6.Учащийся от имени Есенина: Матушка в Купальницу по лесу ходила. Босая, с подтыками, по росе бродила. Травы ворожбиные ноги ей кололи,Плакала родимая в купырях от боли. Не дознамо печени судорга схватила. Охнула кормилица, тут и породила. Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали... Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутепень колдовная счастье мне пророчит. 7.Театр у доски. ( диалог бабки и деда с маленьким Есениным) Есенин. Так как мать моя, Татьяна Титова замуж была отдана помимо воли, а отец был беден, то в 2 года меня вернули в дом деда по матери, где я и воспитывался. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. (Есенин уходит. Появляются дед и бабка, маленький Есенин). Бабка. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил? Дед. Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет! Бабка. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он...Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый. Дед. Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться... Есенин. Не буду учителем. Дед. А кем тогда? Есенин. Никем, частушки буду сочинять! Дед. Частушки... Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят) 8. Учащийся (Лирический герой Есенина): Худощавый и низкорослый, Среди мальчишек всегда герой, Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой. И теперь вот, когда простыла Этих дней кипятковая вязь, Беспокойная, дерзкая сила На поэмы мои пролилась. ("Все живое особой метой", 1922) 9.Учитель: Поэзия Есенина - это искренняя и правдивая повесть, рассказанная поэтом о Родине и о самом себе. 10. Есенин: "Что касается … автобиографических сведений - они в моих стихах". Лирический герой Есенина: Эта улица мне знакомая, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Опрокинулась над окном. Я любил этот дом деревянный, В бревнах теплилась грозная морщь, Наша печь как-то дико и странно Завывала в дождливую ночь. (1923) Есенин: "Пробуждение творческих дум началось по сознательной памяти до 8 лет", в доме деда по матери Федора Андреевича Титова. ("Автобиографический набросок", 1916г.) Затаив дыхание, слушал Есенин старинные легенды и придания. Великое множество их знал дед поэта. Есенин: «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю». «Мой дед был умственный человек» Есенин: «Стихи начал слагать, подражая частушкам, рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад». ("Автобиография", 1923г) Лирический герой Есенина: "… и садимся в два рядка слушать бабушкины сказки про Ивана-дурака. И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идет…" ("Бабушкины сказки", 1915) 12.Учитель: Рязанская Русь глубоко запала в душу восприимчивого, впечатлительного мальчика, чтобы потом возродиться в его стихах. Есенин: "Стихи начал писать рано…, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. 33 стихотворения этих лет помещены в "Радунице", первом сборнике стихов. ("О себе", 1925г) Ведущий: Родина, Русь, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: Есенин: "Россия.… Какое хорошее слово.… И "роса", и "сила", и синее что-то…" Учитель: Синий и голубой цвета были его излюбленными. В поэзии Есенина, как и в древнерусской живописи, три главных цвета: алый (красный), синий (голубой, васильковый), и золотой. Золото - изначальный цвет; алый - цвет любви; синий - символ устремленности к небу, белый - символ чистоты. Все ярко в стихах и песнях поэта: Есенин – единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продиктовано “чувством родины”.Это не тютчевская “вера” (“В Россию можно толь ко верить”. Не лермонтовская “странная любовь”(“Люблю отчизну я ,но странною любовью…”). И даже не страсть-ненависть” Блока (“ И страсть, и ненависть к отчизне”). Это именно “чувство родины”. В определенном смысле Есенин - художественная идея России. Тем не менее, в целом в творчестве Есенина можно выделить следующие темы: тему России, тему любви и философскую тему. 13.Анализ стихотворения: «Закружилась листва золотая» Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. Я сегодня влюблён в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол. Отрок - ветер по самые плечи Заголил на берёзке подол. И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрёт бубенец. Я ещё никогда бережливо Так не слушал разумную плоть, Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод. Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать… Где ты, где, моя тихая радость - Всё любя, ничего не желать Итак, какие цвета? Какое настроение? Только ли о природе это стихотворение? 1 особенность поэтики: особая цветопись (Записать в таблицу) 2 особенность: звукопись ( Примеры) Проследим за особенностью лирики….Что же на душе у поэта? (см. в справочные материалы) 14. Анализ стихотворения «Ночь» Усталый день склонился к ночи, Затихла шумная волна, Погасло солнце, и над миром Плывет задумчиво луна. Долина тихая внимает Журчанью мирного ручья. И темный лес, склоняясь, дремлет Под звуки песни соловья. Внимая песням, с берегами, Ласкаясь, шепчется река. И тихо слышится над нею Веселый шелест тростника. ВОПРОСЫ. 1. Какое настроение передает автор? (радостно - печальное, восторженное), (ощущается покой, умиротворение). 2.Какое время суток описано Есениным? 3.По каким приметам можно об этом догадаться? 4. Как бы вы назвали это стихотворение? Какова его тема? (это стихотворение о ночной красоте родной земли, ее необозримых просторов), (О Родине, погруженной в сон). 5. Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка? (Темные, приглушенные тона, немного желтого, серебристого для изображения лунного света, его бликов на воде). А теперь найдите слова, передающие краски летней ночи. 6. Есенин сохранил детские, восторженный взгляд на мир, а дети , говорят, воспринимают окружающее в цвете, а не предметно. Еще одной особенностью лирики Есенина являются так называемые «цветные» эпитеты: «В том краю, где желтая крапива…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Алый мрак в небесной черни…», «Загляделись в розовую водь…».Но особенно много эпитетов «синих». Синий, голубой цвет– цвет мечты, покоя, цвет детских снов. 7.Почему же в этом стихотворении поэт не использует «цветных эпитетов»? (ночь). Какие эпитеты он употребляет в этом стихотворении? Какое настроение передает с помощью эпитетов? (С одной стороны, грустное настроение, а с другой, веселое, восторженное). 8. Какие еще художественные тропы использованы автором? Какой мы видим природу Есенина? (Природа у поэта живая: она дышит, смеется, говорит, видит сны). Как вы понимаете значения слов мирного (ручья), внимая, употребленного дважды внимать– услышать, отнестись со вниманием; чутко вслушиваться. Как вы думаете, почему из ряда синонимов автор выбирает именно слово «внимать»? (Чтобы услышать ночные звуки, шорохи, нужно быть внимательным, чутким). Вывод №1. (пытаются делать сами уч-ся): В этом стихотворении Есенин создает ночной пейзаж; а ночью, как известно, яркие краски летнего дня гаснут с последними лучами солнца; постепенно темнеет, преобладают не зрительные, а слуховые образы. 10. Найдите примеры звукописи в этом тексте. Какие звуки летней ночи они передают? (Аллитерация: на глухие шипящие и свистящие звуки, которые ассоциируются с таинственными шорохами ночи, шумом ветерка, шуршанием и чуть слышным шелестом листвы и тростника /с, ж, ч, ш, х/) С помощью каких слов описываются звуки ночи? Затихла шумная волна. Журчанье мирного ручья. Звуки песен соловья. Шепчется река. Тихо слышится шелест тростника. Учитель: музыка, звучавшая днем, утихла и сменилась шорохами, шелестом листьев и трав, звуком соловьиных песен, плеском воды в реке и ручье– звуками, убаюкивающими слух. (Чередование звуков (о, л’) создает впечатление мягкости, напевности, пластичности.) Вывод №2: Есенин, действительно, самый музыкальный поэт. Каждое его стихотворение– песня, читаешь и чувствуешь мелодию. Не случайно до сих пор Есенин– поэт, которого поют больше, чем какого–либо другого. 11. Какие чувства испытывает лирический герой Есенина? (Любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней; всеобъемлющую радость, взволнованность). Вывод Учитель: Герой чувствует умиротворение, гармонию с миром природы. (Обращение к эпиграфу). 12. Задание: выберите подходящий тон чтения этого стихотворения: тон – печальный, радостный, лирический, трагичный, спокойный, тревожный. 13. Работа парами, определите размер и вид стиха: (четырехстопный ямб) Учитель: У Есенина трудно найти чисто пейзажные стихотворения. Природное начало у него пронизывает все творчество, душевные переживания и картины природы как бы сливаются в его стихах: Край любимый! Сердцу снятся Скидры солнца в водах лонных. Я хотел бы затерятся В зеленях твоих стозвонных. По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы - кроткие монашки. Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли. Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть. 1914, Сергей Есенин Чтец: Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге. И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, От того, что тот старый клен Головой на меня похож. (1918г) * * * Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты. Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука. О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить - Я научиться не могу. И не отдам я эти цепи И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем. Уже в раннем творчестве создает яркий поэтический мир деревенской Руси Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа... Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» — Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». «Гой ты, Русь, моя родная.. |