Задачи урока: 1) Характеризовать героя изучаемого произведения на основании его поведения и поступков;
3) Подобрать материал к устному и письменному сочинению-рассуждению о героях изучаемого произведения.
Технологическая карта урока.
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. |
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация учебной деятельности Дети достали оценочные листы, в которых после каждого этапа урока фиксируют, насколько хорошо усвоили материал |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности |
1.Мотивация к учебной деятельности | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | Познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Личностные УУД: формирование гражданских качеств путём …. Регулятивные УУД: целеполагание | Проблемный вопрос: Перед вами слайд, на котором написаны слова Н. Тихонова: «… он любил живую, красивую, сильную жизнь; его герои ищут справедливости, свободы, верят в высоту человеческих подвигов, исканий, высоту духа». А теперь подумайте, справедливы ли эти слова по отношению к героям «Алых парусов»? Почему? | Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников. Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему урока; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. |
2.Формулировка темы урока. Постановка учебных задач. Словарная работа. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные УУД: целеполагание | Задание: Обратим внимание на слайды. Кто изображен на них? Какие слова из текста их характеризуют? Какие слова вы подобрали самостоятельно? Целеполагание. Мы не случайно говорим о характеристиках героев феерии «Алые паруса». Попробуем сформулировать тему нашего урока. | Отвечают на вопросы. Отвечают ученики парами (было дано домашнее задание заполнить 1-2 столбики таблицы: 1 столбик – цитаты из текста, 2 колонка – самостоятельно подобранные слова. 3 колонка. Чем интересен, близок мне герой произведения? (заполняется на уроке) Формулируют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок |
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. |
1. Проверка домашнего задания | Словесный, познавательный, эвристический | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения. Личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение?» Регулятивные УУД: прогнозирование и получение конкретного результата. | Проверка заполнения таблицы (Учащимся было дано задание дома выбрать из текста слова, характеризующие героев, их поступки, заполнить 1 и 2 колонки) Беседа по произведению. -О чем и о ком это произведение? -Что мы узнали и можем сказать о его героях? -Какие поступки их характеризуют? –Если вам нужно будет рассказать о своем любимом герое, на каких чертах характера вы заострите внимание? -Что такое характеристика литературного героя? (Темы прошлых уроков) | Чтение таблицы, составленной по произведению. Отвечают на вопросы учителя. |
2.Работа над составлением сложного плана | | | «Карта плана» Вам было дано задание вспомнить структуру плана сочинения – Восстановите модель плана, выбрав нужные элементы. Составление плана | Работа в команде. (Каждой группе даны задания заранее) Каждая группа должна выбрать верные элементы плана. ( Оценивается правильность и быстрота выполнения задания). Коллективная проверка. По ее итогам создается модель плана. Предполагаемая запись I. Знакомство с героем произведения «Алые паруса»А.С. Грина (о ком я хочу рассказать?) II. Характеристика героя (что я хочу о нем рассказать?) 1. Определение места героя среди других персонажей. 2. Анализ имени. 3. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 4. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя. 5. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий. 6. Черты характера. 7. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко. 8. Авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. III. Мое отношение к герою (почему я захотел рассказать об этом герое?) |
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом |
1.Работа с текстом произведения (самостоятельная работа учащихся) | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Беседа: - Итак, мы составили план нашего сочинения. -Какой материал, подобранный вами, может быть использован в сочинении? | Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя |
2. Слушание чтения материала для сочинения из произведения | | | Беседа по прослушанному. -Понравился ли вам выбранный материал? - Подтвердилось ли ваше предположение о характере главных героев? - Кому из ребят удалось наиболее точно подобрать материал для характеристики своего героя? - Можно ли его описать своими словами? -А какие черты характера, присущие главному герою, вам хотелось бы сформировать у себя? | Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя. |
3. Словесное рисование. | Метод словесного рисования | | -Какую иллюстрацию к вашему сочинению вы бы нарисовали? | Словесное рисование. Самостоятельное создание микротекста на заданную тему устно |
| | | -Изменилось ли ваше восприятие героя произведения? | Дают развёрнутый ответ на вопросы. |
Этап 5. Закрепление полученных знаний |
1.Обобщение | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | Личностные УУД: соотношение своей части работы с общим замыслом. Регулятивные УУД: умение самостоятельно и рационально работать. Познавательные УУД: проявление активности в решении творческой задачи. Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. | Самостоятельное написание черновика сочинения «Мой любимый герой феерии «Алые паруса». Афиширование. |
Этап 6. Подведение итогов урока |
1.Домашнее задание | Словесный, наглядный | | Домашнее задание: редактирование текста сочинения (характеристика литературного героя) | Запись задания в дневники. |
2.Рефлексия | Самоанализ. Метод контроля, познавательно-рефлексивный | Регулятивные УУД: рефлексия. Коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Анализ работы учащихся. Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Итоговый комментарий. | Самооценка работы на уроке. Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют оценочные листы. |