Цель урока: систематизация и обобщение предметных знаний, умений, навыков, формирование универсальных учебных действий; подготовка к написанию сочинения; формирование духовно развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Ожидаймый результат: ученик получит возможность научиться выявлять заложенные в произведении вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное |
1.Организационный момент Цель: организация готовности учащихся к предстоящей деятельности на уроке 2 мин. | Приветствует класс, создает благоприятную эмоциональную атмосферу на уроке. Предлагает ответить на вопросы: - Как вы думаете, всегда ли вы поступали по чести и по совести? - Трудно ли так поступать? - Есть ли такие ученики в вашем классе? | Отвечают на вопрос |
2. Целеполагание и мотивация Цель: обеспечение мотивации, формулирование цели урока, побуждение к деятельности 5 мин. | Предлагает ответить на вопросы: - Кто из героев романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» поступает по чести и по совести? Предлагает для просмотра фрагмент кинофильма «Русский бунт» (7-ая мин. 23-я сек.) «Наставление отца Гринева». - Выполнил ли Гринев наставления отца? -Какие качества помогли ему? - А вам помог роман Пушкина разобраться в себе, понять что-то важное? - Подумайте, какова же цель нашего урока Предлагает записать тему урока в тетради. Обращает внимание учащихся на то, что материал урока поможет им в написании сочинения по романую | Отвечают на вопрос: -Гринёв, Маша Миронова, капитан Миронов. Смотрят фрагмент фильма, отвечают на вопрос: -Гринев выполнил наставления отца. А помогли ему такие качества, как чувство долга, ответственность, совесть, мужество. Отвечают : выяснить, чему научил роман, показать свои знания Записывают тему урока |
3. Актуализация знаний Цель: анализ содержания учебного материала, проверка домашнего задания, подготовка к основному этапу урока 8 мин. | Предлагает обсудить в группе записи, сделанные дома | В тетради учащиеся записывали те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление. Работают в группах, обобщают, выдвигают представителей от группы, которые выступают с анализом эпизодов |
4.Обобщение и систематизация знаний Цель: установление внутрипредметных связей, подготовка к обобщенной деятельности, проверка знания содержания романа 20 мин. | Проводит блиц-опрос (тест по роману) – см. презентацию Предлагает посмотреть фрагмент фильма «Взятие Белогорской крепости. Спасение Гринева» (1-ый час 07-ая мин.10-ая сек.) Охарактеризовать Гринева, Швабрина, Пугачева. | Выполняют тест со взаимопроверкой в парах, оценивают друг друга Заполняют таблицу (приложение № 1). Черты характера даны вразнобой, учащиеся должны распределить их по героям Характерные черты героев: Гринев: впечатлительность, смелость, храбрость, решительность, преданность, верность, искренность, потребность в любви, прямодушие Швабрин: подлость, предательство, жестокость, властолюбие, слабость духа, трусость, хитрость, изворотливость Пугачев: жестокость, великодушии, одиночество, смелость, доброта, вспыльчивость , одиночество, властность , милосердие, благодарность , властность Маша: доброта, честность, твёрдость характера |
5.Применение знаний и умений в новой ситуации Цель: освоение способов решения практических задач 5 мин. | Предлагает составить синквей по группам: «Гринев» «Пугачев» «Швабрин» «Маша Миронова» Ответьте на вопрос: -Чему научили нас эти герои? | Работают в группах, записывают синквейн на листе формата А3, представляют классу Отвечают на вопрос: |
7.Рефлексия Цель: подведение итогов занятия 2 мин. | - Изменилось ли ваше отношение к героям повести? - Выполнили ли вы ваши задачи на уроке? Оценки за урок Домашнее задание: написать сочинение (темы по выбору учащихся) 1. Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений». 2. «Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин. | Высказывание по модели: Я сегодня узнал… |