kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока литературы в 6 классе на тему: «А.С.Грин. «Алые паруса». Подготовка к сочинению – рассуждению».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 6

Предмет: литература

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2012 г

Название раздела, темы: Произведения русских писателей XX века. А.С.Грин. «Алые паруса».

Материалы к уроку:  Просмотр презентации, индивидуальные задания.

Тема урока:  «А.С.Грин. «Алые паруса». Подготовка к сочинению – рассуждению».

Цель урока: Научить отбирать материал к сочинению.

Задачи урока: 1) Характеризовать героя изучаемого произведения на основании его поведения и поступков;

2) Обучить составлению сложного плана;

3) Подобрать материал к устному и письменному сочинению-рассуждению о героях изучаемого произведения.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствовать устную и письменную  речь  учащихся, отрабатывать навыки отбора материала по теме.

Познавательные УУД:  искать и выделять необходимую информацию, осознанно строить  речевое высказывание в устной форме, свободно воспринимать текст художественного произведения, осмысленно читать; содействовать  развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помогать в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  стремиться к речевому самосовершенствованию; развивать  моральную готовность противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать; самоопределиться в отношении к героям произведения.

Регулятивные УУД:  уметь определять цель каждого пункта плана; планировать свою деятельность на каждом этапе урока, уметь осуществлять самооценку и коррекцию собственных действий; стремиться к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.

Литература: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературы в 6 классе на тему: «А.С.Грин. «Алые паруса». Подготовка к сочинению – рассуждению».»

План-конспект урока литературы в 6 классе (по программе В.Я.Коровиной)


Класс: 6

Предмет: литература

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2012 г

Название раздела, темы: Произведения русских писателей XX века. А.С.Грин. «Алые паруса».

Материалы к уроку: Просмотр презентации, индивидуальные задания.

Тема урока: «А.С.Грин. «Алые паруса». Подготовка к сочинению – рассуждению».

Цель урока: Научить отбирать материал к сочинению.

Задачи урока: 1) Характеризовать героя изучаемого произведения на основании его поведения и поступков;

2) Обучить составлению сложного плана;

3) Подобрать материал к устному и письменному сочинению-рассуждению о героях изучаемого произведения.


Планируемые результаты:

Предметные: совершенствовать устную и письменную речь учащихся, отрабатывать навыки отбора материала по теме.

Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме, свободно воспринимать текст художественного произведения, осмысленно читать; содействовать развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помогать в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию; развивать моральную готовность противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать; самоопределиться в отношении к героям произведения.

Регулятивные УУД: уметь определять цель каждого пункта плана; планировать свою деятельность на каждом этапе урока, уметь осуществлять самооценку и коррекцию собственных действий; стремиться к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.

Литература: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.







Технологическая карта урока.


План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.


Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.


Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация учебной деятельности

Дети достали оценочные листы, в которых после каждого этапа урока фиксируют, насколько хорошо усвоили материал

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности


1.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Личностные УУД: формирование гражданских качеств путём ….

Регулятивные УУД: целеполагание

Проблемный вопрос:

Перед вами слайд, на котором написаны слова Н. Тихонова: «… он любил живую, красивую, сильную жизнь; его герои ищут справедливости, свободы, верят в высоту человеческих подвигов, исканий, высоту духа».

А теперь подумайте, справедливы ли эти слова по отношению к героям «Алых парусов»? Почему?




Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников.








Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.


Формулируют предполагаемую тему урока; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.


2.Формулировка темы урока. Постановка учебных задач.







Словарная работа.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные УУД: целеполагание

Задание: Обратим внимание на слайды. Кто изображен на них? Какие слова из текста их характеризуют?

Какие слова вы подобрали самостоятельно?




Целеполагание. Мы не случайно говорим о характеристиках героев феерии «Алые паруса».

Попробуем сформулировать тему нашего урока.


Отвечают на вопросы.


Отвечают ученики парами (было дано домашнее задание заполнить 1-2 столбики таблицы: 1 столбик – цитаты из текста,

2 колонка – самостоятельно подобранные слова.

3 колонка. Чем интересен, близок мне герой произведения? (заполняется на уроке)




Формулируют тему урока, записывают в тетрадь.

Постановка учебной задачи на этот урок


Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.


1. Проверка домашнего задания



















Словесный, познавательный, эвристический


Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.

Личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение?»

Регулятивные УУД: прогнозирование и получение конкретного результата.



Проверка заполнения таблицы

(Учащимся было дано задание дома выбрать из текста слова, характеризующие героев, их поступки, заполнить 1 и 2 колонки)



Беседа по произведению.

-О чем и о ком это произведение?

-Что мы узнали и можем сказать о его героях?

-Какие поступки их характеризуют?

–Если вам нужно будет рассказать о своем любимом герое, на каких чертах характера вы заострите внимание?

-Что такое характеристика литературного героя? (Темы прошлых уроков)



Чтение таблицы, составленной по произведению.








Отвечают на вопросы учителя.







2.Работа над составлением сложного плана




«Карта плана»

Вам было дано задание вспомнить структуру плана сочинения





– Восстановите модель плана, выбрав нужные элементы.



Составление плана

Работа в команде. (Каждой группе даны задания заранее)

Каждая группа должна выбрать верные элементы плана. ( Оценивается правильность и быстрота выполнения задания). Коллективная проверка. По ее итогам создается модель плана.



Предполагаемая запись

I. Знакомство с героем произведения «Алые паруса»А.С. Грина (о ком я хочу рассказать?)

II. Характеристика героя (что я хочу о нем рассказать?)

1. Определение места героя среди других персонажей.

2. Анализ имени.

3. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

4. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
5. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

6. Черты характера.

7. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

8. Авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

III. Мое отношение к герою (почему я захотел рассказать об этом герое?)


Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом


1.Работа с текстом произведения

(самостоятельная работа учащихся)








Проблемный, метод фронтальной организации учащихся







Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа:

- Итак, мы составили план нашего сочинения.

-Какой материал, подобранный вами, может быть использован в сочинении?


Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя




2. Слушание чтения материала для сочинения из произведения




Беседа по прослушанному.

-Понравился ли вам выбранный материал?

- Подтвердилось ли ваше предположение о характере главных героев?

- Кому из ребят удалось наиболее точно подобрать материал для характеристики своего героя?

- Можно ли его описать своими словами?

-А какие черты характера, присущие главному герою, вам хотелось бы сформировать у себя?

Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя.








3. Словесное рисование.


Метод словесного рисования



-Какую иллюстрацию к вашему сочинению вы бы нарисовали?

Словесное рисование.

Самостоятельное создание микротекста на заданную тему устно





-Изменилось ли ваше восприятие героя произведения?


Дают развёрнутый ответ на вопросы.


Этап 5. Закрепление полученных знаний


1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.





Личностные УУД: соотношение своей части работы с общим замыслом.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно и рационально работать.

Познавательные УУД: проявление активности в решении творческой задачи.

Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.


Самостоятельное написание черновика сочинения «Мой любимый герой феерии «Алые паруса».

Афиширование.

Этап 6. Подведение итогов урока


1.Домашнее задание


Словесный, наглядный


Домашнее задание: редактирование текста сочинения (характеристика литературного героя)


Запись задания в дневники.

2.Рефлексия


Самоанализ.


Метод контроля,

познавательно-рефлексивный



Регулятивные УУД: рефлексия.

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Анализ работы учащихся.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?


Итоговый комментарий.

Самооценка работы на уроке.


Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют оценочные листы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Оленева Виктория Викторовна

Дата: 30.11.2015

Номер свидетельства: 260266


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства