По страницам произведений Астрид Линдгрен. Урок внеклассного чтения в 5 классе.
По страницам произведений Астрид Линдгрен. Урок внеклассного чтения в 5 классе.
Урок внеклассного чтения знакомит с жизнью и творчеством шведской писательницы Астрид Линдгрен. Удивительные книги подарила миру эта необыкновенная женщина. Нет ни одного человека в мире ,не знакомого с героями ее повестей. Занятие развивает эстетическое чувство обучающихся, развивает навыки пересказа и умения аргументировать свою точку зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«По страницам произведений Астрид Линдгрен. Урок внеклассного чтения в 5 классе. »
Внеклассное чтение. 5 класс
Урок – презентация.
По страницам произведений Астрид Линдгрен.
Цели урока:
знакомство с творчеством А. Линдгрен;
развитие умения пересказывать;
развитие эстетического чувства учащихся.
Опережающее задание:
прочитать произведения А. Линдгрен; сделать иллюстрации, подготовить очерк жизни писательницы
Оборудование:
портрет писательницы, выставка книг А. Линдгрен; иллюстрации учащихся к произведениям, компьютерная презентация, видеофильм.
Ход урока:
I. Слово учителя.
Сегодня у нас урок, посвященный творчеству знаменитой детской писательницы из Швеции Астрид Линдгрен. Посмотрите, какие прекрасные книги подарила миру эта удивительная женщина. Несмотря на свой преклонный возраст, А.Линдгрен говорит о себе так: «Почему я пишу для детей? В моей груди, несмотря на годы, бьется сердце семилетнего ребенка».
«Чего только нет в этой голове! Да она полным полна выдумок!» – восхищалась Астрид ее подруга Ольга Карлсон, однофамилица знаменитого Карлсона.
Сегодня мы узнаем, как появились на свет многие герои, откроем для себя волшебный мир писательницы. Перелистаем страницы жизни и творчества А.Линдгрен.
II. Сообщения учащихся
Библиограф 1:
Всемирно известная шведская писательница родилась 14 ноября 1907г в семье крестьянина близ небольшого городка Виммербю. Там много странных церквей и поросших травой развалин. В этом краю жили сказки легенды и предания. Родители Астрид были прекрасные люди – трудолюбивые, любящие, добрые. В этой трудовой семье царила атмосфера дружбы и взаимной любви.
Библиограф 2:
Все дети выросли отличными людьми, и больше того – все оказались людьми талантливыми: брат Астрид, стал членом шведского парламента и писал ироничные и остроумные политические сатиры, сестра Стина – переводчицей, а Ингренд - журналисткой.
Библиограф 3:
Знакомство с родным фольклором развивало воображение детей, будило их фантазию. Именно в детстве – источник всего творчества. Знаменитый французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери писал:”Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.”
Линдгрен наделена редким даром. В её душе до сих пор живёт ребенок, живёт она сама – такая, какой была во времена своего детства.
Учитель:
Писательница дорожит доверием своих маленьких читателей и хочет быть совершенно искренней, правдивой. Линдгрен – человек очень необычный, оригинальный. Ей есть о чём рассказать детям, т.е. знает, какой должна быть настоящая детская книга.
В мире фантазий Линдгрен, который она называет самым большим из всех королевств, царят доброта и любовь, он полон чудесных, весёлых приключений, игр и юмора.
Библиограф 4:
Линдгрен – автор свыше 35 книг. Она – лауреат многих национальных шведских и международных премий.
Есть у Линдгрен и очень весёлый орден – орден Улыбки, вручаемый любимому детскому писателю польскими детьми. Есть и Международная Золотая медаль Ханса Христиана Андерсена, которая присуждается лучшим писателям и иллюстраторам детских книг.
Учитель:
– А. Линдгрен – лауреат премий Г.Х. Андерсена. А еще Линдгрен называют «Андерсеном наших дней».
Мне бы хотелось, чтобы к концу урока вы смогли ответить на один вопрос: «Почему же Астрид Линдгрен называют « Андерсеном наших дней»?
III. Беседа с классом.
– А теперь перечислите, пожалуйста, самые популярные произведения этой писательницы.
(«Малыш и Карлсон», «Расмус – бродяга», «Рони – дочь разбойника», «Пеппи Длинныйчулок», «Мио, мой, Мио!», «Приключения Калле Блюмквиста».)
– Пожалуй, самой любимой повестью Линдгрен для детей является книга «Малыш и Карлсон». Вспомним эпизод знакомства этих героев в повести.
IV.Просмотр видеоролика. Сцена знакомства Малыша и Карлсона
– Посмотрите, на доске вы видите свои рисунки к этой повести. Расскажите, какие фрагменты повествования они иллюстрируют.
V. Устное рассказывание 3-5 человек
Учитель:
– Что вы знаете о создании веселых приключений Пеппилоты?
Не менее 2-х поколений детей и взрослых нашей страны привыкли называть веселую рыжеволосую девочку в разных чулках, героиню повести Астрид Линдгрен, именно так: Пеппи. Однако писательница называет ее Пеппи, потому что так зовут шведских девочек.
– Пеппи Длинныйчулок! Удивительно даже появление её на свет. Маленькая дочь Астрид Линдгрен – Карен, которой было 7 лет, лежала больна, и каждый вечер мама что-нибудь ей рассказывала. Однажды, в один из таких вечеров, Линдгрен спросила её: «О чем сегодня тебе рассказать?» «Расскажи о Пеппи Длинныйчулок»,– ответила дочь.
Это имя она придумала в ту самую минуту, и, так как оно было необычным, Астрид тоже придумала под стать имени необычную девочку. Несколько лет подряд она регулярно рассказывала Карин о Пеппи, но и не думала писать о ней книгу…
Но вот как-то вечером, когда шел снег, а на улицах было скользко, Линдгрен упала и сломала ногу. Во время болезни она начала стенографировать свои истории о Пеппи, решив преподнести рукопись в подарок ко дню рождения дочери.
А потом, уже готовую, взяла и отправила в издательство.
Так вот и началась эта история. А в 1945 году выпустила 1 часть трилогии «Пеппи Длинныйчулок», за которой последовали в 1946году «Пеппи Длинныйчулок садится на корабль», а в 1948 году – «Пеппи Длинныйчулок в стране Курренурредутов»
Пеппи бесстрашна и наделена изумительным даром фантазии. Ну, у кого из детей найдётся, как у этой девочки, целый чемодан с деньгами! Пеппи обладает огромной физической силой: она может поднять циркового артиста, разбросать в разные стороны полицейских и воров! Её собственному отцу, капитану Эфроиму Длинныйчулок, никак не справиться с дочерью. Да, у Пеппи есть отец, шведский капитан, силач, гроза морей, который стал негритянским королём на островах далёких южных морей. А мама её давно умерла.
Всё, что происходит с Пеппи, – её мечта. Мечта одинокого, лишенного отца и матери ребёнка. Да, Пеппи придумывает себе отца – негритянского короля. Но это для того, чтобы скрасить своё одиночество. Пеппи сказочно богата. Но это для того, чтобы не оказаться беззащитной в огромном мире, где полицейские хотят отправить её в детский дом, а бродяги – отнять деньги. Пеппи сочиняет немыслимые истории. Но это для того, чтобы развлечь себя в часы одиночества. Необыкновенные рассказы Пеппи – самое обыкновенное враньё, в чем со свойственным ей чистосердечием тут же признаётся девочка. Пеппи сама ужасно переживает, что ей приходится говорить неправду, но ничего не может с собой поделать.
Пеппидлинный чулок – умная и находчивая, добрая и человечная – подлинная героиня книги. И потому так любят Пеппи её друзья – Томми и Анника и все жители шведского городка и южных островов. Пеппи покорила детей и взрослых. Она весела, смешлива, остроумна. Она живёт в мире справедливости и счастья. И потому не желает становиться взрослой.
VI. Работа с текстом.
– Назовите полное имя этой удивительной девочки?
(Пеппилотта – Виктуалина – Рольгардина – Хрусмюнта – Эфранмсдоттер – Длинный чулок, дочь капитана Эфраима Длинныйчулок)
– Найдите в тексте произведения, как описывает свою героиню Астрид Линдгрен
VIII. Инсценировка. Сцена знакомства Пеппи с Томми и Анникой.
– Вспомните и перескажите самые любимые эпизоды из повести «Пеппидлинный чулок». (Устное рассказывание 3-5 человек.)
IX.Викторина
–Теперь ответьте на вопросы, которые ещё раз проведут нас по страницам увлекательных книг Астрид Линдгрен.
Малыш звал фрекен Бок домомучительницей, а она просила называть её…? (домоправительница)
Как назывался корабль, на котором плавали Пеппи и её отец: («Попрыгунья»)
Коробка, которая так поразила Карлсона и куда мечтала попасть фрекен Бок? (телевизор)
Подарок Карлсона Малышу в день его рождения. (Свисток).
Лучшие друзья Пеппи? (Томми, Анника)
Кличка щенка, которого подарили Малышу в день его рождения. (Бимбо)
Имя фрекен Бок (Хильдур)
Город, где родился и жил Малыш. (Стокгольм)
Фамилия Малыша. (Свантесон)
Жулики и воры в повести «Малыш и Карлсон». (Филле и Рулле)
Самое лучшее сокровище Пеппилотты, которое она носила с собой в большом чемодане. (Якорь)
Профессия человека, первым увидевшего домик Карлсона, но вскоре забывшего об этом. (Трубочист)
VIII. Подведение итогов.
– Итак, мы с вами сегодня путешествовали по произведениям Астрид Линдгрен, ещё раз окунулись в мир её творчества. А теперь ответьте на вопрос: почему Астрид Линдгрен называют «Андерсеном наших дней»?
– Сравните героев этих двух писателей?
– Что их объединяет?
– Вы правы, Линдгрен можно назвать Андерсеном наших дней, т.к. она, как и Андерсен, посвятила свои произведения детям. Её книги, как и книги Андерсена, учат доброте, честности, гуманности. Учат не только детей, но и взрослых.
IX. Домашнее задание:
Дайте письменный аргументированный ответ на вопрос: Чему учат произведения А.Линдгрен?