Просмотр содержимого документа
«Победитель в русской литературе (В.Аксёнов "Победитель". А.Грин "Победитель", Ю.Трифонов "Победа"»
Министерство образования и науки РФ
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Проект
по чековым курсам повышения квалификации
сроки (9.09 -13.09.2019)
по программе «Методологические и дидактические подходы к обучению русскому языку и литературе при внедрении ФГОС СОО.»
Методическая разработка на тему:
«Сопоставительный анализ произведений, объединённых одной темой, на уроках литературы в 11 классе (В. Аксёнов «Победа», Ю. Трифонов «Победитель», А.Грин «Победитель»»
Выполнила:
учитель русского языка
МБОУ СОШ №149
города Самара
Промышленного района
Цыбульникова Ольга Михайловна
Самара 2019
Задача учителя разобрать на уроке три рассказа : В.Аксёнов «Победа»
Ю.Трифонов «Победитель»
А.Грин «Победитель»
Планируемые результаты: определение идейно - эстетической направленности изучаемых произведений.
Универсальные учебные действия
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в изучаемом произведении.
Регулятивные: выбирать действия в связи с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.
Личностные результаты: формировать навыки исследовательской деятельности, готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Практическая работа на уроке. Составление таблицы «Речь персонажей произведений как средство их характеристики»
Толковый словарь. Победа 1.Успех в бою, в войне.
2.Успех в соревновании
3. Успех в борьбе за что- либо
4. Успех в любых делах
Вопросы к рассказам Аксёнова и Трифонова
- Как вы думаете, почему именно в шестидесятые годы появляются рассказы с названием «Победа» и «Победитель» ? (Конец «оттепели»)
- Почему именно в это время само понятие победы нуждается в корректировке?
-Что, кроме названия, объединяет эти два рассказа? ( Истинный победитель-это не триумфатор. В рассказе Трифонова участник олимпиады 1900 года жив, ему 98 лет. Всё умерли, а он жив. Во время забега он пришёл к финишу последним. Он не стал тогда победителем. Сейчас он в каталке. Это грязный старик. Сам себя он не может обслуживать. Когда его вкатывают, его голова кажется похожей на пробку. Лысые дёсны. «И вдруг во время разговора с репортёром в его тёмно - карих глазах загорается электрическая нить» . Он говорит : « Я победитель!» Все уже прибежали, а я ещё бегу! Как можно дольше задержаться в мире- тоже победа. Однако журналист Базиль, разговаривающий с этим стариком, позже говорит друзьям: « Нет, не хочу так жить. Всё, что угодно, но не дотлевать» В конце произведения он смотрит на небо, видит звезду и думает: « Нет, жить как можно дольше».
В.Аксёнов «Победа». Ключевые слова: поезд, шахматы, гроссмейстер, случайный спутник, хиляк, запах от Diora, запах казармы, золотой жетон.
ГО увидел известного гроссмейстера, загорелся сыграть в шахматы с ним и победить.»Сыграем что ли?» И соревнование мировоззрений начинается.Шахматы постепенно смешиваются с жизнью. У каждого свои ассоциации. У Аксёнова гроссмейстер проиграл шахматную партию ГО , но одержал моральную победу над ГО .Моральная победа в том, чтобы спасти себя. Мы сохранили себя, спасли для творчества. В жизни побеждает умный. Ещё А.С.Пушкин говорил:
«Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца»
- Какая черта облика ГО бросается в глаза? (розовый лоб) Это сошлись два мировоззрения: сила и интеллект. На шахматной доске не чёрные и белые, а два взгляда на жизнь. Дураки будут всегда их «не сеют, не жнут, они сами рождаются»
Как понять слова Б. Пастернака : «Я ими всеми побеждён. И только в том моя победа»
Рассказ А.Грина «Победитель»
-Кто такой Геннисон? ( талантливый скульптор, самоуверенный человек)
-Почему он возлагает большие надежды на победу? (считает себя непревзойдённым, талантливым скульптором)
-Какую статую предлагает он на конкурс? (Женщина, ведущая младенца к вершине знания)
- Что символизирует эта статуя?
- Герой рассказа Грина так и не стал победителем конкурса, почему же автор назвал своё произведение «Победитель»?
-Каким человеком надо быть, чтобы принести себя, своё творчество в жертву во имя высшей справедливости? (Сильным)
-Как вы относитесь к выражению «Победить любой ценой»?
Вывод: победа бывает разная.1. Над обстоятельствами
2. Проиграть дураку- спасти себя, не связываться с ним.
3. Победа над собой. Умение признать , что есть кто-то лучше тебя в профессии