1.Организационный момент. (цель: настроить учеников на учебную деятельность) Этап знакомства с текстом и выдвижение первичных смысловых версий индивидуально в технологической карте | Проверяет готовность учеников к уроку. Прозвенел звонок в срок… Ты готов начать урок? Все ль на месте? Всё в порядке? Учебник Коровиной и тетрадки? Все ли правильно сидят? За учителем следят? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Все ли тут хотят учиться? Значит, можно всем садиться. Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные). Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела. | Ученик проверяет наличие учебного материала к уроку. |
2. Проверка заданного на дом материала. (цели: проверка усвоения мате- риала, развитие умения форму- лировать свои мысли, аргумен- тировать свое мнение) -Стадия вызова «создание мотива к обучению». 3.Открытие нового знания. (цели: Развитие умения анализировать, делать вывод; - развитие мышления и грамотной речи учащихся; Выполнение заданий на продвижение понимания. (в группах) Осмысление содержательная, в ходе которого происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Физминутка. | Какие произведения К.Паустовского вы прочитали? Эпиграф. Дарить тепло другим – согреваться самому. 1.Стадия вызова. Эмоциональный настрой. Посмотрите иллюстрации. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на них? Чем грозит эта метель людям? Что вам известно об этом мальчике? Приём «Верны ли следующие утверждения?» - Филька совершил злодейство. - Поступок Фильки отразится на жизни жителей деревни Бережки. - Мальчик сможет совершить добрый поступок и вернуть к себе любовь и доверие окружающих. Постановка цели, проблемного вопроса. Ребята, над чем мы сегодня будем размышлять? Запишем тему урока. Сказка К. Паустовского «Теплый хлеб» Сказка о добре, любви, доверии. Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом и узнаем, какой дорогой должен идти Филька, чтобы сердце его не замерзло. Закончите предложение Я думаю, что тёплым может быть…. Что?( Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …) - Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих. Как вы понимаете слова эпиграфа. 2. Стадия осмысления. Приём «Чтение с остановкой» Читает учитель. Чтение с остановками «Филька нехотя встал….. потянулся к хлебу». Как вы думаете, что произойдёт дальше? «Да ну тебя!...по губам.» Что произойдёт дальше? Конь … до слов Иди копай» Что будет дальше и почему? Прочитайте притчу. Как вы думаете, какая фраза является ключевой в разговоре бабки и Фильки? ( мороз стрясся от злобы людской; мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.) — Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца? — Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство? Как реагировали взрослые и дети на поступок Фильки? Приём «Двойной дневник» цель: развитие мыслительных способностей учащихся, выработка школьниками собственной позиции по изучаемой теме. Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста. Описание приема. Учитель предлагает изучить определенный текст. Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части. В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста. Например, «Что такое бездушность? Можно ли мужика назвать бездушным и черствым человеком? Какие действия мужика характеризуют в нем злого человека?» Приём «Цветовые ассоциации» Если бы вы были художником, какие цвета вы бы использовали, изображая этот эпизод? Исследование по группам (или индивидуально) 1 группа - Найдите пословицы и поговорки в произведении. 2 группа - Запишите в первый столбик характеристику мужика из притчи, во второй характеристику Фильки. Какие качества одинаковые? Почему у Фильки не замерзло сердце? Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки? Нужно быть добрыми, отзывчивыми. Не причинять другим вреда, обиды. Отвечать за свои поступки, слова. Не бояться просить прощения, прощать. 3.Рефлексия. 1.Взаимоопрос. Приём «Дерево предсказаний» Как сложится судьба главных героев? Что может Филька рассказать об этом через несколько лет? | Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы. Слушают ответы одноклассников. Отвечают. Слушают ответы одноклассников. Высказывают свою точку зрения. Записывают тему в тетрадь. Выполняют задания, слушают ответы одноклассников. Читают эпиграф, анализируют. Слушают текст, высказывают свои предположения. Читают притчу. Отвечают на вопросы. Делают записи в дневнике. Отвечают. Работают с текстом, затем рассказывают о выполненной работе. Оценивают работу одноклассников. Отвечают. Проводят взаимоопрос. |