Просмотр содержимого документа
«Подготовка к классному сочинению по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»»
Урок «Подготовка к классному сочинению по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Тема: «Подготовка к классному сочинению по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Цель: подготовить учащихся к самостоятельному написанию сочинения по литературе
Тип урока: урок закрепления полученных знаний
Литература: учебник Г.С. Меркина, 8 класс
Автор: учитель русского языка и литературы Волкова Ю.А.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы, задач и целей урока
Сегодня мы подготовимся к написанию сочинения на тему «Почему профессор Преображенский вернул Шарику первоначальный образ?»
3. Актуализация опорных знаний
Для начала давайте посмотрим на ключевые слова темы. Какое слово в теме главное?
(Почему).
Верно, в сочинении мы должны раскрыть тему, объяснив мотивы поведения профессора. При этом наш ответ должен опираться на авторскую позицию.
Кто они – герои, заявленные в теме? Дайте краткую характеристику персонажам.
(Профессор Преображенский – интеллигент, светила медицины, образец культурного и светского человека, символ ушедшей вместе с революцией старой эпохи.
Шариков – случайный результат долгого и кропотливого эксперимента по омоложению, медицинский феномен.)
Весь город обсуждает чудесное превращение Шарикова в человека из обычного дворового пса, вокруг плодятся мифы, под окнами толпятся зеваки. Чувствует ли профессор гордость за своё открытие в медицине?
(Нет, профессор крайне удручён происходящим. Шариков ведет себя ужасно: хамит, сорит, безобразничает, доносит на домочадцев, ворует, клевещет. Преображенский так поражён невозможностью перевоспитать Шарикова, что восклицает в отчаянии: «И вот теперь спрашивается, зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают?»)
Дурная наследственность Клима Чугункина сыграла, действительно, злую шутку с профессором. Он понимает, что Шарикова не перевоспитать. К какому еще важному выводу приходит доктор?
(Преображенский понимает, что зря вмешался в естественный ход вещей, нарушил законы природы. Размышляя о случившемся, он приходит к неутешительному выводу: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно.»
Почему профессор не может смириться с неудачей, почему не предоставит Шарикова самому себе? Зачем ему необходимо всё вернуть назад?
(Потому что Преображенский понимает, как опасен Шариков для общества. Полиграф Полиграфович не просто вор и пьяница, он аморален. Ему ничего не стоит написать донос на невинного человека. Профессор видит, какой непоправимый вред несёт мораль Шарикова для окружающих. Преображенский чувствует свою ответственность за случившееся и готов не только признавать свои ошибки, но и исправлять их).
Теперь составим план сочинения.
План с комментариями учителя
Вступление. Обозначьте основной конфликт повести, упомянув ключевые сюжетные события. Не забудьте указать автора и название произведения.
Например: «В повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский в результате научного эксперимента по омоложению превращает доброго бродячего пса Шарика в ужасного монстра - Полиграфа Полиграфовича Шарикова…»
Основная часть. Расскажите, чем оказался плох Шариков. Как профессор Преображенский и доктор Борменталь воспитывали Шарикова. Каковы были успехи их трудов.
Основная часть. Перейдите к мысли о том, что испробовав множество способов и изрядно потрепав себе нервы, герои приходят к выводу: Шариков неисправим. Используя цитаты, прокомментриуйте выводы героев.
Сформулируйте вывод с опорой на авторскую позицию, которая сводится к роли ответственности ученого за результаты его научных открытий.
Напишите черновик. Объём сочинения 1,5-2 листа.
Способы цитирования:
Прямая речь. Профессор Преображенский говорит о воспитании: «Никого драть нельзя!.. На человека и на животное можно действовать только внушением».
Косвенная речь. Профессор Преображенский откровенно говорит о том, что не любит пролетариат.
Предложение с вводной конструкцией. По словам Преображенского, «разруха не в клозетах, а в головах».