019

Номер свидетельства: 526279


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства