kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План – конспект урока по литературе по теме: « Проблема авторского отношения к Базарову» ( по роману И. С. Тургенева « Отцы и дети»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема авторского отношения к Базарову в изучении романа И. С. Тургенева "Отцы и дети".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План – конспект урока по литературе по теме: « Проблема авторского отношения к Базарову» ( по роману И. С. Тургенева « Отцы и дети»)»













План – конспект урока по литературе

по теме: « Проблема авторского отношения к Базарову»

( по роману И. С. Тургенева « Отцы и дети»)























Учитель русского языка и литературы: Ямашева Н.Л.



Тема урока: « Базаров и его родители»

Проблема авторского отношения к Базарову в изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Цель урока: показать нравственно- философские проблемы романа и раскрыть при помощи авторского отношения к главному герою романа его идейное содержание.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Устные ответы учащихся ( монологического характера) на вопросы по домашнему заданию.

- Как и почему именно так относится Евгений Базаров к родителям?

- Почему между отцом и сыном не может быть духовной близости?

- Что привлекает нас в образе стариков Базаровых?

Ответы должны обосновываться самим текстом из романа.

2.Беседа, включающая сообщения учащихся, чтение и анализ отдельных эпизодов.

1.- Сравните встречу Базарова и Аркадия в доме Кирсановых и Базаровых. Чем она примечательна?

- Какая обстановка в доме у отца Базарова?

- Как относится Базаров к своим родителям?

- Почему Базаров через три дня решил уехать из отцовского уезда? Как относились родители к отъезду сына?

- Почему нет духовной близости между отцом и сыном?

- Как через авторское отношение к Базарову раскрывается идейное содержание романа?

2. Ответы учащихся с использованием эпизодов из текста по следующему плану:

- Образ « нового человека» в Отцах и детях»

- Базаров и Рудин – герои своего времени.

- Нигилизм как общественное явление в 60- е годы 19 века; его значение в идейной жизни России, в освободительном движении.

- Многогранность, противоречивость нигилизма.

- Мировоззрение Базарова. Его демократизм. Сложное отношение к народу.

- Крайние мнения и заблуждения Базарова и их причины.

- Авторское отношение к герою, выраженное в романе и в высказываниях Тургенева по поводу « Отцов и детей».

- Текст романа, его восприятие читательскими поколениями – объективная основа для суждений об авторской позиции.

3. Заключительное слово учителя и выводы учащихся.

Более острая драма происходит в семье Базаровых. Василий Иванович утверждает, что человек должен жить своим трудом, сам всю жизнь трудился и продолжает трудиться. Он, как и Николай Петрович, он прежде всего видит свою связь с веком в том, что « не без чувствительных для себя пожертвований посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу». Но тщетны усилия доброго старика. Жизнь стремительно движется вперед, и между ним и его сыном неизбежно возникает непроходимая пропасть. Он сам это сознает и склоняет голову перед молодежью: « Конечно, вам, господа, лучше знать; где же нам за вами угоняться? Ведь вы нам на смену пришли!».

- Каким образом авторское отношение к герою способствует раскрытию внутреннего мира героя?

Авторским положительным отношением окрашиваются не только индивидуальные, но и социально- типичные черты героя. Оказавшись в чуждой социальной среде, Базаров ведет себя просто, естественно, остается самим собой и даже с достоинством подчеркивает свое отличие от аристократов: по – простонародному произносит свое отчество» Васильев», без всякой фамилии обращается к ямщику.

Но уже при первом знакомстве с Базаровым Тургенев оттеняет и другое.

В конце 3-й главы после поэтического весеннего пейзажа, настроившего отца и сына на лирический лад, стихи Пушкина прерывает вдруг прозаическая реплика Базарова: « Аркадий, пришли мне спичку, нечем трубку раскурить!»

Зачем понадобилась Тургеневу эта сценка?

Слова Базарова разрушают лирическое вдохновение, заставляют умолкнуть отца, а сына – вспомнить о том, как « надо» себя вести по новым понятиям. Этой сценой Тургенев показывает, что Базаров глух к прекрасному, вносит отчуждение в отношения отца и сына – эти мысли будут затем развернуты во всем романе.

Пока же это первый диссонанс, предвещающий противоречивость авторской оценки Базарова.

Показывать прекрасные аристократические манеры Павла Петровича и пренебрежение к своему внешнему виду, автор утверждает органичную связь с народной почвой Базарова.

Сопоставление Базарова и Кирсановых идет неоднозначно.

Тургенев не зря называет Кирсановых « сливками»,ведь это люди передовые в дворянской среде, небезразличные к судьбам Родины и готовые выполнить гражданский долг, как его понимают; люди честные и мыслящие, отстаивающие свои убеждения; способные глубоко чувствовать и переступить сословные предрассудки. И все- таки рядом с ними Базаров оказывается исполином. По мысли Тургенева, именно он отвечает требованиям жизни.

Взгляды Базарова представляют собой стройную систему, многие его идеи соответствуют воззрениям революционных демократов. Но ведь Тургенев не разделял их идеи. Какова же позиция автора в споре?

Как она проявляется?

Учащиеся обнаружат, что она сказалась в исходе спора. Своей беспощадной логикой Базаров побивает доводы Павла Петровича.

Попытка защитить от критики хоть какие- то общественные устои не удалась, и автор не может не согласиться с Базаровым.

Несомненное уважение автора вызывает базаровская решительность, смелость, готовность идти до конца. Базаров в споре спокоен, потому что уверен в своей правоте; он не хочет спорить, презирая « болтовню», « бесполезные слова». Его противник рвется в бой, волнуется, бледнеет, срывается на личные оскорбления, потому что бессилен победить в споре.

Так, выражением авторской позиции является описание поведения героев.

Отвергая действительно заслуживающее отрицания, Базаров замахнулся на вечные ценности: любовь, эстетическое чувство, на то, что, по мысли Тургенева, составляет истинную красоту жизни.

Базаров неизбежно вступает в конфликт с самой человеческой природой, неотъемлемой частью которой являются любовь и поэзия. И поэтому писатель считает, что Базаровы лишь отчасти соответствуют потребностям общественного движения. Расчищая место»

Тургенев видел в любви неподвластную человеку слепую стихию, нередко порабощающую его. У высших натур, по мысли писателя, чувство всегда трагично, счастье может быть только мгновением. Базарову не удалось насладиться даже мгновением.

Всем дальнейшим ходом сюжета Тургенев доказывает, что даже такая незаурядная натура, как Базаров, не может силой своей воли преодолеть страсть.

- Возвышает это или развенчивает Базарова?

- Когда Базаров вызывает большее сочувствие: побеждая в споре Павла Петровича или безуспешно пытаясь победить самого себя?

Базаров во второй половине романа оказался ближе и читателю и самому автору.

Сама смерть героя психологически мотивирована в романе подавленным состоянием Базарова и тоже служит раскрытию авторской оценки: в ней соединены трагическая неизбежность и героическое, активное, возвеличивающее человека начало.

5. Домашнее задание.

Подготовить устные ответы на вопросы.

- Прав или нет Тургенев в своем понимании любви?

- Только ли катастрофа неразделенная любовь, или и она обогащает человека?

- Можно ли согласиться с Тургеневым, который в стихотворении в прозе «Воробей» сказал: «Любовь…сильнее смерти и страха смерти.- Только ею, только любовью держится и движется жизнь?»

- Что означают слова о вечном примирении и жизни бесконечной?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ямашева Нажия Латифовна

Дата: 09.11.2021

Номер свидетельства: 590852


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства