kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Победитель в русской литературе (В.Аксёнов "Победитель". А.Грин "Победитель", Ю.Трифонов "Победа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача учителя: сопоставить  три произведения, объединённых одной темой

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Победитель в русской литературе (В.Аксёнов "Победитель". А.Грин "Победитель", Ю.Трифонов "Победа"»

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования




Проект

по чековым курсам повышения квалификации

сроки (9.09 -13.09.2019)

по программе «Методологические и дидактические подходы к обучению русскому языку и литературе при внедрении ФГОС СОО.»


Методическая разработка на тему:

«Сопоставительный анализ произведений, объединённых одной темой, на уроках литературы в 11 классе (В. Аксёнов «Победа», Ю. Трифонов «Победитель», А.Грин «Победитель»»







Выполнила:

учитель русского языка

МБОУ СОШ №149

города Самара

Промышленного района


Цыбульникова Ольга Михайловна

Самара 2019

Задача учителя разобрать на уроке три рассказа : В.Аксёнов «Победа»

Ю.Трифонов «Победитель»

А.Грин «Победитель»


Планируемые результаты: определение идейно - эстетической направленности изучаемых произведений.

Универсальные учебные действия

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в изучаемом произведении.

Регулятивные: выбирать действия в связи с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Личностные результаты: формировать навыки исследовательской деятельности, готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Практическая работа на уроке. Составление таблицы «Речь персонажей произведений как средство их характеристики»


Толковый словарь. Победа 1.Успех в бою, в войне.

2.Успех в соревновании

3. Успех в борьбе за что- либо

4. Успех в любых делах


Вопросы к рассказам Аксёнова и Трифонова

- Как вы думаете, почему именно в шестидесятые годы появляются рассказы с названием «Победа» и «Победитель» ? (Конец «оттепели»)

- Почему именно в это время само понятие победы нуждается в корректировке?

-Что, кроме названия, объединяет эти два рассказа? ( Истинный победитель-это не триумфатор. В рассказе Трифонова участник олимпиады 1900 года жив, ему 98 лет. Всё умерли, а он жив. Во время забега он пришёл к финишу последним. Он не стал тогда победителем. Сейчас он в каталке. Это грязный старик. Сам себя он не может обслуживать. Когда его вкатывают, его голова кажется похожей на пробку. Лысые дёсны. «И вдруг во время разговора с репортёром в его тёмно - карих глазах загорается электрическая нить» . Он говорит : « Я победитель!» Все уже прибежали, а я ещё бегу! Как можно дольше задержаться в мире- тоже победа. Однако журналист Базиль, разговаривающий с этим стариком, позже говорит друзьям: « Нет, не хочу так жить. Всё, что угодно, но не дотлевать» В конце произведения он смотрит на небо, видит звезду и думает: « Нет, жить как можно дольше».

В.Аксёнов «Победа». Ключевые слова: поезд, шахматы, гроссмейстер, случайный спутник, хиляк, запах от Diora, запах казармы, золотой жетон.

ГО увидел известного гроссмейстера, загорелся сыграть в шахматы с ним и победить.»Сыграем что ли?» И соревнование мировоззрений начинается.Шахматы постепенно смешиваются с жизнью. У каждого свои ассоциации. У Аксёнова гроссмейстер проиграл шахматную партию ГО , но одержал моральную победу над ГО .Моральная победа в том, чтобы спасти себя. Мы сохранили себя, спасли для творчества. В жизни побеждает умный. Ещё А.С.Пушкин говорил:

«Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца»


- Какая черта облика ГО бросается в глаза? (розовый лоб) Это сошлись два мировоззрения: сила и интеллект. На шахматной доске не чёрные и белые, а два взгляда на жизнь. Дураки будут всегда их «не сеют, не жнут, они сами рождаются»

Как понять слова Б. Пастернака : «Я ими всеми побеждён. И только в том моя победа»

Рассказ А.Грина «Победитель»

-Кто такой Геннисон? ( талантливый скульптор, самоуверенный человек)

-Почему он возлагает большие надежды на победу? (считает себя непревзойдённым, талантливым скульптором)

-Какую статую предлагает он на конкурс? (Женщина, ведущая младенца к вершине знания)

- Что символизирует эта статуя?

- Герой рассказа Грина так и не стал победителем конкурса, почему же автор назвал своё произведение «Победитель»?

-Каким человеком надо быть, чтобы принести себя, своё творчество в жертву во имя высшей справедливости? (Сильным)

-Как вы относитесь к выражению «Победить любой ценой»?

Вывод: победа бывает разная.1. Над обстоятельствами

2. Проиграть дураку- спасти себя, не связываться с ним.

3. Победа над собой. Умение признать , что есть кто-то лучше тебя в профессии








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Цыбульникова Ольга Михайловна

Дата: 26.06.2020

Номер свидетельства: 554166


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства