Просмотр содержимого документа
«План урока В. Бианки " Кто чем поет"»
Т е м а : В. Бианки. Кто чем поет.
Ц е л ь : Ознакомление с содержанием рассказа В. Бианки «Кто чем поет», воспитание в детях внимания при изучении тайн природы.
Планируемые результаты (задачи урока): предметные: знание содержания рассказа В. Бианки «Кто чем поет»; личностные: воспитание интереса к тайнам природы, ее особенностям; системно-деятельностные: нахождение ответов в тексте на вопросы, развитие внимания к языковым особенностям текста, логического мышления, речи.
Наглядное оборудование урока: портрет Виталия Бианки, рассказы, иллюстрации к рассказам, картины леса в разные времена года, кассета с музыкой, плакаты «Все прекрасно на Земле от солнца, а хорошее от человека», «Красив тот, кто красиво поступает».
Ход урока
Организационно-мотивационный момент. Приветствие. Сегодня мы с вами в лесу. Будем разглядывать тайны леса. Знаете ли вы, кто как поет? Я назову пение лесных жителей, а вы назовете, кто это. Скрипят (жуки), барабанят (дятлы), лают (лисицы), свистят (иволги), квакают (лягушки). Чтобы узнать о тайнах леса, прочитаем рассказы В.В. Бианки! Послушаем вместе с писателем В. Бианки лесную музыку. На утренних и вечерних зорях не только птицы, но и все лесные жители поют и играют, кто на чем может.
Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала. Какие произведения о природе вы читали? Какие стихи знаете наизусть? Расскажите.
Слово о писателе. Виталий Валентинович Бианки родился в 1894 году в семье известного ученого-орнитолога, сотрудника зоологического музея. Учился на физико-математическом факультете Петербургского университета. Он много путешествовал по Уралу и Алтаю. Некоторое время работал учителем в школе. Книги писателя – рассказы о живой природе, ее обитателях. Еще мальчишкой В. Бианки проводил в лесу все свободное время, слушал рассказы старых охотников. Он пытался понять, о чем «разговаривают» птицы, почему ноги цапли и лапы крота так не похожи, почему одни животные строят домишки на деревьях, другие на воде или под водой. Его рассказы помогают раскрыть тауны природы.
Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые: но и их друзья – люди.
Сообщение темы и цели урока.
Освоение содержания и анализ рассказа В. Бианки «Кто чем поет?».
Чтение рассказа В. Бианки «Кто чем поет?». Словарная работа: знаете ли вы, кто какие выпь, жук-усач, саранча, бекас? Рассмотрите картинки с изображением этих лесных жителей.
Беседа по вопросам. Нахождение ответов по тексту рассказа: Слышите, какая музыка гремит в лесу? Слушая ее, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами. Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого есть голос. Вот послушайте, чем м как поют безголосые. Кто это? Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли…
- КВА-а-а-а! – одним духом пошел из них воздух. Голос лягушки).
Кто это? Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другу., то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! (Голос аиста).
Кто это? Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошел по озеру громкий гул: - Прумб-бу-бу-бумм!.. – словно бык проревел. (Голос выпи.)
Кто это? Хвостом уперся, назад откинулся, размахнулся головой – как задолбит носом по суку! Точь -в –точь барабанная дробь! (Стук дятла.)
Кто это? Пищит усач, а все напрасно: никто его писка не слышит. Шею натрудил, зато сам своей песней доволен. (Голос жука-усача).
Кто это? Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жесткими крылышками, словно струна гудит. (Жужжание шмеля.)
Кто это? Скрипочки у нее на крылышках, а вместо смычков – длинные задние лапки коленками назад. На крыльях – зазубринки, а на ножках – зацепочки. Трет она себя ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает – стрекочет. (Саранча.)
Кто это? Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, повернул носом к земле и понесся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветер перебирают. И слышно с земли, будто в вышине барашек запел, заблеял. (Голос бекаса.)
Обобщение прочитанного: Что вы взяли для себя из этого рассказа? Содержание рассказа учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, уметь находить и замечать в природе необычное, такое, что может увидеть лишь человек, влюбленный в мир красоты.
Творческая работа: соберите интересные факты о природе и ее обитателях. Оформите свой портфолио. Сделайте презентацию своих наблюдений, выступите с сообщением перед классом.
Работа в паре. Задай вопрос – кто это? Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла.) Какой зверек дал название короткой мужской прическе? (Ёжик). Какая рыба носит имя человека? (Карп.) Не солнце, не огонь, а светит? (Светлячок.) Какая птица является ближайшей родственницей Снегурочке? (Снегирь.) Не человек, не зверь, а по-человечьи умеет говорить? (Попугай.) Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубь.) Какая рыба, кроме золотой, способна выполнить человеческие желания? (Щука.) Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (Сова.)
Задание на дом. Чтение и пересказ рассказа.
Подведение результатов урока (релаксация): предметные: знают содержание рассказа, пересказывают его; личностные: высказывают интерес к познанию природы, ее тайнам; системно-деятельностные: умеют находить ответы на вопросы; анализируют текст, находят главную информацию в тексте, работают над развитием памяти воображения, речи.