План-конспект урока по литературе "М. В. Ломоносов - самородок земли русской"
План-конспект урока по литературе "М. В. Ломоносов - самородок земли русской"
Предлагаемый урок подготовлен для учащихся 7 класса – это урок «открытие», попытка уменьшить расстояние между веками, разделяющими современных семиклассников с М. Ломоносовым. Разработка урока построена на принципах системно-деятельностного подхода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по литературе "М. В. Ломоносов - самородок земли русской"»
Беляева Любовь Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ « Школа № 77 г. Донецка»
План-конспект урока литературы в 7 классе.
Тема: М.В. Ломоносов – самородок земли русской.
Цель: познакомить учащихся с отдельными событиями жизни М.В. Ломоносова, его гражданской позицией, ролью в русской литературе; дать понятие об оде как жанре лирической поэзии; совершенствовать умения систематизировать материал различными способами, сотрудничать, оценивать собственную деятельность; формировать гражданскую позицию.
Предполагаемые результаты:
Предметные: объясняют вклад М. Ломоносова в русскую литературу, умеют выразительно прочесть стихотворения М. Ломоносова, понимают их смысл, знают что такое ода и ее характерные признаки.
Метапредметные:
личностные: учатся оценивать собственную учебную деятельность, использовать правила коллективного сотрудничества; выражают гражданскую позицию;
познавательные: анализируют материал учебника, преобразовывают информацию, делают на основе полученных знаний собственные выводы;
коммуникативные: строят конструктивные взаимоотношения со сверстниками; совершенствуют навыки работы в группе.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная
Оборудование: учебник Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016, презентация, проектор, карточки, аудиозапись, колонки.
Ход урока
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
1200 километров – много это или мало?
Самолет преодолеет это расстояние за 2 часа, поезд – за 20 часов, на автомобиле путь займет часов 16. А пешком пробовали? А кто хотел бы попробовать? Каким должен быть человек, способный преодолеть такое расстояние пешком?
Учителю нужно быстро записать на доске перечисляемые учащимися качества.
(слайд 2)
Хочу вам представить двух известных людей, ученых, обладавшими качествами, которые вы назвали.
15 декабря 1730 г - первый покинул Архангельскую губернию и пешком отправился в Москву. За три недели он прошел 1200 км. За 54 года жизни он стал одним из выдающихся ученых европейского уровня, совершил открытия в химии, физике, механике, которыми мы пользуемся до сих пор. Разработал подробный план маршрута первой русской полярной экспедиции по Северному Ледовитому океану на восток.
Второй - осенью 1912 г из Архангельска отправился к Северному полюсу, ему нужно было преодолеть расстояние более 2000 км. В своем дневнике Г.Я. Седов записал: «Горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись еще во времена Ломоносова и не угасли до сих пор… Мы пойдем …. И докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг...»
У вас на партах таблица «Лист достижений», (приложение 1,) с которой мы будем работать на уроке. Заполните сейчас первую колонку «Листа достижений».
Учитель предлагает поднять руки тем, кто хочет узнать о М. Ломоносове.
Тем, кто заинтересовался личностью Г.Я. Седова, напоминает, что нужно прочитать роман В. Каверина «Два капитана», так как урок внеклассного чтения по этому произведению состоится в следующем месяце.
(слайд 3)
Посмотрите внимательно на слайд. Можно ли тему сегодняшнего урока сформулировать так «М. Ломоносов – самородок земли русской»? Как вы думаете, почему использовано слово «самородок»? Что оно обозначает?
Словарная работа: самородок – человек, обладающий большими природными дарованиями, талантами.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Нам предстоит выяснить, каков вклад М. Ломоносова в развитие русской литературы. Можно ли назвать его реформатором?
Словарная работа: реформатор – человек, который что-либо преобразовывает, изменяет.
Обратитесь за помощью к учебнику (с. 85). Ответ на вопрос представьте или в виде кластера, или в виде таблицы в рабочей тетради.
Дифференциация. Слабые учащиеся получает схему кластера или заготовку таблицы, в которую нужно только вписать информацию (приложение 2).
Самопроверка по эталону. На экран выводятся слайды, по которым учащиеся (слайд 4,5) пошагово сравнивают выполненную работу.
В таблице «Листа достижений» заполните 3 колонку, ответив на вопрос, чему вы сейчас научились.
Выявление места и причины затруднения.
Для того, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному выразительному чтению стихотворений М. Ломоносова, учитель предлагает прослушать аудиозапись актерского чтения.
Послушайте стихотворение М. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величии…»
Как вы считаете, каким «штилем» написано стихотворение?
С какой интонацией читаются стихотворения, написанные «высоким штилем»?
Что нужно сделать, чтобы прочитать стихотворение торжественно?
Учитель предлагает учащимся объединиться в 4 группы для дальнейшей работы на уроке.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Группам предлагается выразительно прочитать, передавая интонацию торжественности, стихотворение «К статуе Петра Великого». Учащиеся самостоятельно выбирают чтеца, готовят его к чтению.
Один представитель группы выразительно читает стихотворение.
Учитель предлагает группам оценить услышанное чтение.
Что было сложным при чтении?
Перескажите содержание стихотворения. На какие заслуги Петра I указывает поэт в стихотворении?
Найдите в стихотворении и выпишите слова, относящиеся к «высокому штилю» (воздвигла, зрак, россы, гласит, сей град)
Самопроверка по образцу (слайд 6)
В «Листе достижений» заполните 3 колонку, ответив на вопрос, чему вы сейчас научились.
М. Ломоносов обладал не только острым умом, но имел выдающиеся физические данные. Его рост - 2 метра 3 см, он в одиночку мог справиться с тремя нападавшими. Он первый в России предложил возродить идею проведения Олимпийских игр, которые были запрещены и не проводились с 394 года нашей эры.
Динамическая пауза (слайд 7). Предлагаю послушать музыку, популярную в XVIII веке и выполнить под нее несколько упражнений.
Ломоносов был лучшим поэтом XVIII века. Он писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Но любимым его жанром была ода.
В одах Ломоносов воспевает таланты великого русского народа, его могучий дух, необъятные просторы Родины, ее неисчерпаемые природные богатства, прославляет победы русских над врагами или отмечает различные торжественные даты.
(слайд 8)
Подготовьте выразительное чтение отрывка «Оды на день восшествия на всероссийский престол Её величества императрицы … Елисаветы Петровны 1747года».
Один представитель группы выразительно читает стихотворение.
Учитель предлагает группам оценить услышанное чтение.
Представьте, императрице Елизавете Петровне так понравилась ода, что она приказала нагрузить два воза медными монетами на сумму 2000 и отравить его к дому М. Ломоносова. Чье чтение достойно подарка императрицы?
Что было сложным при чтении? Какие слова, их значения были непонятны?
дерзайте – смело стремитесь к новому; раченье – старание, усердие; отрада – то, что успокаивает, утешает.
Какие заветные мечты поэта нашли отражение в оде?
Можете ли вы назвать «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», рождённых российской землей?
Теория литературы: К какому жанру относится данное стихотворение?
Учитель раздает группам карточки, на которых дано неполное определение оды, им нужно его дополнить и записать в тетради (приложение 3).
Представителю каждой группы предлагается прочитать «восстановленное» определение.
Подумайте, чему вы сейчас научились? Запишите 3 колонку «Листа достижений»
Кто смог бы сформулировать определение оды без карточки-помощника?
5. Включение в систему знаний и повторение.
Творческая работа в группах.
До нас не дошло ни одного оригинала портрета М. Ломоносова. Оба прижизненные портрета писателя потеряны. Вот и написанное М. Ломоносовым стихотворение почти потеряно. Предлагаю, используя материал для справок, восстановить написанное, почувствовать себя поэтом XVIII века (приложение 4).
Группы получают по одному отрывку для восстановления, т.е. фрагмент № 1 – у первой и второй группы, а фрагмент № 2 - у третьей и четвертой группы.
Реализация построенного проекта.
Для того, чтобы представить результат, группам нужно объединиться, выбрав двух представителей для выразительного чтения.
Над чем задумывается М. Ломоносов, о чем размышляет?
Учитель предлагает всем занять свои места.
. 7.Рефлексия учебной деятельности
М. Ломоносов прожил 54 года: он умер в 1765 году. Как вы считаете, он много или мало прожил? А что он успел сделать за свою жизнь? (слайд 9)
А что на уроке успели сделать вы? Чему научились? Прочтите свои записи «Листа достижений» из 3 колонки.
С помощью экспресс-теста сейчас выясним, что узнали.
Экспресс-тест
1. «Теория трёх штилей», которую Ломоносов применил к опыту русской поэзии, предписывала:
а) активно использовать просторечные слова;
б) каждому жанру должна соответствовать своя лексика;
в) смешивать три стиля.
2.Тема «Оды на день восшествия… Елисаветы 1747 год»:
а) прославление спокойной, счастливой жизни страны, управляемой императрицей;
б) восхваление личных качеств императрицы;
в) критика деятельности императрицы.
3. Ломоносов жил и творил в: а) XVIII веке; б) XIX веке; в) XVII веке.
4. Свою деятельность в различных областях М. В. Ломоносов рассматривал с точки зрения:
а) выгоды, повышения по службе;
б) пользы родной Отчизне;
в) тяжёлой работы, которую выполняет простой русский народ.
5. Основное содержание творчества Ломоносова определяли:
а) мысли о воинских победах России;
б) мысли о собственном величии;
в) мысли о таланте русского народа.
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу, сравнив с образцом. (слайд 10)
Домашнее задание
Обязательное для всех: прочитать материал учебника с.89-91. Найти и записать в тетрадь название восстановленного стихотворения М.В. Ломоносова.
По выбору: Написать похвальное слово М. Ломоносову.
Сформулировать и записать 6 вопросов для одноклассников по теме сегодняшнего урока.
Составить подборку высказываний о М. Ломоносове.
(слайд 11)
Источники информации, которые использовались при подготовке к уроку
Болгаров М. В. Русская и зарубежная литература в кроссвордах и заданиях. 7 класс.- Х.: Основа, 2004.
Кириллова Л. «Я бы охотно молчал и жил в покое…». Памяти Михаила Васильевича Ломоносова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43449704352/Den-Pamyati-Mihayila-Vamilevicha-Lomonosova-(17-aprelya)
Сайт, посвященный 300летию М. Ломоносова. - Режим доступа: http://lomonosov300.ru/5900.htm
Терзи А.И. Тестированный опрос по творчеству М. В. Ломоносова (для 7 класса). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://razrabotky.ru/load/7_klass/literatura/testirovannyj_opros_po_literature_po_tvorchestvu_m_v_lomonosova/14-1-0-405
Конспект урока. Михаил Васильевич Ломоносов - наш первый университет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/uroki/konspiekt-uroka-mikhail-vasil-ievich-lomonosov-nash-piervyi-univiersitiet
Приложение 1
Лист достижений
Хочу знать
Узнал
Научился
Приложение 2
1757 г
Реформа русского языка 17? год
Название стилей
? «штиль»
? «штиль»
? «штиль»
Лексика
Жанры
3 жанра :
5 жанров:
4 жанра:
Приложение 3
Ода - _____________ лирики, прославляющий _______________ , важных ____________ деятелей, _________________события. Для оды характерна ___________________ интонация, ______________ стиль речи.
Приложение 4
Фрагмент № 1
Лице свое скрывает…
Поля покрыла влажна…;
Взошла на горы черна…;
Лучи от нас склонились…;
Открылась бездна, звезд …;
Звездам числа нет, бездне - …..
Слова для справок: (нужно выбирать) пень, день; дочь, ночь; сень, тень; прочь: полна, волна, сильна; она, сна, дна, одна..
Фрагмент № 2
Уста премудрых нам…:
Там разных множество…;
Несчетны солнца там…,
Народы там и круг…:
Для общей славы …
Там равна сила…..
Слова для справок: (нужно выбирать) голосят, говорят, гласят; цветов, светов; светят, дарят, горят; таков, веков; множества, божества, естества.