kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к классному сочинению по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: подготовить учащихся к самостоятельному написанию сочинения по теме «Почему профессор Преображенский вернул Шарику первоначальный образ?»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к классному сочинению по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»»

Урок «Подготовка к классному сочинению по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Тема: «Подготовка к классному сочинению по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Цель: подготовить учащихся к самостоятельному написанию сочинения по литературе

Тип урока: урок закрепления полученных знаний

Литература: учебник Г.С. Меркина, 8 класс

Автор: учитель русского языка и литературы Волкова Ю.А.

Ход урока

1.       Организационный момент

2.       Сообщение темы, задач и целей урока

Сегодня мы подготовимся к написанию сочинения на тему «Почему профессор Преображенский вернул Шарику первоначальный образ?»

3.       Актуализация опорных знаний

Для начала давайте посмотрим на ключевые слова темы. Какое слово в теме главное?

(Почему).

Верно, в сочинении мы должны раскрыть тему, объяснив мотивы поведения профессора. При этом наш ответ должен опираться на авторскую позицию.

Кто они – герои, заявленные в теме? Дайте краткую характеристику персонажам.

(Профессор Преображенский – интеллигент, светила медицины, образец культурного и светского человека, символ ушедшей вместе с революцией старой эпохи.

Шариков – случайный результат долгого и кропотливого эксперимента по омоложению, медицинский феномен.)

Весь город обсуждает чудесное превращение Шарикова в человека из обычного дворового пса, вокруг плодятся мифы, под окнами толпятся зеваки. Чувствует ли профессор гордость за своё открытие в медицине?

(Нет, профессор крайне удручён происходящим. Шариков ведет себя ужасно: хамит, сорит, безобразничает, доносит на домочадцев, ворует, клевещет. Преображенский так поражён невозможностью перевоспитать Шарикова, что восклицает в отчаянии: «И вот теперь спрашивается, зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают?»)

Дурная наследственность Клима Чугункина сыграла, действительно, злую шутку с профессором. Он понимает, что Шарикова не перевоспитать. К какому еще важному выводу приходит доктор?

(Преображенский понимает, что зря вмешался в естественный ход вещей, нарушил законы природы. Размышляя о случившемся, он приходит к неутешительному выводу: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно.»

Почему профессор не может смириться с неудачей, почему не предоставит Шарикова самому себе? Зачем ему необходимо всё вернуть назад?

(Потому что Преображенский понимает, как опасен Шариков для общества. Полиграф Полиграфович не просто вор и пьяница, он аморален. Ему ничего не стоит написать донос на невинного человека. Профессор видит, какой непоправимый вред несёт мораль Шарикова для окружающих. Преображенский чувствует свою ответственность за случившееся и готов не только признавать свои ошибки, но и исправлять их).

Теперь составим план сочинения.

План с комментариями учителя

  1. Вступление. Обозначьте основной конфликт повести, упомянув ключевые сюжетные события. Не забудьте указать автора и название произведения.

Например: «В повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский в результате научного эксперимента по омоложению превращает доброго бродячего пса Шарика в ужасного монстра - Полиграфа Полиграфовича Шарикова…»

  1. Основная часть. Расскажите, чем оказался плох Шариков. Как профессор Преображенский и доктор Борменталь воспитывали Шарикова. Каковы были успехи их трудов.

  2. Основная часть. Перейдите к мысли о том, что испробовав множество способов и изрядно потрепав себе нервы, герои приходят к выводу: Шариков неисправим. Используя цитаты, прокомментриуйте выводы героев.

  3. Сформулируйте вывод с опорой на авторскую позицию, которая сводится к роли ответственности ученого за результаты его научных открытий.


Напишите черновик. Объём сочинения 1,5-2 листа.


Способы цитирования:

  • Прямая речь. Профессор Преображенский говорит о воспитании: «Никого драть нельзя!.. На человека и на животное можно действовать только внушением».

  • Косвенная речь. Профессор Преображенский откровенно говорит о том, что не любит пролетариат.

  • Предложение с вводной конструкцией. По словам Преображенского, «разруха не в клозетах, а в головах».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к классному сочинению по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Автор: Волкова Юлия Александровна

Дата: 04.12.2023

Номер свидетельства: 641340


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства