kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План урока по теме «Лев Гумилев-поэт, историк, этнограф. Поэма «Диспут о счастье».

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по теме «Лев Гумилев-поэт, историк, этнограф. Поэма «Диспут о счастье».

8 класс.

Цели:

1) Познакомить с жизнью и творчеством Л.Гумилева, его вкладом в литературу;

2) Развивать умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; развивать культуру речи: умение правильно, точно, выразительно передавать содержание материала, свои мысли;

3) Воспитывать  гуманистическое сознание. Жизнь Л.Н. Гумилева, опального ученого, который 14 лет безвинно провел в тюрьмах и лагерях, должна служить примером стойкости и преданности своему делу, примером настойчивого и кропотливого труда, который лежит в основе открытий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План урока по теме «Лев Гумилев-поэт, историк, этнограф. Поэма «Диспут о счастье».»

Учитель Штангей Жанна Анатольевна, учитель высшего уровня квалификации первой категории


Русская литература, 8 класс


Тема: «Лев Гумилев-поэт, историк, этнограф. Поэма «Диспут о счастье».


Цели:

1) Познакомить с жизнью и творчеством Л.Гумилева, его вкладом в литературу;

2) Развивать умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; развивать культуру речи: умение правильно, точно, выразительно передавать содержание материала, свои мысли;

3) Воспитывать гуманистическое сознание. Жизнь Л.Н. Гумилева, опального ученого, который 14 лет безвинно провел в тюрьмах и лагерях, должна служить примером стойкости и преданности своему делу, примером настойчивого и кропотливого труда, который лежит в основе открытий.


Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: групповая, парная, фронтальная, взаимообучение, взаимопроверка.

Методы обучения: поисковый, иллюстративный.

Оборудование урока: интерактивный комплекс, мультимедийная презентация к уроку

Раздаточный материал: карточки с заданиями для групп


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время мин.

1

Организационный момент

Взаимное приветствие учителя и учащихся.

Вступительное слово учителя Записи тетрадях

1

2

Мотивационный этап

Проводит диктант, по которому учащиеся называют тему урока

Учащиеся записывают в тетради слова, а затем через самопроверку проверяют их

2

3.

Информационный этап – ввод в тему урока


Сообщение ученика о жизни творчестве Гумилева

5

4.

Исследовательский этап – взаимообучение по методу Жигсо:

1) ученики в минигруппах изучают каждый свой раздел, составляя в рабочей тетради краткий конспект – 7 минут

2) затем разделяются по новым группам (1,2,3) и рассказывают друг другу про только что узнанную информацию – 7 минут

Группа «Историки»

Задание – рассказать о предыстории создания поэмы «Диспут о счастье».

История создания поэмы «Диспут о счастье».

Любовь к тюркам и монголам началась еще с юности. Молодой Лев Гумилев принимал монголов такими, какими они были на самом деле, не приукрашивая действительность. Еще до ареста в 1938 году Гумилев сочинил маленькую поэму под названием «Диспут о счастье», которую позднее включит в свою стихотворную трагедию «Смерть князя Джамуги».



Группа «Филологи»


«Диспут о счастье» – вольный поэтический пересказ легенды, которую приводит Рашид-ад-Дин, составитель «Сборника летописей» (нечто вроде официальной истории монголов, написанной по заказу Ильхана – монгольского правителя Персии).


Группа «Литераторы»


Содержание легенды таково. Однажды Чингисхан спросил своих соратников, в чем на свете заключается счастье? Ни один ответ ему не понравился, а потому великий хан в конце беседы изложил собственную точку зрения на этот вечный вопрос:

«Вы нехорошо сказали! Величайшее наслаждение и удовольствие для мужа состоит в том, чтобы подавить возмутившегося и победить врага, вырвать его с корнем и захватить все, что тот имеет; заставить его замужних женщин рыдать и обливаться слезами, [в том, чтобы] сесть на его хорошего хода с гладкими крупами меринов и т.д.

2


Перед нами идеал грабителя, насильника и убийцы, но молодого Льва Гумилева он не испугал. Лев, тогда еще открытый и чуждый лукавства юноша, перевел слова восточной летописи на язык русской поэзии.



5

Работа над текстом поэмы






Чтение поэмы по ролям

6


Анализ поэмы - работа в минигруппах: необходимо каждой группе заполнить таблицу по принципу противопоставления

Счастье героев поэмы

Счастье в моем понимании








Объяснение понятия «счастье»

8

6

Контроль знаний со взаимопроверкой


Выполняют мини-тест по творчеству Гумилева

5

7

Рефлексивный этап – Игра - опрос «Карусель»


Учащиеся, стоя в круге, задают по очереди друг другу вопросы.

5

8

Домашнее задание


Составление синквейна на тему: Поэт Гумилев

1


Приложение 1


Диктант

Гонимый

Умный

Мужественный

Измученный

Любящий

Естественный

Востоковед


Приложение 2



Группа «Историки»

Любовь к тюркам и монголам началась еще с юности. Молодой Лев Гумилев принимал монголов такими, какими они были на самом деле, не приукрашивая действительность. Еще до ареста в 1938 году Гумилев сочинил маленькую поэму под названием «Диспут о счастье», которую позднее включит в свою стихотворную трагедию «Смерть князя Джамуги».


Группа «Филологи»

«Диспут о счастье» – вольный поэтический пересказ легенды, которую приводит Рашид-ад-Дин, составитель «Сборника летописей» (нечто вроде официальной истории монголов, написанной по заказу Ильхана – монгольского правителя Персии).


Группа «Литераторы»

Содержание легенды таково. Однажды Чингисхан спросил своих соратников, в чем на свете заключается счастье? Ни один ответ ему не понравился, а потому великий хан в конце беседы изложил собственную точку зрения на этот вечный вопрос:

«Вы нехорошо сказали! Величайшее наслаждение и удовольствие для мужа состоит в том, чтобы подавить возмутившегося и победить врага, вырвать его с корнем и захватить все, что тот имеет; заставить его замужних женщин рыдать и обливаться слезами, [в том, чтобы] сесть на его хорошего хода с гладкими крупами меринов и т.д.


Приложение 3


Мини-тест

1.В каком году родился Лев Гумилев

А) 1912 Б) 1992 В) 1941

2.Фамилия матери Л.Гумилева

А) Гумилева Б) Ахматова В) Цветаева

3. Изучением каких наук занимался Гумилев

А) математика и география Б) биология и история В) история и география

4.Какие страны и народы привлекают внимание Гумилева с юных лет

А) Восток Б) Ирландия В) Крайний север

5.Какие работы не принадлежат Гумилеву

А) «Письмо о пользе стекла» Б) «Пророк Заратуштра» В) «Открытие Хазарии»

6.В каком городе Казахстана есть Государственный Университет имени Гумилева

А) Алматы Б) Астана В) Актау

7. Сколько точек зрения на счастье высказано в поэме «Диспут о счастье»

А) 8 Б) 9 В) 10

8. В поэме «Диспут о счастье», какой перед нами образ Чингисхана

А) идеал грабителя, насильника и убийцы Б) идеал справедливого, но сурового правителя В) идеал доброго и справедливого предводителя


Ключи к тесту –

1 - А

2 - Б

3 - В

4 - А

5 – А и Б

6 - Б

7 - Б

8 - А




Приложение 2



Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План урока по теме «Лев Гумилев-поэт, историк, этнограф. Поэма «Диспут о счастье».

Автор: Штангей Жанна Анатольевна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304389


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства