Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) В.П.Астафьев "Капалуха"»
Конспект урока литературного чтению в 3 классе
учителя начальных классов высшей категории
старшего учителя ГУ ЛНР
«ЛОУСОШ №37 имени А.Н. Линева»
Поповой Татьяны Ивановны
Тема: В.П. Астафьев «Капалуха»
Цель: продолжить работу над произведениями о природе, познакомить учащихся с рассказом В.П. Астафьева «Капалуха», помочь найти главную мысль рассказа, учить выражать свое отношение к прочитанному, развивать навыки беглого осмысленного чтения, умение свободно ориентироваться в тексте, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет Астафьва В.П., карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока
I.Организационный момент
Урок чтения
Словно приключение!
С книгою в космосе ты побываешь
И в сказку поверишь,
И много узнаешь
О жизни животных,
О пользе растений.
Книга с нами всегда
- Вы урок чтения любите?
- Да!
И так, начинаем урок литературного чтения,
Вы улыбнулись, значит все в порядке,
Почаще смейтесь, радуйтесь и пусть
Улыбка станет утренней зарядкой.
II. Речевая разминка
1.Выразительное чтение стихотворения (запись на доске)
Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился -
Улетел, не извинился.
2. Интонирование
- Измените интонацию на вопросительную
Дунул ветер на березку?
Разлохматил ей прическу?
Ветер очень торопился?-
Улетел, не извинился?
3. Прочитайте, выделяя голосом, подчеркнутые слова
Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился -
Улетел, не извинился.
III. Мотивация учебной деятельности
- Я сорвал цветок – он завял
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони
Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте природы
Можно только сердцем.
- Это слова детской поэтессы А.Л. Барто.
- Как вы их понимаете? (Ответы детей).
IV. Изучение нового материала
- Сегодня на уроке мы с вами окунемся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадем в лес, а поможет нам в этом произведение В.П. Астафьева.
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Детство маленького Виктора было трудным. Мальчику было всего 7 лет, когда утонула в Енисее его мать. Виктор воспитывался бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат.
Осенью 1942 года Виктор Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Воевал до самой победы, имел воинское звание – рядовой. Награждён Орденом Красного Знамени и медалями «За отвагу», «За победу над Германией».
Осенью 1945 года вернулся со своей женой на её родину – в город Чусовой на западном Урале. Сменил много профессий, но в итоге стал писателем. С 1951 года его первые произведения печатались в пермских газетах.
Важнейшие темы творчества писателя – военная и деревенская. Очень много произведений о природе и необходимости бережного к ней отношения. Одно из первых произведений – школьное сочинение, превращённое в рассказ «Васюткино озеро».
Виктор Петрович Астафьев был удостоен Государственной премии СССР, премии «Триумф», Государственной премии России и Международной пушкинской премии (1997 год).
2. Собери пословицу
- Прочитайте название рассказа. Можно ли по названию определить, о чем именно пойдет речь в рассказе? (Ответы детей).
- А поможет нам в этом пословицы. На карточках у вас записаны сочетания слов. Соберите их так, чтобы получились пословицы. (Работа в парах).
Глупа та птица, тепла ищет.
Всякая птица дороже золотой клетки.
Воля птичке которой гнездо свое не мило.
- Что объединяет эти пословицы? Как вы их понимаете? (Ответы детей).
3. Постановка учебной цели.
- Послушайте описание и догадайтесь о какой птице пойдет речь в рассказе.
(Читает ученик)
Весной, как только спадет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать,- то есть петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает - будто нож на бруске затачивает. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет, - и поэтому ее называют … (глухарь).
- Оказывается капалуха - так сибирские охотники называют самочку глухаря.
4. Словарная работа
( Запись на доске)
Тайга - трудно проходимый лес.
Просека - полоса в лесу, очищенная от деревьев.
Пастьба - луг, где пасут скот.
Валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Папоротник - растения с крупными листьями.
Черничник - заросли черники.
Покоробленные - искревленные.
Напружены - напряжены.
Озираться - оглядываться.
Пихта - хвойное дерево.
5. Первичное знакомство с произведением (Чтение по частям).
1 часть (до слов: через сучковатый валежник).
- Какой лес описывает В.П. Астафьев?
- Что помог увидеть Астафьев в этом лесу? ( Ответы детей).
2 часть (до слов: гнали скот вместе с нами)
- Что описывает автор в этой части рассказа?
- Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?
6. Физкульминутка
Из-за парт мы быстро встали
И на месте зашагали.
Выше-выше потянулись
Сели-встали, сели- встали
За минутку сил набрались
Плечи ваши распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь
И за парту вновь садитесь.
7. Первичное знакомство с произведением(продолжение).
3 часть (до слов: вы поглядите на нее).
- О какой находке говорит нам автор?
-Как описывает автор гнездо глухарки?
- С чем он его сравнивает?
- Почему Астафьев выбирает именно такие слова и выражения?
- Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему?
- Что решили сделать мальчики с гнездом?
- Какое правило поведения в лесу забыли мальчики?
4 часть (до слов: сказал подошедший учитель).
- Найдите в тексте слова. Которые помогут описать поведение капалухи в тот момент, когда к гнезду приблизились люди. (Самостоятельна работа)
Зачитайте слова:
Металась в стороны
Крылья разброшены, мела ими
Закостенели от неподвижности
Пыжилась и не могла взлететь
- Почему автор выбрал именно эти выражения и слова?
(Чтобы показать состояние капалухи)
- Как вы думаете, почему она пыталась, но не могла взлететь?
(Она боялась за своих детей).
- Почему крылья закостенели? (Крылья закостенели от неподвижности)
- Что увидели ребята, когда капалуха, наконец, взлетел на ветку? (Голое брюшко)
- Почему брюшко у птицы было голое?
(Она выщипала перья сама, чтобы они не мешали греть яйца).
-А что еще увидели ребята? ( На груди трепещала кожа - так билось птичье сердце).
- Как чувствовали себя дети, когда убежали от гнезда капалухи? (Им было весело).
- Почему? (они были довольны своим решение не трогать гнездо).
5 часть (до конца) Дети читает самостоятельно
- Как изменилось поведение капалухи после ухода людей? (Сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза уже не следили за нами. Она целилась на гнездо?).
- Как объяснить такое поведение глухарки? (Она думала только о своих детях).
- Как она слетела с дерева? (Плавно).
- Почему плавно? (Она боялась потревожить яйца резкими движениями).
- Почему птица замерла? (Это бывает от страха, радости, неожиданности).
- Стало ли спокойно на душе у капалухи? (Нет).
- Подтвердите словами из текста («Но вся она была насторожена, вся напружена»).
8. Работа над иллюстрацией
- Расскажите, какой момент изображен на иллюстрации.
9.Закрепление
Характеристика героев
- Назовите героев рассказа (Капалуха, мальчики, автор).
- Выберете качества, которые подходят к героям рассказа. Можно придумать свои качества. (Каждый ряд анализирует своего героя)
самоотверженность бесстрашие
глупость безграничная преданность
отвага восхищение
Капалуха верность любовь
Мальчики равнодушие безответственность
Автор любознательность мудрость
- Как вы думаете, сколько основных моментов можно выделить в рассказе? ( Пять)
- Давайте восстановим их последовательность (Деформированный план рассказа)
1.Черничник (2)
2.Путь в тайге (1)
3.Снова в гнезде (5)
4.Находка (3)
5.Тревога капалухи (4)
V. Итог урока
- Прочитайте последний абзац рассказа
- Почему именно им завершает произведение В.П. Астафьев?
- Как вы думаете, изменится ли отношение мальчиков после этого случая?
- Чему учит нас этот рассказ?
Урок можно закончить стихотворением:
Берегите Землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стебле повилики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите Берегите Землю, берегите!
Берегите Землю, берегите! Чудо песен городов и вёсен, Мрак глубин и волю поднебесной, Откровение земли и неба – Сладость жизни, молока и хлеба, Берегите молодые всходы На зеленом празднике природы, Небо в звёздах, океан и сушу И в бессмертье верящую душу, - Всех судеб связующие нити. Берегите Землю, берегите!
VI.Рефлексия
Я узнал…
Я научился…
Мне было интересно...
VII.Домашнее задание
Подготовить небольшой рассказ о капалухе, как о заботливой матери.