Совершенствовать навыки анализа эпизода, умение работать в группах.
Совершенствовать навык составления синквейна.
Воспитательные:
Развитие творческих способностей учащихся.
Развитие самостоятельности мышления школьника.
Развитие аналитических способностей учащихся, работа над их монологической речью, над умением составлять устный ответ.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал – таблицы для работы в группах.
Конспект урока:
1. Оргмомент. Постановка проблемы урока.
СЛАЙД 1.
СЛАЙД 2.
СЛАЙД 3.
Ленин В.И.: «Был такой тип русской жизни - Обломов. Он лежал на кровати и составлял планы. С тех пор прошло много времени. Россия проделала три революции, а все же Обломовы остались… Достаточно посмотреть на нас…, чтобы сказать, что старый Обломов остался и надо долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел. На этот счет мы должны смотреть на свое положение без всяких иллюзий».
И.С. Тургенев: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».
-Опираясь на цитаты Ленина и Тургенева, сформулируйте и запишите проблему данного урока.
- Почему мнения о герое столь противоположны?
-Исходя из данной проблемы, давайте определим тему.
(Знакомство с героем романа).
-С чего начинается ваше знакомство с человеком, из каких деталей складывается первое впечатление о нем?
(учащиеся выдвигают версии, учитель фиксирует их на доске):
ИМЯ
ПОРТРЕТ
ИНТЕРЬЕР
ОДЕЖДА
ДРУЗЬЯ И ЗНАКОМЫЕ
- При знакомстве с Обломовым мы будем опираться на данный план.
2.Слово учителя.
Замысел романа «Обломов» возник в 1847г., но лишь одну главу – «Сон Обломова» - писатель опубликовал в журнале «Современник» в 1847г. Кругосветное путешествие и создание книги очерков «Фрегат «Паллада» надолго прервали работу над романом «Обломов», который был напечатан только в 1859г.
Этим романом писатель показал, какое пагубное влияние оказывали крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку. Следствием этих порядков были застой и неподвижность во всех областях жизни. Мы видим, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.
СЛАЙД 4.
Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
СЛАЙД 5.
Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
Необычное письмо получил от Гончарова его друг Лоховский летом 1857г. из Мариенбада:
«Едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару – и к ней: сижу в её комнате, иду в парк, забираюсь в уединённые аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он хотя и моложе меня, но неповоротливее, и я надеюсь их скоро развести. Тогда уеду с ней во Франкфурт, потом в Швейцарию или прямо в Париж…»
Заинтригован был Лоховский. А оказалось, что речь идёт о главной героине нового романа Ольге Ильинской. Это и был знаменитый «Обломов».
Летом 1857г. в Мариенюаде Гончаров читал его Тургеневу и Фету. И грянул успех, который Л.Н.Толстой уверенно назовёт «капитальным».
Итак, Илья Ильич Обломов. Кто он такой?
- Почему автор даёт своему герою такое имя и фамилию? Ваши предположения.
3. Анализ имени героя.
СЛАЙД 6.
Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю.
2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив себе его волю, сломив упрямство.
.// С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.)
в современном жаргоне –неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001. )
Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.
- Как вы думаете, что обозначает имя Илья?
СЛАЙД 7.
Илья. Древнееврейское «божья помощь» .
Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.
Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались.
Илья Муромец – богатырь.
Преподобного Илью Печерского (1188 г.) народ отождествлял с былинным героем (Муромцем).
Илья –Илиада . Многолетняя борьба древних//борьба человека с самим собой.
- Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями?
- Определите роль имени и фамилии в создании образа главного героя.
Т.о. противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность.
4. Анализ эпизода: портрет и интерьер.
СЛАЙД 8.
- Продолжим знакомство с главным героем.
Обломов первоначально раскрывается через портрет и через быт.
Проанализируем 2 эпизода:
Задание для 1 в.: Опираясь на 1 гл. I ч. романа, выделите 10 ключевых фраз, раскрывающих портрет Обломова. (первые 5 абзацев)
Задание для 2 в.: Опираясь на 1 гл. I ч. романа, выделите 10 ключевых фраз для характеристики квартиры Обломова. (10-13 абзац).
4. Ответы учащихся.
- Что можно сказать о характере Обломова по его портрету?
(портрет противоречив. С одной стороны - доброта, мягкость, душа, с другой - апатия, лень, отсутствие деятельности)
- Что можно сказать о характере и образе жизни Обломова по обстановке в его квартире?
(лень, запустение, отсутствие действия, желание соблюсти видимость приличий).
Прием знакомства с характером героя через портрет и интерьер использован в творчестве многих писателей, Гончаров через имя, портрет, интерьер помогает увидеть читателю противоречивость характера своего главного героя.
СЛАЙД 9, 10, 11, 12, 14.
5. Работа с символикой детали.
Автор в романе создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым.
В гардеробе мужчины 19 века имелось несколько халатов, они служили домашними одеяниями на утро и в вечернее время. Были халаты атласные, которые одевались поверх одежды, и шелковые, одеваемые поверх ночной сорочки.
- Прочитайте описание халата. Как он характеризует своего владельца?
(гл 1 , 6-7 абзац)
СЛАЙД 13.
(автор намеренно остановился на подробном описании халата, потому что через милые хозяину вещи мы узнаем основные его пристрастия. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть дня он проводит дома , а поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью).
- Каков символический смысл имеет халат в романе?
(символ покоя, лени, но и символ свободы от фальшивых условностей, противопоставление несвободе окружающей действительности).
Жизнь Обломова разделяется на две половины.
СЛАЙД 15.16.
7. Работа в группах по таблице. Анализ эпизода: Обломов и его гости.
- Парад гостей во второй главе - еще один из приемов раскрытия характера Обломова.
Этот парад искусствен: гости сменяют друг друга в строгом порядке, а беседы Обломова с ними построены по единому плану. Но для Гончарова правдоподобная мотивировка появления гостей не обязательна: гости заменяют собой необходимое описание среды, в которой живет Обломов. Что же это за среда?
- Проанализируем детали, характеризующие облик и суть деятельности каждого посетителя Обломова. Почему Обломов считает каждого несчастным?
Поднимается ли Обломов с дивана навстречу визитеру и по ходу беседы с ним?
Каким размышлениям предаётся Обломов после визита?
Проверка.
Первым появляется у Обломова Волков – франт, светский лев, в курсе всех событий. Гончаров отмечает светский блеск при помощи следующих деталей: «блещущий здоровьем», «причесан и одет безукоризненно», «ослеплял свежестью лица, белья, перчаток, фрака» ,«изящная цепочка» ,«глянцевитая шляпа» ,«тончайший батистовый платок» , «визитная карточка с загнутым углом».
Волков бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят. Но поражает духовная нищета, бессмысленность такого ритма жизни. У него все дни заняты, все расписано , даже любовь с Лидинькой.
- Почему Обломов считает Волкова несчастным?
(«В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь!
Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»)
- В чем смысл жизни этого героя? Где человек? Где душа?
2 группа. Визитер Судьбинский ( по таблице, аналогичной 1)
Проверка.
Второй посетитель это Судьбинский. Чиновник, деловой человек, «начальник отделенья». Он измучен государственной службой, стремлением сделать карьеру.
Снова Гончаров прибегает к художественной детали: «с сильно потертым лицом» ,«с утружденным, но покойно сознательным выражением в глазах» ,« Ни минуты нельзя располагать собой» ,«сколько дела - ужас»,«меня очень ценят». Но за внешней суетой мы видим пустоту и ничтожность этой деятельности, называемой общественной. Каковы результаты такого титанического труда? «В письмах отменили писать «покорнейший слуга» ,«прибавляют три стола и двух чиновников особых поручений» ,«представление о возведении при зданиях, принадлежащих…ведомству, собачьих конур» .
- Почему Обломов считает Судьбинского несчастным?
(«И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое… Несчастный!»
Опять возникает вопрос: «Где же здесь человек? Ум, воля, чувства?»).
3 группа. Визитер Пенкин. ( по таблице)
Проверка.
Вслед за Судьбинским к Обломову приходит Пенкин – беллетрист, писатель, ратующий за реальное направление в литературе. Он пытается показать, что им движет « кипучая злость – желчное гонение на порок, смех презрения над падшим человеком»
Но темы для творчества – пошлые и банальные. Даже названия свидетельствуют о примитивном уровне творчества «Любовь взяточника к падшей женщине».
- Мастер художественной детали Гончаров развенчивает и этого активного и целеустремленного человека, который также, по мнению Обломова, несчастен. Почему?
(«Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи. Менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться? И все писать, как колесо, как машина… Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»)
И вновь в этой деятельности Обломов не видит души, духовных устремлений, а только пустую суету.
Высказывание Обломова о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. Он осуждает петербургских деятелей за отсутствие серьезных интересов, за страстное стремление к карьеризму и накопительству, за взаимное недоброжелательство , прикрытое взаимной любезностью.
Вслед за первыми тремя посетителями появляются еще два героя, Алексеев и Тарантьев , которые названы пародией Обломова, его обезображенными двойниками.
4 группа. Визитер Алексеев ( по таблице)
Проверка.
5 группа. Визитер Тарантьев ( по таблице)
Проверка.
- Почему их можно назвать двойниками главного героя?
(Неспособность Обломова к самостоятельному действию повторена в Алексееве и в Тарантьеве.)
СЛАЙД 18.
- Определим причины деградации Обломова.
СЛАЙД 19.
- Что, по-вашему, означает деградация?
СЛАЙД 20.
- Назовите причины деградации Обломова.
СЛАЙД 21.
- Можно ли сейчас в нашем обществе встретить Обломовых?
- Вы согласны с утверждением, что Обломов более значителен, чем его гости?Чем?
Об этом мы будем говорить на следующих уроках, посвященных роману Гончарова.
- Если Обломова обозначить точкой, а среду, в которой он жил (в Петербурге) - окружностью. Где по отношению к реальному миру находится Обломов?
(рядом, вне среды)
- Как же происходит связь с миром? Почему к лежащему на диване Обломову так тянутся окружающие?
(Связь с миром происходила только на уровне контакта души. Душа другого человека постигала душу Обломова и начинала его любить – значит, для нее, для этой души, неважно физическое состояние Обломова).
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Вы познакомились с главным героем романа, с художественными приемами создания образа главного героя. Изменилось ли ваше мнение об Обломове?
- Напишите синквейн об Обломове, отражающий ваше впечатление от первых глав.
СЛАЙД 22.
Описание синквейна – это пять строк, в которых можно выразить свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
СЛАЙД 23.
Обломов
добрый ленивый
лежит спит мечтает
«Изменит ли его любовь?»
деградация
9. Домашнее задание.
СЛАЙД 24.
Перечитать ч. I гл. 9 романа «Обломов».
Ответить на вопросы:
1. Что снится Илье Ильичу?
2. Зачитайте описание утра. С какой целью автор использует пейзаж?
3. Каким предстаёт перед нами мальчик Илюша?
4. Какими предстают перед нами Обломовка и её жители? Зачитайте.
5. Какую роль играет глава «Сон Обломова» во всём романе?