Данный урок литературы по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Используются ИКТ, метод проектов.
Урок открывается интригой: в дверь стучатся и подают письмо, адресованное ученикам 8 класса. Ребятам необходимо ответить на вопрос о том, кому адресовано данное письмо. Так мы подходим к теме урока. Данный прием помогает заинтересовать школьников, подготовить их к восприятию материала. Далее следует этап актуализации знаний учащихся. Вопросы: Что такое комедия? Какие пороки высмеивает автор? У кого из героев говорящие фамилии? Зачем автор прибегает к такому приему? На этапе мотивации школьникам необходимо ответить на вопрос: "Фамилия городничего говорящая?" Далее работа со словарем В. И.Даля - толкование фамилии героя. Ученикам предлагается сформулировать цели и задачи урока. Работу на темой урока начинаем со словарной. На слайде слова: обмануть - обмануться. Учитель задает вопрос о том, какая разница между этими глаголами. Необходимо дать толкование данных слов, подобрать синонимы.
Далее следует групповая работа: Задание 1 группе. Определите цель жизни городничего (действие V, явление 1).Задание 2 группе «Ревизоры». Найдите ответ на вопрос: «Каким представлен уездный город, которым правит Антон Антонович? Каковы быт и нравы этого городка?» (действие I, явления 1,2,3,5).Задание 3 группе. Подготовьте ответ на вопрос: «Трус или глупец городничий?». Поработайте с ремарками. (Действие II,явление 8, действие III, явление 10.)Задание 4 группе. Подумайте, каким должен быть настоящий ревизор. Составьте коллаж из картинок, свой ответ аргументируйте – мини-проект. После заслушивания ответов групп учитель задает главный вопрос урока: "Почему обманулся городничий?". Используется метод "Пресс". Следующий этап урока-обращение к эпиграфу:"Вот подлинно, если бог захочет наказать, так отнимет преждетразум…" (Н.В.Гоголь.) Ученики отвечают на вопрос о том, как они понимают эти слова. Далее школьникам предлагается подумать, каков был бы ответ городничего Хлестакову (ОБРАЩЕНИЕ К ПИСЬМУ, ПОЛУЧЕННОМУ В НАЧАЛЕ УРОКА). Домашнее задание ( повыбору): 1.Подготовить цитатную характеристику Хлестакова. 2.Написать ответ от имени городничего Хлестакову, выдержав стиль автора. 3. Подготовить инсценировку эпизода комедии "Разоблачение". Заканчивается урок рефлексией "Давайте говорить друг другу комплименты…"(комплимент, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Почему обманулся городничий? »
Тема: Почему обманулся городничий?
Цели: помочь учащимся найти ответ на главный вопрос урока; совершенствовать навыки работы с текстом; развивать речь учащихся, формировать коммуникативную компетентность, подготовить мини-проект по созданию образа современного чиновника; воспитывать гражданский долг и чувство ответственности за своё дело.
Планируемые результаты.
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.
Метапредметные:
регулятивные: умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения цели; составлять план решения учебной проблемы;
познавательные: умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, понимать проблему;
коммуникативные: умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи, понимать другие позиции; договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.
Предметные: умение анализировать произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев.
Оборудование: текст комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», карточки с заданиями для групп, вырезки из современных журналов, клей, ножницы, лист формата А3, проектор, компьютер, электронная презентация, жетоны.
Вот подлинно, если бог захочет
наказать, так отнимет прежде
разум…
Н.В.Гоголь
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Интрига.
Стук в дверь. Дверь открывается. И появляется человек с письмом. Конверт запечатан сургучом. Учитель растерян, но берет конверт и вскрывает его. Затем следует чтение письма.
Любезный друг и благодетель Антон Антонович! Спешу тебя уведомить о том, что я премного благодарен за столь неожиданный приём.
Я знаю: за тобою, как и за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет тебе в руки…
Но как же ты, голубчик, ты опростоволосился! Хоть ты и тёртый калач, а я всё-таки обвел тебя вокруг пальца…
Вопросы.
-Как вы думаете, кто является автором письма?
(Хлестаков, слайд №1.)
-Кому, по вашему мнению, адресовано это письмо?
(Городничий, слайд №1.)
III. Актуализация знаний учащихся.
Слово учителя. Мы продолжаем знакомство с героями комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Но прежде давайте побеседуем.
Вопросы.
-Что же называется комедией? (Слайд №2- запись в тетради.)
-Какие человеческие и общественные пороки высмеивает автор? (слайд Взяточничество, карьеризм, жадность, подхалимство, глупость, недобросовестное отношение к обязанностям, слайд № 3).
Приведите примеры из текста.
-Н.В.Гоголь помогает читателю узнать, что из себя представляют герои комедии. Как? Есть ли в комедии «говорящие фамилии»? Назовите их и прокомментируйте каждую (Ляпкин-Тяпкин, Уховертов-частный пристав, Держиморда, Земляника-сладкая фамилия, ведь он попечитель богоугодных заведений, а живётся его подопечным несладко).
-Почему же вы не назвали фамилию городничего?
IV.Мотивация (слайд №4).
Слово учителя. Фамилия у Антона Антоновича сложная, двойная и тоже говорящая. В словаре В. И. Даля дается такое определение каждой части фамилии:
Сквозник – пройдоха, опытный плут
Дмухановский (от слова дмухан)- напыщенный, гордый (слайд № 5).
V.Объявление темы и цели урока.
-Обратимся ещё раз к письму, которое нам сегодня принесли. Хлестаков пишет, что городничий опростоволосился. Как же такой напыщенный человек, опытный плут мог обмануться? (Слайд № 5.)
-Какая цель стоит перед нами?
(Найти ответ на вопрос.)
VI. Работа над темой урока.
Обратите внимание на слайд. Что выделено на нём? (Постфикс –ся в глаголе обманулся.) Давайте поработаем над словом обманулся.
1.Словарная работа (слайд №6).
-Какая разница между этими словами?
Задание. Подберите несколько синонимов к этим словам.
(Слайд № 6.)
2.Работа в группах
Задание 1 группе. Определите цель жизни городничего (действие V, явление 1).
Задание 2 группе «Ревизоры». Найдите ответ на вопрос: «Каким представлен уездный город, которым правит Антон Антонович? Каковы быт и нравы этого городка?» (действие I, явления 1,2,3,5).
Задание 3 группе. Подготовьте ответ на вопрос: «Трус или глупец городничий?». Поработайте с ремарками. (Действие II,явление 8, действие III, явление 10.)
Задание 4 группе. Подумайте, каким должен быть настоящий ревизор. Составьте коллаж из картинок, свой ответ аргументируйте – мини-проект.
3.Заслушивание ответов групп.
4.Метод «Пресс».
Слово учителя. Мы послушали ответы групп, а теперь нам надо найти ответ на главный вопрос урока: почему обманулся городничий? Прав ли был Хлестаков, когда написал, что он обвел Антона Антоновича вокруг пальца?
Ответ свой начинайте со слов:
Я думаю, что…
Мне кажется, что…
В связи с тем, что…
Причины: 1)встретил по одежке;
2)не умел слушать;
3)боялся потерять место, чин, власть, поэтому страх его ослепил;
4)Хлестаков себя уверенно вёл;
5)была подготовлена почва + Бобчинский и Добчинский принесли весть;
6)ревизоры обычно так вели себя.
-Так обманулся или его обманули?
5.Обращение к эпиграфу.
Слово учителя. Давайте обратимся к эпиграфу урока. Как вы думаете, какому герою принадлежат эти слова? (Городничему.)
Слайд № 7.
-Как вы понимаете эти слова?
(Городничий получил по заслугам: Бог наказал его, «отняв разум». За что? Воровал, закрывал глаза на беспорядки, брал взятки.)
Задание. Подумайте, каким может быть ответ городничего Хлестакову.
VII. Домашнее задание (по выбору).
1.Написать ответ городничего Хлестакову, выдержав стиль автора.
2.Выполнить задание по учебнику (с. 357, № 10).
3.Подготовить цитатную характеристику Хлестакова.
VIII. Подведение итогов урока.
IX. Рефлексия.
«Давайте говорить друг другу комплименты…»
Комплимент, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок.
Использованная литература.
1.ГогольН. В. Ревизор. - Ленинград. Художественная литература, 1985.
2. Манн Ю. Комедия Гоголя «Ревизор». М.: Художественная литература, 1966. 3.Пулина А.А. Метод проектов в практике современного учителя. – Симферополь. НАТА, 2007.
4.Челышева И.Л. Метод проектов как мотивация учебной деятельности и способ формирования творческой личности учащихся.// «Русский язык и литература в учебных заведениях», 2010. - № 3.
Любезный друг и благодетель Антон Антонович! Спешу тебя уведомить о том, что я премного благодарен за столь неожиданный прием.
Я знаю: за тобою, как и за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет тебе в руки…
Но как же ты, голубчик, ты опростоволосился! Хоть ты и тёртый калач, а я все-таки обвел тебя вокруг пальца…
Команда
Оценка за урок
Капитан команды:
Члены команды:
Команда
Оценка за урок
Капитан команды:
Члены команды:
Команда
Оценка за урок
Капитан команды:
Члены команды:
Команда
Оценка за урок
Капитан команды:
Члены команды:
Команда
Оценка за урок
Капитан команды:
Члены команды:
Задание 1 группы: определите цель жизни городничего.
(работа с действием V, явлением 1)
Задание 2 группы-ревизоров: найдите ответ на вопрос «Каким представлен уездный город которым правит Антон Антонович? Каковы быт и нравы этого городка?»
(работа с действием I, явлениями 1,2,3,5)
Задание 3 группы: подготовьте ответ на вопрос «Трус или глупец городничий?».Поработайте с ремарками.
(работа с действием II,явлением 8 и
с действием III, явлением 10)
Задание 4 группы: Подумайте, каким должен быть настоящий ревизор. Составьте коллаж из картинок, свой ответ аргументируйте – мини-проект