kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ «Любить, надеяться и верить…» (по рассказу Н. С. Лескова «Дурачок»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

2016 году исполняется 185 лет со дня рождения выдающегося писателя, знатока и ценителя народного слова Н. С. Лескова, творчество которого достойно большого внимания в нашем школьном образовании. Знакомство с произведениями писателя даёт широкие возможности для развития духовного потенциала подрастающего поколения, обогащает внутренний мир школьников, формирует самосознание личности, раскрывает особенности национального характера и национальной истории, а значит, вносит неоценимый вклад в подготовку подростков и юношества к самостоятельной взрослой жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«лесков»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5

с углубленным изучением иностранных языков» г. Новочебоксарск ЧР











ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

«Любить, надеяться и верить…»

(по рассказу Н. С. Лескова «Дурачок»)























Автор – учитель русского языка и литературы

Яковлева Евгения Владимировна










Новочебоксарск - 2015

Предмет: литература, урок внеклассного чтения урок

Тема: «Любить, надеяться и верить…» (по рассказу Н. С. Лескова «Дурачок»)

Цели:

  1. Образовательные:

  • знакомство с типом праведника в литературе;

  • изучение особенностей художественного мира Н. С. Лескова;

  • исследование процесса духовного развития героя;

  1. Развивающие:

  • развитие творческих способностей обучающихся;

  • развитие умения анализировать прозаический текст;

  • развитие умения отвечать на поставленные вопросы;

  • выполнение творческих заданий по теме;

  • обогащение словарного запаса обучающихся лексикой нравственной тематики;

Воспитательные:

  • воспитание чувства нравственной ответственности и глубокого уважения к человеку;

  • формирование высокой гражданской позиции.

УДД

  • Личностные: умение анализировать художественное произведение;

  • Регулятивные: умение самостоятельно поставить цель урока, умение регулировать действия в соответствии с поставленной проблемой;

  • Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу, схему), излагать содержание прочитанного.

  • Коммуникативные: формирование у обучающихся нравственных качества личности, взглядов и убеждений

Технологии: ИКТ (электронная презентация),

Продолжительность: 1 урок (45 минут)

Класс: 6

Аннотация:

В 2016 году исполняется 185 лет со дня рождения выдающегося писателя, знатока и ценителя народного слова Н. С. Лескова, творчество которого достойно большого внимания в нашем школьном образовании. Знакомство с произведениями писателя даёт широкие возможности для развития духовного потенциала подрастающего поколения, обогащает внутренний мир школьников, формирует самосознание личности, раскрывает особенности национального характера и национальной истории, а значит, вносит неоценимый вклад в подготовку подростков и юношества к самостоятельной взрослой жизни.

Существует большое количество интересных разработок уроков по программным произведениям писателя: «Левша» (6 класс); «Тупейный художник» (7 класс); «Человек на часах» (8 класс); «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник» (10 класс). Однако изучение работ Н. С. Лескова нуждается в методическом обеспечении, поскольку творчество самобытного писателя нужно изучать более основательно. Раннее знакомство с героями-праведниками Лескова (в 5-6 классах) подготовит учащихся к восприятию его творчества в старших классах, сформирует представление о своеобразном художественном мире писателя. Рассказ «Дурачок» интересен учащимся 11-12 лет, поскольку в центре повествования мальчик, не понятый своими сверстниками. Это произведение может оказать наиболее сильное эмоциональное воздействие. В процессе анализа рассказа учащимся предстоит произвести суд над главным героем и вынести приговор «Кем является Панька – дурачком или праведником». В ходе урока используются приемы словесного рисования, письменный ответ на поставленный вопрос, пересказ от 1-ого лица, инсценирование. Элемент игры представляет для учащихся возможности для самовыражения, создается высокая мотивация. Представлены как индивидуальные, так и групповые формы работы.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент


  1. Мотивационный этап

/чтение одного из учеников стихотворения на слайде/

СЛАЙД 1

- Вам знакомо понятие дорога жизни. Попробуйте её представить.

(учащиеся могут описать дорогу, по которой они идут, важные события в жизни каждого человека).

- Вам 12-13 лет, сейчас можно точно сказать, какой точно будет ваша жизнь?

(Не всегда жизнь зависит от нас самих, часто она зависит от обстоятельств)

- У вас есть какой-нибудь жизненный принцип, девиз, правило, которому вы всегда стараетесь придерживаться?

- Сегодня на уроке речь пойдет о писателе Николае Семёновиче Лескове, его жизненные принципы можно выделить в стихотворении поэта Аполлона Майкова

«В чем счастье?..

В жизненном пути,

Куда твой долг велит – идти,

Врагов не знать, преград не мерить,

Любить, надеяться и верить».

- Какую строчку из этого стихотворения вы бы выделили в девиз жизни и творчества Николая Семёновича.

- «Любить, надеяться и верить». ( На 1 слайде появляется тема урока)

- Как вы понимаете эти слова?

- «Любить, надеяться и верить…» – это тема сегодняшнего урока.


- Дома вы самостоятельно прочитали рассказ Н. С. Лескова «Дурачок», как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Попробуйте сами определить цели на урок? Что бы вы хотели узнать, вынести для себя с урока?

(дети определяют свои цели).

- Я тоже определила для себя цели, давайте посмотрим, совпали ли ваши цели с моими?

Цели - найти ответы на вопросы:

1. Можно ли Паньку назвать дурачком?

2. Кто такие праведники?

3. Актуален ли рассказ «Дурачок» в наше время?

- Итак, перед нами три цели-вопроса. Над этими вопросами мы будем работать в течение урока и к концу урока попытаемся найти на них ответ.


III. Этап актуализации знаний


СЛАЙД 2

- Вам уже известно имя великого русского писателя Н. С. Леско­ва. Вспомните, пожалуйста, какой рассказ Н. С. Лескова вы уже читали?

- «Левша».

- Какого героя изобразил писатель в этом произведении?

- Левша – искусный мастеровой, кто участвовал в подковывании блохи, олицетворяет талантливость русского народа. Левша будучи в Англии отвергает выгодные предложения англичан и возвращается в Россию. Он бескорыстен и неподкупен, но он “забит” чувствует собственную незначительность рядом с чиновниками и вельможами. Левша привык к постоянным угрозам и побоям.  Он готов пожертвовать собой ради Отечества во имя Дела. Он едет в Англию без документов, голодный. Он истинный патриот, ему присуща высокая нравственность и религиозность.

- Помните ли вы какие-нибудь факты из биографии писателя?

- Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 года в сельце Горохове Орловского уезда. Дед — священник, отец — чиновник, мать — из орловского дворянского рода. Детство Николая Семеновича прошло в мелкопоместном именьице Панино. Позднее Лесков часто вспоминал домик в Орле недалеко от обрыва над рекою Ор­ликом, Панин хутор, крестьянских ребятишек, дедушку Илью, учившего его почитать простой народ. Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе Я с народом был свой человек…». К впечатлениям детства добавляется опыт гимназических лет в Орле, а также незабываемые киевские годы. Но самым важным шагом к его истинному призванию явилась частная служба: в течение трех лет будущий писатель ездит по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. Поэтому Лесков хорошо знал народ. Впечатления этих лет и составили уникальную кладовую памяти.

- В огромном творческом наследии Н. С. Лескова особое место занимает цикл «Праведники». Писатель стремился найти правду, истину, что-то бесспорное и абсолютное. К этому циклу можно отнести и рассказ «Дурачок», написанный в 1892 году. Это произведение является объектом нашего сегодняшнего исследования.


IV. Изучение нового материала


СЛАЙД 3

- Обратимся к заглавию. В вашем лексиконе есть слово «дурак»? Вы его когда-нибудь употребляли? В каких ситуациях?

- Что вы понимаете под словом «дурак»?

- Глупый человек.

- Сам Н. С. Лесков говорил: «Я люблю заглавие, чтобы оно было живо и в самом себе рекомендовало содержание живой повести».

Как вы считаете, почему рассказ имеет название «Дурачок», а не «Дурак»?

- Суффикс -ок- является уменьшительно-ласкательным. Поэтому можно сделать вывод, что к дурачку относятся с симпатией, любовью, нежностью, лаской.

- С чего начинается повествование в рассказе?

- Повествование в рассказе Н. С. Лекова начинается с объяснения значения слова дурак. Автор разъясняет, что … «в жизни случается встречать таких дураков или дурачков, которым эта кличка дана, но они, между тем не безумны, не глупы…» И про одного такого начинает свое повествование рассказчик.

- Кто является главным действующим лицом – дурачком?

– Панька - крепостной мальчик, который рос при господском дворе. Должность у него была такая «всем помогать». Работа у него никогда не переводилась.

СЛАЙД 4

- А как к нему относились люди?

- Люди в усадьбе имели право заставлять Паньку делать за них всякую работу. И его никто не жалеет, все говорят, что ему ничего – он дурачок.

- Обижался ли Панька на людей?

Панька ни на кого не жалуется. Бывало, вечером себе и другим лапти плетет, а для детей делает игрушечные мельницы и туесочки из бересты.

- Почему Паньку считали дурачком?

- В тексте описываются три интересные ситуации, в которых Панька для жителей деревни выступает «дурачком» - это история Петькой, поход Паньки на войну и освобождение вора Хабибулы.

СЛАЙД 5 (открывается постепенно)

- Давайте попробуем разобраться в каждой. В этом нам помогут участники этих событий. Мы пригласим на наш «суд» основных персонажей этого рассказа. Вспомним их…

- Управитель, Петя, помещик, солдат, Хан-Джангар, Хабибула.

- Разделимся на три группы. Каждый ряд будет анализировать одну из ситуаций, выстраивать линию защиты и линию обвинения Паньки, приводить аргументы, пользоваться показаниями свидетелей, т.е. пересказом событий от 1-ого лица.

  • Первый ряд должен вспомнить спасение пастушонка Петруши. Двое из вас выступят как свидетели от лица управителя и пастушонка.

  • Второй ряд вспомнит участие Паньки в военных действиях в Крыму, вы пригласите помещика Паньки и солдата, с которым он служил.

  • Третий ряд разберется в ситуации с вором Хабибулой, для этого ему снова придется встретиться с Хан-Джангаром.

Опирайтесь на текст. В помощь я раздам вам карточки с подсказками. (ребята готовятся) Приложение 2

СЛАЙД 6 (открывается постепенно)

- Сегодня слушается дело крепостного Паньки. Решается вопрос «Панька-дурачок или не дурачок». Слово предоставляется команде первого ряда.

(В начале выступления команда приглашает свидетелей к даче показаний/пересказ от 1-ого лица/, затем приводит свои аргументы по данной ситуации в каждую колонку. Тоже делают остальные команды)

В процессе суда заполняем с ребятами таблицу



Панька - дурачок

Панька – не дурачок

История с Петькой

Принял наказание вместо виновного Петруши

Спас Петрушу от наказания, которое он мог бы не вынести

Панька идёт на войну

Отправился на войну, хотя его не призывали

Помогал защитникам Родины

Панька отпускает Хабибулу

Отпустил вора

Попытался спасти душу вора


Не любил себя

Любил других людей

Если первый поступок лишь усиливает коллективное мнение о Панькиной глупости, то во втором случае, наряду с привычной оценкой "дурачок", начинает звучать и нечто совсем противоположное. "Какой, мол, ты ласковый!" - говорят ему солдаты. И наконец, "ангел", "праведный", - такова данная на языке христианских понятий оценка пораженных мусульман. В рассказе "Дурачок" тема христианского самопожертвования предстает в сложном развитии души героя. Панька трижды проявляет готовность к мученичеству.



- Мы приходим к решению, что Панька не был дурачком, в него будто вселился ангел, он был праведным. Что вы понимаете под словом праведник, праведный?

- Этимология подсказывает основное значение слова - правильно ведающий (знающий). Человека, который правильно знает и старается применять эти знания в жизни, можно назвать праведником. Такие люди живут по законам добра, наделены любовью к людям, готовностью им помочь, самопожертвованием ради других.

- Как вы понимаете пословицу «Не стоит село без праведника, а город без святого».

- В каждом селе и городе есть праведные люди, совершающие подвиг доброго участия и помощи ближнему. Благодаря им сохраняется жизнь, праведные люди способны пробудить нечутких людей, заставить задуматься над своей жизнью, научить различать добро и зло. Важно, что в конце рассказа народ оценил праведность Паньки.

- С чем бы вы сравнили любовь к окружающим и готовность к самопожертвованию Паньки?

- С Любовью Христа, который жестоко пострадал за это. Страдает и Панька, страдает с радостью и смирением. И в этих страданиях развивается его душа.

- Давайте сформулируем нравственные принципы, которые провозглашает автор в данном рассказе. СЛАЙД 7

- Любовь к людям,готовность помочь, милосердие, самопожертвование.

- Ребята, а вы можете привести пример из фольклора, где главного героя тоже незаслуженно назвали дураком?

- Иванушка-дурачок. Как и полагается в русской сказке, тот, кого зовут И.-д., вовсе и не дурак, а ловкий крестьянский парень, сам себе на уме.

- Есть ли сегодня такие люди, как Панька? Нужны ли они России?



V. Закрепление нового материала



- Как вы думаете, почему тема нашего урока «Любить, надеяться и верить…»? Кого нужно любить, на кого надеяться и во что верить?

- В начале урока мы поставили перед собой цели, как вы думаете, удалось ли нам их достичь? (звучат ответы на вопросы 1. Можно ли Паньку назвать дурачком? 2. Кто такие праведники? 3. Актуально ли произведение “Дурачок” в наше время? )

СЛАЙД 8


- В конце нашего урока я предлагаю просмотреть видеоролик (Тайская социальная реклама https://www.youtube.com/watch?v=nbttG-wWZuc) СЛАЙД 9 (содержит ссылку)

Вопросы по видеоролику:

- Что бы вы сделали, если бы на вас так резко начала литься вода?

- Что получает этот молодой человек, совершая добрые поступки?

- Какова основная идея этого ролика?

(Нужно совершать добрые дела, чтобы мир вокруг нас становился лучше)



VI. Рефлексия



- Ваш выбор цитаты после урока. СЛАЙД 10

1.Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла. (Ю. Никулин)

2.Лучше терпеть зло, чем причинять зло. (Г. Гессе)

3.В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель)

 

VII. Итоги урока. Домашнее задание



Ответ на вопрос «Есть ли во мне «дурачок» Н. С. Лескова»?



Библиография:

I.

  1. Лесков, Н.С. Повести. Рассказы / Н. С. Лесков. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 448с.

II.

  1. Горелов, А. А. Вступительная статья / А. А. Горелов // Н.С. Лесков / Повести и рассказы. – Л.: Художественная литература, 1972. – С. 3-7.

  2. Мажорина, Е. А. Музей литературных героев Лескова / Е. А. Мажорина // Литература. – 2007. – №14. – С. 20-22.

  3. Мотырев, С. В. Духовно-нравственный аспект изучения творчества Н. С. Лескова в школе / С. В. Мотырев // Международный сборник научных трудов «ЛЕСКОВИАНА. ТВОРЧЕСТВО Н. С. ЛЕСКОВА» - 2009.

  4. Никульченкова, Е. В. Детские рассказы Лесков а/ Е. В. Никульченкова // Литература. – 2007. –№14. – С. 43-44.

  5. Снегирева, Т. С. Тема праведничества в творчестве Н.С. Лескова [электронный ресурс] / Т. С. Снегирева. URL: http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/37-literature/2209-tema-pravednichestva-v-tvorchestve-leskova

  6. Троицкий, В. Ю. В поисках пути праведного/ В. Ю. Троицкий // Словесность в школе. – М.: Гуманитарный издательский центр, 2000. – С. 67-68.

  7. Халфин, Ю. Герой Лескова / Ю.Халфин // Литература. – 2007. - №14. – С. 18-20.

  8. Чепурная, О. Н. "Любить, надеяться и верить...": урок внеклассного чтения по рассказу Н. С. Лескова "Дурачок"/ О. Н. Чепурная // Уроки литературы. - 2011. - № 4. - С. 7-9.





















Приложение 1

Николай Лесков

Дурачок

   Кого надо считать дураком? Кажется, будто это всякий знает, а если начать сверять, как кто это понимает, то и выйдет, что все понимают о дураке неодинаково. По академическому словарю, где каждое слово растолковано в его значении, изъяснено так, что "дурак -- слабоумный человек, глупый, лишенный рассудка, безумный, шут...". В подкрепление такого толкования приведен словесный пример: "Он был и будет дурак дураком". "Дурачок -- смягчение слова дурак". Учёнее этого объяснения уже и искать нечего, а между тем в жизни случается встречать таких дураков или дурачков, которым эта кличка дана, но они, между тем, не безумны, не глупы и ничего шутовского из себя не представляют... Это люди любопытные, и про одного такого я здесь и расскажу.

 Был у нас в деревне безродный крепостной мальчик Панька. Рос он при господском дворе, ходил в том, что ему давали, а ел на застольщине вместе с коровницею и с ее детьми. Должность у него была такая, чтобы "всем помогать"; это значило, что все должностные люди в усадьбе имели право заставлять Паньку делать за них всякую работу, и он, бывало, беспрестанно работает. Как сейчас его помню: бывало, зимою, -- у нас зимы бывают лютые, -- когда мы встанем и подбежим к окнам, Панька уже везет на себе, изогнувшись, большие салазки с вязанками сена, соломы и с плетушками колоса и другого мелкого корма для скотины и птиц. Мы встаем, а он уже наработался, и редко увидишь его, что он присядет в скотной избе и ест краюшку хлебца, а запивает водою из деревянного ковшика.

   Спросишь его, бывало:

   -- Что ты, Паня, один сухой хлеб жуешь?

   А он шутя отвечает:

   -- Как так "с ухой"? -- он, гляди-ко, с чистой водицею.

   -- А ты бы еще чего-нибудь попросил: капустки, огурца или картошечки!

   А Паня головой мотнет и отвечает:

   -- Ну, вот еще чего!.. Я и так наелся, -- слава те Господи!

   Подпояшется и опять на двор идет таскать то одно, то другое. Работа у него никогда не переводилась, потому что все его заставляли помогать себе. Он и конюшни, и хлева чистил, и скоту корм задавал, и овец на водопой гонял, а вечером, бывало, еще себе и другим лапти плетет, и ложился он, бывало, позже всех, а вставал раньше всех до света и одет был всегда очень плохо и скаредно. И его, бывало, никто и не жалеет, а все говорят:

   -- Ему ведь ничего, -- он дурачок.

   -- А чем же он дурачок?

   -- Да всем...

   -- А например?

   -- Да что за пример! -- вон коровница-то все огурцы и картошки своим детям отдает, а он, хоть бы что ему... и не просит у них, и на них не жалуется. Дурак!

   Мы, дети, не могли хорошо в этом разобраться, и хоть глупостей от Паньки не слыхали, и даже видели от него ласку, потому что он делал нам игрушечные мельницы и туезочки из бересты, -- однако и мы, как все в доме, одинаково говорили, что Панька дурачок, и никто против этого не спорил, а скоро вышел такой случай, что об этом уже и нельзя стало спорить.

  Был у нас нанят строгий-престрогий управитель, и любил он за всякую вину человека наказывать. Едет, бывало, на беговых дрожках и по всем сторонам смотрит: нет ли где какой неисправности? И если заметит что-нибудь в беспорядке -- сейчас же остановится, подзовет виноватого и приказывает:

   -- Ступай сейчас в контору и скажи моим именем старосте, чтобы дали тебе двадцать пять розог; а если слукавишь -- я тебе вечером при себе велю вдвое дать.

  Прощенья у него уж и не смели просить, потому что он этого терпеть не мог и еще прибавлял наказание.

  Вот раз. летом, едет этот управляющий и видит, что в молодых хлебах жеребята ходят и не столько зелени рвут, сколько ее топчут и копытами с корнями выколупывают...

  Управитель и расшумелся.

  А жеребят в этот год был приставлен стеречь мальчик Петруша, -- сын той самой Арины-коровницы, которая Паньке картошек жалела, а все своим детям отдавала. Петруша этот имел в ту пору лет двенадцать и был телом много помельче Паньки и понежнее, за это его и дразнили "творожничком" -- словом, он был мальчик у матери избалованный и на работу слабый, а на расправу жидкий. Выгнал он жеребят рано утром "на росу", и стало его знобить, а он сел да укрылся свиткою, и как согрелся, то на него нашел сон -- он и заснул, а жеребятки в это время в хлеб и взошли.

   Управитель, как увидал это, так сейчас стегнул Петю и говорит:

   -- Пусть Панька пока и за своим, и за твоим делом посмотрит, а ты сейчас иди в разрядную контору и скажи выборному, чтобы он тебе двадцать розог дал; а если это до моего возвращенья домой не исполнишь, то я при себе тогда тебе вдвое дам. Сказал это и уехал.

   А Петруша так и залился слезами. Весь трясется, потому что никогда его еще розгами не наказывали, и говорит он Паньке:

   -- Брат милый, Панюшка, очень страшно мне... скажи, как мне быть?

   А Панька его по головке погладил и говорит:

   -- И мне тоже страшно было... Что с этим делать-то... Христа били...

   А Петруша еще горче плачет и говорит:

   -- Боюсь я идти и боюсь не идти... Лучше я в воду кинуся. А Панька его уговаривал-уговаривал, а потом сказал:

   -- Ну, постой же ты: оставайся здесь и смотри за моим и за своим делом, а я скорей сбегаю, за тебя постараюся, -- авось тебя Бог помилует. Видишь, ты трус какой.

   Петруша спрашивает:

   -- А как же ты, Панюшка, постараешься?

   -- Да уж я штуку выдумал -- постараюся! И побежал Панька через поле к усадьбе резвенько, а через час назад идет, улыбается.

   -- Не робей, -- говорит, -- Петька, все сделано; и не ходи никуда -- с тебя наказанье избавлено.

   Петька думает:

   "Все равно: надо верить ему", -- и не пошел; а вечером управляющий спрашивает у выборного в разрядной избе:

   -- Что, пастушонок утром приходил сечься?

   -- Как же, -- говорит, -- приходил, ваша милость.

   -- Взбрызнули его?

   -- Да, -- говорит, -- взбрызнули.

   -- И хорошо?

   -- Хорошо, постаралися.

   Дело и успокоилось, а потом узнали, что высекли-то пастушонка, да не того, которого было назначено, не Петра, а Паньку, и пошло это по усадьбе и по деревне, и все над Панькой смеялись, а Петю уже не стали сечь.

   Что же, -- говорили, -- уже если дурак его выручил, нехорошо двух за одну вину разом наказывать.

   Ну, не дурак ли, взаправду, наш Панька был?

   И так он все и дальше жил.

Сделалась через несколько лет в Крыме война, и начали набирать рекрут. Плач по деревне пошел: никому на войне страдать-то не хочется. Особенно матери о сыновьях убиваются -- всякой своего сына жалко.

   А Паньке в это время уже совершенные годы исполнились, и он вдруг приходит к помещику и сам просится:

   -- Велите, -- говорит, -- меня отвести в город -- в солдаты отдать.

   -- Что же тебе за охота?

   -- Да так, -- отвечает, -- очень мне вдруг охота пришла.

   -- Да отчего? Ты обдумайся.

   -- Нет, -- говорит, -- некогда думать-то.

   -- Отчего некогда?

   -- Да нешто не слышно вам, что вокруг плачут, а я ведь любимый у Господа, -- обо мне плакать некому, -- я и хочу идти.

   Его отговаривали.

   -- Посмотри-ка, мол, какой ты неуклюжий-то: над тобой на войне-то, пожалуй, все расхохочутся. А он отвечает:

   -- То и радостней: хохотать-то ведь веселее, чем ссориться; если всем весело станет, так тогда все и замирятся. Еще раз сказали ему:

   -- Утешай-ка лучше сам себя да живи дома! Но он на своем твердо стоял.

   -- Нет, мне, -- говорит, -- это будет утешнее.

   Его и утешили, -- отвезли в город и отдали в рекруты, а когда сдатчики возвратились, -- с любопытством их стали расспрашивать:

   -- Ну, как наш дурак остался там? Не видали ли вы его после сдачи-то?

   -- Как же, -- говорят, -- видели.

   -- Небось, смеются все над ним, -- какой увалень?

   -- Да, -- говорят, -- на самых первых порах-то было смеялися, да он на все на два рубля, которые мы дали ему награждения, на базаре целые ночвы пирогов с горохом и с кашей купил и всем по одному роздал, а себя позабыл... Все стали головами качать и стали ломать ему по половиночке. А он застыдился и говорит:

   -- Что вы, братцы, я ведь без хитрости! Кушайте. Рекрута его стали дружно похлопывать:

   -- Какой, мол, ты ласковый!

   А наутро он раньше всех в казарме встал, да все убрал и старым солдатам всем сапоги вычистил. Стали хвалить его, и старики у нас спрашивали: "Что он у вас дурачок, что ли?"

   Сдатчики отвечали:

   -- Не дурак, а... малость с роду так.

   Так Панька и пошел служить со своим дурачеством и провел всю войну в "профосах" -- за всеми позади рвы копал да пакость закапывал, а как вышел в отставку, так, по привычке к пастушеству, нанялся у степных татар конские табуны пасти.

   Отправился он к татарам из Пензы и не бывал назад много лет, а скитался, гоняя коней, где-то вдали, около безводных Рын-Песков, где тогда кочевал большой местный богач Хан-Джангар. А Хан-Джангар, когда приезжал на Суру лошадей продавать, то на тот час держал себя будто и покорно, но у себя в степи что хотел, то и делал; кого хотел -- казнил, кого хотел -- того миловал.

   За отдаленностью дикой пустыни следить за ним было невозможно, и он как хотел, так и своевольничал. Но расправлялся он так не один: находились и другие такие же самоуправцы, и в числе их появился один лихой вор, по имени Хабибула, и стал он угонять у Хана-Джангара много самых лучших лошадей, и долго никак его не могли поймать. Но вот раз сделалась у одних и других татар свалка, и Хабибулу ранили и схватили. А время было такое, что Хан-Джангар спешил в Пензу, и ему никак нельзя было остановиться и сделать над Хабибулой суд и казнить его такою страшною казнью, чтобы навести страх и ужас на других воров.

   Чтобы не опоздать в Пензу на ярмарку и не показаться с Хабибулой в таких местах, где русские власти есть, Хан-Джангар и решил оставить при малом и скудном источнике Паньку с одним конем и раненого Хабибулу, окованного в конских железах. И оставил им пшена и бурдюк воды и наказал Паньке настрого:

   -- Береги этого человека как свою душу! Понял? Панька говорит:

   -- Чего ж не понять-то! Вполне понял, и как ты сказал, я так точно и сделаю.

   Хан-Джангар со всей своей ордой и уехал, а Панька стал говорить Хабибуле:

   -- Вот до чего тебя твое воровство довело! Такой ты большой молодец, а все твое молодечество не к добру, а ко злу. Ты бы лучше исправился.

   А Хабибула ему отвечает:

   -- Если я до сих пор не исправился, так теперь уж и некогда.

   -- Как это "некогда"! Только в том ведь и дело все, чтобы хорошо захотеть человеку исправиться, а остальное все само придет... В тебе ведь душа такая же, как и во всех людях: брось дурное, а Бог тебе сейчас зачнет помогать делать хорошее, вот и пойдет все хорошее.

   А Хабибула слушает и вздыхает.

   -- Нет, -- говорит, -- уже про это некстати и думать теперь!

   -- Да отчего же некстати-то?

   -- Да оттого, что я окован и смерти жду.

   -- А я тебя возьму да и выпущу.

   Хабибула ушам своим не поверил, а Панька ему улыбается ласково и говорит:

   -- Я тебе не шучу, а правду говорю. Хан мне сказал, чтобы я тебя "как свою душу берег", а ведь знаешь ли, как надо сберечь душу-то? Надо, брат, ее не жалеть, а пусть ее за другого пострадает -- вот мне теперь это и надобно, потому что я терпеть не могу, когда других мучают. Я тебя раскую и на коня посажу и ступай, спасай себя, где надеешься, а если станешь опять зло творить -- ну, уж тогда не меня обманешь, а Господа.

   И с этим присел и сломал на Хабибуле конские железные путы, и посадил его на коня, в сказал:

   -- Ступай с миром на все стороны.

   А сам остался ожидать здесь возвращения Хана-Джангара, -- и ждал его очень долго, пока ручеек высох и в бурдюке воды осталось очень немножечко.

   Тогда и прибыл Хан-Джангар со своей свитой.

   Осмотрелся Хан и спрашивает:

   -- А где Хабибула?

   Панька отвечает:

   -- Я отпустил его.

   -- Как отпустил? Что ты такое рассказываешь?

   -- Я тебе говорю то, что взаправду сделал по твоему велению и по своему хотению. Ты мне велел беречь его как свою душу, а я свою душу так берегу, что желаю пустить ее помучиться за ближнего... Ты ведь хотел замучить Хабибулу, а я терпеть не могу, чтобы других мучили, -- вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, -- пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная, потому что ведь я ни тебя, ни других никого не боюся ни капельки.

   Тут Хан-Джангар стал водить глазами во все стороны, а потом на голове тюбетейку поправил и говорит своим:

   -- Подойдите-ка все поближе ко мне; я вам скажу, что мне кажется.

   Татары вокруг Хана-Джангара стеснилися. А он сказал им потихонечку:

   -- А ведь Паньку, сдается, нельзя казнить, потому что в душе его, может быть, ангел был...

   -- Да, -- отвечали татары все одним тихим голосом, -- нельзя нам ему вредить: мы его не поняли за много лет, а теперь он в одно мгновенье всем нам ясен стал: он ведь, может быть, праведный.




УПРАВИТЕЛЬ

Я считаю, что человека за всякую вину__________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Однажды летом увидел я в молодых хлебах ________________________________

_________________________________________________________________________________________






Приложение 2

КАРТОЧКИ ДЛЯ ПЕРСОНАЖЕЙ




ПОМЕЩИК

Приходит однажды ко мне Панька с просьбой___________________________________

__________________________________________________________________________________________

По-разному я пытался его уговорить _____________________________________________

___________________________________________________________________________________________

ПЕТРУША

В тот день, выгуливая жеребят, я вздремнул___________________________________

__________________________________________________________________________________________

Управитель _________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________А Панька_______________________________________________________________________________









СОЛДАТ

Был у нас в полку ____________________________________________________________________

Однажды купил он пирогов с горохом_____________________________________________

___________________________________________________________________________________________Так и прослужил «профосом»______________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

ХАБИБУЛА

Встречу с Панькой я запомнил на всю жизнь. Однажды я ранен был______________________________________________________________________________________.

___________________________________________________________________________________________Я ответил Паньке, что мне уже некогда_________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Сберёг меня как душу свою

ХАН-ДЖАНГАР

Однажды попросил я Паньку _______________________________________________________

_____________________________________________. Страшною казнью собирался я

___________________________________________________________________________________________Когда же я вернулся, __________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________








Просмотр содержимого презентации
«лесков»

Любить, надеяться и верить… (по рассказу Н. С. Лескова «Дурачок»)  В чем счастье?..  В жизненном пути,  Куда твой долг велит – идти,  Врагов не знать, преград не мерить,  Любить, надеяться и – верить.   А. Майков

Любить, надеяться и верить…

(по рассказу Н. С. Лескова «Дурачок»)

В чем счастье?.. В жизненном пути, Куда твой долг велит – идти, Врагов не знать, преград не мерить, Любить, надеяться и – верить.

А. Майков

« Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе … Я с народом был свой человек…» В.А.Серов  Портрет писателя Н.С.Лескова

« Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе … Я с народом был свой человек…»

В.А.Серов Портрет писателя Н.С.Лескова

Н. С. Лесков «Дурачок»   «Я люблю заглавие, чтобы оно было живо и в самом себе рекомендовало содержание живой повести». Н. С. Лесков

Н. С. Лесков «Дурачок»

«Я люблю заглавие, чтобы оно было живо и в самом себе рекомендовало содержание живой повести».

Н. С. Лесков

Панька Должность у него была такая «всем помогать».

Панька

Должность у него была такая

«всем помогать».

? Панька – Панька – дурачок НЕ дурачок Панька отправился на войну Панька отпустил вора История с Петькой

?

Панька –

Панька – дурачок

НЕ дурачок

Панька отправился на войну

Панька отпустил вора

История с Петькой

  • управитель
  • Петька
  • помещик
  • солдат
  • Хан-Джангар
  • Хабибула
Панька - дурачок История с Петькой Панька идёт на войну Панька – не дурачок Панька отпускает Хабибулу Спас Петрушу от наказания, которое он мог бы не вынести Принял наказание вместо виновного Петруши Помогал защитникам Родины Отправился на войну, хотя его не призывали Попытался спасти душу вора Отпустил вора Любил других людей Не любил себя

Панька - дурачок

История с Петькой

Панька идёт на войну

Панька – не дурачок

Панька отпускает Хабибулу

Спас Петрушу от наказания, которое он мог бы не вынести

Принял наказание вместо виновного Петруши

Помогал защитникам Родины

Отправился на войну, хотя его не призывали

Попытался спасти душу вора

Отпустил вора

Любил других людей

Не любил себя

Нравственные принципы:

Нравственные принципы:

  • любовь к людям;
  • готовность помочь;
  • милосердие;
  • самопожертвование.
ВЫВОДЫ

ВЫВОДЫ

  • 1. Панька – не дурачок, а праведник.
  • 2. Праведник – это человек, который живет по законам добра, наделен любовью к людям, готовностью им помочь, самопожертвованием ради других.
  • 3.Если не будет праведников, мир рухнет.
Тайская социальная реклама  https://www.youtube.com/watch?v=nbttG-wWZuc

Тайская социальная реклама https://www.youtube.com/watch?v=nbttG-wWZuc

Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла. (Ю. Никулин)   Лучше терпеть зло, чем причинять зло . (Г. Гессе)   В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро . (Аристотель)
  • Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла. (Ю. Никулин)

  • Лучше терпеть зло, чем причинять зло . (Г. Гессе)

  • В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро . (Аристотель)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Яковлева Евгения Владимировна

Дата: 24.10.2016

Номер свидетельства: 351755


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства