kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Почему для станционного смотрителя жизнь теряет смысл?» (по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в режиме критического мышления

Тема: «Почему для станционного смотрителя жизнь теряет смысл?» (по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)

Цель урока:

- создать условия для формирования такого понятия, как любовь к близкому человеку, честность;

- развивать воображение, чувства, способности анализа, синтеза, оценки;

- воспитывать нравственные качества.

1. Evocation                                               Свободное письмо по опорным словам

 

    Режим: инд.-  (5)                                               «Любовь»

                 групп.-(2)                                                счастье

                 колл.-   (3)                                               уважение

                                                                                 понимание

                                                                                 радость

                                                                                нежность

                                                                               забота

Учащиеся обмениваются в группе своими мнениями, выбирают одну работу от группы для озвучивания.                                                                 

2. Realisation of meining           

    - Можем ли мы с вами понимать слово любовь одинаково? Конечно же, нет. Для каждого из нас оно означает разное. Но с раннего детства мы сталкиваемся с любовью своих родных и близких, т.е. именно это чувство на протяжении всей жизни движет человеком.

  -  А что же было в основе всех поступков станционного смотрителя?  (Примерный ответ: В основе всех поступков Самсона Вырина лежала любовь к дочери. Она была единственным близким и родным для него человеком. Он всю жизнь посвятил дочери Дуне.)

  - Давайте сравним, какова была жизнь смотрителя до отъезда Дуни и после. Заполним таблицу:

Режим: 

                   групп.- (7)

                   колл.-    (6)                                      

До отъезда Дуни                                                               После отъезда Дуни

- горшки с бальзамином;                                                   - на окнах не было цветов;

- пёстрая занавеска;                                                         - всё показывало ветхость и небрежение;

- картинки на стенах;                                                        - те же картинки на стенах;

- свежий и бодрый старик;                                               - постарел, стал хилым стариком, давно не бритое лицо;

- начали беседовать, будто век были знакомы;                - не хотел разговаривать.

- пожелал мне доброго пути.

- Посмотрите, какая перемена произошла в станционном смотрителе. Почему так сильно изменилась его жизнь? (Обсуждение в группах. Примерный ответ: Всё, что было хорошего у отца - это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)

- Мы всё время говорим о чувствах Самсона Вырина, но героиней повести является и Дуня. Когда она уезжала, то уже была влюблена в гусара Минского, ею тоже руководила любовь к молодому человеку. И она уехала по своему желанию.

Дискуссионная карта

 -  Правильно ли поступила Дуня, уехав с гусаром?

Режим:

      групп – (7)

колл. –  (5)

  

Да                                                                                        Дискуссионный вопрос                                                               Нет

                                                                       Правильно ли поступила Дуня, уехав с гусаром?

- она его любила;                                                                                                                                             - должна была предупредить отца;

- он был богат, мог бы обеспечить всю её жизнь;                                                                                            - не приехала к отцу, не узнала, как он живёт;

- она думала, что вернётся к отцу.                                                                                                                  - доста    вила страдания родному человеку, предала его.

   ( Далее от каждой группы озвучивается по одному тезису в пользу «да» и в пользу «нет» - без повторений.)

- Запишите свою точку зрения, к которой вы склоняетесь.

Вывод учащихся: Любовь, какая бы она ни была, движет человеком. Она толкнула Самсона Вырина на решительные поступки, он хотел вернуть дочь любым способом.

 - А пошла ли на пользу Дуне любовь молодого человека? (Примерный ответ: Да, пошла, но она потеряла отца.)

- Когда она поняла свою ошибку?  (Примерный ответ: Только после смерти отца, но изменить уже ничего нельзя было.)

- Давайте вернёмся к теме урока и сделаем вывод, ответив на вопрос: почему для станционного смотрителя жизнь теряет смысл?  (Примерный ответ: Он теряет дочь, и вместе с тем теряет смысл жизни, ведь именно для Дуни он жил. Она была для него близким и любимым человеком, смыслом его жизни.)

3. Reflection

 Синквейн

          Режим: инд. (3)

                       колл.-   (2)

                        

 

                                                        Любовь

                                         Светлая, всепрощающая

                                         Радует, прощает, улыбается

                                         Чувство, сопровождающее всю жизнь

                                                           Счастье

           

Домашнее задание.

