kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План методической разработки Предмет: литература Тема: Сказка К. Паустовского «Теплый хлеб». Сказка о добре, любви, доверии. Класс: 5

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания.

Ведущие методы  обучения: 1) комментирование иллюстраций,  2)упражнения (задания на установления соответствия, 3)заполнение таблицы, 4) составление предложений по иллюстрациям, 5)устный опрос, 6)рассказ учителя, 7) эвристическая беседа,  8) взаимоопрос, 9) работа с текстом.

                                             

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План методической разработки Предмет: литература Тема: Сказка К. Паустовского «Теплый хлеб». Сказка о добре, любви, доверии. Класс: 5»


Методическая разработка учебного занятия с конструированием оценочных средств




Работу выполнила:

Филиппова Т.Г.








План методической разработки

Предмет: литература

Тема: Сказка К. Паустовского «Теплый хлеб». Сказка о добре, любви, доверии.

Класс: 5

Дата проведения: февраль-март

Продолжительность занятия: 40 минут

Место проведения: МАОУ СОШ №43 г.Тюмени

Методы и приемы обучения: интерактивные

Оборудование и материалы:

использование ИКТ, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, учебник В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин

Цель учебного занятия:

1.организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки;

2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;

3. показать, какие нравственные проблемы подняты в сказке.

Задачи и связанные с ними ожидаемые результаты – развиваемые компетенции или их отдельные компоненты :

1. создать условия для усвоения темы; (предметные компетенции)

2.создать ситуацию успеха; (предметные и личностные компетенции)

3. развивать готовность мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; (предметные)

4. обучать индивидуальной рефлексии достижения цели; (личностные)

5.развивать навыки самоконтроля; (личностные компетенции)

6. развивать схематичное и критическое мышление. (личностные компетенции)

Основная форма проведения занятия: урок открытия нового знания

Ведущие методы обучения: 1) комментирование иллюстраций, 2)упражнения (задания на установления соответствия, 3)заполнение таблицы, 4) составление предложений по иллюстрациям, 5)устный опрос, 6)рассказ учителя, 7) эвристическая беседа, 8) взаимоопрос, 9) работа с текстом.










Содержание занятия


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

(цель: настроить учеников на

учебную деятельность)

Этап знакомства с текстом и выдвижение первичных смысловых версий индивидуально в технологической карте

Проверяет готовность учеников к уроку.

Прозвенел звонок в срок…

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё в порядке?

Учебник Коровиной и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

 

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.





Ученик проверяет наличие учебного материала к уроку.

2. Проверка заданного на дом

материала.

(цели: проверка усвоения мате-

риала, развитие умения форму-

лировать свои мысли, аргумен-

тировать свое мнение)

-Стадия вызова «создание мотива

к обучению».




3.Открытие нового знания.

(цели:

Развитие умения анализировать, делать вывод;

- развитие мышления и грамотной речи учащихся; Выполнение заданий на продвижение понимания. (в группах)




























Осмысление содержательная,

в ходе которого происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.






























































Физминутка.



Какие произведения К.Паустовского вы прочитали?

Эпиграф. Дарить тепло другим – согреваться самому.




1.Стадия вызова.


Эмоциональный настрой.

Посмотрите иллюстрации.

Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на них?

Чем грозит эта метель людям?

Что вам известно об этом мальчике?


Приём «Верны ли следующие утверждения?»


- Филька совершил злодейство.

- Поступок Фильки отразится на жизни жителей деревни Бережки.

- Мальчик сможет совершить добрый поступок и вернуть к себе любовь и доверие окружающих.


Постановка цели, проблемного вопроса.

Ребята, над чем мы сегодня будем размышлять?

Запишем тему урока.

Сказка К. Паустовского «Теплый хлеб» Сказка о добре, любви, доверии.


Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом и узнаем, какой дорогой должен идти Филька, чтобы сердце его не замерзло.

Закончите предложение

Я думаю, что тёплым может быть…. Что?( Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …)

- Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих.

Как вы понимаете слова эпиграфа.



2. Стадия осмысления.

Приём «Чтение с остановкой»


Читает учитель. Чтение с остановками

«Филька нехотя встал….. потянулся к хлебу».

Как вы думаете, что произойдёт дальше?

«Да ну тебя!...по губам.»

Что произойдёт дальше?

Конь … до слов Иди копай»

Что будет дальше и почему?


Прочитайте притчу.

Как вы думаете, какая фраза является ключевой в разговоре бабки и Фильки?

( мороз стрясся от злобы людской; мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.)
— Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца?
— Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?

Как реагировали взрослые и дети на поступок Фильки?


Приём «Двойной дневник»

цель: развитие мыслительных способностей учащихся, выработка школьниками собственной позиции по изучаемой теме.

Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.

Описание приема.

Учитель предлагает изучить определенный текст.

Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части.

В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.

Например,

«Что такое бездушность? Можно ли мужика назвать бездушным и черствым человеком?

Какие действия мужика характеризуют в нем злого человека?»


Приём «Цветовые ассоциации»

Если бы вы были художником, какие цвета вы бы использовали, изображая этот эпизод?




Исследование по группам (или индивидуально)

1 группа - Найдите пословицы и поговорки в произведении.

2 группа - Запишите в первый столбик характеристику мужика из притчи, во второй характеристику Фильки. Какие качества одинаковые?

Почему у Фильки не замерзло сердце?


Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

   Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

   Не причинять другим вреда, обиды.

   Отвечать за свои поступки, слова.

   Не бояться просить прощения, прощать.


3.Рефлексия.

1.Взаимоопрос.

Приём «Дерево предсказаний»

Как сложится судьба главных героев?

Что может Филька рассказать об этом через несколько лет?





















Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы.

Слушают ответы одноклассников.



Отвечают. Слушают ответы одноклассников.







Высказывают свою точку зрения.



Записывают тему в тетрадь.








Выполняют задания, слушают ответы одноклассников.








Читают эпиграф, анализируют.




Слушают текст, высказывают свои предположения.








Читают притчу.

Отвечают на вопросы.


















Делают записи в дневнике.

Отвечают.






Работают с текстом, затем рассказывают о выполненной работе.

Оценивают работу одноклассников.






Отвечают.














Проводят взаимоопрос.














6. Рефлексия

(цели: определение, что усвое-

но учащимися, что вызвало за-

труднения, что привлекло вни-

мание детей).

7. Домашнее задание

(Цель: организация самостоя-

тельной работы учащихся,

творческой работы учащихся).


Продолжите предложения:

Сегодня я познакомился (узнал)…

Самым интересным для меня..

Мне непонятно…

Я ещё хотел бы узнать…


Домашнее задание: в тетради нарисовать сердце Фильки, каким вы его представляете в начале сказки, и каким в конце, после совершения доброго поступка. Обоснуйте свой выбор.

Вопросы и задания стр.82-83.





Продолжают предложения







Записывают задание в дневник



Итоговый этап

Карта оценки уровня достижения ожидаемых результатов занятия

  1. Результаты обучения (показатели оценки)

  1. Уровни сформированности компетенций /


Минимальный

Базовый

Повышенный

Познавательные УУД:

Исследование по группам

Не умеет ориентироваться в тексте, совершать поисковую деятельность.

Умеет ориентироваться в тексте, совершать поисковую деятельность, но допускает незначительные ошибки.

Умеет ориентироваться в тексте, совершать поисковую деятельность, не допускает ошибок.

Прием «Закончите предложение»

Не всегда понимает и адекватно реагирует на задаваемые вопросы, испытывает затруднения при формулировании ответа на вопрос, не может аргументировать ответ.

Адекватно реагирует на задаваемые вопросы, может аргументировать свой ответ, придерживается основных этикетных норм. Допускает ошибки при формулировке аргументации.

Адекватно реагирует на задаваемые вопросы, уверенно и логично аргументирует свои ответы.

Приём «Верны ли следующие утверждения?»


Не владеет базовыми знаниями по теме, испытывает затруднения в подборе лексики по теме.

Владеет базовыми знаниями по теме, использует разнообразные лексические и грамматические конструкции, допускает незначительные ошибки

Активно использует лексику по теме, адекватно демонстрирует знание текста, использует сложные грамматические конструкции, практически не допускает ошибок.




УУД

 Регулятивные универсальные учебные действия на разных этапах обучения в школе (умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его) Приём «Дерево предсказаний»


Познавательные УУД:

Сравнение

Исследование по группам

Обобщение Приём «Ключевые слова»

Прием «Исследование по группам»


Причинно-следственные связи

Прием «Закончите предложение»

Аналогия

Приём «Цветовые ассоциации»


Коммуникативные УУД

Речевое высказывание Приём «Верны ли следующие утверждения?»

Приём «Дерево предсказаний»

Выработка собственной точки зрения

Приём «Двойной дневник»

Умение отвечать на поставленные вопросы Приём «Чтение с остановкой»






  1. Результаты обучения (показатели оценки)

  1. Уровни сформированности компетенций /


Минимальный

Базовый

Повышенный

Познавательные УУД:

Сравнение

Исследование по группам

Не умеет ориентироваться в тексте, совершать поисковую деятельность.

Умеет ориентироваться в тексте, совершать поисковую деятельность, но допускает незначительные ошибки.

Умеет ориентироваться в тексте, совершать поисковую деятельность, не допускает ошибок.

Причинно-следственные связи Прием «Закончите предложение»

Не всегда понимает и адекватно реагирует на задаваемые вопросы, испытывает затруднения при формулировании ответа на вопрос, не может аргументировать ответ.

Адекватно реагирует на задаваемые вопросы, может аргументировать свой ответ, придерживается основных этикетных норм. Допускает ошибки при формулировке аргументации.

Адекватно реагирует на задаваемые вопросы, уверенно и логично аргументирует свои ответы.

Коммуникативные УУД

Речевое высказывание Приём «Верны ли следующие утверждения?»


Не владеет базовыми знаниями по теме, испытывает затруднения в подборе лексики по теме.

Владеет базовыми знаниями по теме, использует разнообразные лексические и грамматические конструкции, допускает незначительные ошибки

Активно использует лексику по теме, адекватно демонстрирует знание текста, использует сложные грамматические конструкции, практически не допускает ошибок.





Приложения

№1

Учащиеся называют пословицы и поговорки , найденные в сказке

- Зачем помирать? Работать надо.

- льготного срока не будет.

- за твою дурь расплачиваться своим горбом.

- от теплоты и лёд начал оседать.

- трещала, как пулемёт.

- бери хлеб, мирись!

№2

МУЖИК                               ФИЛЬКА

Злой                                      молчаливый

Заспанный                            сердитый

Крикливый                             неласковый

Равнодушный                        недоверчивый

ленивый                                  ленивый  




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Филиппова Татьяна Геннадьевна

Дата: 17.10.2020

Номер свидетельства: 560281


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства