kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести А.С. Грина «Алые паруса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предпологает систематиацию и обобщение знаний по творчеству А.Грина и его повести-феерии "Алые паруса". Цель урока: выяснить, как относиться к повести жестокая реальность жизни и романтическая мечта. А также ответить на главный вопрос как романтическая мечта помогает человеку пережить жестокую реальность жизни. технология урока: прблемно-исследовательская. В уроке использованы следующие методы: анализ текста произведения, опрос, работа в группах, обощение и творческий вывод, а такжу метод творческих проектов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести А.С. Грина «Алые паруса»»

Тема: Победа романтической мечты над реальностью жизни

в повести А.С. Грина «Алые паруса»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Технология: проблемно-исследовательская.

Цель: выяснить, как соотносится в повести жестокая реальность жизни и

романтическая мечта

Задачи: *выяснить, что такое мечта;

*как помогает мечта героям повести;

*как помогло умение мечтать автору повести А. Грину выжить;

*нужно ли мечтать?

Гипотеза: романтическая мечта помогает человеку пережить жестокую

реальность жизни

Исследовательские методы: анализ текста произведения и словаря; опрос,

обобщение, творческий вывод

План работы по проекту:*разделить класс на группы для эффективности

исследования;

*распределить задания по группам;

*провести исследование текста повести

*подвести итоги работы по проекту

Доска, большой корабль с алыми парусами (творческий проект группы), музыка

Э. Грига.

Ход урока

«Разобьется сердце на осколки,

Если мы разучимся мечтать…»


  1. Организационный момент

  2. Актуализация учебных знаний

Начинается урок с чтения стихотворения Бориса Чичибабина «Памяти Грина» (презентация, стихотворение читаю в начале урока под музыку Грига «Утро»):

^ Шесть русских прозаиков, которых бы

Взял бы с собой в пустыню, это:

Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов,

Пришвин и – Александр Грин.

Какой мне юный мир на старость лет

Подарен!

Кто хочешь, приходи - поделим

Пополам.

За верность детским снам о как я благодарен

Бегущей по волнам и Алым парусам…


Учитель: Дома вы должны были подобрать цитаты самого Грина, других писателей, в

которых бы раскрывалась личность автора.

Задание: из каждой цитаты школьники выбирают слово, словосочетание, деталь характера, своеобразие облика, которые «зацепили» воображение, выделились из ряда.

«Александра Грина отличали дар могучего воображения, чистота чувств и застенчивая улыбка» (К.Паустовский «Жизнь Александра Грина»)

«Я любил шум леса, запах мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль болот, треск крыльев дикой птицы, выстрелы, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить» (А. Грин «Автобиографическая повесть»)

«А. Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, он был еще и тонким психологом. Он писал о самопожертвовании, мужестве – героических чертах, заложенных в обычных людях…»- писал К. Паустовский.

«Мир идет под уклон. Человечество катится в пропасть. Как честный пират заявляю, что я никогда не перестану сражаться за свое право дышать свежими морскими ветрами!» (А. Грин)

«Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось их непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить», - писал К. Паустовский.

Каким же мы узнали Грина? (опорные слова появляются на доске)

Учащиеся (образ Грина):

-мечтатель;

-романтик;

-добрый сказочник;

-человек, проделавший большой жизненный путь.

III.Экспресс-опрос.

*Основное содержание повести.

*Есть ли в содержании упоминание о мечте?

*А что такое мечта?

Ответы учащихся обобщаются формулировкой значения слово«мечта»,данного

в словаре С.И.Ожегова.


IV.Работа по группам. Анализ текста повести. Задания группам.

1.История жизни Ассоль. 1.История жизни Грея.

2.Отношение к ней окружающих. 2.Отношения с окружающими.

3.Портрет Ассоль. 3.Портрет Грея.

4.Отличие жизни деревни от жизни семьи Лонгрена.

Вывод по группам.

Ассоль и Грей одиноки среди окружающих. «...дети Каперны вычеркнули раз и

навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания».

«Отец Грея удалил из замка всех детей служащих, опасаясь, что благодаря

низкому обществу прихоти мальчика превратятся в склонности, трудно

искоренимые».

Ассоль и Грей наделены умением видеть и ценить природу. Гл.3 «Проснувшись,

Грей...» до «...дикую прелесть». Гл.4 «Так волнуясь и блестя...» до «...алую

рябь».

Они способны фантазировать.Гл.2 «Обернувшись к выходу...» до «...связь с

бурей исчезла». Гл.4 «Из заросли поднялся корабль...» до «...просто усталость».

В отличиях жизни деревни и жизни Лонгрена главное- отношения. Лонгрен был

непохож на других. Он умел любить, чего, по его мнению, не умели жители

Каперны.

МЕЧТА=СКАЗКА=ЧУДО.


V.Рассказ учителя о жизни А.Грина. Обращается внимание на жестокую

реальность жизни писателя, которую он сумел одолеть верой в мечту.

МЕЧТА ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ЖЕСТОКУЮ

РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ!

VI.Беседа.

1.Есть ли чудо в том, что сбылась мечта Ассоль?

2.Помог ли Грей осуществлению мечты Ассоль?

3.Откуда появилось у Грея желание помогать людям? Гл.2. «Распятие Христа»,

«Случай с Бетси».

VII.Фронтальный опрос. Работа по теории литературы. Жанр феерии.

Что испытывает человек, когда сбывается его мечта? Чтобы выразить эти чувства,

А.Грин использовал жанр феерии.(Определение жанра по словарю

литературоведческих терминов)


VIII. Подведение итогов.

Какой же знак должен быть в конце фразы:

«Мечтать не вредно...»? Конечно! Полезно мечтать о чуде, а еще лучше делать чудеса! Ведь, по мнению А.Грина,чудо - это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощенье и — вовремя сказанное, нужное слово».

Алые паруса стали символом мечты в нашей жизни. А вы любите мечтать? Может быть, не о всякой мечте хочется рассказывать, но все же... Представьте себе, что этот корабль с алыми парусами поможет исполнится вашей мечте. Какая она? Поведайте всем! учащиеся прикрепляют к нарисованному паруснику с алыми парусами листок с написанной на нем своей мечтой)


VII.Выводы по проекту:

*исследуя текст повести, учащиеся пришли к выводу, что вера в мечту помогла Ассоль и Грею переживать жестокие обстоятельства рельной жизни;

*вера в мечту помогала А.Грину переживать трудности реальной жизни;

*человек радуется, когда мечта сбывается; автору повести удалось передать ликование чувств героев с помощью жанра «феерия»;

*мечтать не вредно, а просто необходимо, тогда жестокая реальность жизни будет преодолена;

*гипотеза подтвердилась— романтическая мечта помогает человеку преодолевать жестокую реальность жизни.


VIII. Обобщение по уроку. Что нового вы узнали на уроке?

Оценки за работу на уроке.


IX. Домашнее задание.

Прочитать рассказ А.И. Платонова «Неизвестный цветок» Составить характеристику (синквейн для сильных учеников) героев.













Контрольные вопросы по творчеству А. С. Грина

1. В каком городе учился и провел детство А. Грин?

2. Какая у него настоящая фамилия, почему?

3. О чем с детства мечтал А. Грин? Осуществилась ли его мечта?

4. Назвать профессии, по которым работал писатель.

5. За что был не раз арестован?

6. В каких черноморских портах жил и работал?

7. Был ли в заграничном плавании. Если да, то где?

8. Какое место на карте России больше всего любил А. Грин?

9. Где жил последние годы и умер?

10. Что оригинальное стоит вместо памятника на его могиле?

11. Вблизи какого города происходит действие феерии «Алые паруса»?

12. Какие названия городов Гринландии вы знаете?

13. Как название деревни, где жила Ассоль?

14. Как имя капитана Грея? Кто он по происхождению?

15. Как имя отца Ассоль?

16. Каково название корабля капитана Грея?

17. Как звучит главная фраза повести «Алые паруса»?

18. Как звали легендарную девушку в романе «Бегущая по волнам»?

19. Назовите как можно больше книг А. Грина.

20. О чем книга «Блистающий мир»?

21. Запомнится ли вам творчество А. Грина? Почему?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести А.С. Грина «Алые паруса»

Автор: Коваль Наталья Владимировна

Дата: 03.03.2016

Номер свидетельства: 301926

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью."
    ["seo_title"] => string(80) "a_s_grin_rasskaz_o_pisatele_alye_parusa_pobeda_romanticheskoi_mechty_nad_realnos"
    ["file_id"] => string(6) "494937"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1547295310"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства