План урока по теме «Лев Гумилев-поэт, историк, этнограф. Поэма «Диспут о счастье».
План урока по теме «Лев Гумилев-поэт, историк, этнограф. Поэма «Диспут о счастье».
План урока по теме «Лев Гумилев-поэт, историк, этнограф. Поэма «Диспут о счастье».
8 класс.
Цели:
1) Познакомить с жизнью и творчеством Л.Гумилева, его вкладом в литературу;
2) Развивать умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; развивать культуру речи: умение правильно, точно, выразительно передавать содержание материала, свои мысли;
3) Воспитывать гуманистическое сознание. Жизнь Л.Н. Гумилева, опального ученого, который 14 лет безвинно провел в тюрьмах и лагерях, должна служить примером стойкости и преданности своему делу, примером настойчивого и кропотливого труда, который лежит в основе открытий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План урока по теме «Лев Гумилев-поэт, историк, этнограф. Поэма «Диспут о счастье».»
Учитель Штангей Жанна Анатольевна, учитель высшего уровня квалификации первой категории
Русская литература, 8 класс
Тема: «Лев Гумилев-поэт, историк, этнограф. Поэма «Диспут о счастье».
Цели:
1) Познакомить с жизнью и творчеством Л.Гумилева, его вкладом в литературу;
2) Развивать умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; развивать культуру речи: умение правильно, точно, выразительно передавать содержание материала, свои мысли;
3) Воспитывать гуманистическое сознание. Жизнь Л.Н. Гумилева, опального ученого, который 14 лет безвинно провел в тюрьмах и лагерях, должна служить примером стойкости и преданности своему делу, примером настойчивого и кропотливого труда, который лежит в основе открытий.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: групповая, парная, фронтальная, взаимообучение, взаимопроверка.
Методы обучения: поисковый, иллюстративный.
Оборудование урока: интерактивный комплекс, мультимедийная презентация к уроку
Раздаточный материал: карточки с заданиями для групп
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время мин.
1
Организационный момент
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Вступительное слово учителя Записи тетрадях
1
2
Мотивационный этап
Проводит диктант, по которому учащиеся называют тему урока
Учащиеся записывают в тетради слова, а затем через самопроверку проверяют их
2
3.
Информационный этап – ввод в тему урока
Сообщение ученика о жизни творчестве Гумилева
5
4.
Исследовательский этап – взаимообучение по методу Жигсо:
1) ученики в минигруппах изучают каждый свой раздел, составляя в рабочей тетради краткий конспект – 7 минут
2) затем разделяются по новым группам (1,2,3) и рассказывают друг другу про только что узнанную информацию – 7 минут
4а
Группа «Историки»
Задание – рассказать о предыстории создания поэмы «Диспут о счастье».
История создания поэмы «Диспут о счастье».
Любовь к тюркам и монголам началась еще с юности. Молодой Лев Гумилев принимал монголов такими, какими они были на самом деле, не приукрашивая действительность. Еще до ареста в 1938 году Гумилев сочинил маленькую поэму под названием «Диспут о счастье», которую позднее включит в свою стихотворную трагедию «Смерть князя Джамуги».
4б
Группа «Филологи»
«Диспут о счастье» – вольный поэтический пересказ легенды, которую приводит Рашид-ад-Дин, составитель «Сборника летописей» (нечто вроде официальной истории монголов, написанной по заказу Ильхана – монгольского правителя Персии).
4в
Группа «Литераторы»
Содержание легенды таково. Однажды Чингисхан спросил своих соратников, в чем на свете заключается счастье? Ни один ответ ему не понравился, а потому великий хан в конце беседы изложил собственную точку зрения на этот вечный вопрос:
«Вы нехорошо сказали! Величайшее наслаждение и удовольствие для мужа состоит в том, чтобы подавить возмутившегося и победить врага, вырвать его с корнем и захватить все, что тот имеет; заставить его замужних женщин рыдать и обливаться слезами, [в том, чтобы] сесть на его хорошего хода с гладкими крупами меринов и т.д.
2
4г
Перед нами идеал грабителя, насильника и убийцы, но молодого Льва Гумилева он не испугал. Лев, тогда еще открытый и чуждый лукавства юноша, перевел слова восточной летописи на язык русской поэзии.
5
Работа над текстом поэмы
5а
Чтение поэмы по ролям
6
5б
Анализ поэмы - работа в минигруппах: необходимо каждой группе заполнить таблицу по принципу противопоставления
Счастье героев поэмы
Счастье в моем понимании
Объяснение понятия «счастье»
8
6
Контроль знаний со взаимопроверкой
Выполняют мини-тест по творчеству Гумилева
5
7
Рефлексивный этап – Игра - опрос «Карусель»
Учащиеся, стоя в круге, задают по очереди друг другу вопросы.
5
8
Домашнее задание
Составление синквейна на тему: Поэт Гумилев
1
Приложение 1
Диктант
Гонимый
Умный
Мужественный
Измученный
Любящий
Естественный
Востоковед
Приложение 2
Группа «Историки»
Любовь к тюркам и монголам началась еще с юности. Молодой Лев Гумилев принимал монголов такими, какими они были на самом деле, не приукрашивая действительность. Еще до ареста в 1938 году Гумилев сочинил маленькую поэму под названием «Диспут о счастье», которую позднее включит в свою стихотворную трагедию «Смерть князя Джамуги».
Группа «Филологи»
«Диспут о счастье» – вольный поэтический пересказ легенды, которую приводит Рашид-ад-Дин, составитель «Сборника летописей» (нечто вроде официальной истории монголов, написанной по заказу Ильхана – монгольского правителя Персии).
Группа «Литераторы»
Содержание легенды таково. Однажды Чингисхан спросил своих соратников, в чем на свете заключается счастье? Ни один ответ ему не понравился, а потому великий хан в конце беседы изложил собственную точку зрения на этот вечный вопрос:
«Вы нехорошо сказали! Величайшее наслаждение и удовольствие для мужа состоит в том, чтобы подавить возмутившегося и победить врага, вырвать его с корнем и захватить все, что тот имеет; заставить его замужних женщин рыдать и обливаться слезами, [в том, чтобы] сесть на его хорошего хода с гладкими крупами меринов и т.д.
Приложение 3
Мини-тест
1.В каком году родился Лев Гумилев
А) 1912 Б) 1992 В) 1941
2.Фамилия матери Л.Гумилева
А) Гумилева Б) Ахматова В) Цветаева
3. Изучением каких наук занимался Гумилев
А) математика и география Б) биология и история В) история и география
4.Какие страны и народы привлекают внимание Гумилева с юных лет
6.В каком городе Казахстана есть Государственный Университет имени Гумилева
А) Алматы Б) Астана В) Актау
7. Сколько точек зрения на счастье высказано в поэме «Диспут о счастье»
А) 8 Б) 9 В) 10
8.В поэме «Диспут о счастье», какой перед нами образ Чингисхана
А) идеал грабителя, насильника и убийцы Б) идеал справедливого, но сурового правителя В) идеал доброго и справедливого предводителя
Ключи к тесту –
1 - А
2 - Б
3 - В
4 - А
5 – А и Б
6 - Б
7 - Б
8 - А
Приложение 2
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).