 Нарисовать кардиограмму чувств станционного смотрителя.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Почему для станционного смотрителя жизнь теряет смысл?» (по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель») »


Урок литературы в режиме критического мышления


Тема: «Почему для станционного смотрителя жизнь теряет смысл?» (по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)

Цель урока:

- создать условия для формирования такого понятия, как любовь к близкому человеку, честность;

- развивать воображение, чувства, способности анализа, синтеза, оценки;

- воспитывать нравственные качества.


1. Evocation Свободное письмо по опорным словам


Режим: инд.- (5) «Любовь»

групп.-(2) счастье

колл.- (3) уважение

понимание

радость

нежность

забота

Учащиеся обмениваются в группе своими мнениями, выбирают одну работу от группы для озвучивания.

2. Realisation of meining

- Можем ли мы с вами понимать слово любовь одинаково? Конечно же, нет. Для каждого из нас оно означает разное. Но с раннего детства мы сталкиваемся с любовью своих родных и близких, т.е. именно это чувство на протяжении всей жизни движет человеком.

- А что же было в основе всех поступков станционного смотрителя? (Примерный ответ: В основе всех поступков Самсона Вырина лежала любовь к дочери. Она была единственным близким и родным для него человеком. Он всю жизнь посвятил дочери Дуне.)

- Давайте сравним, какова была жизнь смотрителя до отъезда Дуни и после. Заполним таблицу:

Режим:

групп.- (7)

колл.- (6)

До отъезда Дуни

После отъезда Дуни

- горшки с бальзамином;

- на окнах не было цветов;

- пёстрая занавеска;

- всё показывало ветхость и небрежение;

- картинки на стенах;

- те же картинки на стенах;

- свежий и бодрый старик;

- постарел, стал хилым стариком, давно не бритое лицо;

- начали беседовать, будто век были знакомы;

- не хотел разговаривать.

- пожелал мне доброго пути.



- Посмотрите, какая перемена произошла в станционном смотрителе. Почему так сильно изменилась его жизнь? (Обсуждение в группах. Примерный ответ: Всё, что было хорошего у отца - это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)

- Мы всё время говорим о чувствах Самсона Вырина, но героиней повести является и Дуня. Когда она уезжала, то уже была влюблена в гусара Минского, ею тоже руководила любовь к молодому человеку. И она уехала по своему желанию.


Дискуссионная карта

Режим:

групп – (7)

колл. – (5)

- Правильно ли поступила Дуня, уехав с гусаром?


Да

Дискуссионный вопрос


Нет

- она его любила;

- он был богат, мог бы обеспечить всю её жизнь:

- она думала, что вернётся к отцу.

Правильно ли поступила Дуня, уехав с гусаром?

- должна была предупредить отца;

- не приехала к отцу, не узнала, как он живёт;

- доставила страдания родному человеку, предала его.

( Далее от каждой группы озвучивается по одному тезису в пользу «да» и в пользу «нет» - без повторений.)

- Запишите свою точку зрения, к которой вы склоняетесь.


Вывод учащихся: Любовь, какая бы она ни была, движет человеком. Она толкнула Самсона Вырина на решительные поступки, он хотел вернуть дочь любым способом.

- А пошла ли на пользу Дуне любовь молодого человека? (Примерный ответ: Да, пошла, но она потеряла отца.)

- Когда она поняла свою ошибку? (Примерный ответ: Только после смерти отца, но изменить уже ничего нельзя было.)

- Давайте вернёмся к теме урока и сделаем вывод, ответив на вопрос: почему для станционного смотрителя жизнь теряет смысл? (Примерный ответ: Он теряет дочь, и вместе с тем теряет смысл жизни, ведь именно для Дуни он жил. Она была для него близким и любимым человеком, смыслом его жизни.)


3. Reflection

Синквейн

Режим: инд. (3)

колл.- (2)

Любовь

Светлая, всепрощающая

Радует, прощает, улыбается

Чувство, сопровождающее всю жизнь

Счастье

Домашнее задание.

Нарисовать кардиограмму чувств станционного смотрителя.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Гайфуллина Дина Александровна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119314


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства