kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

По принципу гуманности. Е.Носов " Белый гусь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок вошёл в  элективный курс по литературе для 9 класса "Твой выбор". Урок построен на  основе технологии критического мышления. Используется метод чтения с остановками, исследование текста ( работа над выразительными средствами языка), составление ассоциативного ряда. Урок заканчивается составлением синквейна. В качестве домашнего задания предлагаю написать эссе "Мог ли Белый гусь поступить иначе?"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«По принципу гуманности. Е.Носов " Белый гусь" »

Тема: По принципу гуманности. « Е.Носов « Белый гусь».

Цель:

  • Обсуждение проблемы гуманного отношения к беззащитным и ответственность за их жизни;

  • Обратить внимание на роль пейзажа в осуществлении авторского замысла;

  • Повторить художественные средства выразительности и определить их роль в раскрытии основной мысли.





Сценарий занятия:

  1. Оргмомент.

  2. В начале занятия использую приём «Чтение с остановками». Объявляю автора произведения и название рассказа.

- Как вы думаете, о ком будет рассказ?

- Что вы знаете о такой домашней птице как гусь? ( предлагаю свои ответы записать в тетради). Какие ассоциации вызывает у вас слово «гусь»? ( записать в тетради)

( домашняя птица, гусь с яблоками)

3. Начинаю читать рассказ Е.Носова « Белый гусь» и предлагаю учащимся заполнять таблицу:


Образ гуся в рассказе

Описание


Действия гуся


Отношение автора к гусю




Читаю 1 эпизод:

Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. 
Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой, растележенной дороге, не замарав ни единого перышка. 
Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды. 
Собственно, головы у него, казалось, и не было. Вместо нее прямо к шее был прикреплен огромный, цвета апельсиновой корки клюв с какой-то не то шишкой, не то рогом на переносье. Больше всего эта шишка походила на кокарду. 
Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши. Если же он при этом издавал свой крик, в лугах у доярок звонко звенели подойники. 
Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге. В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно. На него засматривались лучшие гусыни деревни. Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокаленные солнцем песчаные пляжи - его, самые сочные участки луга - тоже его. 
Но самое главное - то, что плес, на котором я устроил приваду, Белый гусь считал тоже своим. Из-за этого плеса у нас с ним давняя тяжба. Он меня просто не признавал. То он кильватерным строем ведет всю свою гусиную армаду прямо на удочки да еще задержится и долбанет подвернувшийся поплавок. То затеет всей компанией купание как раз у противоположного берега. А купание-то это с гоготом, с хлопаньем крыльев, с догонялками и прятками под водой. А нет - устраивает драку с соседней стаей, после которой долго по реке плывут вырванные перья и стоит такой гам, такое бахвальство, что о поклевках и думать нечего. 
Много раз он поедал из банки червей, утаскивал куканы с рыбой. Делал это не воровски, а все с той же степенной неторопливостью и сознанием своей власти на реке. Очевидно, Белый гусь считал, что все в этом мире существует только для него одного, и, наверное, очень бы удивился, если бы узнал, что сам-то он принадлежит деревенскому мальчишке Степке, который, если захочет, оттяпает на плахе Белому гусю голову, и Степкина мать сварит из него щи со свежей капустой. 

Заполняется таблица:


Образ гуся в начале рассказа

Образ гуся в конце рассказа

Описание

1.Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. 

Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю…


Действия гуся

1.Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею…

Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокаленные солнцем песчаные пляжи - его, самые сочные участки луга - тоже его. 
Но самое главное - то, что плес, на котором я устроил приваду, Белый гусь считал тоже своим.


Отношение автора к гусю

1.Очевидно, Белый гусь считал, что все в этом мире существует только для него одного…




- Какими бы эпитетами вы определили нрав гуся?

( высокомерный, эгоистичный, себялюбивый)

-- Как вы думаете, какие чувства испытывает автор к гусю?

( Автор хотя и иронизирует над гусем: « Очевидно, Белый гусь считал, что все в этом мире существует только для него одного, и, наверное, очень бы удивился, если бы узнал, что сам-то он принадлежит деревенскому мальчишке Степке, который, если захочет, оттяпает на плахе Белому гусю голову, и Степкина мать сварит из него щи со свежей капустой», но всё же испытывает чувство уважения, так как в продолжении рассказа мы видим, что автор пишет уже с большой буквы – Белый гусь).

- Составьте психологический портрет Белого гуся.

( Большой, красивый, белый; похож на адмирала, ступает важно; ведёт себя высокомерно).

Читаю 2 эпизод:

Этой весной, как только пообдуло проселки, я собрал свой велосипед, приторочил к раме пару удочек и покатил открывать сезон. По дороге заехал в деревню, наказал Степке, чтобы добыл червей и принес ко мне на приваду. 
Белый гусь уже был там. Позабыв о вражде, залюбовался я птицей. Стоял он, залитый солнцем, на краю луга, над самой рекой. Тугие перья одно к одному так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада. Солнечные лучи просвечивают перья, зарываясь в их глубине, точно так же, как они отсвечивают в куске сахара. 
Заметив меня, гусь пригнул шею к траве и с угрожающим шипением двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом. 
А он ударил крыльями по спицам, отскочил и снова ударил. 
- Кыш, проклятый! 
Это кричал Степка. Он бежал с банкой червей по тропинке. 
- Кыш, кыш! 
Степка схватил гуся за шею и поволок. Гусь упирался, хлестко стегал мальчишку крыльями, сшиб с него кепку. 
- Вот собака! - сказал Степка, оттащив гуся подальше.- Никому прохода не дает. Ближе ста шагов не подпускает. У него сейчас гусята, вот он и лютует. 
Теперь только я разглядел, что одуванчики, среди которых стоял Белый гусь, ожили и сбились в кучу и испуганно вытягивают желтые головки из травы. 
- А мать-то их где? - спросил я Степку. 
- Сироты они... 
- Это как же? 
- Гусыню машина переехала. 
Степка разыскал в траве картуз и помчался по тропинке к мосту. Ему надо было собираться в школу. 
Пока я устраивался на приваде, Белый гусь уже успел несколько раз подраться с соседями. Потом откуда-то прибежал пестро-рыжий бычок с обрывком веревки на шее. Гусь набросился на него. 
Теленок взбрыкивал задом, пускался наутек. Гусь бежал следом, наступал лапами на обрывок веревки и кувыркался через голову. Некоторое время гусь лежал на спине, беспомощно перебирая лапами. Но потом, опомнившись и еще пуще разозлившись, долго гнался за теленком, выщипывая из ляжек клочья рыжей шерсти. Иногда бычок пробовал занять оборону. Он, широко расставляя передние копытца и пуча на гуся фиолетовые глаза, неумело и не очень уверенно мотал перед гусем лопоухой мордой. Но как только гусь поднимал вверх свои полутораметровые крылья, бычок не выдерживал и пускался наутек. Под конец теленок забился в непролазный лозняк и тоскливо замычал. 
"То-то!.." - загоготал на весь выпас Белый гусь, победно подергивая куцым хвостом. 
Короче говоря, на лугу не прекращался гомон, устрашающее шипение и хлопанье крыльев, и Степкины гусята пугливо жались друг к другу и жалобно пищали, то и дело теряя из виду своего буйного папашу. 
- Совсем замотал гусят, дурная твоя башка! - пробовал стыдить я Белого гуся. 
"Эге! Эге! - неслось в ответ, и в реке подпрыгивали мальки.- Эге!.." Мол, как бы не так! 
- У нас тебя за такие штучки враз бы в милицию. "Га-га-га-га..." издевался надо мной гусь. 
- Легкомысленная ты птица! А еще папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение... 

Продолжаем заполнять таблицу:


Образ гуся в начале рассказа

Образ гуся в конце рассказа

Описание

1.Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. 

Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю…


Действия гуся

1.Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею…

Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокаленные солнцем песчаные пляжи - его, самые сочные участки луга - тоже его. 
Но самое главное - то, что плес, на котором я устроил приваду, Белый гусь считал тоже своим.


2. Никому прохода не дает. Ближе ста шагов не подпускает. У него сейчас гусята, вот он и лютует. 

Короче говоря, на лугу не прекращался гомон, устрашающее шипение и хлопанье крыльев, и Степкины гусята пугливо жались друг к другу и жалобно пищали, то и дело теряя из виду своего буйного папашу. 



Отношение автора к гусю

1.Очевидно, Белый гусь считал, что все в этом мире существует только для него одного…


2.Легкомысленная ты птица! А еще папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение... 




- Что нового вы узнали о характере Белого гуся?

( Оказывается, он хороший отец, не бросает своих гусят. Но в то же время, не может обуздать свой буйный характер)

-- Изменилось ли у вас отношение к Белому гусю? Какие качества вы бы добавили к психологическому портрету Белого гуся?

( заботливый отец, необузданный характер, безответственность)

-- Как вы думаете, что ожидает впереди нашего героя?



Читаю 3 эпизод:

Переругиваясь с гусем и поправляя размытую половодьем приваду, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Ее кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в ее свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив, унес вверх. 
Гуси перестали щипать траву, подняли головы. 
Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу все вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку. 
Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спрятались выводки. По всему лугу были видны тревожно поднятые головы. 
Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, тонким звоном отозвались велосипедные спицы, и к моим ногам скатилась белая горошина. 
Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились седые космы града. Исчезла деревня, пропал из виду недалекий лесок. Серое небо глухо шуршало, серая вода в реке шипела и пенилась. С треском лопались просеченные лопухи кувшинок. 
Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. 
Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и все поглядывал на тучу, осторожно склонял голову набок. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят. 
Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины. 
Гуси не выдержали и побежали. Они бежали, полузачеркнутые серыми полосами, хлеставшими их наотмашь, гулко барабанил град по пригнутым спинам. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и желтый "одуванчик", иссеченный градом, поникал в траву. 
А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка и береговые обрезы. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши - те немногие, которые еще успели добежать. Я с головой закутался в плащ. К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда величиной с четвертинку пиленого сахара. Плащ плохо спасал, и куски льда больно секли меня по спине. 
По тропинке с дробным топотом промчался теленок, стегнув по сапогам обрывком мокрой травы. В десяти шагах он уже скрылся из виду за серой завесой града.
Где-то кричал и бился запутавшийся в лозняке гусь, и все натужнее звякали спицы моего велосипеда. 
Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Град в последний раз прострочил мою спину, поплясал по прибрежной отмели, и вот уже открылась на той стороне деревня, и в мокрое заречье, в ивняки и покосы запустило лучи проглянувшее солнце. 


Продолжаем заполнять таблицу:


Образ гуся в рассказе


Описание

1.Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. 

Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю…

Действия гуся

1.Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею…

Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокаленные солнцем песчаные пляжи - его, самые сочные участки луга - тоже его. 
Но самое главное - то, что плес, на котором я устроил приваду, Белый гусь считал тоже своим.


2. Никому прохода не дает. Ближе ста шагов не подпускает. У него сейчас гусята, вот он и лютует. 

Короче говоря, на лугу не прекращался гомон, устрашающее шипение и хлопанье крыльев, и Степкины гусята пугливо жались друг к другу и жалобно пищали, то и дело теряя из виду своего буйного папашу. 


3. Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и все поглядывал на тучу, осторожно склонял голову набок. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят. 


Отношение автора к гусю

1.Очевидно, Белый гусь считал, что все в этом мире существует только для него одного…


2.Легкомысленная ты птица! А еще папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение... 





-- Ребята, какие события описаны в этом эпизоде?

( Автор описывает грозу и тот урон, который она принесла).

-- Как вы думаете, почему именно в этом эпизоде автор даёт подробное описание пейзажа?

( Автор ярко нарисовал картину грозы, чтобы читатель лучше смог определить масштаб смертельного испытания, которое пришлось пережить действующим лицам).

-- Обратимся к тексту и составим словесный рисунок надвигающейся грозы:

Работа по группам:

1 группа: описание грозы;

2 группа: составление ассоциаций;

3 группа: психорисунок грозы.

( Даю 5-7 минут на выполнение задания)

Проверка задания:

1 группа:

Для создания картины грозы автор использует следующие художественные средства выразительности:

А) олицетворение: « туча росла», « пожирала синеву солнца», « накатилась на солнце», « волочились седые космы града»;

Б) метафоры: « туча поднималась тяжёлой стеной», «сверкнула расплавленным свинцом», «солнце исчезло в свинцовой утробе»; «солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло», «капли дождя полоснули»;

В) эпитеты: « холодный косой ливень», « сизые волны», « серая вода», « серое небо».



2 группа:

Какие же ассоциации мы могли бы провести?

А) туча – утроба.

Словарь русского современного языка. С.И.Ожегов.

УТРОБА, -ы, ас. (устар. и прост.). Живот, внутренности. Ненасытная у. (о ком-н. прожорливом; также перен.: о жадном, алчном человеке; презр.).



Б) «Свинцовая утроба»

Словарь русского современного языка. С.И.Ожегов.

СВИНЦОВЫЙ, -ая, -ое; -ов. 1. см. свинец. 2. перен. Синевато-серый, цвета свинца. Свинцовые тучи. Свинцовые волны. 3. перен. Очень тяжелый. С. удар. Свинцовые кулаки (очень сильные). С. сон (непробудный). Свинцовая голова (о тяжести и боли в голове). С. взгляд (пристальный и недобрый). Свинцовая тоска (давящая). || сущ. свинцовость, -и, ж.



( Эта развёрнутая метафора показывает нам огромный масштаб приближающейся беды. Даже солнце не может с ней справиться. Надвигается катастрофа.)

В) «Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок»

Словарь русского современного языка. С.И.Ожегов.

ПОЛОСНУТЬ, -ну, -нешь; сов., кого-что (прост.). Ударить чем-н. длинным, узким, обычно оставляющим след в виде полосы.П. кнутом. П. ножом. П. из винтовки, автомата (перен.).



(Капли дождя били с такой силой, что напоминали удары ножа).



Г) «Они бежали, полузачеркнутые серыми полосами, хлеставшими их наотмашь, гулко барабанил град по пригнутым спинам».

Словарь русского современного языка. С.И.Ожегов.

НАОТМАШЬ, нареч. Сильно размахнувшись. Ударить н.



Вывод: Приведённые ассоциации указывают на то, что перед нами разыгралась настоящая катастрофа, несущая с собой смерть, несчастье, горе.



3 группа:

Психорисунок грозы: большая тёмно-свинцовая туча во всё небо, из тучи наискосок бьёт ливень в виде ножей.

Учащиеся предполагают, что если бы они рисовали картину грозы, то использовали бы только тёмные, серые тона:

« серое небо», « серая вода», «свинцовые тучи», « сизые волны», « серо-синяя тяжелая стена», « седые космы града», « серая завеса града», « Серые полосы».

Вывод: Автор использует оттенок серого, тем самым подчеркивая наступающее бедствие. Ведь «серый цвет» - это цвет пепла, дыма ( цвет, который получается из смешения чёрного с белым) (Словарь цветов и цветовых оттенков. Составитель: Валерий Сидоров).



Подведение итогов групповой работы:

Гроза для автора приобретает символическое значение: она показала, кто стал героем, а кто, спасаясь сам, бросил потомство на произвол судьбы:

«Гуси не выдержали и побежали. Они бежали, полузачеркнутые серыми полосами, хлеставшими их наотмашь, гулко барабанил град по пригнутым спинам. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и желтый "одуванчик", иссеченный градом, поникал в траву. 
А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка и береговые обрезы. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши - те немногие, которые еще успели добежать».

«Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и все поглядывал на тучу, осторожно склонял голову набок. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят». 


-- Скажите, ребята, вы ожидали такого поступка от Белого гуся? Можно ли назвать поведение Белого гуся проявлением мужества? Аргументируйте свой ответ.

( Во время грозы все животные, находящиеся на лугу, бросились врассыпную, спасались бегством; другие гуси бросили своих гусят, и только Белый гусь самоотверженно спасал своё потомство).

-- Как вы думаете, что случилось с Белым гусем, какова его дальнейшая судьба?

Читаю 4 эпизод:

Я сдернул плащ. 
Под солнечными лучами белый, запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. Тропинка покрылась лужицами. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды. 
Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь. 
Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови. 
Все двенадцать пушистых "одуванчиков", целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. Весело попискивая, они рассыпались по траве, подбирая уцелевшие градины. Один гусенок, с темной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака. Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву. 
Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусенок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко. 
Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца. 

Продолжаем заполнять таблицу:


Образ гуся в начале рассказа

Описание

1.Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. 

Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю…


2.И только на его середине никак не растаивала белая кочка.

Действия гуся

Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею…

Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокаленные солнцем песчаные пляжи - его, самые сочные участки луга - тоже его. 
Но самое главное - то, что плес, на котором я устроил приваду, Белый гусь считал тоже своим.


2. Никому прохода не дает. Ближе ста шагов не подпускает. У него сейчас гусята, вот он и лютует. 

Короче говоря, на лугу не прекращался гомон, устрашающее шипение и хлопанье крыльев, и Степкины гусята пугливо жались друг к другу и жалобно пищали, то и дело теряя из виду своего буйного папашу. 


3. Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и все поглядывал на тучу, осторожно склонял голову набок. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят. 


4. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови. 

Отношение автора к гусю

1.Очевидно, Белый гусь считал, что все в этом мире существует только для него одного…


2.Легкомысленная ты птица! А еще папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение... 


3. Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца. 



-- Вернёмся к началу занятия, обратите внимание на первую запись в тетради: « Что я знаю о домашней птице – гусе? Какие ассоциации вызывает у вас слово «гусь»? Какие бы вы теперь определили ассоциации к слову «гусь»?

( герой, человеческий поступок, бесстрашие).

-- Изменилось ли отношение автора и ваше к Белому гусю? Почему?

-- Какими бы теперь эпитетами вы определили характер Белого гуся?

( храбрость, мужество, самоотверженность, милосердие, родительский долг)

-- Можно ли считать, что смерть Белого гуся была напрасной?

(Смерть Белого гуся не была напрасной: он спас двенадцать юных жизней, «открыл им удивительный мир, полный трав и солнца»).

-- Как вы думаете, почему автор называл гуся уважительно Белым гусем?

( Поступок Белого гуся достоин уважения).

III. Рефлексия.

Творческая работа. Составьте синквей на тему « Белый гусь»

Приведу пример одного из синквейнов:

Белый гусь

Бесстрашный, смелый

Не подпускал, закрыл, погиб

Открыл удивительный мир гусятам

Адмирал



IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

V. Домашнее задание. Написать эссе « Мог ли Белый гусь поступить иначе?»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
По принципу гуманности. Е.Носов " Белый гусь"

Автор: Яшина Жанна Викторовна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 188051


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства