kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены различные формы и методы работы по развитию читательской грамотности учащихся среднего звена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"»

Тема. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цель урока: обобщить и закрепить все знания, полученные в ходе изучения повести, подготовиться к сочи­нению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Задачи:

-формирование умений работы с текстом, подбора цитат, которые подтверждают высказываемую мысль;

-определение причин предательства Андрия и осознание глубины самоотверженного героизма Остапа, Тараса Бульбы, их верности Родине; мужества, несгибаемой воли, простых казаков, выдержавших все испытания на пути их борьбы.

-развитие умения работы с художественным текстом; творческих способностей и коммуникативной компетенции учащихся;

- воспитание духовно-нравственных качеств.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин.)

  2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся пересказывают наиболее запомнившиеся и понравившиеся фрагменты повести, объясняя причину выбора. (4 мин.)

  1. Актуализация знаний учащихся. Определение группой эпизода по иллюстрациям повести (В каждой группе по 5 участников). Объяснить иллюстрацию, найти и зачитать отрывок. (5 мин) 1 группа –Мать. 1 глава. (“Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей свои…”)
    2 группа –Андрий и панночка. Глава 2. (“Он представлял смешную фигуру, раскрывши рот и глядя неподвижно в ее ослепительные очи”)
    3 группа – Смерть Андрия. Глава 9. (“Стой, не шевелись, я тебя породил, я тебя и убью”).
    4 группа – Казнь Остапа. Глава 11. 5 группа - Смерть Тараса Бульбы. Глава 12.

  2. Определение цели урока. Вызов.

По портретам героев на доске (Остап и Андрий) учащиеся определяют тему и цель урока. 5.«Мозговой штурм». Осмысление. (15мин.) -Сегодняшний урок является заключительным в изучении исторической повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. Мы готовимся к домашнему сочинению “Две жизни- две судьбы”, в котором вы сравните героев постараетесь ответить на вопрос: Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами? Что значит сопоставлять, сравнивать? (находить сходства и отличия) -Как вы думаете, чего больше в сыновьях Тараса Бульбы: сходств или различий? Обсудим ваши ответы, опираясь на текст произведения. (Годы учёбы) -Как проявлял себя каждый из братьев в годы учёбы? Приведите примеры.( Остап открытый, упрямый, настойчивый, честный, верный. Андрий замкнутый, способный, изобретательный, хитрый, любит рисковать. - После долгого обучения сыновья Тараса дома. Как их встретили родители? Какие надежды возлагают они на своих сыновей? (О. готов вступить в драку с отцом. Андрий сдерживает себя при насмешках отца, жалеет мать,для матери сыновья одинаковы, обоих она любит, но младший более мягок, нежен. Остап никому не даст себя в обиду, даже отцу; Тарас видит и понимает это.) - О чём думают Остап и Андрий по дороге в Сечь?  О чём они мечтают? Какое впечатление произвела на них Запорожская Сечь? Как показали себя в Запорожье?(Остап: мысли о матери, законы жизни Запорожской Сечи принимает спокойно, в бою хладнокровный, уверенный, способен вести за собой; Андрий: мысли о панночке, приходит в ужас от жизненного уклада запорожцев, наслаждается опасностью, готов к безрассудному риску. ) - Сравните чувственный мир героев. Кто из них больше переживает, видит, подмечает, любуется?( Андрий более мягок, нежен, склонен видеть красоту) -На кого и на что направлены их чувства? ( Остап выражает любовь к Родине, матери, товарищам, Андрий - любовь к прекрасной панночке) - Можем ли мы назвать Остапа патриотом? А что скажете об Андрии? Чем отличается поведение Остапа в бою от поведения Андрия? Какие средства использует Гоголь для изображения характеров Остапа и Андрия. Портрет, монологи (например, Остап перед казнью, Андрий перед панночкой) Авторские характеристики история  жизни  в  бурсе,  отношение  к  родителям,  братья  на  поле  брани и т. д., поведение героев, оценки их другими персонажами, диалоги.

-Считаете ли вы предательством любовь Андрия?

- В какой момент происходит нравственное падение Андрия, и он превращается в предателя? (чтение учителем фрагмента)

- Как Тарас принял весть об измене сына? А что говорит об этом Янкель?

Был ли готов Андрий отказаться от любимой? (убит отцом)

-Какие качества проявил Остап в последние минуты жизни? (выносит все муки пыток, героическая смерть.)

Разминка. Ответить на вопросы, выбрав и приклеив ответы на лист (на скорость)

6. Применение (сводная таблица и диаграмма Эйлера-Венна)

Заполните в группе сводную таблицу, опираясь на текст и используя цитаты, и представьте.(10 мин.)

- Почему Н.В.Гоголь сопоставляет Остапа Бульбу и Андрия? (Остап и Андрий родились в одной семье, воспитывались одними родителями, вместе обучались в бурсе, но в характерах и поступках братья разные)

- В чём главное отличие двух братьев? (Остап верен казачеству, товариществу, Родине, он достойный сын своего отца, своего народа; Андрий верен своим чувствам, личное для него выше общественного.

-Почему Тарас по-разному относится к сыновьям - одного убил, а за другого сам готов принять смерть?

-Считаете ли вы повесть реалистичной? Почему?

Составление диаграммы Эйлера-Венна ( на основе сводных таблиц) (2мин.)

7. Составление характеристики героя по плану (по группам) (5мин.)

8. Рефлексия (стикеры с 3 словами к портрету Остапа или Андрия).(3мин.)



















Школа-гимназия № 20 имени Титова

семинар

«Формирование читательской грамотности у младших школьников и

учащихся среднего звена»













ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

7 –А КЛАСС



Подготовка к сочинению

по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»













Подготовила и провела Адам Е.Ю.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Автор: Адам Елена Юрьевна

Дата: 15.12.2016

Номер свидетельства: 369883


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства