kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты….

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты….»

Тема: По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты….

Предмет

литература

Класс

5

Тип урока

заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро». ОНЗ

Тема урока

По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты….

Цель урока

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской

Основное содержание темы, термины, понятия

Пейзаж, комментирование, анализ, “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”

Форма урока

Эвристическая беседа с использованием интерактивной доски, работы в группах

Технология

Технология развития критического мышления ТРКМЧП

Методы обучения

Эвристический, частично-поисковый, исследовательский

Форма обучения

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Средства обучения

Тексты произведений, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер

Оформление

Портрет Астафьева, текст рассказа, видеофильм «Таинственный лес», Презентация в Smart Notebook , Васюткина карта

Планируемый результат

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа.

Контролирует процесс и результаты своей деятельности

Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом и дополнительной литературой.

Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Оценивание содержания рассказа Астафьева

Умеет действовать по плану

Работает с ИКТ;

Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном


Умение прогнозировать результат.

Анализировать эпизод

Развитие речи и творческих способностей учащихся


Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера

Умение структурировать знания по теме.

Умение ставить вопрос



Осознанное построение речевого высказывания в устной речи

Умение точно выражать свои мысли

Этапы урока

1 этап «Организационный»

Цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Создать позитивный настрой

у учащихся

Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое.

Слушают учителя

Настроились позитивно на работу

2 этап.

Постановка цели и задач урока.

ТРКМЧП Стадия «Вызов»

Сформировать тему и задачи урока

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем?

Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

•Она величественна и похожа на океан.

•Она щедра и сурова.

•Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

•Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

•Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России. ТАЙГА. Слайд 2

Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?”(Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Вторая часть “ребуса”:

•Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.

•Он беззащитный и в то же время сильный.

•Он сын и одновременно хозяин.

•Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

•Он совершает ошибку и исправляет ее.

Открывается слайд 3 с Васюткой

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”. Василий - властелин, хозяин

Какое противоречие возникает из сказанного?

Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге.Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”.

Но не только самообладание помогло герою. Что же еще?

Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

- Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

Проблемные вопросы сегодняшнего урока (на доске)

Природа – друг или враг?

Спасение Васютки – чудо или закономерность?

Какие уроки дает природа герою и читателю?

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока:

По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты” Записать(Слайд 4-й)


Проявить интерес к поставленной цели.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Личностные: умение сотрудничать с учителем и учащимися.

Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию.

Коммуникативные: умение управлять своим поведением.


Внимание на доску. «Как бы вы повели себя, заблудившись в лесу». (На слайде)

Задание: обсудите в группах и расположите пункты памятки «Поведение в лесу» в нужном порядке.

На выполнение задания 1минута


Обсуждение в группах,

сортировка на доске

Регулятивные: выполнять учебное действие (записать по порядку план). Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку.

ТРКМЧП 3 этап. Стадия «Осмысление»

Цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Повторение того, что необходимо к изучению нового материала: знание текста

-С чего начинается рассказ? (с описания озера)

-Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдёт с главным героем?

(Васютка найдёт озеро, которого нет на карте)

Учитель включает видеосюжет , учащиеся следят по тексту рассказа

ВИДЕО

Читая и слушая этот отрывок, мы чувствуем, что о Васютке, 13-летнем мальчике, автор говорит с уважением.

Почему Васютка не по годам мудр?

Кто был его учителем?

-Почему Васютка отправился в тайгу?

(Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.)

-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?

Почему Васютка не стал спорить с матерью перед походом в тайгу? (Таков старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички).

(стр. 127)


Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод

4 этап

«Освоение новых знаний» (ОНЗ)

Цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Отработка навыков комментированного чтения,




Познавательные:уметь объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы

Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли.

Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте мы с вами составим план того, что необходимо взять с собой в лес? Работа в группах 1 минута

Внимание на доску, найдите те предметы, которые необходимо взять с собой в лес

Молодцы, а теперь вернемся к нашему вопросу

Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

Васютка испугался, потому что он ребенок. Его охватило отчаяние, природа испугала сначала его

Работают в группах

Как удалось Васютке выжить в тайге

Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо?

Четыре дня в тайге…КартаСлайд 8

Он вспомнил слова деда, потому что он оказал на мальчика большое влияние

Что он сделал в первую очередь? Стр. 133

Васютка разжег костер, у костра он вел себя как взрослый человек.

Как он приготовил себе еду?

Когда он готовил себе еду, то оценил наставления матери о хлебе

В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать? Стр.133

Не взял соль, мало хлеба


5 этап

«Проверка понимания»

Цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат


Формировать умения работать с активной доской,

Какие черты характера обнаружились

в мальчике?



регулятивные: уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации ( в группе).

коммуникативные:

уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли.

познавательные: находить и выделять необходимую информацию; решать учебные задачи с помощью инструментов ИКТ, свободно ориентироваться в тексте

Чтение эпизода «Тайга» стр. 136. Тайга..Тайга..до слов.. она растворялась в них

Учащиеся читают

Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной»?

Как почувствовал себя мальчик в этот момент?

Работа в группах

Какие подсказки дает Васютке природа, какие ловушки расставляет?




Работают в группах

6 этап «Закрепление»

Цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.


Работа в группах. Задание: сортировка продуктов – кладовая природы, забота матери. СЛАЙД

Мать-природа (Макошь – славянская богиня плодородия) и Енисей-батюшка указывают Васютке выход к дому, к родителям, к тому, о чем тосковал всю жизнь сам писатель, лишившийся родителей слишком рано.

Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу.




Продолжаем работу в группах

Интересен и богат язык произведения.

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

(туман) молочный, клейкий, неподвижный; (

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая.



Работают в группах

Познавательные: самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос; структурировать знания по теме « В.П.Астафьев «Васюткино озеро. Природа и человек»; осознанное построение высказывания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, работать в группе


Поведение Васютки в лесу

-Страшно ли было Васютке? Почему?

(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

- Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл. (отца и дедушки),

(Тайга наша кормилица, хлипких не любит)


Рассказать, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Смекалка, вера в себя, сноровка помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях


Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке.

Мальчик постоянно размышляет, у него пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии


Васюткино озеро. Почему озеро назвали именем мальчика? Какие подсказки дало Васютке озеро? Слайд. Гудок, белая рыба, течение

Васютка нашел озеро, полное рыбы и открывает его людям.


7 этап ТРКМЧП «Рефлексия»

Цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.


Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна

Зачитывают синквейны(2-3)

Чему можно научиться у Васютки?

Чем является природа для Васютки?

Ответы учащихся.

(учителем и другом)

Слово учителя

Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостива. Природа – зеркало души

Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.

Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

На слайде презентации стихотворение.

Учитель читает наизусть

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты

Ты в сердце сохранишь навеки,

И озеро, как символ чистоты,

Тебе откроется, пусть на изломе лета.

Увидишь в струях чистого ручья

Природы первозданной отраженье,

И собственная грешная душа

Почувствует истоки очищенья.

Вольется в сердце неба синева,

И звезд на небе тихое мерцание,

И щебет птиц, и росная трава -

Васюткиного озера сияние!


Синквейн

Вместе: Природа

Самостоятельно: Васютка
















Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни.

У него можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству


Регулятивные: оценка достигнутых результатов.

Личностные: нравственно-этическая ориентация


8 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению»


Цель

Задание на дом:

Деятельность ученика

Планируемый результат

Объяснение домашнего задания

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”,“Зарубки на сердце”.

Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы

Они будут прикреплены к файлу в «Дневнике.ру»

принимают и сохраняют задачу.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты….

Автор: Лошакова Елена Вячеславовна

Дата: 14.12.2020

Номер свидетельства: 567042


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства