Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"»
Тема. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Цель урока: обобщить и закрепить все знания, полученные в ходе изучения повести, подготовиться к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Задачи:
-формирование умений работы с текстом, подбора цитат, которые подтверждают высказываемую мысль;
-определение причин предательства Андрия и осознание глубины самоотверженного героизма Остапа, Тараса Бульбы, их верности Родине; мужества, несгибаемой воли, простых казаков, выдержавших все испытания на пути их борьбы.
-развитие умения работы с художественным текстом; творческих способностей и коммуникативной компетенции учащихся;
- воспитание духовно-нравственных качеств.
Ход урока
Организационный момент. (1 мин.)
Проверка домашнего задания.
Учащиеся пересказывают наиболее запомнившиеся и понравившиеся фрагменты повести, объясняя причину выбора. (4 мин.)
Актуализация знаний учащихся. Определение группой эпизода по иллюстрациям повести (В каждой группе по 5 участников). Объяснить иллюстрацию, найти и зачитать отрывок. (5 мин) 1 группа –Мать. 1 глава. (“Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей свои…”) 2 группа –Андрий и панночка. Глава 2. (“Он представлял смешную фигуру, раскрывши рот и глядя неподвижно в ее ослепительные очи”) 3 группа – Смерть Андрия. Глава 9. (“Стой, не шевелись, я тебя породил, я тебя и убью”). 4 группа – Казнь Остапа. Глава 11. 5 группа - Смерть Тараса Бульбы. Глава 12.
Определение цели урока. Вызов.
По портретам героев на доске (Остап и Андрий) учащиеся определяют тему и цель урока. 5.«Мозговой штурм». Осмысление. (15мин.) -Сегодняшний урок является заключительным в изучении исторической повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. Мы готовимся к домашнему сочинению “Две жизни- две судьбы”, в котором вы сравните героев постараетесь ответить на вопрос: Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами? Что значит сопоставлять, сравнивать? (находить сходства и отличия) -Как вы думаете, чего больше в сыновьях Тараса Бульбы: сходств или различий? Обсудим ваши ответы, опираясь на текст произведения. (Годы учёбы) -Как проявлял себя каждый из братьев в годы учёбы? Приведите примеры.( Остап открытый, упрямый, настойчивый, честный, верный. Андрий замкнутый, способный, изобретательный, хитрый, любит рисковать. - После долгого обучения сыновья Тараса дома. Как их встретили родители? Какие надежды возлагают они на своих сыновей? (О. готов вступить в драку с отцом. Андрий сдерживает себя при насмешках отца, жалеет мать,для матери сыновья одинаковы, обоих она любит, но младший более мягок, нежен. Остап никому не даст себя в обиду, даже отцу; Тарас видит и понимает это.) - О чём думают Остап и Андрий по дороге в Сечь? О чём они мечтают? Какое впечатление произвела на них Запорожская Сечь? Как показали себя в Запорожье?(Остап: мысли о матери, законы жизни Запорожской Сечи принимает спокойно, в бою хладнокровный, уверенный, способен вести за собой; Андрий: мысли о панночке, приходит в ужас от жизненного уклада запорожцев, наслаждается опасностью, готов к безрассудному риску. ) - Сравните чувственный мир героев. Кто из них больше переживает, видит, подмечает, любуется?(Андрий более мягок, нежен, склонен видеть красоту) -На кого и на что направлены их чувства? ( Остап выражает любовь к Родине, матери, товарищам, Андрий - любовь к прекрасной панночке) - Можем ли мы назвать Остапа патриотом? А что скажете об Андрии? Чем отличается поведение Остапа в бою от поведения Андрия? Какие средства использует Гоголь для изображения характеров Остапа и Андрия. Портрет, монологи (например, Остап перед казнью, Андрий перед панночкой) Авторские характеристики история жизни в бурсе, отношение к родителям, братья на поле брани и т. д., поведение героев, оценки их другими персонажами, диалоги.
-Считаете ли вы предательством любовь Андрия?
- В какой момент происходит нравственное падение Андрия, и он превращается в предателя? (чтение учителем фрагмента)
- Как Тарас принял весть об измене сына? А что говорит об этом Янкель?
- Был ли готов Андрий отказаться от любимой? (убит отцом)
-Какие качества проявил Остап в последние минуты жизни? (выносит все муки пыток, героическая смерть.)
Разминка. Ответить на вопросы, выбрав и приклеив ответы на лист (на скорость)
6. Применение (сводная таблица и диаграмма Эйлера-Венна)
–Заполните в группе сводную таблицу, опираясь на текст и используя цитаты, и представьте.(10 мин.)
- Почему Н.В.Гоголь сопоставляет Остапа Бульбу и Андрия? (Остап и Андрий родились в одной семье, воспитывались одними родителями, вместе обучались в бурсе, но в характерах и поступках братья разные)
- В чём главное отличие двух братьев? (Остап верен казачеству, товариществу, Родине, он достойный сын своего отца, своего народа; Андрий верен своим чувствам, личное для него выше общественного.
-Почему Тарас по-разному относится к сыновьям - одного убил, а за другого сам готов принять смерть?
-Считаете ли вы повесть реалистичной? Почему?
Составление диаграммы Эйлера-Венна ( на основе сводных таблиц) (2мин.)
7. Составление характеристики героя по плану (по группам) (5мин.)
8. Рефлексия (стикеры с 3 словами к портрету Остапа или Андрия).(3мин.)
Школа-гимназия № 20 имени Титова
семинар
«Формирование читательской грамотности у младших школьников и