kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока литературы в 11 классе. Жизнь и творчество Сергея Есенина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рассчитан на 2 часа, предполагает диалог учителя и учащихся. К уроку необходим раздаточный материал на случай, если учащиеся не читали стихов Есенина дома и не имеют сборника на парте. Романсы на стихи Есенина звучат в конце урока, когда говорится о том, что стихи очень мелодичны. Может быть использована презентация "Заочная экскурсия на родину Есенина". Она демонстрируется по ходу урока как иллюстративный материал. При отсутствии м/м оборудования  презентацию заменят обычные иллюстрации: портрет, дом Есенина, природа села.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературы в 11 классе. Жизнь и творчество Сергея Есенина.»

Урок литературы в 11 классе.

Тема: «Сергей Есенин. Жизнь и творчество. Образ родной природы в лирике поэта».


Цель: показать единство родины и природы в творчестве С. Есенина, философскую глубину, емкость его стихотворений; учить анализировать лирическое произведение; воспитывать любовь к природе, нравственные идеалы; стремиться пробудить в детях эстетические переживания.


Задачи урока:

1. Обучающая:

формировать умения учащихся определять средства художественной выразительности текста, размер стиха, рифму, ритм; слышать звуковое многообразие поэтической речи;

работать над выразительностью и правильностью чтения художественных произведений.

2. Развивающая:

развивать ученика как читателя, учить читать стихотворения не только глазами, но и сердцем, душой; учить открывать глубинный смысл лирических произведений.

3. Воспитывающая:

учить детей видеть красоту родной природы;

воспитывать бережное отношение к природе.


Оборудование: Иллюстрации по теме, раздаточный материал, эпиграф, презентация.


Пояснительная записка:

1.Материал рассчитан на блок, т.е. 2 урока.

2. Раздаточный материал у каждого уч-ся на случай, если ни один уч-ся не имеет сборника стихов Есенина и не читал ничего дома, романсы по теме (звучат в конце урока, когда говорится о том, что стихи Есенина мелодичны), раздаточный материал (справочные материалы по тв-ву Есенина), иллюстрации на доске: портрет, дом Есенина, природа и т.п., эпиграф, презентация, «Заочное путешествие на родину поэта» демонстрируется по ходу урока как иллюстративный материал к стихам, звучащим на уроке). При отсутствии м/м оборудования презентацию заменят иллюстрации.

3.Урок рассчитан на диалог учителя и учащихся, на помощь подготовленного ученика

( 1-2). Если по какой-то причине ученика такого нет, то в начале урока выбирается уч-ся из класса, который будет выступать от имени Есенина, от имени лирического героя, таким же образом выбираются учащиеся, которые будут исполнять роли бабки и деда. Для этого нужно иметь распечатанные заранее слова.

4. В сильном классе таблицу могут заполнять сами учащиеся, в слабом таблица дается в распечатанном виде.




Эпиграф к уроку: «Жизнь входит в берега. Села давнишний житель,

Я вспоминаю то, Что видел я в краю.

Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою».


1.Урок начинается с обращения внимания на эпиграф, который необходимо записать в тетрадь (напоминание о правилах записи).


Учитель: Чудо есенинской поэзии всегда волнует, несмотря на обыденность и пошлость нашей жизни, это чудо - проявление большого человеческого сердца. (Вспомнить о фильме, зачитать стихотворения о Есенине (читают уч-ся)

Это большое человеческое сердце он открыл в своих стихах. «Всю душу выплещу в слова»,- так сказал С. Есенин в своей поэме «Мой путь». Такова тема нашего урока.


2.Образное представление. 1 уч-ся выступает от имени Есенина и читает отрывок из поэмы «Мой путь»


Жизнь входит в берега. Села давнишний житель,

Я вспоминаю то, Что видел я в краю.

Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою. – (обратить внимание на слова)

Изба крестьянская. Хомутный запах дегтя,

Божница старая, Лампады кроткий свет.

Как хорошо, что я сберег те все ощущенья детских лет.


Под окнами Костер метели белой.

Мне девять лет. Лежанка, бабка, кот...

И бабка что-то грустное степное пела,

Порой зевая и крестя свой рот.


Метель ревела. Под оконцем как будто бы плясали мертвецы.

Тогда империя вела войну с японцем,

И всем далекие мерещились кресты.


Тогда не знал я черных дел России.

Не знал, зачем и почему война.

Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб,

Была моя страна.


Я помню только то, что мужики роптали,

Бранились в черта, В бога и в царя.

Но им в ответ лишь улыбались дали

Да наша жидкая лимонная заря.


Тогда впервые с рифмой я схлестнулся.

От сонма чувств вскружилась голова.

И я сказал: Коль этот зуд проснулся,

Всю душу выплещу в слова.


