kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"»



Р/РПодготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»


Цели урока: тренировать в умении обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские переживания; учить вдумываться в формулировки тем, различать их оттенки.


Ход урока


I. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение с последующим обоснованием своего выбора любимых пушкинских страниц.


III. Подготовка к сочинению. Вступительное слово учителя.


2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня, мы будем готовиться к сочинению и будем учиться, тренироваться в умении обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения. Научиться этому нелегко. Дело это тонкое и творческое, но совершенно необходимое: ведь всем нам надо уметь размышлять, рассуждать, обосновывать свою точку зрения, убеждать, строить развернутое высказывание.


3. Составление плана сочинения, формулировка темы.

Итак, начинаем. Первое условие успешности любого высказывания, устного или письменного, будь то доклад, статья, выступление на собрании или заметка в газету, — его стройность, подчиненность единой теме и мысли. А для этого нужно вдуматься в формулировки тем, различать их оттенки.

Выберем на первый взгляд две похожие темы: «Гринев в Белогорской крепости» и «Белогорская крепость в жизни Гринева». Как будто одни и те же слова, но стоят они в разной последовательности и в разных связях друг с другом.

Попытайтесь представить план предстоящей работы над сочинением.


4. Разбор темы с последующим анализом 2—3 тем.

Чтобы определить основную мысль сочинения можно воспользоваться простым приемом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.


ГРИНЕВ В БЕЛОГОРСКОЙ КРЕПОСТИ


1. «И вот в какой стороне осужден я проводить мою молодость!» (Первые впечатления Гринева о Белогорской крепости.)

2. «...Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась не только сносною, но даже приятною»:

а) «Незаметным образом привязался я к доброму семейству...»;

б) «Марья Ивановна нравилась мне...».

3. «Присутствие Швабрина было мне несносно»:

а) «Час от часу беседа его становилась для меня менее приятною»;

б) «Мы условились драться...».

4. «Счастье воскресило меня. Она будет моя, она меня любит!»:

а) «Я ... решился писать к батюшке, прося родительского благословления»;

б) «Будучи от природы незлопамятен, я искренно простил ему (Швабрину) и нашу ссору и рану, мною от него полученную».

5. «Чтение письма возбудило во мне разные чувствования»:

а) «Я негодовал на Савельича», но «Савельич передо мною был прав и я напрасно оскорбил его упреком и подозрением»;

б) «Подозрения мои остановились на Швабрине».

6. «С той поры положение мое переменилось».

7. «Вскоре все заговорили о Пугачеве».

8. «Неожиданная весть сильно меня поразила» («Того и гляди, злодеи будут сюда».)

9. «Я чувствовал в себе великую перемену ... с грустью разлуки (с Машей) сливались во мне и ... надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия».

10. «Теперь стойте крепко ... будет приступ»; «...Нас представили Пугачеву»:

а) «Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице»;

б) «Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей»;

в) «Тогда… увидел я среди мятежных старшин Швабрина...»;

г) «Пугачев протянул мне жилистую свою руку... Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению».

11. «Неизвестность о судьбе Марьи Ивановны пуще всего меня мучила».

12. «Чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческой» (Разговор с Пугачевым).

13. «Народ пошел провожать Пугачева».

14. «Мрачные мысли волновали меня»:

а) «Состояние бедной, беззащитной сироты, собственное мое бессилие устрашали меня»;

б) «Швабрин пуще всего терзал мое воображение»;

в) «...Я решился тот час же отправиться в Оренбург».

15. «Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают:

а) «Швабрин виноватый...»;

б) «Я офицер и дворянин ... и счастье всей моей жизни зависит от тебя» (разговор с Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость);

в) «...Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину» (ответ на калмыцкую сказку).

16. «Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате»:

а) «Он (Швабрин) трусил перед ним (Пугачевым), а на меня поглядывал с недоверчивостью»;

б) «В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева» (отношение к Швабрину);

в) «Казалось, суровая душа Пугачева была тронута»;

г) «Милая Марья Ивановна!..; Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно...»

17. «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня»:

а) «Мы расстались дружески» (с Пугачевым);

б) «Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом…»


Вчитываясь в записи, вы поймете, что речь в этих главах идет не просто о событиях в жизни Гринева, но главным образом о его переживаниях в связи с этими событиями. Поэтому, конечно, правы те, кто расшифровал тему «Гринев в Белогорской крепости» так: «Что переживал Гринев в Белогорской крепости»? Теперь тема нам ясна, ясны ее границы. Но приступать к сочинению еще рано. Нужен план, по которому поведем рассказ. Вот несколько планов, составленных учениками. (На доску проецируются планы.)


Примерный план сочинения

1. Исторические предпосылки написания романа.

2. Появление Гринева в Белогорской крепости.

3. Знакомство Гринева с обитателями крепости.

4. Встреча с Пугачевым.

5. Значение Белогорской крепости в жизни Гринева.



— Сопоставьте предложенные вам планы. Какой бы вы избрали за основу? Почему?

— Какой из планов представляется вам недостаточно полным? Что пропущено?

— Какой из планов допускает отклонения от Темы? В чем?

План может быть не таким подробным, как четвертый из приведенных, но обязательно должен отвечать на вопрос: что пережил Гринев в Белогорской крепости?

Вообще план не самоцель, а своеобразные леса для возведения здания. В ходе работы можно перестраивать составленный ранее план, вносить в него изменения, дополнять и, наоборот, сокращать некоторые его пункты. «План необходим, — писал К. Г. Паустовский, — но он не должен тяготеть над произведением, как чертеж, не подлежащий изменению». Сказанное о труде писателя относится также и к школьному сочинению,


5. Обращение ко второй теме.

Правы были те ребята, которые заметили, что на вторую тему писать труднее, потому что при этом нужно не пересказывать, а рассуждать. Тема Белогорская крепость в жизни Гринева» с легкостью превращается в вопрос: какую роль в жизни

Гринева сыграла Белогорская крепость? Но поможет ли такая формулировка вопроса? Можно спросить более целенаправленно и по существу точнее: какое значение для формирования характера, личности Гринева имели события, происшедшие с ним в Белогорской крепости?

В своем сочинении мы должны показать, как из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях.


План сочинения на вторую тему может быть таким:

1. Вступление. Каким приехал Гринев в Белогорскую крепость и каким оставил ее навсегда?

II. Основная часть. Под влиянием каких встреч и событий в Белогорской крепости произошли изменения в Гриневе?

1. Любовь Гринева к Маше Мироновой и его борьба за любимую:

а) зарождение и укрепление чувства;

б) испытания, через которые пронес Гринев свое чувство; качества характера, проявленные при этом (столкновение со Швабриным, письмо отца, обращение за помощью к Пугачеву).

2. История отношений Гринева со Швабриным:

а) как и почему менялось отношение Гринева к Швабрину;

б) Гринев и Швабрин в ответственные моменты жизни (отношение к Маше, Пугачеву и пугачевцам)

в) какие качества Гринева оттеняет его сопоставление со Швабриным?

3. Сильное и благое потрясение в жизни Гринева:

а) как и почему менялось отношение Гринева к Пугачеву;

б) что понял и чего не понял Гринев в пугачевском восстании? Гуманные чувства Гринева.

III. Заключение. Почему рассказ о жизни в Белёгорской крепости занял основное место в записках Петра Андреевича Гринева?


6. Заключительное слово учителя по планам сочинения.

При всем различии тем, о которых мы говорили, они все-таки очень близки. Эта близость обусловлена тем, что мы обращаемся к одному и тому же материалу. Да и в наших рассуждениях по обеим темам есть точки пересечения. Заключение в первой теме: «Как изменили Гринева события, пережитые им в Белогорской крепости?» — становится основной частью сочинения на вторую тему. Одни и те же события: любовь к Маше, столкновение со Швабриным, встречи с Пугачевым — мы поворачиваем разными гранями. В сочинении на первую тему, рассказывая об этих событиях, показываем, какие переживания они вызвали у Гринева. В сочинении на вторую тему говорим о том, как изменялся Гринев под влиянием событий и многочисленных встреч с разными людьми.

Но и после большой подготовительной работы написать сочинение непросто.

До сих пор мы обращали внимание на, понимание темы сочинения, на формулировки основной мысли, составление плана. Но есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы над сочинением-рассуждением — выбор точных, емких, нестертых слов, их наиболее целесообразная расстановка, все то, что относится к точности и выразительности нашей речи.


горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь… наступил буран со всей яростью, со всеми ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось».


Домашнее задание: с учетом всего сказанного, попробуйте написать сочинение на тему «Береги честь смолоду (Гринев в жизненных испытаниях)».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Автор: Волгина Татьяна Викторовна

Дата: 16.01.2021

Номер свидетельства: 570253


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства