Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по комедии Д.И.Фонвизина"Недоросль"»
Подготовка к сочинению по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Цель:
совершенствования умения писать сочинение на литературную тему: сочинение-характеристику одного образа, умения составлять план к сочинению.
Ход урока:
I.Работа над основными требованиями к сочинению.
Общие требования к написанию сочинения.
Сочинение должно быть написано на тему и по плану.
Развиваемые мысли должны быть обоснованы, аргументированы.
В сочинении должны быть обобщения и выводы.
Сочинение должно быть написано грамотно, мысли должны быть оформлены стилистически правильно.
Сочинение должно состоять из трех частей:
вступление;
основная часть;
заключение.
Во вступлении формулируется проблематика сочинения. Необходимо в связанной форме сказать, какова основная идея сочинения, что будет доказываться или какие проблемы автор собирается разрешить.
Кроме этого основного компонента вступления, в нем могут быть и другие: некоторые фактические данные об авторе или исторической эпохе (если они помогут вам в раскрытии темы), перечисление главных подтем (в качестве вопросительных предложений, на какие в сочинении будут даны ответы).
Нельзя писать лишнее, но нельзя и допускать сужения темы: проблемы и тезисы должны полностью соответствовать теме.
Вступление не должно быть громоздким, оно должно занимать 1/6 часть сочинения, т. е. все сочинение должно быть в 6 раз больше вступления.
В основной части необходимо глубоко раскрыть тему, доказывая тезисы цитатами из текста.
В заключении содержатся обобщения и выводы из сказанного в основной части. Оно идейно связано и с вступлением, и с главной частью.
II .Составление плана к сочинению на тему «Простакова - "госпожа бесчеловечная"».
Вступление
О чем будем говорить во вступлении? Надо ли говорить об эпохе? (можно, т.к. Простакова – представитель господствующего класса, причем типичный) можно указать место проблемы в пьесе (главная), растолковать тему (раскрыть образ Простаковой : черты характера, ее взгляды и отношение к людям).
Основная часть.
Кто такая Простакова?
Какие черты характера можем выделить?
грубость
со слугами, с мужем, по отношению к Софье
жестокая помещица
жажда наживы
невежественная
лицемерная
Как Простакова относится к своему сыну?
Как наказана госпожа Простакова?
Каково отношение к Простаковой других персонажей?
Заключение.
1. Какой показана представительница господствующего класса?
2. На чьей стороне автор? Какова его позиция?
Каково ваше отношение к героине?
III. Мой герой пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Вступление.
1. Место героя среди других персонажей.
Основная часть
1. Степень участия и его роль в конфликте.
2. Анализ имени.
3. Портрет. Внешний облик. Каким ты представляешь героя?
4. Речевая характеристика.
5. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
6. Черты характера.
7. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
8. Отношение к герою других персонажей произведения. Заключение
1. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
IV «Вот злонравия достойные плоды»
Вступление
1..Тема воспитания в комедии.
(можно написать, что Денис Иванович Фонвизин в своей комедии ставит тему воспитания как важнейший общественный и политический вопрос,
раскрывая её на образе Митрофанушки).
Основная часть
Характеристика Митрофана и его воспитания.
Основные черты характера.
Интересы и занятия.
Речь Митрофана.
Причины формирования характера Митрофанушки.
Заключение
1.Значение образа (следует сделать выводы из анализа и суждений по теме).