3.Учитель: «Всю душу выплещу в слова…» Не биографию, а тайну души, тайну личности поэта мы узнаем из его стихов. (Связать со словом исповедь- откровенный, честный открытый разговор).

4.Вопрос учащимся: О каких фактах биографии упоминается в этом стихотворении


5.Проблемные вопросы

Откуда они, эти чувства, откуда такой талант?

Каковы истоки этого чуда?

Что повлияло на творчество поэта


Какое место занимают стихи о Родине в жизни поэта?

Каковы особенности его лирики?

(Проблемные вопросы записываются в тетрадь)

Вся биография в стихах


6.Учащийся от имени Есенина:

Матушка в Купальницу по лесу ходила.
Босая, с подтыками, по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила.
Охнула кормилица, тут и породила.
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали...

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутепень колдовная счастье мне пророчит.

7.Театр у доски. ( диалог бабки и деда с маленьким Есениным)


Есенин. Так как мать моя, Татьяна Титова замуж была отдана помимо воли, а отец был беден, то в 2 года меня вернули в дом деда по матери, где я и воспитывался. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. (Есенин уходит. Появляются дед и бабка, маленький Есенин).

Бабка. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил?

Дед. Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет!

Бабка. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он...Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.

Дед. Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться...

Есенин. Не буду учителем.

Дед. А кем тогда?

Есенин. Никем, частушки буду сочинять!

Дед. Частушки... Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят)

8. Учащийся (Лирический герой Есенина):

Худощавый и низкорослый,

Среди мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И теперь вот, когда простыла

Этих дней кипятковая вязь,

Беспокойная, дерзкая сила

На поэмы мои пролилась. ("Все живое особой метой", 1922)

9.Учитель: Поэзия Есенина - это искренняя и правдивая повесть, рассказанная поэтом о Родине и о самом себе.

10. Есенин: "Что касается … автобиографических сведений - они в моих стихах".


Лирический герой Есенина:

Эта улица мне знакомая,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась над окном.

Я любил этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная морщь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь. (1923)


Есенин: "Пробуждение творческих дум началось по сознательной памяти до 8 лет", в доме деда по матери Федора Андреевича Титова. ("Автобиографический набросок", 1916г.)

Затаив дыхание, слушал Есенин старинные легенды и придания. Великое множество их знал дед поэта.


Есенин: «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю». «Мой дед был умственный человек»


Есенин: «Стихи начал слагать, подражая частушкам, рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад». ("Автобиография", 1923г)


Лирический герой Есенина:

"… и садимся в два рядка

слушать бабушкины сказки

про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет…"

("Бабушкины сказки", 1915)


12.Учитель: Рязанская Русь глубоко запала в душу восприимчивого, впечатлительного мальчика, чтобы потом возродиться в его стихах.

Есенин: "Стихи начал писать рано…, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. 33 стихотворения этих лет помещены в "Радунице", первом сборнике стихов. ("О себе", 1925г)

Ведущий: Родина, Русь, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением:

Есенин: "Россия.… Какое хорошее слово.… И "роса", и "сила", и синее что-то…"

Учитель: Синий и голубой цвета были его излюбленными. В поэзии Есенина, как и в древнерусской живописи, три главных цвета: алый (красный), синий (голубой, васильковый), и золотой.

Золото - изначальный цвет;

алый - цвет любви;

синий - символ устремленности к небу,

белый - символ чистоты.

Все ярко в стихах и песнях поэта: Есенин – единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продиктовано “чувством родины”.Это не тютчевская “вера” (“В Россию можно толь ко верить”. Не лермонтовская “странная любовь”(“Люблю отчизну я ,но странною любовью…”). И даже не страсть-ненависть” Блока (“ И страсть, и ненависть к отчизне”). Это именно “чувство родины”.

В определенном смысле Есенин - художественная идея России.

Тем не менее, в целом в творчестве Есенина можно выделить следующие темы:

тему России, тему любви и философскую тему.


13.Анализ стихотворения: «Закружилась листва золотая»

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.


Я сегодня влюблён в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок - ветер по самые плечи

Заголил на берёзке подол.


И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец,

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрёт бубенец.


Я ещё никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.


Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать…

Где ты, где, моя тихая радость -

Всё любя, ничего не желать


Итак, какие цвета? Какое настроение? Только ли о природе это стихотворение?

1 особенность поэтики: особая цветопись (Записать в таблицу)

2 особенность: звукопись ( Примеры)

Проследим за особенностью лирики….Что же на душе у поэта? (см. в справочные материалы)

14. Анализ стихотворения «Ночь»


Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром

Плывет задумчиво луна.

Долина тихая внимает

Журчанью мирного ручья.

И темный лес, склоняясь, дремлет

Под звуки песни соловья.

Внимая песням, с берегами,

Ласкаясь, шепчется река.

И тихо слышится над нею

Веселый шелест тростника.


ВОПРОСЫ.

1. Какое настроение передает автор? (радостно - печальное, восторженное), (ощущается покой, умиротворение).

2.Какое время суток описано Есениным?

3.По каким приметам можно об этом догадаться?

4. Как бы вы назвали это стихотворение? Какова его тема? (это стихотворение о ночной красоте родной земли, ее необозримых просторов), (О Родине, погруженной в сон).

5. Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка? (Темные, приглушенные тона, немного желтого, серебристого для изображения лунного света, его бликов на воде). А теперь найдите слова, передающие краски летней ночи.


6. Есенин сохранил детские, восторженный взгляд на мир, а дети , говорят, воспринимают окружающее в цвете, а не предметно. Еще одной особенностью лирики Есенина являются так называемые «цветные» эпитеты:

«В том краю, где желтая крапива…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Алый мрак в небесной черни…», «Загляделись в розовую водь…».Но особенно много эпитетов «синих». Синий, голубой цвет– цвет мечты, покоя, цвет детских снов.

7.Почему же в этом стихотворении поэт не использует «цветных эпитетов»? (ночь). Какие эпитеты он употребляет в этом стихотворении?

Какое настроение передает с помощью эпитетов? (С одной стороны, грустное настроение, а с другой, веселое, восторженное).

8. Какие еще художественные тропы использованы автором? Какой мы видим природу Есенина? (Природа у поэта живая: она дышит, смеется, говорит, видит сны).

Как вы понимаете значения слов мирного (ручья), внимая, употребленного дважды внимать– услышать, отнестись со вниманием; чутко вслушиваться.

Как вы думаете, почему из ряда синонимов автор выбирает именно слово «внимать»? (Чтобы услышать ночные звуки, шорохи, нужно быть внимательным, чутким).


Вывод №1. (пытаются делать сами уч-ся): В этом стихотворении Есенин создает ночной пейзаж; а ночью, как известно, яркие краски летнего дня гаснут с последними лучами солнца; постепенно темнеет, преобладают не зрительные, а слуховые образы.


10. Найдите примеры звукописи в этом тексте. Какие звуки летней ночи они передают? (Аллитерация: на глухие шипящие и свистящие звуки, которые ассоциируются с таинственными шорохами ночи, шумом ветерка, шуршанием и чуть слышным шелестом листвы и тростника /с, ж, ч, ш, х/)

С помощью каких слов описываются звуки ночи?

Затихла шумная волна.

Журчанье мирного ручья.

Звуки песен соловья.

Шепчется река.

Тихо слышится шелест тростника.

Учитель: музыка, звучавшая днем, утихла и сменилась шорохами, шелестом листьев и трав, звуком соловьиных песен, плеском воды в реке и ручье– звуками, убаюкивающими слух. (Чередование звуков (о, л’) создает впечатление мягкости, напевности, пластичности.)

Вывод №2: Есенин, действительно, самый музыкальный поэт. Каждое его стихотворение– песня, читаешь и чувствуешь мелодию. Не случайно до сих пор Есенин– поэт, которого поют больше, чем какого–либо другого.


11. Какие чувства испытывает лирический герой Есенина? (Любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней; всеобъемлющую радость, взволнованность). Вывод

Учитель: Герой чувствует умиротворение, гармонию с миром природы. (Обращение к эпиграфу).

12. Задание: выберите подходящий тон чтения этого стихотворения: тон – печальный, радостный, лирический, трагичный, спокойный, тревожный.


13. Работа парами, определите размер и вид стиха: (четырехстопный ямб)



Учитель: У Есенина трудно найти чисто пейзажные стихотворения. Природное начало у него пронизывает все творчество, душевные переживания и картины природы как бы сливаются в его стихах:

Край любимый! Сердцу снятся

Скидры солнца в водах лонных.

Я хотел бы затерятся

В зеленях твоих стозвонных.


По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы - кроткие монашки.


Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.


Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

1914, Сергей Есенин


Чтец: Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

От того, что тот старый клен

Головой на меня похож. (1918г)

* * *

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.


Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

Уже в раннем творчестве создает яркий поэтический мир деревенской Руси

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.


Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.


Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.


Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.


Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!» —

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».


«Гой ты, Русь, моя родная..







Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся - далекая и близкая,

Сродни мне посвист журавлей

И не чужда тропинка склизкая. (1915)


Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси?

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы…

“Спит ковыль. Равнина дорогая…”

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Избы забоченились

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.

Над соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черёмуха

Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?

“Край ты мой заброшенный…”

«Нивы сжаты, рощи голы»

«Отговорила роща золотая»

ВЫВОД №3:

Человек и природа у Есенина находятся в полной гармонии. Своё состояние души поэт передаёт через картины природы. Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы - одна из особенностей есенинской лирики.


