«Почему для станционного смотрителя жизнь теряет смысл?» (по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)
«Почему для станционного смотрителя жизнь теряет смысл?» (по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)
Урок литературы в режиме критического мышления
Тема: «Почему для станционного смотрителя жизнь теряет смысл?» (по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)
Цель урока:
- создать условия для формирования такого понятия, как любовь к близкому человеку, честность;
- развивать воображение, чувства, способности анализа, синтеза, оценки;
- воспитывать нравственные качества.
1. Evocation Свободное письмо по опорным словам
Режим: инд.- (5) «Любовь»
групп.-(2) счастье
колл.- (3) уважение
понимание
радость
нежность
забота
Учащиеся обмениваются в группе своими мнениями, выбирают одну работу от группы для озвучивания.
2. Realisation of meining
- Можем ли мы с вами понимать слово любовь одинаково? Конечно же, нет. Для каждого из нас оно означает разное. Но с раннего детства мы сталкиваемся с любовью своих родных и близких, т.е. именно это чувство на протяжении всей жизни движет человеком.
- А что же было в основе всех поступков станционного смотрителя? (Примерный ответ: В основе всех поступков Самсона Вырина лежала любовь к дочери. Она была единственным близким и родным для него человеком. Он всю жизнь посвятил дочери Дуне.)
- Давайте сравним, какова была жизнь смотрителя до отъезда Дуни и после. Заполним таблицу:
Режим:
групп.- (7)
колл.- (6)
До отъезда Дуни После отъезда Дуни
- горшки с бальзамином; - на окнах не было цветов;
- пёстрая занавеска; - всё показывало ветхость и небрежение;
- картинки на стенах; - те же картинки на стенах;
- свежий и бодрый старик; - постарел, стал хилым стариком, давно не бритое лицо;
- начали беседовать, будто век были знакомы; - не хотел разговаривать.
- пожелал мне доброго пути.
- Посмотрите, какая перемена произошла в станционном смотрителе. Почему так сильно изменилась его жизнь? (Обсуждение в группах. Примерный ответ: Всё, что было хорошего у отца - это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)
- Мы всё время говорим о чувствах Самсона Вырина, но героиней повести является и Дуня. Когда она уезжала, то уже была влюблена в гусара Минского, ею тоже руководила любовь к молодому человеку. И она уехала по своему желанию.
Дискуссионная карта
- Правильно ли поступила Дуня, уехав с гусаром?
Режим:
групп – (7)
колл. – (5)
Да Дискуссионный вопрос Нет
Правильно ли поступила Дуня, уехав с гусаром?
- она его любила; - должна была предупредить отца;
- он был богат, мог бы обеспечить всю её жизнь; - не приехала к отцу, не узнала, как он живёт;
- она думала, что вернётся к отцу. - доста вила страдания родному человеку, предала его.
( Далее от каждой группы озвучивается по одному тезису в пользу «да» и в пользу «нет» - без повторений.)
- Запишите свою точку зрения, к которой вы склоняетесь.
Вывод учащихся: Любовь, какая бы она ни была, движет человеком. Она толкнула Самсона Вырина на решительные поступки, он хотел вернуть дочь любым способом.
- А пошла ли на пользу Дуне любовь молодого человека? (Примерный ответ: Да, пошла, но она потеряла отца.)
- Когда она поняла свою ошибку? (Примерный ответ: Только после смерти отца, но изменить уже ничего нельзя было.)
- Давайте вернёмся к теме урока и сделаем вывод, ответив на вопрос: почему для станционного смотрителя жизнь теряет смысл? (Примерный ответ: Он теряет дочь, и вместе с тем теряет смысл жизни, ведь именно для Дуни он жил. Она была для него близким и любимым человеком, смыслом его жизни.)
Просмотр содержимого документа
««Почему для станционного смотрителя жизнь теряет смысл?» (по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель») »
Урок литературы в режиме критического мышления
Тема: «Почему для станционного смотрителя жизнь теряет смысл?» (по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)
Цель урока:
- создать условия для формирования такого понятия, как любовь к близкому человеку, честность;
- развивать воображение, чувства, способности анализа, синтеза, оценки;
- воспитывать нравственные качества.
1. Evocation Свободное письмо по опорным словам
Режим: инд.- (5) «Любовь»
групп.-(2) счастье
колл.- (3) уважение
понимание
радость
нежность
забота
Учащиеся обмениваются в группе своими мнениями, выбирают одну работу от группы для озвучивания.
2. Realisationofmeining
- Можем ли мы с вами понимать слово любовь одинаково? Конечно же, нет. Для каждого из нас оно означает разное. Но с раннего детства мы сталкиваемся с любовью своих родных и близких, т.е. именно это чувство на протяжении всей жизни движет человеком.
- А что же было в основе всех поступков станционного смотрителя? (Примерный ответ: В основе всех поступков Самсона Вырина лежала любовь к дочери. Она была единственным близким и родным для него человеком. Он всю жизнь посвятил дочери Дуне.)
- Давайте сравним, какова была жизнь смотрителя до отъезда Дуни и после. Заполним таблицу:
Режим:
групп.- (7)
колл.- (6)
До отъезда Дуни
После отъезда Дуни
- горшки с бальзамином;
- на окнах не было цветов;
- пёстрая занавеска;
- всё показывало ветхость и небрежение;
- картинки на стенах;
- те же картинки на стенах;
- свежий и бодрый старик;
- постарел, стал хилым стариком, давно не бритое лицо;
- начали беседовать, будто век были знакомы;
- не хотел разговаривать.
- пожелал мне доброго пути.
- Посмотрите, какая перемена произошла в станционном смотрителе. Почему так сильно изменилась его жизнь? (Обсуждение в группах. Примерный ответ: Всё, что было хорошего у отца - это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)
- Мы всё время говорим о чувствах Самсона Вырина, но героиней повести является и Дуня. Когда она уезжала, то уже была влюблена в гусара Минского, ею тоже руководила любовь к молодому человеку. И она уехала по своему желанию.
Дискуссионная карта
Режим:
групп – (7)
колл. –(5)
- Правильно ли поступила Дуня, уехав с гусаром?
Да
Дискуссионный вопрос
Нет
- она его любила;
- он был богат, мог бы обеспечить всю её жизнь:
- она думала, что вернётся к отцу.
Правильно ли поступила Дуня, уехав с гусаром?
- должна была предупредить отца;
- не приехала к отцу, не узнала, как он живёт;
- доставила страдания родному человеку, предала его.
( Далее от каждой группы озвучивается по одному тезису в пользу «да» и в пользу «нет» - без повторений.)
- Запишите свою точку зрения, к которой вы склоняетесь.
Вывод учащихся: Любовь, какая бы она ни была, движет человеком. Она толкнула Самсона Вырина на решительные поступки, он хотел вернуть дочь любым способом.
- А пошла ли на пользу Дуне любовь молодого человека? (Примерный ответ: Да, пошла, но она потеряла отца.)
- Когда она поняла свою ошибку? (Примерный ответ: Только после смерти отца, но изменить уже ничего нельзя было.)
- Давайте вернёмся к теме урока и сделаем вывод, ответив на вопрос: почему для станционного смотрителя жизнь теряет смысл? (Примерный ответ: Он теряет дочь, и вместе с тем теряет смысл жизни, ведь именно для Дуни он жил. Она была для него близким и любимым человеком, смыслом его жизни.)