? Какие же особенности лирики С.А. Есенина мы сегодня отметили? (см. таблица)

“Нет поэта без родины”. И лежит без конца и края в лесах и перелесках, среди хлебов, возле рек и озёр оплаканная русским певцом Россия.

ВЫВОД №4: одна из особенностей лирики Есенина - её исповедальность, монологичность.


Подведение итогов.

  1. Что узнали нового о Есенине?

  2. Какие стихотворные строки запомнили?

  3. Каковы отличительные особенности лирики Есенина?

  4. Какие слова были для вас новыми?

  5. 5.Осталось ли что-то непонятое?

  6. Оцените урок и свою работу.



Словарь к уроку.

Радуница (или радоница)-день поминовения усопших.

Клененочек- уменьшительно- ласкательное от “клен”.

Кадильный - от слова “кадило” (металлический сосуд, используемый при богослужении).Канон-здесь церковное песнопение во время панихиды.

Ризы-верхнее облачение священника при богослужении.

Спас-церковный праздник.

Корогод (карагод) - хоровод (областное) либо ряд (может быть, имеется в виду ряд изб или деревенский забор).

Старообрядчество - религиозные группы в России, не принявшие церковных реформ XVII века и не подчинившиеся официальной Православной Церкви.


Дополнительный материал.

Эта же мысль выражена и в знаменитом стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу”(1921), тема которого была навеяна Есенину лирическим отступлением “О юности” в “Мертвых душах” Гоголя. Здесь грустная, элегическая интонация не выливается в трагедию, так как путь человека от расцвета (юности) к увяданию (зрелости, старости) естественен. Поэт понимает, что “увяданья золотом охваченный” он “не будет больше молодым”, что “страна березового ситца не заманит шляться босиком” (то есть уже не будет восторгов и безумств юности). Очарование юности, полнота жизни- это дым, сон (“Жизнь моя, иль ты приснилась мне!”. Но все же поэт благодарен судьбе за то, что “пришлось процвесть и умереть”.


В стихотворении “Отговорила роща золотая”(1924) тема подчиненности человеческой жизни законам природы, расставания с молодостью, подведения итогов получила дальнейшее развитие. Опять лирический герой соотносит, сопоставляет свою жизнь с жизнью природы, с периодами расцвета и увядания. Особое значение здесь приобретают олицетворения, параллелизмы, сравнения, еще и еще раз подчеркивающие закон мироздания: поэт прощается с прошлым, “роняет грустные слова”, и ему вторят “роща золотая”, отговорившая “веселым языком”, и журавли, которые, “печально пролетая”, “уже жалеют больше ни о ком”, и конопляник “с широким месяцем над голубым прудом”. Несмотря на то, что “каждый в мире странник”, цепь мироздания, закон жизни и вселенной не прекратится, не прервется: “не обгорят рябиновые кисти”, “от желтизны не пропадет трава”. И уход лирического героя так же закономерен, как закономерно увядание и падение листьев с деревьев:


Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так…что роща золотая

Отговорила милым языком.

(“Русь уходящая”)“Неуютная жидкая лунность” 1925

Таблица к уроку.


Истоки поэзии и вдохновения

Особенности лирики

Особенности поэтического языка

1.“Малая родина” поэта

2.Живописная природа

Рязанской области.

3.Богатый запас детских

впечатлений.

4.Атмосфера народной

поэзии.

5.Долгая разлука с родными

местами.

6.Высокая оценка его творчества

талантливыми поэтами. (Блок)


1.Исповедальность

2.Монологичность

3.Природа и Родина –

единое целое

4. параллелизм-соответствие явлений природы и внутреннего мира человека.

5. Любовь ко всему живому, любовь к родной земле, России

6. Выражение чувств через явления природа


1.Звукопись

2. Цветопись, «Цветные» эпитеты

алый (красный), синий (голубой, васильковый), и золотой.

Золото - изначальный цвет;

алый - цвет любви;

синий - символ устремленности к небу, цвет мечты, покоя, цвет детских снов.

белый - символ чистоты.

развернутые метафоры, неожиданные сравнения, олицетворения:”Туча кружево в роще связала”, “дымом половодье зализало ил”, “Поет зима-аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка”, “Выткался над озером алый свет зари”

Цветовые эпитеты придают изображаемому неповторимую индивидуальность и экспрессивность (выразительность). Цветовая гамма есенинских стихов созвучна краскам иконописи.



Д.З. Прочитать стихи о Родине, России после 1917 г. + выучить наизусть одно (по выбору)+ анализ. Инд сообщения ( по желанию или назначить) «Эволюция темы Родина»

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока литературы в 11 классе. Жизнь и творчество Сергея Есенина.

Автор: Лисунова Ольга Владимировна

Дата: 06.02.2016

Номер свидетельства: 289332


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства